Сообщество «Схватка за Украину» 00:00 13 августа 2018

Русские дороги и украинские дураки

прекратит ли Киев железнодорожное и автобусное сообщение со "страной-агрессором"?

Неоднократно озвученная целым рядом «незалежных» политиков и правительственных чиновников — самым громким стало недавнее заявление министра инфраструктуры Владимира Омеляна — инициатива о возможном прекращении железнодорожного (и автобусного) сообщения со «страной-агрессором» c целью создания «санитарной зоны», вызвала весьма оживлённую реакцию по обе стороны российско-украинской границы.

В связи с этим, прежде всего, дискутировался вопрос, коснётся ли данный запрет только пассажирских перевозок или же будет распространен и на грузовые. Ведь в последнем случае речь пойдет про обвал торговли между двумя странами, которая, несмотря на всю воинственную риторику со стороны Киева, по итогам 2017 года выросла на 25,65%, до 12,85 млрд. долл. (экспорт России — 7,95 млрд. долл., экспорт Украины — 4,9 млрд. долл.). Особенно чувствительным для украинской экономики в этом случае станет прекращение импорта российского (и «донбассовского») угля — почти 19,8 млн. тонн на сумму в 1,55 млрд. долл. (это — без учета формально «американских» и «канадских» поставок морем).

Так что, судя по всему, включая контекст заявлений того же Омеляна, речь идёт исключительно о людях, а не грузах. Но, показательная деталь, в ходе обсуждений никто не выразил даже тени сомнения в способности и готовности киевских властей принять соответствующие самоубийственные решения, поскольку они уже неоднократно доказывали, что никакие законы: ни человеческие, ни законы природы, — им не писаны. Но при одном ключевом условии-уточнении — если с этого можно хоть что-то «наварить». Как это было, например, в случае с российским газом, который миллиардами кубометров закупается в виде «реверсных» поставок из Словакии и Польши, с разделом «маржи» между киевскими чиновниками и их коллегами из соседних государств.

Фактор «заробитчан»: слабительное одновременно со снотворным

«Послемайданная» экономическая ситуация на Украине от «домайданной» принципиально отличается тем, что одним из важнейших источников национального дохода, наряду с деньгами от «трубы», стали поступления «безвизового» экспорта рабочей силы, то есть от гастарбайтеров (по-украински — «заробитчан»), которые успешно заменили чёрную металлургию и химическую промышленность. В 2017 году данная статья доходов оценивалась в 9 млрд. долл., в 2018 году ожидается уже 11 млрд. долл., что составит примерно пятую часть официальной экспортной выручки «незалежной».

Данные поступления (кстати, реальные цифры могут намного превышать официальные) с лихвой перекрывают дефицит украинского торгового баланса (2,63 млрд. долл. в 2017 году), позволяя «незалежной» существовать в её нынешнем формате, но одновременно создают на внутреннем рынке растущий дефицит рабочей силы и спад производства. Если данная тенденция будет усиливаться, не за горами — крах всей украинской инфраструктуры, функционирование которой просто некому будет поддерживать. Армия «заробитчан» составляет, по разным оценкам, от 5 до 6 млн. человек, то есть почти четверть всего трудоспособного населения страны. Причем это количество делится примерно пополам (по 2,5-3 млн.) между Россией и Западом. И не слишком зависит от логистической близости украинских регионов к соответствующим рынкам труда: множество жителей западных областей Украины едут на заработки в Россию, а восточной и Южной — в Польшу, Италию и другие страны ЕС. Это вопрос, в большей мере, квалификации, чем географии.

Миллионы гастарбайтеры спасают Украину от дефолта, но одновременно уничтожают любые перспективы развития или хотя бы сохранения потенциала «незалежной» экономики. Такое вот «слабительное одновременно со снотворным, очень интересный эффект». Отсюда понятно, что одной из насущных задач киевского правительства в подобных условиях стало максимальное сохранение объёма валютных поступлений от «заробитчан» при максимальном снижении их численности. Ну, и про «наварить» не забывайте.

Если сравнивать номинальный уровень зарплат в России и в странах Евросоюза, то подобное сравнение окажется не в пользу нашей страны. Но на Востоке граждане Украины «закрывают», как правило, куда более престижные, комфортные и высокооплачиваемые рабочие места, чем на Западе, накладные расходы существенно меньше, поэтому в целом по коэффициенту «затраты/прибыль» получается примерно одинаковая эффективность.

Хотели как лучше… для себя

Следовательно, официальному Киеву, чтобы решить стоящую перед ним задачу, необходимо изменить это равенство, сделав трудовую миграцию в Россию невыгодной не только по сравнению с аналогичной миграцией в Европу, но и по сравнению с работой на территории Украины. Поскольку повышать зарплаты своим гражданам «евромайданная» власть не может и не хочет, у неё остаётся единственный выход — максимально «задрать» для них цену выхода на российский рынок труда. Тем более, что все провокационные попытки Порошенко и Ко, которые предпринимались с целью добиться этого руками властей РФ в качестве «ответных мер» и возложить на них ответственность за возникновение подобной ситуации, оказались безрезультатными.

Стоит напомнить, что осенью 2015 года Киев ввел запрет на полёты российских авиакомпаний, транзит военных грузов и грузов двойного назначения. А в октябре 2016 года были запрещены переводы денежных средств из России на Украину — правда, с некоторыми исключениями: для «Укрпошты», которую в июле того же года возглавил доверенный человек Петра Порошенко Игорь Смелянский, и для Альфа-групп, работающей через Укрсоцбанк.

Результат данных мер и в том, и в другом случае вряд ли обрадовал их инициаторов: те украинцы, которые раньше летали в Россию напрямую, стали делать это, например, через Белоруссию, Молдавию и даже Польшу. «Озолотиться» за счёт своих сограждан, поставив трансграничные переводы под контроль доверенных банковских структур, Порошенко и Ко тоже не слишком удалось: «заробитчане» попросту перестали пользоваться услугами платёжных систем. Так, в 2013, последнем «домайданном», году из России на Украину было переведено 3 млрд. долл., в 2014 году — 2,2 млрд., в 2015 году — 1 млрд., в 2016 году — 610 млн., а в 2017 году — только 516 млн. То есть налицо падение в 6 раз за четыре года «новой власти»!

При этом количество «заробитчан» с трезубым паспортом на территории РФ за это время ничуть не уменьшилось — скорее, увеличилось. Равно как и сумма реально заработанных ими денег. Которые теперь украинские граждане предпочитают провозить через границу «на себе» — благо, при этом всё еще можно не декларировать сумму до 10 тысяч долларов (на «западном» направлении — 10 тысяч евро). И подобная ситуация касается не только работающих в России. В 2017 году общая сумма переводов на Украину из-за рубежа по различным платежным системам составила 2,38 млрд. долл., или чуть больше четверти всех «заробитчанских» денег. Почему? Да потому что риски для получателей таких переводов на территории «незалежной» кратно возросли — не только из-за 15-20%-ного налога «с иностранного дохода», но и в связи с общим ухудшением криминогенной обстановки в стране. «Светиться» с валютой на стремительно нищающей Украине стало весьма небезопасным делом.

Что будет и чем сердце успокоится?

Если оценивать реальную перспективу и последствия отмены пассажирских поездов, а также рейсовых автобусов, следующих из Украины в Россию, то эта мера, конечно же, никакого существенного влияния на поведение «заробитчан» не окажет — пока на российской территории можно заработать деньги, люди будут здесь зарабатывать, и этот поток не остановить никакими административными запретами. Даже если всё протяжение российско-украинской границы будет закрыто колючей проволокой под током высокого напряжения и контрольными вышками с пулемётчиками на них. Концлагерь не может функционировать «частично». Граждане «незалежной», в случае необходимости, могут выезжать на заработки в Россию не только через Белоруссию, но и через страны Шенгенской зоны, благодаря знаменитому «безвизу».

А если «страна победившей гидности» всё-таки не рискнет устраивать у себя полный переход из Майдана в Майданек, то вариантов замещения будет вообще полным-полно. Прежде всего, в случае высокого платежеспособного спроса, можно будет пустить через территорию «незалежной» несколько дополнительных транзитных поездов в Молдавию (действующих уже сегодня не хватает, билеты раскупаются практически за месяц до даты отправления). И здесь ничем киевские власти помешать не смогут, если только не прекратят своё членство в Международном союзе железных дорог.

Никто не запретит «заробитчанам» и выезжать в Россию частным порядком, на личном легковом автотранспорте, переходя через пограничные КПП даже в «пешем строю» — зная ситуацию на границе, могу сказать, что необходимая «логистическая инфраструктура»: доезд до границы—переход—такси к российской железнодорожной станции или автовокзалу, — будет выстроена практически моментально. А уж про «дыру» на Донбассе и говорить не приходится…

Данный поток может быть ослаблен или даже полностью остановлен только в случае резкого ухудшения социально-экономической ситуации внутри РФ, предпосылок для чего — даже с учётом непрерывного усиления режима антироссийских санкций со стороны «коллективного Запада» — пока не наблюдается. Более того, за первую половину 2018 года экономика нашей страны резко повысила степень своей конкурентоспособности на мировом рынке: если за весь 2017 год профицит торгового баланса (по товарам и услугам) составил 130,117 млрд. долл., то за январь-июнь текущего года (по данным ФТС) — 98 млрд. долл., на 31,2 млрд. долл. (46,7%) больше, чем за те же шесть месяцев прошлого года. И никакие повышения НДС, пенсионного возраста, падения обменного курса рубля к доллару, etc. этот фундаментальный факт отменить не в состоянии. Конечно, если не допускать, что все эти гигантские (по текущему курсу — 6,5 трлн. рублей) деньги не будут снова пущены в иностранные ценные бумаги (а зачем тогда было выводить в апреле-мае из американских «трежерис» больше 80 млрд. долл.?) или на выкуп корпоративного внешнего долга отечественных «естественных монополий» и других олигархических структур.

Кстати, установление упрощённого приема в российское гражданство для граждан Украины — тоже не блажь и не «хитрый ход» президента Путина. Судя по всему, России вскоре понадобится намного больше рабочих рук, чем сегодня, в том числе и прежде всего — достаточно квалифицированных, с необходимым «инфраструктурно-советским» стандартом образования. Они здесь будут востребованы, и они здесь появятся — благо, для этого сегодня уже (или еще?) не нужно, как при Петре I, массово завозить в Россию всякого рода «немцев». Хотя вот буры из ЮАР просятся сюда всё сильнее… Да и миграционные потоки с западными странами в целом начинает выравниваться.

В этой ситуации инициативы киевских властей насчёт поездов и автобусов: мол, незачем вам, просвещенным европейцам, ездить в отсталую феодальную Россию, нечего там делать, а если мы решили идти в Европу, то должны идти в Европу, — всё больше напоминают лай басенной моськи. Только не на слона, а на русского медведя.

1.0x