Фото Андрея ЛУКИНА
Еще несколько лет назад утверждение, что вертолет может стать таким же обыденным видом транспорта, как автомобиль, вызвало бы у большинства людей недоверчивую улыбку. Сегодня же многие согласятся с этим, ведь права на управление вертолетом можно получить так же, как и в обычной автошколе — для этого нужно закончить курсы.
На пятую международную выставку вертолётной индустрии "HeliRussia" съехались и слетелись (для тех, кто прилетел на своих собственных вертолётах, была организована специальная вертолётная парковка, что, собственно говоря, пока еще для Москвы редкость) представители более двух сотен компаний из 18 стран мира.
На территории свыше десяти тысяч квадратных метров разместилось вертолётное царство военных и гражданских винтокрылых машин. "HeliRussia" — это единственная на сегодняшний день выставка в России, на которой представлен весь спектр не только продукции, но и услуг, предоставляемых вертолетной индустрией: проектирование, производство, модернизация, эксплуатация, сервисное обслуживание. Кроме того, здесь можно увидеть образцы навигационного оборудования, радиолокационного контроля и иного наземного обеспечения.
Главная премьера выставки — новый российский вертолет Ка-62, который должен поступить на рынок уже в 2014 году. По словам экспертов, это первая удачная попытка объединить в одном вертолете мощь и высокий уровень безопасности. Новый вертолет сочетает в себе традиционные свойства российских вертолетов, он надежен и прост в управлении. При разработке Ка-62 особое внимание уделялось таким качествам, как экологичность и повышенная экономичность эксплуатации. Эксперты убеждены, что расширенный функционал новой модели может обеспечить Ka-62 повышенный спрос как со стороны традиционных заказчиков, так и новых.
Кстати, это первая российская машина, где реализована комплексная программа безопасности экипажа и пассажиров. Кроме того, у нее особая конструкция шасси. Бывают случаи, когда отказывает рулевой винт — для вертолётов классической схемы это фатальное явление. Этот вертолёт позволяет в случае, если скорость больше 80 километров в час, продолжить полёт и осуществить посадку, как самолёт.
Горделиво стоя на помосте, новинка отечественного вертолётостроения позволяла собравшимся любоваться сочетанием красоты, комфорта, изящества и мощи сверкающего металла и стекла. Глядя на этот вертолет, практически у каждого сразу возникает желание "порулить" им. Возникло такое желание и у исполняющего на тот момент обязанности вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина: "Сегодня я, как и многие другие люди моего возраста, даже занятые определенной работой, — мы мечтаем обучиться вертолетному делу. Я с сегодняшнего дня принял решение пойти в школу и стать пилотом вертолета. И всем вам желаю сделать тоже самое!"
Пообещал научиться управлять вертолётом и известный российский гонщик Виталий Петров. "Вертолёты России" заключили партнерское соглашение с командой "Катэрхэм" — участником "Формулы-1", и теперь на автомобилях и комбинезонах гонщиков появятся логотипы холдинга.
Производство Ка-62 планируется развернуть на Дальнем Востоке, а первый полет должен состояться уже в августе следующего года.
Многие эксперты уверены, что наши отечественные вертолеты, насыщенные передовой авионикой, выходят сегодня на мировой уровень качества, приближаются к лучшим образцам вертолётной индустрии. Конечно, нам еще нужно поработать над воплощением технических идей и системного подхода, "подтянуть" машины по электронике, по оптимальным соотношениям мощности, эффективности, топливной экономичности. Есть еще чему поучиться и у западных партнеров. Но по некоторым параметрам наши машины превосходят иностранные аналоги.
Российские вертолеты славятся в мире своей надежностью и простотой, они широко эксплуатируются в разных странах и популярность их с каждым годом растёт.
Еще одну новинку выставки представила на суд зрителей российско-чешская компания "RUMAS Group". Это легкий двухместный вертолет сосной схемы "Rumas 10" и его версия с противопожарной системой тушения высотных объектов.
Кроме вертолетов на выставке были представлены так называемые автожиры — небольшие машины, летающие на обычном бензине. Хранить их можно в самом обычном гараже. А их цена (это не может не порадовать россиян) примерно равна цене обычного автомобиля среднего класса. Например, самый экономичный вариант обойдется в полтора миллиона рублей. В России на сегодняшний день уже существует несколько частных компаний, которые разрабатывают, сертифицируют и выпускают автожиры под конкретного заказчика. Создатели заявляют, что их машины отличаются высокой надежностью и несложным управлением, а сфера их применения достаточно широка: как патрульные машины или такси, для работы в сельском хозяйстве или, чтобы испытать удовольствие от полета.
В перспективе вертолеты должны стать не только удобным, но и быстрым видом транспорта. По словам генерального конструктора фирмы "Камов" Сергея Михеева, на смену классическим геликоптерам уже идут машины, сочетающие в себе возможности и самолета, и вертолета. Взлетать и садиться они будут вертикально, а летать — со скоростью около 500 километров в час. При этом такие вертолеты могут пролететь без дозаправки до 1500 километров.
Одной из целей выставки "HeliRussia", по словам устроителей, является расширение возможностей для российских вертолетных компаний по выходу на международный уровень. Правда, вертолеты сегодня — это один из тех немногих продуктов отечественного машиностроения, который эксплуатируется сегодня по всему миру. И если количество наших винтокрылых машин, бороздящих мировое небо, после этой выставки возрастёт, Россия от этого только выиграет.