Авторский блог Анатолий Родионов 20:12 8 октября 2019

РУССКАЯ ИДЕЯ. МЕТАМОРФОЗЫ КОММУНИЗМА

Безальтернативность Русской народной Советской Идеи для Человечества

РУССКАЯ ИДЕЯ. МЕТАМОРФОЗЫ «КОММУНИЗМА»

О пользе чтения словарей

Дело, конечно, не только в пользе чтения словарей, а чтения таких документов, которые не оставляют ощущения заангажированнос­ти, какой-то заданности, коньюктуры, когда между мной, читателем, и заинтересовавшей меня идеей нет посредников, толкователей или что-то в этом роде. А если и есть, то такие, которым присущ стро­го научный и объективный подход, опора на факты без идеологичес­кого пристрастия. Поэтому в предлагаемом материале будет много соответствующих цитат, на основе которых и будем делать выводы и умозаключения.

В прошлый раз я привлек Ваше внимание к программе КПРФ, т.к. это документ вызвал у меня ряд вопросов, и первый - почему партия называется коммунистической, хотя из текста это никоим образом не следует. Партийная программа - это обычно очень выверенный, тща­тельно подготовленный с привлечением партийной интеллектуальной элиты доку­мент. Поэтому, естественно, возникло желание разобраться в том, что же это такое "коммунизм".

И вот, листая недавно "Словарь для всех. Общедоступная энцикло­педия", изданный в С.-Петербурге в 1908 г.издательством "Полезное знание", прочитал следующее: "Коммунизм - общность, под коммуниз­мом разумеется такой общественный строй, при котором все члены данного общества пользуются известными, одинаковыми для всех пра­вами в политической и экономической жизни - в производстве и распределении хозяйственных благ, причем орудия производства (фабрики, земля и пр.) принадлежат всему обществу."

Ну что ж, давно знакомое по сути определение. Правда ничего не говорится о том, что это высшая стадия развития человеческого об­щества, светлое будущее человечества.

Читаем далее:

«Первобытный коммунизм (здесь и далее подчеркнуто мною- А.Р.) общественный строй, свойственный почти всем народам на известной ступени общественного развития .и характеризующийся коллективным производством хозяйственных благ, отсутствием частной собствен­ности и одинаковыми правами членов его на продукты потребления, произведенные коллективным трудом. Черты такого общественного устройства сохраняются и сейчас среди многочисленных диких пле­мен, следы же - и в жизни народов, давно вышедших из первобытной стадии развития. Коммунизм, как социальная система, как учение, имеющее в виду создание и практическое осуществление коммунисти­ческих общественных идеалов, встречается еще у греческих филосо­фов-Платона и Аристотеля. Христианство дало новый толчок для разия коммунистической идеи; первые христианские общины осущест­вляли его практически (!-А.Р.). Но по мере того, как христианство распространялось и теряло первоначальный характер, практи­ка .(!-А.В.) коммунизма постепенно исчезает, и является от поры до времени лишь как реакция против "порчи" христианства, как требование возвращения к первым временам христианской жизни, с одной стороны, с другой - как протест против крайностей экономического индивидуализма, разорения и обнищания низших классов населения. Такой характер - религиозно-экономического протеста имели коммунистические общины . Моравских братьев, анабаптистов, альбигойцев, лоллардов, беггардов, квакеров и мн.др.(см. соответств. слова). Коммунистический характер носило и движение левеллеров (см.) в Англии. Средневековый коммунизм .имел и своих теоретиков: Т.Мора, Кампанеллу и др. В новое время мы имеем длинный ряд теоретических попыток обоснования коммунизма и его практического осуществления: Морелли, Руссо, Мабли, Бабеф; в XIX веке-Буонаротти, Фурье, Сен-Симон, Кабэ, Консидеран, Базар и Анфантэн, Р.Оуэн и мн.др.(см. соотв.слова). Особенно многочисленные попытки основания коммунистических общин принадлежат последователям Фурье и Ка­бэ (в Америке). В России коммунистические идеи свойственны некоторым религиозным сектам (духоборы, многие раскольничьи секты), проводящим их и на практике. Среди русской интеллигенции известны многочисленные попытки основания "культурных скитов", колоний и пр. сторонниками так назыв. "опрощения", толстовцами и пр. развившиеся в период реакции 80-х и 90-х годов, последовавшей за разгромом "Народной воли"»

Прочитал, и как-то вдруг вывернулась мысль, что коммунизм , как форма организации человеческого сообщества сопутствовала ему во все времена его, человечества, существования, что сначала была практика коммунизма, потом - различные формы ее осмысления. Что коммунизм - это не только идея о светлом будущем человечества, но и его прошлое и настоящее. Он был , есть и будет с человечеством всегда , если человечество, конечно, заинтересовано в выживании.

И, самое главное, коммунизм реально(!) существовал и существует на практике во все времена, во всех уголках земли, при всех так называемых общественных формациях.

Получается, что коммунизм - это истинная, естественная цивили­зационная форма существования человечества, зародившаяся вместе с ним, развивающаяся вместе с ним, имеющая свои этапы и стадии раз­вития.

История коммунизма неразрывно связана с историей человечества, и чем больше коммунистического в человеческом бытии, чем шире и глубже берет человечество от этой «коммунистической» цивилизации, тем более динамично и гармонично оно, общество, развивается.

История человечества - это борьба двух цивилизаций, двух форм его существования: «Я - цивилизации» и «Мы – цивилизации», каждая из которых развивается по собственным законам, проходит свои стадии развития, постоянно взаимодействуя и завоевывая или теряя свои позиции.

СЕМЬЯ - первичная коммунистическая ячейка.

На самом деле - разве семья не есть первичная коммунистическая ячейка? Вернемся к определению коммунизма, особенно первобытного. Каждый член Семьи имеет что-то в личной собственности: одежда, игрушки, орудия труда и т.д. Но все это одновременно и собствен­ность Семьи, т.к. переходят по наследству, дарится друг другу, из­готавливаются для себя, а значит и для Семьи, для всех – «буржу­азной» собственности нет. Следовательно, в Семье индивидуальная собственность каждого является одновременно и собственностью Семьи. При этом те кто трудится, т.е. производит, добывает, обслужива­ет, воспитывает, обучает, делают это в принципе бесплатно, понимая, что просто по другому и нельзя. Все и всё на виду.

Семья заинтересована в своем воспроизводстве - отсюда соответствующее отношение к материнству, воспитанию, в том числе и с прив­лечением старшего поколения, стариков, приобщению молодых к труду и знаниям. Отсюда - и отношение к старикам. А отношение к работоспособным членам Семьи, труду, который и яв­ляется в глазах всех основой существования. Распределение обязан­ностей в зависимости от возможностей и т.д.

Таким образом, форма организации жизни семьи, как первичной ячейки человеческого сообщества, нельзя назвать иначе как комму­нистической.

Управление, организация.

В институте Семьи веками наработаны определенные схемы ее внутренней организации. Авторитет ума, старшинство, коллегиаль­ность - Семейный Совет (как мы сейчас говорим - советская форма организации).

Семья, как первичная ячейка, входила в состав и таких формиро­ваний как род, племя, семейная община, где принципы Семьи реали­зовывались в более сложной социальной организации, пронизывая всю ее структуру, сохраняя тем самым каждую семью в отдельности и «большую семью» в целом. Ссылаясь на исследования Максима Кова­левского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», Ф.Энгельс описывает юго-славянскую задругу, которая «представляет собой наилучший еще существующий образец такой семейной общины. Она охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут вместе в одном дворе, сообща об­рабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и со­обща владеют излишками дохода. Община находится под высшим управ­лением домохозяина, домачина (domacin), который представляет ее перед внешним миром, имеет право отчуждать мелкие предметы, ведет кассу и ведет ответственность как за нее, так и за правильный ход всего хозяйства. Он избирается и отнюдь не обязательно должен быть старейшим. Женщины и их работы подчинены руководству домохо­зяйки, домачицы (domacica), которой обыкновенно бывает жена дома­чина. Она также играет важную, часто решающую роль при вы­боре мужей для девушек общины. Но высшая власть в общине сосредо­точена в семейном совете, в собрании всех взрослых членов, как женщин, так и мужчин. Перед этим собранием отчитывается домохозяйн; оно принимает окончательные решения, чинит суд над членами, выносит постановления о более значительных покупках и продажах, ­а именно земли и так далее (вот откуда и советская власть! ­А.Р.).

Только около десяти лет тому назад было доказано, что такие большие семейные общины сохранились и в России; теперь все приз­нают, что они столь же глубоко коренятся в русских народных обы­чаях, как и сельская община. Они фигурируют в древнейшем русском своде законов, в "Правде" Ярослава, под тем же названием (вервь), как и в далматских законах; их и указания на них можно найти так­же в польских и чешских исторических источниках»

Обратим внимание, на дату написания - 1884 г. - всего лишь сто лет тому назад, за двадцать лет до образования первых Советов и тридцать с небольшим лет до установления советской власти в России.

И после этого нам внушается мысль, что коммунизм нам на­вязан.

И не семья - ли, как пример ячейки человеческого сообщества, в которой соответствие формы (коммунистической, советской) и содер­жания (социалистического) своего существования, обеспечивает гар­монию взаимоотношений между людьми, выработку определенных чело­веческих качеств и норм поведения, образа жизни, послужила осно­вой для возникновения идеи переноса такой организации жизни, та­кого жизнеустройства, на все человечество. Вспомним религиозные заповеди или «Моральный кодекс строителя коммунизма»

Различного рода общины, артели, коммуны, наконец, в каждом из этих социальных образований мы видим реализацию идеи Семьи, идеи коммунизма.

Ф.Энгельс в своей замечательной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», откуда и взят приведенный выше фрагмент, подробно и строго научно исследует институт семьи, формы ее и эволюцию. Применяет термин «домашняя община» А в при­мечании к первому разделу английского издания, написанного им вместе с К.Марксом «Манифеста коммунистической партии, он пи­шет: «За истекшее с тех пор время Гакстгаузен открыл общинную собственность на землю в России . Маурер доказал, что она была общественной основой, послужившей исходным пунктом исторического развития всех германских племен, и постепенно выяснилось, что сельская община с общим владением землей является или являлась в прошлом повсюду первобытной формой общества, от Индии до Ирландии. Внутренняя организация этого первобытного коммунистического общества в ее типической форме, была выяснена Морганом, увенчав­шая дело своим открытием истинной сущности рода и его положением в племени»

Ф.Энгельс в письме к Даниельсону Н. в Лондон 17.10.1893 г. отмечал:

«Между тем в России мы имеем фундамент первобытно-коммунистического характера, родовое общество, предшествующее эпохе цивилизации... Несомненно, что переход от первобытного аграрного коммунизма к капиталистическому индустриализму не может произойти без ужас­ного перелома внутри общества» Или: «...современная русская об­щинная собственность на землю .может явиться исходным пунктом коммунистического развития»

(К.Маркс и Фридрих Энгельс, предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста коммунистической партии»)

А в 1937 г. русский философ - эмигрант Н.А.Бердяев в своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма» написанной специально для западного читателя и изданной в 1937 г. на английском, а затем немецком, французском, испанском, итальянском и голландском языках писал: «Русский коммунизм трудно понять вследствие его двойного характера. С одной стороны он есть явление мировое и интерна­циональное, с другой стороны - явление русское и национальное. Особенно важно для западных людей (думаю, что и для некоторых русских тоже - А.Р.) понять национальные корни русского коммунизма, его детерминрованность русской историей. Знание марксизма тут не поможет." (Н.А.Бердяев «Истоки и смысл русского коммуниз­мА» стр7) И далее в главе «Русский коммунизм и революция» добавля­ет: «Только в России могла произойти коммунистическая революция»

«Первобытный… аграрный… средневековый…патриархальный…»

Вспомним, что слово «коммунизм» происходит от слова коммуна. Смотрю все тот же «Словарь для всех»:

«Коммуна - 1)община (городская и сельская). Низшее администр. деление во Франции, Бельгии и франц. Швейцарии. Управляется ком­мунальным или муниципальным советом (советская власть!-

А.Р.) и мэром (старшина или голова). Городские коммуны во Франции боролись с феодализмом, но в конце XIII в. пришли в упадок; зато в Нидерландах и особенно во Фландрии в начале XV в. добились пол­ной автономии и достигли блестящего расцвета. В Германии вольные города процветали в XIV - XV вв. и образовали знам. Ганзейский Союз. В Англии составили оплот политич. и гражданской свободы, а англ. нижняя палата до сих пор называется палатой общин , а члены ее коммонерами ...»

К этому еще можно добавить коммуны как муниципальные органы в Финляндии, кибуцы в Израиле - сельскохозяйственные коллективные хозяйства на коммунистических началах.

«Единица самоуправления» Или - локальное народовластие!

Но вот еще одно определение:

«Коммуна» (фр. Commune, от лат. communis общий, всеобщий) - 1) в сред­ние века - городская община, добившаяся путем длительной борьбы с сеньором грамоты, устанавливающей в тех или иных пределах незави­симость города от сеньора;

2) в период французской буржуазной революции конца 18 века - муниципальные самоуправления, в частности Парижа;

3) в настоящее время во Франции и некоторых других странах -низшая территориальная единица самоуправления ..

"Коммунизм (фр. Communisme, от лат. communis общий, всеобщий)- общественный строй ...)

(Словарь иностранных слов, Москва,1964 г.)

Отсюда вытекает, отметим это особо, что - коммунистическое общество отнюдь не является обществом всеобщего изобилия, т.к. такого состояния и каждый человек в отдельности, и, тем более, человечество в целом никогда не достигнут. Невозможность беспредельного расширения материальных потребностей связана для отдельного человека с его психологией, а для человечества - с ограничениями в энергоресурсах и экологией.

Но вот интеллектуальное, духовное и физическое развитие таким ограничениям не подвержено. Коллективное Я, т.е. сообщество из нескольких Я (например «Семь Я») объективно только тогда сможет развиваться как единое целое, как живой организм, когда будет заботиться о каждой своей «клеточке» - каждом Я. А каждое Я - об «организме» - обществе в целом. Только в таком случае это будет самоорганизующаяся, само­развивающаяся и самосовершенствующаяся система, обеспечивающая гармонию внутренних взаимоотношений и отношений с окружающим ми­ром, природой.

Берусь утверждать, что инстинкт самосохранения человечества во­обще может быть реализован и спастись если человечество осознает себя «Семьей» Тогда и люди, про­поведывающие организацию жизни общества на таких началах, могут называться коммунистами. А если они объединятся в партию, имеющую это своей программной целью, то это и будет коммунистическая партия.

II

Но вот в другом словаре иностранных слов (Москва,1954 г., Гос. изд. иностранных и национальных словарей) дано такое определение коммунизма: «... 0бщественный строй, идущий на смену капи­тализму в результате победы пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата (!?-А.Р.), в результате построения социалистического общества, осуществляемого народом под руководством Коммунистической партии. К.-высшая форма человеческого общества, коренным образом отличающаяся от всех предшествующих общественных формаций, начало которой положила Великая Октябрьская социалистическая революция... ...Главное орудие завершения строительства социалистического общества и перехода к полному коммунизму - советское социалистическое государство. Руководящей и направляющей силой социалистического государства является Коммунистическая партия»

Сравните два подхода к понятию «коммунизм» и решите, какое ближе к первоистоку - слову коммуна (семья). То определение коммунизма, к которому мы все привыкли, предлагает как аксиому руководящую и направляющую «силу». А это исключает: 1-принцип самоуправления; и 2-принцип всеобщности. И предполагает отсчет коммунистической эры от 1917 г.

Однако, в «Словаре для всех» (изд.1907 г.) упоминается "первобытный коммунизм". Т.е. коммунизм, коммуна, как форма организации жизни общества на принципах самоуправления и всеобщности существовал давно и, даже, существует в наше время как локальные об­разования в виде коммун, как органов муниципального самоуправле­ния во Франции, Швейцарии и некоторых других странах, кибуцы в Израиле.

Итак, принимаем к сведению, что – коммунизм - это форма организации человеческого сообщества на принципах общины, коммуны. Тогда, совершенно естественно, что он был «первобытным» и « средневеко­вым», «патриархальным» и «аграрным», «муниципальным» и т.д. и т.п.

Он, коммунизм, как - бы генетически встроен в структуру человеческого бытия и сопровождает человечество на всем протяжении его истории.

А может быть коммунизм это - качественно иная модель развития человеческой цивилизации, имеющая свою историю развития, свою судьбу , параллельная, где властвуют немногие над большинством через деньги, власть и СМИ. Может быть эти "всполохи" коммунизма в различные исторические эпохи, в тех или иных религиозных, культурных, социальных сферах, которые, то раз­гораясь, то затухая в противоборстве с искусственной цивилизацией индивидуализма - "Я - цивилизацией", подсказывают человечеству способ обретения гармонии внутри себя и в отношениях с природой. Может быть коммунизм - это "Мы - цивилизация", истинная по сути цивилизация, благодаря которой человечество только и сможет вы­жить и развиваться.

Может быть коммунизм - это некий подсознательный уровень по­ведения человечества, инстиктивный, способствующий его выживанию и самосохранению. В этом его сила, но в этом же его и слабость, т.к. он противостоит действиям ме ньшинства, рвущегося к власти над большинством при помощи денег, СМИ, религии, идеологии и оружия - действиям сознательным и целеустремленным.

Коммунизм, коммунистическая цивилизация - гораздо более древ­няя, чем классовая (капиталистическая) цивилизация, поэтому и бо­лее наивная, в своей нравственности и добропорядочности, человеч­ности. Будущее чело вечества зависит от того, сумеет ли в его по­ведении коммунизм из «подсознательного» перейти на уровень «соз­нательного», практического.

Но вернемся к теории научного коммунизма, её базовому программному документу – «Манифесту коммунистической партии» (МКП), написанному К.Марксом и Ф.Энгельсом в 1848 г.

Какой смысл вкладывали они в понятие коммунизм?

В книге «Коммунистический манифест» (Лондон,1890г.) Ф.Энгельс пи­сал:

«Но в 1887 г. континентальным социализмом была почти исключитель­но теория, провозглашенная в "Манифесте" (коммунистической пар­тии - А.Р.)

...В настоящее время он («Манифест»-А.Р.) несомненно является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы ....

...И все же в момент его появления мы не могли назвать его социалистическим манифестом....

... Социализм означал в 1847 г. буржуазное движение, коммунизм ­рабочее движение. Социализм, по крайней мере на континенте, был вполне благопристойным, коммунизм - как раз наоборот. А так как мы уже тогда весьма решительно придерживались того мнения, что "освобождение рабочего класса может быть делом только самого ра­бочего класса", то для нас не могло быть и минутного сомнения в том, какое из двух названий нам следует выбрать. И впоследствии нам никогда не приходило в голову отказываться от него»

Таким образом, во время появления «Манифеста ...» К.Маркс и Ф.Энгельс словом «коммунистический» выделили свое учение, свою программу, возглавляемое ими движение среди существовавших социа­листических учений, движений и программ в связи с тем, что под именем социалистов, по словам Энгельса, разумелись в то время, с одной стороны, сторонники различных утопических систем, с другой - сторонники улучшения положения рабочих на почве капиталистического строя.

«Социализм обозначал буржуазное движение, коммунизм - чисто ра­бочее, требовавшее коренного переустройства общества и полагав­шее, что освобождение рабочего класса должно быть делом самих ра­бочих. На основании этих соображений название коммунистов и было принято сторонниками научного социализма, и программа, излагавшая теоретические и тактические взгляды партии, получила название Коммунистического манифеста» («Словарь для всех. Общедоступная энциклопедия» С.- Петербург. 1908 г.)

«Ближайшая цель коммунистов, та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом государственной власти.

...Отличительной чертой коммунизма является не отмена частной собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.

В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» - так написано в «Манифесте»

Таким образом, основоположники научного коммунизма, на современ­ном им этапе развития человеческого общества, возможность реализации коммунистической идеи увязали с революцией как способом , на­сильственным, и пролетариатом, как исполнителем:» Пролетариат, самый низший слой современного общества, не может подняться, не может выпрямиться без того, чтобы при этом не взлетела на воздух вся возвышающаяся над ним надстройка из слоев, образующих официальное общество. ...Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти» («МКП")

И еще один важный момент:

"Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими произ­водственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает .классы вообще, а тем самым и свое собственное господство, как класса»

Запомним это!

Здесь очень важно обратить внимание на мысль основоположников научного коммунизма, что, завоевав политическую власть и отменив старые производственные отношения, т.е. частную собственность на средства производства, пролетариат не закрепляет тем самым за со­бой господствующее положение в обществе, т.к. в политическом смысле ликвидирует все классы вообще, в т.ч. и буржуазию и себя как класс, в частности. В соответствии с первыми же декретами Со­ветской власти заводы и фабрики стали принадлежать рабочим, как и земля крестьянам. Нет пролетариата, нет и диктатуры его.

«Советы - это русская форма пролетарской диктатуры» - это опре­деление В.И.Ленина («Пролетарская революция и ренегат Каутский» т.28,стр.236), таким образом, не является корректным.

Логично допустить, что это положение касается и коммунистичес­кой партии, хоть и передовой, но части пролетариата.

А заканчивается раздел Манифеста «Пролетарии и коммунисты» словами: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»

Очень обще, но смысл понятен, так как - ассоциация, это-общество, товарищество, союз равноправных, как в коммуне.

В «Предисловии к немецкому изданию 1872 г. года» К.Маркс и Ф.Эн­гельс пишут: «В особенности Коммуна доказала, что рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих целей»

Итак, старая буржуазная государственная машина управления обществом не годится, а новая - только на принципах коммуны.

Какие же выводы из всего сказанного выше?

Итак - коммунизм как учение-это теория научного социализма К.Маркса и Ф.Энгельса.

Коммунизм, как форма организации общества, развивается вместе с развитием человечества, сопровождает его во времени и пространстве (первобытный, патриархальный, аграрный и т.д.) – это процесс, развитие которого идет в опосредованной зависимости от сме­ны общественно-экономических формаций или, в более общем смысле,­ процесса совершенствования человечества.

Коммунизм -это форма организации общества, способствующая его гармоническому развитию и, даже, выживанию человечества вообще.

А вот как определялся коммунизм в Программе КПСС:

«Коммунизм-это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе со всесторонним раз­витием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного бо­гатства польются полным потоком (! – А.Р.) и осуществится великий прин­цип "от каждого по способностям, каждому - по потребностям". Ком­мунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознатель­ных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потреб­ностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут при­меняться с наибольшей пользой для народа".

Это определение вошло и в измененную программу КПСС, принятую на ХХVI съезде КПСС, в 1986 г. - последнем в ее истории.

Что-то вроде рая на земле. Совершенно недостижимая, нереальная цель. И, главное, это - конец развития человечества, т.к. изобилие достигнуто, конец процесса его развития, смерть! И уж тем более это не может быть целью для всего человечества, даже с точки зрения ограниченности энергетического потенциала Земли, т.к. предполагается материальное изобилие. Своего рода вариант «золотого миллиарда»

Такая вот метаморфоза коммунизма: от очень общей формулировки коммунистического общества К.Маркса и Ф.Энгельса, как ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием развития всех (без упоминания об уровне материального потребления и формы власти (Советов тогда еще не было -А.Р.) до фантастического – «...все источники общественного богатства польются полным по­током» Акценты совсем не те. Цель ложная! Недостижимая в принци­пе!

(Я сознательно выделил в обоих определениях только то, что отличает их друг от друга)

Коммунизм по Марксу это - общность, общественный строй, при кото­ром все члены данного общества пользуются известными, одинаковыми для всех правами в политической и экономической жизни - в произ­водстве и распределении хозяйственных благ, причем орудия произ­водства (фабрик , земля и пр.) принадлежат всему обществу.

И все!

И это возможно только при народовластии, «чистой» демократии, т.е. при Советской (народной) власти.

Без советской власти, без истинного народовластия, говорить о коммунизме, как форме, и социализме, как содержании, бессмыслен­но!

В.И. Ленин: «Коммунизм – есть советская власть плюс электрификация всей страны»

Советская власть первично, остальное вторично.

Прмечание. Эта статья была написана ещё до выхода моего на Рускую советскую Идею.

Родионов А.В.

Приложение.

1. «…если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, преждевременно затеял дело свое.»

Княгиня Волконская М.Н. жена декабриста князя Волконского С.Г.

2. «В последнее время меня очень занимали социалистические и коммунистические вопросы – многое я прочитал об этом предмете з М.А. и против – последнего больше, но все-таки, остался уверен, что в основании новых учений, без ведома даже изобретателей, скрывается христианская истина, что все социалистические и коммунистические учения не останутся без последствий и принесут вожделенный плод»

Фонвизин М.А. генерал-майор, декабрист, участник войны 1812 г.

1.0x