РУССКАЯ ИДЕЯ. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ»
«ВОЗРОЖДАТЬ …возродить что… производить,
создавать сызнова, вновь.
восстановлять, возобновлять;
-ся, рождаться снова, обновляться
или быть возраждаему»
(Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Вступление
Если посмотреть «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (1866 г.), то мы увидим, что для русского народа слова-понятия «язык» и «народ» суть одно и то же: «Язык-…народ… Народ - …язык…» Так что любой, кто считает себя русским должен иметь такое же суждение. Как и Пушкин А.С.:
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык»
1812 год, «нашествие дванадесяти языков»
Да и на войне разведчики брали и берут именно «языков»
Когда мы говорим о возрождении России, т.е. «Государства», то необходимо иметь в виду, что Государство - это форма и способ существования народов. Но границы современных государств прямо на наших глазах «рисуются» без учета территории проживания народа или народов, если хотите – цивилизаций, и их, народов, представлений о том, каким оно, государство, должно быть?
А каким же оно должно быть в принципе?
Это легко определить и проверить по истории человечества, частью которой и являемся мы «человеки». И истории Земли, Природы, частью которой являются все человеки - Человечество. А раз так, то Часть только тогда является частью Целого, когда обе они следуют неким общим законам существования. Как говорится, с низу до верху.
Да и по здравому смыслу. Ведь человечество существует миллионы лет. Возраст не маленький, поэтому следует присмотреться, за счет чего такое долголетие. Только за счет следования законам Целого – Природы, а именно законам Семьи.
Каждый человек на Земле рождается и живет в Семье. Это его первый уровень, среда обитания, мир бытия и, следовательно, основной, определяющий его, человека, понятие, представление о взаимоотношениях между людьми. Отметим, что все социалистические учения произошли из семьи. И действительно, в семье не все члены семьи добывают пищу, но для всех; не все готовят ее, но для всех. Результаты труда некоторых делятся на всех, в том числе на малых детей (будущих работников, отцов и матерей), , немощных стариков (за их прошлый труд) молодых матерей и т.д. И вырабатывается соответствующее отношение у каждого члена семьи ко всем, ощущение семьи, как Целое, где один для всех, все для одного. Отношение к материнству, детству, старикам, работникам, инвалидам, немощным… и т.д. Таким образом, основы мировоззрения, представления о том, какими должны быть взаимоотношения между людьми закладываются в Семье. И не только между людьми, но и с Природой – животный мир, земля, от которой зависит и само существование семьи, да и всего человечества.
Разве можно с этим не согласиться.
Следующий уровень организации, существования Человека – общество, которое его окружает. Но ведь это же сообщество семей. Другого не дано. Следовательно, и взаимоотношения уже внутри этого сообщества семей неизбежно, чтобы быть Целым, должны соответствовать опять-таки законам Семьи.
Поднимаемся на следующий уровень или масштаб рассуждений – Человечество. Ничего не меняется – ведь мы же всё равно внутри Целого. Значит и Человечество это семья семей. При этом масштаб даже менять не надо. В любой «точке» Человечества, оно, по сути, является внешней средой для каждой семьи. Просто общество наиболее близко к ней.
Отсюда вывод: Семья – это способ существования Человечества. Единственный, объединяющий две ипостаси Человека: Био (как часть Природы) и Социо (как часть Социума-Человечества) Иного не дано.
Отсюда, по здравому смыслу, вывод:
Человечество (Народы) или Земля («Народ и занимаемое им пространство» Даль В.И.) будет иметь Будущее только при условии организации Жизни по принципу Семьи.
Другого просто не дано.
Только после таких размышлений и можно говорить о возрождении России-Государства.
И здесь не будет ничего личностного, не будет оснований для споров – только следуй подсказкам Природы, возраст которой миллионы и миллионы лет.
Второй момент. Раз мы говорим о народах вообще и, в первую очередь, о русском в частности, то вернёмся назад к эпиграфу и посмотрим, что понимал, какое понятие, вкладывал именно русский народ в слово возрождение.
«ВОЗРОЖДАТЬ …возродить что… производить, создавать сызнова, вновь. восстановлять, возобновлять;
-ся, рождаться снова, обновляться или быть возраждаему»
И вот только после этого-то и можно говорить
О ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ
«Государство – страна, земля, народ,
управляемые государем»
(Даль В.И. «Толковый словарь…»)
Княжества... Царство... Империя...Республика..
Киевская Русь... Россия....
Советская Россия...РСФСР...Советский Союз...
Российская Федерация, она же Россия, она же Russia (?!)
Язычество... Православие: «древлее» и «истинное»…
Социализм: с «человеческим лицом» и без, «развитой» и не очень... шведский...
Коммунизм: советский...евро... китайский...православный...
Россия: Православная (Русь), Святая (Русь), Советская, президентско-парламентская.
Все эти и другие понятия, слова и идеи, отдельно и в различных сочетаниях, используются сегодня в разговорах о возрождении России. И бесконечные ссылки на различных философов, писателей, общественных деятелей, отечественных и зарубежных, на святых старцев...
Библия... «Манифест коммунистической партии»...»Моральный кодекс строителя коммунизма»
...Христос...Маркс...Ленин...Бердяев...Флоренский...Сергий Радонежский...
митрополит Иоанн...
Такой же «букет» представлений о русских:
православные, коммунисты...советские...россияне, руссияне (RUSSIAне).
«Россияне» - поданные России - любого вероисповедания; русские - только православные; советские: тоже вроде бы любого вероисповедания, но - больше все-таки атеисты; коммунисты - интернационалисты - атеисты, хотя, правда, могут быть и верующими; руссияне – те, кто живёт в RUSSIA что ли?
Приблизительно таков набор фрагментов «Россий», представлений о России и русских , из которых и пытаются «сконструировать», создать, слепить, возродить Россию «настоящую», «взаправдашнюю», истинную.
Курьезно то, что базой для «возрождения» служит именно нынешняя РФ-ия, страна с таким государственными устройством и идеологией, каковых вообще не было у всех предыдущих Россий, т.е. у неё нет вообще исторического фундамента. И уже только по этой причине, просто по здравому смыслу, в принципе нельзя говорить о возрождении России на основе РФ-ии.
Но рассмотрим тему более подробно.
Выясним, что же это такое «Россия-государство» И не под углом зрения (в масштабе) какого - либо конкретного человека, одного из миллиардов живших и живущих ныне на земле, а с точки зрения Народа, как Исторического сообщества, и в тех временных границах, которые очерчены (зафиксированы), русским языком, как он представлен «Толковым словарем живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Такой подход позволит нам не ограничиваться видением какого - либо конкретного человека, одного из миллиардов живших и живущих на земле людей, опираться на его мнение, с одной стороны; и не «размазаться» во времени, с другой.
Как вы убедитесь в дальнейшем, это не только не помешает нам в оценке происшедшего с Россией и русскими в последнее 1000 - летие, но, наоборот, прояснит ситуацию, т.к. выводит на иной масштаб размышлений и оценок, историко - культурный, что позволит совершенно объективно и беспристрастно дать оценку не только различным Россиям, тем или иным личностям, политическим деятелям, философам, программам, идеям и идеологиям на предмет их «русскости», соотнести ту или иную «Россию» на соответствие её с мировоззрением русского народа, с Русской народной Идеей.
С этим мы и приступим к разговору О ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ.
Как видно из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля слово «возрождать» толковалось русским человеком, как «...создавать сызнова, вновь; восстановлять, возобновлять...» (написание слов здесь и далее современное - А.Р.)
После Отечественной войны 1812 года сгоревшая Москва возрождалась, также как и другие города и села тогдашней России, порушенные нашествием «дванадесяти языков». Сама же Российская империя как государство никуда не исчезала, ей был нанесен только материальный ущерб («только» – так как всё остальное: политический строй, уклад жизни и т.д. остались неизменными).
Также и Вторая мировая, для нас Великая Отечественная, война нанесла колоссальный урон России-СССР. Затем шло восстановление Советского Союза - страна именно возрождалась, т.к. общественно - политический строй оставался прежним, как и до войны, а вот города, села, промышленность, количественные показатели - население, валовый продукт и т.д. действительно необходимо было восстанавливать, возрождать и наращивать.
Аналогия с человеком: был здоров, заболел (изменились температура, давление и т.д.), начал лечиться, вернулся к прежнему состоянию - восстановился, возродился, продолжает жить, творить…
Так какую же Россию возрождать?
Нынешнюю РФ-ию ? Но она, образно говоря, «расстреляла» Россию-СССР и живет за ее счет, а, по большому счету, за счет всех предыдущих Россий» Ни политический строй, ни духовно-нравственные ценности – ничто не воспроизводит прошлое: президентов во главе государства отродясь не бывало, не говоря уж о «спикерах», «мэрах» (вообще-то идиотизм – не русское спикеры в старорусской Думе; тоже и мэры…)
Государственное устройство РФ–ии представляет жуткую смесь Россий 1905-17 г.г., когда попытки ввести конституционную монархию по факту не удались, а парламентская форма правления только ускорила распад страны. Поэтому все разговоры о возрождении России на базе РФ-ии не имеют никакого смысла, абсурдны, хотя они и сопровождаются глубокомысленными рассуждениями некоторых о каких-то западных демократиях и «цивилизованных» государствах, либерализме… Именно про таких «политиков» было написано еще в XIX веке, 150 лет тому назад русским поэтом:
«Напрасный труд – нет, их не вразумишь,-
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация - для них фетишь,
Но не доступна им её идея.
Как перед ней не гнитесь, господа,
Вам не сыскать признания от Европы :
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы»
(Ф.И. Тютчев, 1867 г.)
Да и в целом о Российской империи конца ХIХ века, самодержавной и православной, он же :
«Куда сомнителен мне твой,
Святая Русь, прогресс житейский!
Была крестьянской ты избой -
-Теперь ты сделалась лакейской»
Российская Федерация восприняла от предыдущих Россий только те их состояния, и их комбинации, которые, во-первых, были исключительно кратковременными, т.е. не типичными, и, во-вторых, предшествующими и ускорившими обрушение России самодержавной и России парламентской.
Россия-СССР вышла из Советской России 1917-20-х годов, которая, в свою очередь, «перешагнула» Россию 8-месячную буржуазно-демократическую, возникшую на месте отмершей Российской империи. И все это происходило на протяжении жизни одного поколения
А до этого была Русь царская, «святая», Киевская, удельные княжества…
Так что же возрождать – «создавать сызнова, вновь; восстановлять, возобновлять» ?
И, вообще, разумно ли пытаться возрождать то, что не выдержало испытания временем, Историей, что разрушилось не в результате нападения извне, но – вследствие внутреннего «раздрая», когда русские изничтожали русских же и все – за Россию. Так было с Россией самодержавной и с Россией – СССР. Конечно нет.
Некоторые, ратующие за возрождение России, говорят о некоей «святой» Руси, России. Определение «святая» ничего не говорит само по себе. Русская православная церковь освящала все те порядки в стране, которые, собственно говоря, и привели к смене Россий, ни одна из которых не обладала исторической устойчивостью.
При этом возникает масса вопросов:
Православная или «святая» Россия с крепостным правом или нет ? ... с патриархом или с обер - прокурором Синода, назначаемого императором (генсеком, президентом …) ?
Монархией конституционной или абсолютной, с Романовыми или …?
Тоже самое и с Россией социалистической» - с одной «руководящей и направляющей» партией или многопартийность? И как насчет Советов?
Или принять, опять – таки, чужую (западную, щведскую, китайскую …) модель.
И имеет ли вообще смысл возрождать то, что с такой легкостью, формально росчерком пера одного человека (императора, генсека…), отмирало ? При том, что каждая последующая Россия с яростью отвергала предыдущую, и убивали друг друга русские, опять-таки, за…Россию же! Каждые за свою.
Так патриотами какой России мы являемся? О возрождении какой мечтаем? Какой преданы или какую предали ?
И почему русский народ, как говорят, даже «государствообразующий», меняет, «образует» эти самые государства («России» - среду своего обитания), притом не единожды в течение одного поколения, и каждый раз с уничтожением миллионов русских людей и все возрастающим ущербом для самого своего существования, подрывом своего потенциала развития ?
Кажется, все возможные формы государственности «примерила» на себя Россия за последние сто лет: монархия, конституционная монархия, парламентская республика, советская, политбюрократия, президентская… Одновременно с государственностью менялась, соответственно и, государственные же, вера, идеология (православие, коммунизм, либерализм…) и также – на взаимоотторгающие.
И если внешний враг не мог одолеть русских, которые в моменты опасности вставали как один и побеждали, значит именно внутри самого Государства «Россия», в различных его ипостасях, похоже, постоянно шел процесс, работал механизм самоликвидации, самоуничтожения, с одной стороны, или поиск каких - то других, более соответствующих представлению русского народа, формы его организации, с другой.
Одна Россия сменяет другую, обе истекают кровью, народ частью жалеет об ушедшей, частью - радуется новой. Затем всё повторяется. Русские вновь идут на русских - сторонники одной России на сторонников другой...
Может быть, «России – Государству» и не нужны русские ?
Или русским не нужна «Россия – Государство» ? А может, и то и другое ?
Попробуем разобраться.
«Государство – царство, империя, …земля, страна под управлением государя…» («Толковый словарь…» В.И. Даль).
А ведь, действительно, как бы ни называлась Россия, какой бы тип государства на себя ни «примеряла», управлялась и управляется-то фактически одним человеком – государем (императором, генсеком, президентом) За двумя исключениями: февраль – октябрь 1917 года (всего 8 месяцев) и октябрь 1917 – 20-е годы. В первом случае, Россия - парламентская республика, стремительно распадалась; во втором - советская республика – показала колоссальную жизнестойкость и способность к развитию, преодолела мировую войну, разруху, интервенцию 14 самых развитых в военно-промышленном отношении государств, гражданскую войну, голод … и дала мощный импульс развитию Державы – России-СССР ).
Итак, отмечаем: удельные княжества, царская Русь, самодержавная Россия, поздний СССР и РФ-ия при всем различии форм государственности, государственных идеологий и общественно – политических устройств имели один общий признак – авторитарная система управления, авторитарная Власть
Да – да и РФ-ия тоже, по сути, по факту.
Но вот что писал о наших предках в VI веке византийский историк Прокопий Кессарийский:
«Народ этот не управляется одним человеком, но исстари живет в народовластии. Поэтому все, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща»
«…не управляется одним человеком…живет в народовластии..»
Октябрь 1917 г.: «Вся власть Советам!», т.е. народу – рабочим, солдатам, крестьянам.
Высшим органом власти стал Всероссийский Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. По всей стране буквально за несколько месяцев власть на местах перешла в руки Советов всех уровней. Народ действительно стал хозяином своей страны. Идея Советов, народовластия, была воспринята русским и всеми народами России и даже за ее пределами, как своя, кровная, народная.
Да и в последующем в сознании советских людей многие годы сохранялось убеждение в том, что народ – хозяин своей страны и власть, советская, принадлежит ему. Однако постепенно идея народовластия была отодвинута на отдаленное будущее – коммунизм, и то при условии, как было записано в программе КПСС, возрастания руководящей роли коммунистической партии.
Никакого здравого смысла. Абсурд. Власть под руководством! Воистину «Умом Россию не понять…»
И все-таки, возвращаясь к Октябрю 1917 года, зададимся вопросом: «Смогли бы 240 тыс. большевиков повести за собой 140-миллионную крестьянскую Россию, с развалившейся экономикой, государственностью, истощенную первой мировой войной, если бы не их лозунг «Власть Советам! Землю крестьянам ! Фабрики рабочим ! Мир народам !» ?
И русский, затем уже советский, многонациональный народ, заряженный идеей народовластия, за короткий срок достиг небывалых успехов в культуре, образовании, науке, технике, медицине, социальной сфере, победил во Второй мировой, для нас Отечественной войне. Но за ширмой партийного руководства страной, народом, Россия - СССР опять стала «землей, страной… под управлением государя», то бишь генсека, президента (смотри статью 6 Конституции СССР) И мощнейшая по всем показателям держава СССР обрушилась как карточный домик.
Еще одной России не стало, а следующая стала называться Российской Федерацией.
Так какую же «Россию» возрождать ?
Похоже, что Россия – Государство для русского народа ещё не Россия, точнее не та Россия. Может быть Россия ( или Русь ?) в (под)сознании русского человека это некая Мечта, Идея, а Государство стояло и стоит между Народом и этой Идеей ?
До сих пор мы говорили о всех Россиях, в основном, с точки зрения их государственного устройства, политической организации. Но при разговорах о возрождении России нередко можно слышать о святой Руси, православной России, социалистической, коммунистической и даже в таких сочетаниях как «русский православный социализм»
В своих работах «Русская Идея и Православие», «Русская Идея и Коммунизм» и др. я подробно останавливаюсь на сравнении Русской Идеи с идеями православия и коммунизма, с Русской народной Идеей. сейчас только отметим, что обе они обслуживали авторитарную, как было выше показано, власть, «государство» Обе пришли к нам извне, и ни та, ни другая не спасли Россию от катастрофы. А то, что навязывается нам под видом «либерализма» к России не имеет вообще никакого отношения, разве что к её разрушению.
Выводы
1. Тысячелетняя история России показала, что организация русского народа, государственность России, основанная на власти одного человека, не избираемого народом и не подконтрольного ему, не выдержала испытания временем. В этом смысле русские не только не являются «государствообразующим», но наоборот – «государствонесовместимым» народом, следовательно, говорить о возрождении России в форме «государства», с «государем», во главе, нет никаких оснований, просто глупость.
2. Говорить о возрождении России на базе нынешней РФ вообще бессмыслица, полное отсутствие здравого смысла, т.к. подобных Россий вообще не было в её истории и, следовательно, РФ не имеет исторической основы, исторического фундамента.
3. Не удержали Россию от социальных и политических катастроф идеи православия и коммунизма, обе они служили «государству», поэтому они не могут рассматриваться в качестве национальной, точнее, народной русской идеи.
4. И если уж говорить о возрождении России – Государства, то необходимо учесть, что из всех шести Россий ХХ века (самодержавная, конституционная монархия, буржуазно-демократическая республика, Советская, СССР и РФ), именно Советская Россия и ранний СССР (до 1953 г.) сочетали именно народовластие («Власть Советам») и семейный принцип как основу, как принцип организации Государства и показали исключительную способность к развитию, устойчивостью к внешним угрозам и, следовательно, наиболее полное соответствие государственного устройства представлению не только русского народа, но и всех народов \России более 150 национальностей об организации их жизни, т.е. о соответствии Русской Народной Идее.
5. Мировая Идея Семьи, как и мирового Совета или советского Мира - в целом Русская народная Идея (см.Родионов А.В. «Русская Идея и …) является объединительной для всего человечества, получит его поддержку, станет общей Целью всего человечества и обеспечит ему Будущее.
Не зря же в представлении русского народа «Русь – мир, белсвет», а «Совет – мир на сходе», «Человечество – все люди вместе взятые» и (одновременно !!!) «милосердное отношение людей друг к другу», «Род человеческий», «Род – все свои, семейные, кровные»
6. Таким образом, если и говорить о возрождении России, то только на основе Русской народной Идеи советского Мира (мирового Совета), на основе Советской России и раннего СССР - воистину мировой во всех смыслах, и представления русского народа об окружающем его мире, его мировоззрения. Не Государство («страна, управляемая Государем»), а Общество, в котором «все под общим управленьем», а «отношения товарищеские, братские», т.е. Государство-Общество. И никаких «социализмов-коммунизмов»
Родионов А.В.