Авторский блог Анатолий Родионов 19:53 18 апреля 2015

РУССКАЯ ИДЕЯ КАК ОНА ЕСТЬ

Об уникальности и актуальности мировоззрения русского народа

РУССКАЯ ИДЕЯ КАК ОНА ЕСТЬ

“Целое больше суммы его частей“

(древняя мудрость)

-1-

Тема конференции “Русская идея в контексте общечеловеческих ценностей“ предполагает по умолчанию, что Русская идея, как таковая, в общем-то, одна. На самом деле, провозглашаются довольно большое число идей и именно как русские.

И какую из них рассматривать “в контексте“? Или положиться на авторитет “автора“? Кому тогда отдать предпочтение и почему?

С точки зрения науки и просто (обыденной) логики, не имеет смысла, удивительно было бы обсуждать тему “Русская идея в контексте общечеловеческих ценностей“, не выяснив, что такое вообще “Русская идея“, что стоит за этим словосочетанием.

С этого и начнем.

“ИДЕЯ - 1. Мысленный образ чего-н., понятие о чем-н. Идея добра.

2. Мысль, замысел. Идея романа.

3. Мысль, отражающая и воплощающая ту или иную сторону мировоззрения.

Передовые идеи. Политические идеи

(Ожегов С.И. “Словарь русского языка“, Москва, 1949)

“ИДЕЯ ж.латин. понятие о вещи;

умопонятие, представленье, воображенье предмета;

умственное изображенье.

Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел;

намеренье, замысел“

(В.И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка“ 1881 г. С.-Петербург, Москва)

Таким образом, из этих, да и любых других определений Идеи следует, что необходимо должен быть носитель Ее, творец, “задумщик“ Иного не дано. Следовательно, слово-понятие “русский“ и должно обозначать этого самого носителя Идеи, Ее творца и “задумщика“

По образу и подобию словосочетания “Русский Язык“ = “Язык русского Народа“

Его коллективное творение, “выдумка, изобретенье“, как историко-культурного сообщества. Уже само слово “русский“ задает (предопределяет) масштаб – н а р о д и не менее.

Хотя, конечно же, на другом уровне, в другом масштабе, существуют, например, языки других конкретных личностей или группы лиц… Но на это даются особые указания: язык Пушкина А.С., молодежный, профессиональный, литературный, блатной…

“Автором“ – создателем русского языка – как само собой разумеющееся, подразумевается русский народ и А.С. Пушкин, в том числе, как гениальный его, русского народа, представитель, внесший свой вклад в развитие русского языка. Но никому и в голову не придет утверждать, что русский язык и язык Пушкина А.С. – суть одно и то же.

Так что, если говорится или упоминается о русском языке вообще, то и никакого другого толкования быть не может, кроме как “язык русского народа“.

Однако, как только заходит разговор о Русской Идее, то народ, русский народ, почему-то не упоминается вовсе, вроде как его и нет. Считается достаточной ссылка на конкретных лиц, хотя их определение или суждение будет только частным, личностным суждением о русской идее и не больше того, представлением о ней, но - не сама русская идея, как таковая. Отсюда каждый раз и “авторство“ или ссылки на “автора“: “Русская идея“ имярек. Но, повторяю, каким бы уважаемым и авторитетным ни было это лицо, это его частное, личное представление, понятие о русской идее. При этом, каждому “частному“ мнению, может быть противопоставлено мнение другого лица, не менее авторитетного и уважаемого. И еще: чтобы мнение одного стало известно не какой либо группе людей, а миллионам – народу, в нашем случае - русскому – необходимы соответствующие условия, возможности и время.

И, самое главное, при таком подходе создаются условия для множественности “русских идей“. Например: соборность, справедливость, православие, “православие, самодержавие, народность“, коллективизм, общинность, нравственность, справедливость, социализм, коммунизм…“

Это похоже на ситуацию с картинами по библейским, например, сюжетам. Авторами картин “Тайная вечеря“ было много художников, в том числе и такие замечательные мастера кисти, как Леонардо да Винчи, Н.Ге. Никто из них не был свидетелем “вечери“ Они явили, материализовали своё представление о ней. Но это не сама “Тайная вечеря“ и даже не попытка ее натурного изображения. Однако никому и в голову не придет сравнивать картину с “оригиналом“: “похоже – не похоже“ или доказывать, что именно “так все и было“. У каждой картины есть конкретный автор со своим представлением об изображаемом событии, но отнюдь не настаивающий на правдивости или документальности изображенного. И в этом случае вполне естественно и закономерно звучит “Тайная вечеря“ Леонардо да Винчи (Н.Ге, Боутса, Дирка и т.д.)

Таким образом, множественность “авторов“ неизбежна в случаях, когда события (“объекта“) не было или оно (событие, “объект“) не имело свидетелей.

То же самое происходит в настоящее время и с “русской идеей“: объективно, как таковой, ее вроде бы и нет, поэтому, естественно, появляются “авторы“ со своим, личностным, субъективным понятием, представлением о Руской идее.

-2-

Принципиально иная ситуация с понятиями “русский язык“ и “русская идея“: в обоих случаях они являются “оригиналами“ и их единственным “автором“ – создателем, творцом - является русский н а р о д.

Правда, иногда говорят о “национальной“ русской идее. Притом, что она всегда привязывается к конкретному виду государственности России и/или к религии (православию) – “Святая Русь“, православная, соборность … В ХХ веке, замечу, Россия сменяла свою государственность 6 (шесть) раз, т.е. течение всего 100 (ста) лет – при жизни одного-двух поколений: самодержавие, конституционная монархия, парламентская республика, советская республика, политбюрократия (СССР) и президентско-парламентская (РФ)! Получается, что в ХХ веке мы имели 6 (шесть) Россий и, соответственно, по меньшей мере, 6 (шесть) “национальных русских“, точнее – “российских идей“? Опять вопрос: “Какая из них “национальная“ русская на все времена?

Трудно предположить, что русский народ как целое может в одночасье и даже за сто лет, несколько раз стать чем-то другим, не русским или каким-то другим “новым русским“ народом, “переваривать“, “осваивать“ одну идею за другой, менять “свою“ идею на другую, но тоже “свою“. И все бы ничего, если бы при каждой смене русских “национальных“ идей одни россияне, (одна часть русского народа) не уничтожали бы других россиян (другую часть русского народа) с возгласами (призывами) “За Россию!“ Или русский народ не представлен в них (ими) как Целое, или приписываемые ему “русские национальные“ идеи или не русские, или не национальные, а государственные, “российские“

Так что не остается ничего иного, как вернуться к понятию “Русская Идея“ как “Идея русского Народа“. Народа как Целое, как историко-культурное образование.

И в первую очередь перечислим признаки, которыми должна обладать Идея, чтобы действительно и, как говориться, бесповоротно, считаться Русской народной Идеей, идей русского народа.

Русская народная Идея:

1) выдумка, изобретенье“ русского народа, продукт его историко-культурного опыта,

коллективного сознания, разума, души и духа;

2) выделяет его среди всех других народов Земли;

3) не навязана ему, не приписывается ему, не внедрена в него.

Теперь, когда заданы “параметры“, приступим к выяснению “наполнения“ Русской Идеи, ее содержания. В чем тут, на первый взгляд, сложность? Если любой человек, как носитель некой идеи, может ее представить внешнему миру словами, устно или письменно, разъяснить и растолковать ее другому человеку, то, как определить идею народа? Возможно ли такое? Как “поговорить“ с Народом, разузнать Его “мысль, выдумку, представленье, замысел, умопонятие…“?

И здесь самое время оглянуться вокруг и вспомнить, кто, собственно говоря, присутствует на конференции, на каком языке написаны и делаются доклады. На русском языке, для русских, или считающими себя русскими, людей. И это обстоятельство должно снять все затруднения, т.к. для русского человека понятия “народ“ и “язык“ суть тождественны, что и отмечено в словаре В.И. Даля.

В словаре С.И. Ожегова, более близкого нам по времени, это тождество, увы, подается уже с примечанием “устаревшее“. Удивительно! т.к. для того, кто глубоко и серьёзно занимался языком, “погружался“ в русский и любой другой язык, должно быть ясно, насколько мудры были все-таки наши предки, объединившие в одно понятие “Язык“ и “Народ“. Ведь, действительно, погрузившись в язык, получите полное представление о народе, его создавшем. Его “портрет“, историю, “умопонятие“, среду обитания, его мировоззрение, мироощущение, мировосприятие. Когда это тождество в нашем представлении исчезнет (если уже не исчезло), то трудно будет понять А.С. Пушкина и придется давать пояснения к его:

“Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет всяк сущий в ней я з ы к:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык“

Но главное – отрекаясь от наследия наших предков, не следуя их заветам, отказывая им в мудрости, позволяя стремительно изменять, подменять наш русский язык, мы сами становимся менее мудрыми, менее русскими, так как меняется наше мировоззрение, представление о мире. При том, как увидим далее, уникальное.

Итак, “Толковый словарь живого великорусского языка“ В.И. Даль:

“Народ - люди вообще; язык, племя…“

“Язык - народ, земля с одноплеменным населением своим, с одинаковой речью

В языке каждого народа масса слов и понятий, присущих только этому народу - это естественно. Он, как и отдельный человек, формировался в конкретных условиях, имеет свою судьбу, биографию (историю), возраст, среду обитания, свой масштаб мировидения, миропонимания, свой взгляд на окружающий его мир.

Один только пример. Сравним, что понимал русский человек под словом “государство“ и что англо-американец.

Русский - “Государство – царство, империя, королевство, земля, страна, под управлением государя“

Англо-американец - “State – государство, штат, структура, строение, положение, ранг, великолепие, пышность, парадный, торжественный, состояние

Англо-американец объединил (охватил) словом “state“ нечто упорядоченное (структура), бюрократически-иерархическое (положение, ранг), ощущение парадности и торжественности и соответствующее состояние. Так как каждый штат обладает большими полномочиями в законодательной сфере, не случайно объединение в одном понятии “государство“ и “штат“

Русский народ веками жил “под управлением государя“, что и отразил в своем языке.

Но вернемся к русской идее.

“Поговорим“ же с тем русским историческим человеком, Русским, который сложился к концу XIX века и представлен (запечатлен) в “Толковом словаре…“ В.И. Даля.

В представлении Русского МИР (Мiръ + Миръ) *- это:

I - вселенная; …наша земля… свет; все люди, весь свет, род человеческий;

община, общество крестьян;

II – сходка (Мiръ на сходе)

III - отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны;

лад, согласие…доброжелательство;

тишина, покой, спокойствие.

Обратите внимание: на эти три составляющих русского мира в их единстве:

I – “материя“, живая - то, что мы видим, ощущаем, поэтому можем даже, условно, изобразить в соответствующем масштабе на материальном же носителе – бумаге.

II - действие, энергия.

III - состояние, дух.

И все это –

Живая Система

- материя, дух и энергия -

в неразрывном единстве, в гармонии!

На всех уровнях, в любом масштабе бытия!

Русский Мир - Мир Русского!

У какого еще народа есть такое слово-понятие, такое “представленье“ о мире? Я не знаю.

*) Примечание: хотя кроме слова “Миръ“ в словаре Даля В.И. есть еще слово “Мiръ“, но произносятся они абсолютно одинаково, т.е. в голове, в сознании, они в одной “ячейке“. Кроме того, Русский человек практически, по жизни, соединил оба мира в одно целое через механизм совета:

"СОВЕТ - - мир, согласие, согласие, дружба, соглашение;

- мiръ на сходе; сходка"

Предлагаю (советую) еще раз внимательно (неспешно) “пройтись“ по всем уровням Русского Мира, обратиться к рис. 2, вдуматься в то, что Вы сейчасуслышали, чтобы убедиться, в уникальности мировидения, миропонимания и мироощущения русского (исторического) человека. Весь мир - общество, род человеческий, человечество, земля, вселенная - он воспринимает в неразрывном единстве, как семью – модель организации Жизни. И, действительно, история человечества и организация Жизни на Земле доказывают, что Законы существования Семьи полностью соответствуют законам Космоса, Вселенной, Жизни!

Семьи - советной, общества – советного, мира советного!

Это и есть Русская (народная) Идея - Идея Русского (народа):

Семья - как сущность Русского Мира

и

Совет - как средство достижения всеобщей, мировой, вселенской гармонии!

Совет - разумная энергия, энергия разума -

обеспечивает гармонию материального мира,

объединяет в единое целое “материю“ и “дух“!

В Русском Мире нет разделения по национальностям, культурам, классам, сословиям, религиям, возрасту, полу и другим признакам, значит,

нет и превосходства одного над другим.

Еще раз вдумайтесь, что стоит за словами “Род“ и “Человечество“, соедините их в “Род человеческий“ и станет совершенно ясно, что русский народ, в отличие от всех других, воспринимает окружающий его мир, Вселенную, как Целое, как живую биосоциальную систему “Человек – Космос“, основополагающим принципом существования в которой являются братские, товарищеские, родственные, семейные, отношения, основанные на совете, в любом масштабе бытия: Семья, Артель, Общество, Род человеческий или Человечество, Земля, Вселенная.

И, действительно, для Руского “Русь - мiръ, белсвет“!

Здесь руским духом пахнет - людским, человечьим**

“Россия – Государство“ в конкретных границах, “не-Общество“, не для Руского.

Для Руского

Мир - это Русь, Русь - это Мир!

Руский - мировой человек: “Я в Мире, Мир во мне“

Понятия Русский и Мир нераздельны:

Нет Мира (Мир+Мiръ) - нет Руского,

и наоборот:

нет Руского - нет Мира (Мир + Мiръ)! (*)

Русская Идея, абсолютно соответствует законам Космоса,

Следовательно, гарантирует Миру Мир, Жизнь, Будущее.

Руский - носитель и хранитель Русской Идеи, строитель Руского Мира - хранитель жизни на Земле. Отсюда и вывод - руский - не только национальность, но еще и, может быть в первую очередь, мировоззрение, мировидение, мироощущение.

Поэтому:

“Родиться русским слишком мало. Им надо быть, им надо стать“ (И. Северянин)

Русеть, делаться, становиться русским“ (В.И. Даль “Толковый словарь…“)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*) Примечание: В.И. Даль: “…только Польша прозвала нас Россией, россиянами, российскими, по правописанию латинскому, а мы переняли это, перенесли в кириллицу свою и пишем русский“

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВЫВОДЫ

1. Русская Идея, по определению - русская н а р о д н а я идея – “умопонятие, мысль, выдумка, изобретенье“и, одновременно, “намеренье и замысел“ (т.е. Цель, Мечта) русского Народа – “изобретателя“ русского языка, продукт его коллективного сознания и исторического опыта.

2. Русская Идея – представление русского народа о Мире, как органического неразрывного единства Человека и Природы (“Земля – народ и занимаемое им пространство“) -

актуальнейшая идея планетарной, космической гармонии (лад, согласие, дружба…), идея мироустройства, т.к. указывает путь сохранения жизни на Земле в условиях глобализации, перехода планеты Земля как биосистемы в биосоциальную.

Русский Мир – биосоциальная Система, обеспечивающая гармонию отношений внутри Социума и Социума с Природой, Космосом.

3 Суть Руской Идеи: а) “семейный“ взгляд на мир и б) “советный“ образ жизни, при котором все Части участвуют в управлении Целым через механизм Совета.

Только через Совет мир материальный достигает единства и сохраняет его, существует как Целое – сливается с Миром идеальным - приходит в состояние Гармонии.

Таким образом, по представлению Русского – Народ, Общество, Земля (“народ и занимаемое им пространство“) являют собой Целое только при “советном“ образе жизни.

4. В Русском Мире, в “представленьи“ Русского народа, Человечество – Род человеческий, – все свои, семейные, кровные, милосердные, отсюда неизбежно - всечеловеческая Нравственность, “милосердие и любовь к ближнему“ – русская космическая Мораль.

5. В Русском Мире нет какого-либо разделения, противопоставления людей друг другу и Природе, их взаимного превосходства, насилия, принуждения. Гармония, лад и мир на Земле (“Земля – народ и занимаемое им пространство“) возможны только когда все“под общим управленьем“, все решается миром, советом, чем достигается (обеспечивается)единство при многообразии.

6. Русский Мир – это и состояние и цель. Русский человек не “рисует“ Будущее в каких либо определенных формах, но дает механизм, чтобы оно состоялось – Совет на всех уровнях бытия – Семья, Общество, Человечество, Земля (Природа), Космос.

Совет в представлении Русского - разумная Энергия или энергия Разума на всех уровнях Бытия, обеспечивает единство Прошлого с Будущим, их гармонию, неразрывность, цельность, а значит и само Будущее.

7. Ни у одного народа на Земле, кроме русского, нет такой “конструкции“ Мира (Мiръ+Мир), представленья о нем, как об органическом единстве Человечества и Природы, (Социо и Био), путем обеспечении гармонии между ними при помощи механизма Совета и организации жизни по законам Семьи.

8. Масштабность, системность и всеобщая космическая универсальность Русской Идеи заслуживает быть “контекстом“ для общечеловеческих ценностей, но не наоборот.

Использованная литература:

1. В.И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка“ 1866 г.

2.С.И.Ожегов “Словарь русского языка“, 1949 г.

А.В. Родионов

1.0x