Цели Запада на белорусском направлении
В конце декабря 2015 года на сайте авторитетной американской аналитической компании Stratfor была опубликована статья, в которой автор обозначил примерные сроки геополитической переориентации Республики Беларусь на Запад и высказал идею о целесообразности создания в Восточной Европе проамериканской «Речи Посполитой». «Лояльность Беларуси по отношению к России может оказаться под вопросом в ближайшие 25 лет, – пишет аналитик Stratfor. – Нынешняя ориентация страны определена исключительно администрацией, которая в значительной степени замкнута на одной личности – Лукашенко. Его преемник легко может выбрать другой курс. С учетом демографических проблем России и приходом в белорусскую политику представителей поколения, не связанного с советской эпохой, вполне возможно, что Беларусь присоединится к прозападному лагерю». И далее:«Как и в случае с Украиной, это необязательно приведёт к вступлению Беларуси в Европейский Союз или НАТО. Вместо этого страна может двигаться к укреплению связей со своими соседями, например, создавая блок, аналогичный Польско-Литовскому Содружеству, который включал бы также Украину и Прибалтику. Соединенные Штаты, в силу своих собственных давних интересов по сдерживанию России, скорее всего, поддержат создание данного блока, давая таким странам, как Беларусь, стимулы присоединиться к нему»[1].
Сформулированная американскими аналитиками концепция сдерживания России путём создания балто-черноморского санитарного кордона, куда должна войти и Беларусь, активно поддерживается современным польским и литовским истеблишментом. В августе 2015 года новоизбранный президент Польши Анджей Дуда заявил: «Я обдумываю идею создания партнерского блока государств от Балтийского до Чёрного и Адриатического морей. Государство сильно тогда, когда его окружают союзники – это также элемент увеличения силы»[2]. По сути, польский президент актуализировал обозначенный ещё Юзефом Пилсудским геополитический проект «Междуморья» – конфедерации восточноевропейских государств, отделяющих Россию от остальной Европы с целью недопущения российско-германского союза. Созданием антирусского санитарного кордона и вовлечением туда Беларуси озабочена также литовская политическая элита во главе с президентом Литвы Далей Грибаускайте. Если поляки обосновывают своё желание видеть Беларусь в сфере своих геополитических интересов тем, что белорусские земли когда-то входили в состав Речи Посполитой, то литовцы для этого педалируют факт нахождения средневековой Белой Руси под властью великих литовских князей.
Остальные страны Европейского союза проявляют меньший интерес к Беларуси, нежели Польша и Литва, однако все государства ЕС так или иначе следуют в фарватере антирусской политики США в Восточной Европе. При этом, выстраивая отношения с Беларусью, США и ЕС порой играют в «доброго и злого следователя». Так, в феврале 2016 года Евросоюз отменил введённые более 13 лет назад санкции в отношении Беларуси[3], а в июне американский президент Барак Обама подписал указ о продлении ещё на год антибелорусских санкций, которые впервые были объявлены в 2006 году[4].
Стратегической целью Запада на белорусском направлении является переформатирование постсоветской республики в антирусское государство наподобие Украины. Для этого проводится работа по трём основным направлениям: 1) поддержка прозападной оппозиции с целью проведения неконституционного захвата власти; 2) навязывание белорусскому обществу западных ценностей и формирование у граждан РБ позитивного образа стран Запада; 3) вовлечение политической элиты Беларуси в сферу западного влияния (на тот случай, если сценарий «белорусского майдана» не сработает). Продвижение своих интересов в Беларуси США и их европейские сателлиты осуществляют через широкую инфраструктуру «мягкой силы», включающую в себя различного рода некоммерческие организации (фонды, институты, партии и др.).
Инфраструктура западной «мягкой силы» в Белоруссии
Главным донором прозападных некоммерческих организаций в Беларуси является Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID), действующее в координации с Государственным Секретарём США. Согласно официальному сайту USAID, Агентство представляет собой «ведущее учреждение Правительства США, которое… обеспечивает устоявшимся демократическим обществам возможность реализовать свой потенциал»[5].
На финансирование программ USAID ежегодно выделяется около 1% бюджета США (в 2015 году Агентству было выделено 46,2 млрд долларов США[6]). Суммы, предназначенные для Беларуси, сравнительно невелики. Так, в 2011 году «помощь Беларуси» составила 13 864 000 долларов США, в 2012 и 2013 годах – по 11 000 000 долларов США[7]. Большая часть этих средств идёт на поддержку прозападных политических партий, институтов гражданского общества и СМИ. USAID организует поездки белорусских политологов, предпринимателей, руководителей НКО в США, а также поездки американских экспертов в Беларусь для «обмена опытом».
В 2012 году деятельность USAID в Российской Федерации была запрещена. Комментируя это решение, официальный представитель МИД России А.К. Лукашевич заявил: «Характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идёт о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества»[8]. В Беларуси USAID ведётся свою работу с 1999 года, и до сих пор деятельность Агентства не прекращалась, несмотря на напряжённые белорусско-американские отношения.
С USAID тесно связан Национальный фонд демократии (National Endowment for Democracy, NED) – организация, основанная в 1983 году Конгрессом США. Под вывеской «продвижения демократии» Фонд занимается продвижением геополитических интересов США, включая поддержку и организацию «цветных революций». NED поддерживал боевиков в Чечне, спонсировал лидеров «арабской весны», организацию «Отпор» в Сербии, ответственную за смещение Слободана Милошевича, активно поддерживает уйгурских сепаратистов в Китае и проамериканскую оппозицию в Венесуэле. Одним из членов совета директоров Фонда является политолог Збигнев Бжезинский, известный своими нарочито русофобскими взглядами.
В 2015 году бюджет NED составил 135 млн долларов США[9]. Основные средства поступают от USAID, незначительная часть – от частных американских компаний. В 2015 году NED выделил на «демократизацию» Беларуси более 2 млн долларов США[10].
При поддержке USAID осуществляет свою деятельность фонд «Евразия», спонсирующий негосударственные СМИ, прозападные политические организации и ориентированных на Запад предпринимателей. В Беларуси фонд создал учреждение «Новая Евразия», которое занимается поддержкой предпринимателей, популяризирующих идею экономической либерализации Беларуси. Фонд также осуществляет поддержку правозащитного центра «Весна», издания «Народная Воля» и других прозападных проектов.
Финансирование со стороны USAID получается также Национальный демократический институт по международным вопросам (National Democratic Institute for International Affairs, NDI). Институт содействует «демократизации» Беларуси начиная с 2000 года, белорусский офис NDI находится в Вильнюсе. При поддержке Института проводятся семинары для белорусских оппозиционеров, где их учат ведению предвыборной кампании и наблюдению за выборами. В проекты NDI вовлечены почти все прозападные политические силы РБ: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Движение «За свободу», кампания «Говори правду», Партия БНФ и др.
Финансированием протестных движений в Беларуси занимается институт «Открытое общество» (Open Society Institute), бюджет которого составляют личные средства американского миллиардера Джорджа Сороса. Несмотря на то, что в 1997 году, после конфликта с властями Беларуси, институт покинул Минск, «Открытое общество» продолжает заниматься белорусским вопросом.
Серьёзное внимание Беларуси в США уделяет Германский фонд им. Маршалла в Соединенных Штатах(German Marshall Fund of the United States, GMF). Донорами Фонда выступают USAID, внешнеполитические ведомства Швеции, Норвегии, Японии, НАТО, ряд транснациональных корпораций. Отдельной структурой GMF является Фонд для демократии в Белоруссии (The Fund for Belarus Democracy, FBD). FBD занимает весьма жёсткую позицию по отношению к «диктатуре Лукашенко» и для «борьбы» с ней поддерживает оппозиционные гражданские инициативы, СМИ и правозащитные группы. С 2005 по 2014 год Фонд поддержал около 650 проектов на общую сумму грантов 8,8 млн долларов США[11].
Наряду с американскими грантодающими организациями в Беларуси работают их европейские коллеги. Наиболее активно себя проявляет Европейский фонд в поддержку демократии (European Endowment for Democracy, EED), призванный поддерживать «демократические перемены» в соседних с Европейским союзом странах. Уставной бюджет Фонда составляет 14 млн евро. Донорами EED являются 17 стран Евросоюза, Норвегия и Швейцария. Роль первой скрипки в Фонде играет Польша. Пост исполнительного директора EED занимает бывший заместитель министра иностранных дел Польши Ежи Помяновский. В интервью изданию Deutsche Welle Помяновский заявил: «Фонд учрежден по инициативе Польши. Глава польского МИДаРадослав Сикорский выступил с этой идеей ещё в начале 2011 года в ответ на сложившуюся в Беларуси политическую ситуацию – аресты активистов и задержка демократического процесса после президентских выборов в декабре 2010 года, а также события в Тунисе, ставшие началом «арабской весны». Евросоюз должен был реагировать на эти события и искать новые инструменты помощи тем, кто борется за демократию»[12].
EED предоставляет гранты оппозиционным журналистам, блогерам, незарегистрированным организациям, а также политическим движениям, в том числе тем, которые находятся в эмиграции. Фонд оказывает поддержку Европейскому радио для Беларуси («Еврорадио») с целью «обеспечения распространения независимых программ новостей путем радиовещания и через интернет»[13].
Серьёзный интерес к Белоруссии проявляет немецкий Фонд имени Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung, KAS), связанный с правящей в Германии партией – Христианско-демократический союз. В 2014 году бюджет KAS составил 140 млн евро. Белорусское представительство Фонда находится в Вильнюсе. Официальный Минск несколько раз отказывал KAS в регистрации на территории Беларуси.
Свою деятельность в Беларуси KAS описывает следующим образом: «Главным направлением работы Фонда Конрада Аденауэра в Беларуси является поддержка общественных сил, стремящихся к построению свободной, демократической и правовой Беларуси, которая займёт почётное место в европейском сообществе государств. Для достижения этих целей ФКА проводит, прежде всего, политико-образовательные мероприятия, а также программы диалога и информационные программы в Германии и в Брюсселе»[14].
Влияние на ситуацию в Беларуси пытается оказывать Шведское агентство по международному развитию(Swedish International Development Cooperation Agency, SIDA), подотчётное МИД Швеции. Агентство осуществляет работу с оппозиционными журналистами, местными органами власти и представителями малого бизнеса. SIDA совместно с USAID занимается консалтинговой деятельностью, направленной на улучшение деловой среды и поддержку роста частного сектора в Беларуси [15].
Помимо названных структур, реализация интересов ведущих западных геополитических игроков спонсируется рядом менее крупных организаций. Некоторые проекты в Белоруссии финансируются по линии Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, органов Европейского союза, Программы развития ООН (ПРООН). Например, в 2015 году в Беларуси стартовал проект ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», который реализуется в партнёрстве с Министерством экономики Беларуси. В проекте участвуют местные органы власти, некоммерческие организации и бизнес-структуры. Общий бюджет первого конкурса в рамках указанного проекта составил 1,23 млн долларов США[16]. Как представляется, реальной целью указанного проекта является формирование лояльного Западу корпуса управленцев и общественников на низовом уровне.
Если США и флагманы ЕС осуществляют финансовое обеспечение деятельности ориентированного на Запад некоммерческого сектора Беларуси, то Польша и Литва (отчасти другие прибалтийские государства) конвертируют ресурсы Вашингтона и передовых европейских столиц в конкретные проекты, выделяя при этом некоторые средства и из своих бюджетов.
Аккумулированием западного финансирования и перенаправлением его в русло «демократизации» Беларуси занимаются следующие польские организации: Фонд имени Казимира Пулаского (Fundacja im. Kazimierza Pułaskiego), Фонд имени Стефана Батория (Fundacja im. Stefana Batorego), фонд «Образование для демократии» (Fundacja «Edukacja dla Demokracji»).
Отдельное внимание следует обратить на польский фонд «Свобода и демократия» (Fundacja «Wolność i Demokracja»). Помимо «экспорта демократии» он, согласно уставу, занимается «оказанием помощи и поддержки полякам, живущим в государствах бывшего Советского Союза и странах Центральной и Восточной Европы; поддержкой польскости путём популяризации польского языка, культуры и национальных традиций; улучшением социального, профессионального и материального положения польской этнической группы»[17].
В Беларуси проживает около 300 тысяч этнических поляков. В некоторых регионах концентрация польского населения достаточно велика. Так, в Гродненской области поляков более 20% населения, а в некоторых районах они и вовсе составляют большинство (например, в Вороновском районе 80,8% жителей – поляки). Немалая часть польского населения Беларуси занимает крайне негативную позицию по отношению к действующей белорусской власти, обвиняя её в нарушении прав поляков. Учитывая названные факторы, деятельность фонда «Свобода и демократия» по актуализации польского вопроса может нанести серьёзный ущерб национальной безопасности и территориальной целостности Беларуси.
Помимо фондов в Польше работает ряд исследовательских институтов, занимающихся белорусской проблематикой. К этой категории относятся Институт славистики Польской академии наук (Instytut Slawistyki Polskiej Akademii Nauk), Центр социально-экономических исследований (Centrum Analiz SpołecznoEkonomicznych), Польский институт международных отношений (Polski Instytut Spraw Międzynarodowych), а также Центр изучения Восточной Европы Варшавского Университета(Studium Europy Wschodniej Uniwersytetu Warszawskiego). Последнее из названых учреждений является координатором стипендиальной программы имени Кастуся Калиновского. Цель программы – «предоставление возможности окончания учебы в Польше тем студентам из Беларуси, которые были выгнаны из ВУЗов Беларуси, арестованы либо по политическим причинам не могут там учиться»[18].
Из Польши на территорию Белоруссии вещает телеканал «Белсат», созданный на основании договора МИД Польши и TVP (Польское общественное телевидение). Работа телеканала поддерживается фондом «Свобода и демократия». Помимо польских источников «Белсат» получает финансирование от SIDA, Министерства иностранных дел Нидерландов, Министерства иностранных дел Норвегии, Министерства иностранных дел Канады и Европейской комиссии[19]. Основной контент телеканала – новостные и аналитические программы, критикующие «режим Лукашенко», а также исторические материалы антирусской и антибелорусской направленности. Такой же контент имеет радио «Рацыя», вещающее с территории Польши и финансируемое польским МИД.
Ещё одним инструментом польского влияния в Белоруссии является «карта поляка» – документ, подтверждающий принадлежность гражданина одной из стран СНГ и Прибалтики к польскому народу и дающий ряд дополнительных прав его обладателю (право на упрощенное получение многократной шенгенской визы, право легально работать на территории Польши без получения специального разрешения, право пользоваться в Польше бесплатной системой образования и др.). Закон о «карте поляка» был принят парламентом Польши 7 сентября 2007 года. Данный нормативно-правовой акт устанавливает, что для получения «карты» требуется знание польского языка и традиций, декларирование принадлежности к польскому народу, а также доказательство того, что «по крайней мере один из родителей, бабушка или дедушка или же прабабушка и прадедушка были по национальности поляками или имели польское гражданство». Как известно, до 1939 года восточная граница Польши проходила чуть западнее Минска, а потому все коренные жители Западной Беларуси имеют право стать «карточными поляками».
В деле «демократизации» Беларуси от Польши старается не отставать Литва. В Вильнюсе функционируетЦентр восточноевропейских исследований (Eastern Europe Studies Centre, EESC), занимающийся изучением общественно-политических и экономических процессов в Восточной Европе. Под эгидой EESC создан Белорусский научно-исследовательский совет (Belarus Research Council, BRC), представляющий собой сеть аналитических центров, социологических организаций и доноров, поддерживающих научные исследования в области социальных наук, которые проводятся в Беларуси. При поддержке американского USAID и немецкого фонда имени Конрада Аденауэра BRC проводит регулярные собрания экспертов, политиков и дипломатов «Беларусь – проверка реальности», где обсуждаются вопросы, касающиеся действия программы «Восточное партнерство» в Беларуси.
Ежегодно на площадке Университета Витовта Великого в Каунасе проходят Международные конгрессы исследователей Беларуси. Первый конгресс состоялся в 2011 году. Нередко на данных мероприятиях выступают одиозные личности, занимающие нарочито антироссийскую позицию. Так, на конгрессе 2015 года литовский этноконфликтолог Имантас Мелянас прочитал доклад «По поводу возможной российской угрозы территориальной целостности Республики Беларусь», на основе которого была подготовлена алармистская публицистическая статья под названием «Расчленение Беларуси – запасной вариант Кремля»[20], широко разошедшаяся в сети Интернет.
Как правило, именно в Литве находят пристанище белорусские организации, не сумевшие наладить легальную деятельность в Беларуси. Переходя в литовскую юрисдикцию, белорусские НКО получают возможность участвовать в большем числе программ по «демократизации» республики, которые финансируются США и передовыми странами Евросоюза.
Пожалуй, главной белорусской организацией, базирующейся в Литве, является Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) – частный ВУЗ, который был основан в Минске в 1992 году и после его закрытия белорусскими властями в 2004 году продолжил свою работу в Вильнюсе. До недавнего времени главным донором университета был Совет министров Северных стран (Nordic Council, NC), который вносил в бюджет ВУЗа около 1,5 миллиона евро ежегодно. В 2016 году NC принял решении прекратить финансирование, основываясь на результатах аудита, который выявил злоупотребления администрации ЕГУ[21]. На сегодняшний день донорами университета остаются Европейская комиссия, SIDA и ряд других западных структур.
Общая численность студентов ЕГУ сегодня составляет около 1500 человек, 95% из них являются гражданами РБ. Выпускники вильнюсского ВУЗа трудоустраиваются в основном в белорусских негосударственных СМИ, международных НКО и структурах белорусской оппозиции. Как отметил один из выпускников, университет «формирует европейское будущее Беларуси»[22].
При ЕГУ действует Институт исторических исследований Беларуси (ИИИБ), который организует конференции и семинары, а также издаёт книги по белорусской истории. Через все научные работы ИИИБ красной нитью проходит идея о историко-культурной близости Беларуси, Литвы и Польши.
В качестве «независимого» аналитического центра в Вильнюсе работает Белорусский институт стратегических исследований(Belarusian Institute for Strategic Studies, BISS). Костяк экспертов BISS составляют выпускники и преподаватели ЕГУ. Институт получает финансирование от ряда американских организаций, в число которых входят NED, NDI, GMF.
Ещё одним белорусским «мозговым центром», обитающим в литовской столице, является Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). О направленности работы данного института свидетельствует его проект «Укрепление проевропейских ориентаций в Беларуси», главная цель которого формулируется следующим образом: «Проанализировать ориентации населения и элиты по отношению к «расширяющейся Европе», а также способствовать продвижению этих ориентаций через широкую публикацию результатов исследования в прессе и публичные дебаты»[23]. К числу спонсоров НИСЭПИ принадлежат фонд «Евразия», институт «Открытое общество», Европейская комиссия, органы Совета Европы.
В Вильнюсе также функционирует Белорусский дом прав человека имени Бориса Звозскова (БДПЧ), созданный «для помощи белорусским правозащитникам в решении проблем со свободой собраний и самовыражения. Дом предоставляет площадку для проведения тренингов, встреч, культурных мероприятий правозащитникам, НГО, журналистам, студентам, преподавателям, международным организациям»[24]. БДПЧ получает финансирование от большого количества доноров, в число которых входят NED, Европейская комиссия, Фонд имени Стефана Батория, внешнеполитические ведомства Великобритании, Норвегии, Чехии, Польши и Литвы.
В отличие от Литвы, активно участвующей в процессе «демократизации» Беларуси посредством некоммерческих организаций, Латвия и Эстония делают ставку на оказание влияния на Беларусь через свои дипломатические представительства в Минске. Латвийский и эстонский послы периодически призывают белорусские власти наладить отношения с Западом и учесть его рекомендации при выработке внутренней и внешней политики.
При этом небольшая инфраструктура западной «мягкой силы» в Латвии и Эстонии всё же присутствует. Так, в Риге зарегистрирован Институт белорусской истории и культуры (ИБИК), созданный для «изучения и пропаганды истории белорусского народа и его культуры»[25]. Институт был образован путем добровольного объединения редакции и авторов альманаха «Деды» и активистов молодежной ультраправой организации «Правый альянс». Деятельность ИБИК включает в себя организацию научных конференций и ведение сайта, на котором размещаются научно-популярные статьи и видео-лекции об истории Беларуси. Лейтмотив всех представленных на сайте материалов – «белорусы ничего общего не имеют с русскими». Авторы публикаций и лекций обосновывают балтское происхождение белорусов, «белорусскость» Великого княжества Литовского, «антибелорусский» характер политического режима в Российской Империи и Советском Союзе. Нередко исторические исследования сопровождаются провокационными политическими заявлениями антироссийского характера.
В Эстонии осуществляет свою деятельность белорусско-эстонская общественная организация Valgevene Uus Tee, созданная «политическими эмигрантами» из Беларуси. Руководство организации сообщает о своей деятельности следующее: «Самостоятельно и в сотрудничестве с партнёрами были реализованы ряд проектов и инициатив в области информации, образования, культуры, способствовавших лучшему пониманию эстонцами происходящего в Беларуси, а также поддерживающих объединение новой белорусской диаспоры в регионе, развитию молодого поколения белорусов, расширяющих возможность получения нецензурированной информации в самой Беларуси. За это время мы получили признание не только белорусов, но и эстонского правительства, а также Еврокомиссии»[26].
Проблема Беларуси периодически затрагивается в публикациях Латвийского института внешней политики(Latvian Institute of International Affairs, LIIA), Эстонского института внешней политики (Estonian Foreign Policy Institute, EVI) и Международного центра обороны и безопасности в Эстонии (International Centre for Defence and Security, ICDS). Позиция экспертного сообщества Латвии и Эстонии по белорусскому вопросу в целом совпадает с позицией других стран Европейского союза.
Отдельного внимания заслуживает трансграничное сотрудничество Беларуси с Прибалтикой и Польшей. Учитывая экспансионистские настроения в литовском и, прежде всего, польском обществе, данный формат сотрудничества в условиях политической турбулентности может угрожать территориальной целостности белорусского государства.
На период с 2014 по 2020 годы в Варшаве разработана программа «Польша-Беларусь-Украина», действие которой распространяется на территорию четырех воеводств Польши, шести областей Украины и четырёх областей Беларуси. Официально цели программы формулируются так: «Содействие местной культуре и сохранение исторического наследия; повышение доступности регионов, развитие прочного и устойчивого к климатическим воздействиям транспорта, коммуникационных сетей и систем; общие вызовы в области защиты и безопасности; содействие управлению границами и управление безопасностью, мобильностью и миграцией»[27].
На официальном сайте программы «Польша-Беларусь-Украина» дана следующая информация о её финансировании на 2014–2020 годы: «Первоначально Европейская комиссия (ЕК) предложила выделить почти 176 млн евро для этой новой программы. Однако 30 сентября 2015 года орган управления (коим является Министерство инфраструктуры и развития Республики Польша. – Прим. авт.) получил информацию от ЕК о своём решении выделить дополнительные средства в размере более 7 млн евро на программу, что означает, что новый ориентировочный бюджет программы превышает 183 млн евро»[28].
Программа, аналогичная польско-белорусско-украинской, действует также в приграничных регионах Беларуси и Прибалтики. 17 декабря 2015 года Европейская комиссия одобрила программу трансграничного сотрудничества «Латвия-Литва-Беларусь» в рамках Европейского инструмента соседства на 2014–2020 годы. В программе участвуют два региона Латвии, пять уездов Литвы и четыре области Беларуси с городом Минском. Общий бюджет программы составил 8 140 000 евро[29].
В последние годы в Беларуси всё активнее себя проявляют украинские государственные и общественные структуры. Так, в январе 2015 года в посольстве Украины в Минске состоялось вручение «удостоверений заграничных украинцев»[30], которые в правовом отношении почти ничем не отличаются от «карты поляка». В июне 2015 года в украинском посольстве прошла презентация первого номера украинско-белорусского альманаха «Справа». На этой презентации главный редактор белорусского оппозиционного издания «Наша нива» Андрей Дынько заявил: «Белорусско-украинской альманах «Справа» был задуман Обществом украинской литературы при Союзе белорусских писателей год назад. Каждый из нас, как и вся Европа, были тогда в страшном напряжении. Если бы локальный конфликт перерос в глобальный, Беларусь неизбежно стала бы его ареной. Есть обоснованная точка зрения, что задача Беларуси – придерживаться полного нейтралитета. Это государственная политика. Но как обычному человеку заглушить в сердце инстинкт солидарности? Молодой активист независимого профсоюза собрал деньги на реанимобиль для прифронтовой зоны. Фанаты борисовского БАТЭ провели акцию солидарности. Известный священник собрал большие пожертвования для украинской армии. Не менее десятка белорусов пошли добровольцами воевать на украинской стороне. Но это крайний способ, который не каждому под силу. «Справа» была жестом солидарности творческих людей. Это тоже форма противостояния неонацизму, неонацистской пропаганде. Да, альманах – это, по-своему, инструмент ХХ века. Но он дополняется очень современными средствами коммуникации: сайт, страница в Фейсбуке и Вконтакте. Я с радостью вижу, что он стал площадкой не только для ветеранов, но и для молодежи. Радость и гордость, что они есть, что они пишут»[31].
Нижнюю ступень в инфраструктуре западного влияния в Беларуси занимают белорусские некоммерческие организации. Они используют идущие с Запада средства для осуществления конкретной деятельности на территории республики.
К главным белорусским политическим организациям, занимающим прозападную позицию, относятсяОбъединённая гражданская партия (лидер – Анатолий Лебедько), Партия БНФ (Алексей Янукевич)Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) (Ирина Вештард), кампания «Говори правду»(Андрей Дмитриев), Движение «За свободу» (Александр Милинкевич), незарегистрированная партия«Белорусская христианская демократия» (Павел Северинец), молодёжное движение «Молодой фронт»(Дмитрий Дашкевич). Данные политические силы можно охарактеризовать как либерально-националистические. Их политические программы включают в себя три основных пункта: «демократизация» политического режима в Беларуси, сокращение объёма полномочий президента; геополитический выбор Беларуси в пользу Запада; расширение сферы применения белорусского языка и государственная поддержка белорусской культуры.
После вооружённого конфликта в Донбассе в риторике прозападных белорусских политиков появились отчётливо милитаристские нотки, а наиболее радикальные политические силы и вовсе перешли от слов к делу. Так, в конце ноября 2015 года активисты «Молодого фронта» заявили о создании военно-патриотического клуба «Ваяр», где в качестве инструкторов будут выступать люди, имеющие боевой опыт. Лидер «Молодого фронта» Дмитрий Дашкевич следующим образом сформулировал цель деятельности данного клуба:«Противостояние пятой прокремлевской колонне в Беларуси и российской агрессии, которую эта пятая колонна готовит»[32].
Судя по страницам клуба «Ваяр» в социальных сетях[33], его участники регулярно проводят военно-спортивные сборы, а также толоки в знаковом для местечковых националистов месте – урочище Куропаты. 9 июня 2016 года на странице клуба «Ваяр» в социальной сети «ВКонтакте» появилась информация о том, что 8-я дивизия береговой обороны Республики Польша предоставила возможность трём участникам клуба принять участие в учениях Anakonda 16, в рамках которых осуществлялась установка мин на Балтийском море[34].
Есть основания полагать, что активисты «Молодого фронта», участвующие в деятельности клуба «Ваяр», имеют опыт боевых действий на юго-востоке Украины. В июле 2014 года заместитель главы Волынского областного совета (ныне – народный депутат Украины) Игорь Гузь заявил, что возглавляемая им организация «Национальный альянс» около десяти лет активно сотрудничает с «Молодым фронтом». «На нас вышли белорусы, которые были у нас в спортивно-патриотических лагерях, с тем, что они готовы защищать Украину. Мы с ними побеседовали и вышли на такой формат, что будет небольшое подразделение «Погоня». Все желающие смогут приезжать, проходить обучение и будут направляться в добровольческие батальоны «Донбасс», «Айдар» и «Азов», которые сейчас на фронте»[35], – рассказал Гузь белорусским журналистам.
Рупорами прозападных политических сил в Беларуси являются следующие средства массовой информации: газеты «Наша нива»,«Народная воля», интернет-порталы «Белорусский партизан», «Хартия 97», радио«Свобода», «Рацыя», «Еврорадио», телеканал «Белсат». Финансирование деятельности указанных СМИ осуществляется западными фондами и госструктурами (к примеру, радио «Свобода» спонсируется Конгрессом США).
Помимо политических организаций и СМИ в Беларуси действует сеть аналитических центров прозападной ориентации. Одним из них является Центр стратегических и внешнеполитических исследований, целью которого является «содействие расширению возможностей Республики Беларусь на международной арене путем анализа международных процессов, разработки программ и проектов»[36]. Центр примечателен тем, что его эксперты долгое время имели репутацию пророссийских, однако после начала сотрудничества с Фондом имени Конрада Аденауэра резко изменили свои взгляды. Так, в августе 2016 года Центр выпустил доклад «Беларусь в контексте противостояния Россия-НАТО: Угрозы и вызовы для суверенитета, независимости и национальной безопасности. Стратегические выводы и рекомендации», авторами которого выступили Арсений Сивицкий и Юрий Царик. В докладе говорится, что Россия якобы имеет намерение превратить Беларусь в «серую зону», представляющую собой «плацдарм, который в силу специфической интегрированности его в региональную международную среду позволяет использовать широкий спектр мер для управления конфликтной динамикой в регионе и даже за его пределами: от гуманитарного сотрудничества до военного нападения»[37].
С 2007 года в Беларуси действует «Либеральный клуб» – неформальное объединение либерально ориентированных белорусских экспертов. Главной целью клуба является «изучение и распространение либеральной парадигмы устойчивого общественного развития в контексте белорусских социально-политических, экономических и культурных реалий»[38].
«Либеральный клуб» совместно с британским Центром Острогорского выступил инициатором создания переговорной площадки «Минский диалог», в рамках которой 26-28 марта 2015 года в Минске прошла международная конференция «ЕС, Россия и страны Восточной Европы: как преодолеть разногласия?» На данной конференции обсуждались вопросы взаимодействия Европейского союза с Евразийским экономическим союзом, а также способы разрешения конфликта на юго-востоке Украины. Как представляется, «Минский диалог» используется «Либеральным клубом» и его зарубежными спонсорами для лоббирования отказа Беларуси от евразийского вектора развития под эгидой «нейтрального статуса» государства.
На том же направлении, что и «Либеральный клуб», работает аналитический центр «Стратегия», ведущим экспертом которого выступает политолог Валерий Карбалевич, известный своим критическим отношением к «режиму Лукашенко». Структурным подразделением центра «Стратегия» является научно-исследовательский центр Мизеса, который занимается исследованиями белорусской экономики, а также просветительской работой, связанной с распространением идей либертарианства, основанных на работах экономистов австрийской школы. Руководит центром Мизеса оппозиционный политик Ярослав Романчук, выставлявший свою кандидатуру на выборах президента Беларуси 2010 года.
С 2014 года в польском Сейме проводятся официальные слушания по Белоруссии. На первых слушаниях присутствовали представители белорусских прозападных партий, некоммерческих организаций и СМИ. С польской стороны в мероприятии участвовали депутаты Сейма и польские дипломаты. Центральным вопросом слушаний был кризис на Украине, ответственность за который была целиком возложена на Россию. Так, белорусский оппозиционер Андрей Санников заявил, что Россия напала на всю Европу, а главная цель Путина – разрушить Европейский союз и уничтожить европейские ценности[39]. Выступления других участников были выдержаны в столь же антироссийской риторике.
Слушания в польском Сейме 2015 года прошли почти в том же составе, что и прошлогоднее мероприятие. Однако главной темой стали президентские выборы в Беларуси. Как сообщает издание «Хартия 97», «практически все лидеры оппозиции отметили, что все попытки стран Запада начать диалог с диктатором являются грубейшей ошибкой, потому что ситуация с правами человека в Беларуси только ухудшается. Было отмечено тяжелое положение политзаключенных, усиление репрессий, а также ухудшение экономической ситуации»[40].
Помимо слушаний в польском Сейме, белорусская прозападная оппозиция регулярно проводит встречи с представителями политических элит Евросоюза и США.
Особый сегмент прозападного сообщества Беларуси составляют организации, занимающиеся правозащитной деятельностью. Наиболее активной из этих организаций является незарегистрированный правозащитный центр «Весна», финансируемый западными фондами, в числе которых американский фонд «Евразия». История центра «Весна» началась в 1997 году, когда он был зарегистрирован как минская городская организация под названием «Весна-96». В октябре 2003 года центр был ликвидирован решением Верховного суда РБ. В 2011 году суд Первомайского района города Минска признал председателя центра «Весна» Алеся Беляцкого виновным в уклонении от уплаты налогов и приговорил его к 4,5 года лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Основанием для возбуждения уголовного дела и вынесения обвинительного приговора стали данные о банковских счетах Беляцкого в Литве и Польше, предоставленные литовскими и польскими властями. В 2014 году Алесь Беляцкий был досрочно освобождён из колонии, успев к этому времени получить статус «узника совести».
Ещё одна известная правозащитная организация, работающая в Беларуси, – «Белорусский Хельсинкский комитет», являющийся участником международного хельсинкского движения. Как указано на сайте комитета, «своеобразным катализатором для создания правозащитной организации» стало «надругательство над национальным бело-красно-белым флагом»[41]. Как известно, данный флаг использовали белорусские коллаборационисты во время Великой Отечественной войны, а сейчас им пользуются местечковые националисты и либералы.
На местном уровне в Беларуси действует Фонд имени Льва Сапеги. Заявленные направления деятельности фонда следующие: развитие местного самоуправления; реализация прав граждан в локальной общности; развитие и поддержка региональных негосударственных организаций; поддержка гражданских инициатив; осуществление просветительской, научной и издательской деятельности[42]. Фонд реализовал более 45 проектов, в том числе более 20 региональных. Спонсорами проектов выступили Фонд «Евразия», NED, Фонд имени Конрада Аденауэра, SIDA, Еврокомиссия и др.
Таким образом, главными спонсорами прозападной переориентации Беларуси являются США и передовые государства Евросоюза. Однако зачастую они предпочитают действовать не напрямую, а через более близкие к РБ страны, прежде всего Польшу и Литву, которые исповедуют в отношении Беларуси «мессианские» идеи. Отработкой иностранного финансирования на местах занимаются многочисленные политические, правозащитные и другие организации и СМИ, ставящие своей целью изменение евразийского вектора развития Беларуси на евроатлантический.
[1] Eastern Europe: Finding Strength in Numbers // Stratfor. URL: https://www.stratfor.com/sample/analysis/eastern-europe-finding-strength-numbers
[2] Анджей Дуда выступил за создание балто-черноморского блока государств // Хартия 97. URL:https://charter97.org/ru/news/2015/8/5/163301/
[3] Евросоюз снял санкции с Беларуси // Tut.by. URL: http://news.tut.by/politics/484831.html
[4] США продлили санкции против Белоруссии // Взгляд. URL: http://www.vz.ru/news/2016/6/10/815547.html
[5] Who we are // The official website of USAID. URL: https://www.usaid.gov/who-we-are
[6] Remarks on the FY2015 State Department and USAID Budget // The official website of United States Department of State. URL:http://www.state.gov/s/dmr/remarks/2014/222911.htm
[7] Belarus: Background and U.S. Policy Concerns // Federation of American Scientists. URL:https://www.fas.org/sgp/crs/row/RL32534.pdf
[8] Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича о прекращении деятельности в Российской Федерации Агентства США по международному развитию (USAID) // Официальный сайт МИД РФ. URL:http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/142978
[9] Congressional Budget Justification // The official website of United States Department of State. URL:http://www.state.gov/documents/organization/236395.pdf
[10] The website of NED. URL: http://www.ned.org/region/central-and-eastern-europe/belarus-2015/
[11] The website of GMF. URL: http://www.gmfus.org/civil-society/fund-belarus-democracy
[12] Глава Европейского фонда в поддержку демократии: Мы поможем тем, кто борется за перемены // Deutsche Welle. URL:http://www.dw.com/ru/глава-европейского-фонда-в-поддержку-демократии-мы-поможем-тем-кто-борется-за-перемены /a-16873329
[13] The website of EED. URL: https://www.democracyendowment.eu/ru/we-support/european-radio-for-belarus/
[14] Сайт представительства KAS в Белоруссии. URL: http://www.kas.de/belarus/be/about/
[15] USAID и SIDA продолжат поддержку развития частного сектора в Беларуси // БелаПАН. URL:http://belapan.by/archive/2010/11/28/430057/
[16] Проект ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь» c 1 июня по 31 июля проводит конкурс местных инициатив // Сайт представительства ПРОО в РБ. URL:http://www.by.undp.org/content/belarus/ru/home/presscenter/pressreleases/2015/05/-c-1-31-.html
[17] Statut Fundacji «Wolność i Demokracja» // Strona Fundacji «Wolność i Demokracja». URL:http://wid.org.pl/category/kim-jestesmy/statut-fundacji/
[18] Стипендиальная программа имени Кастуся Калиновского // RUS.NGO.PL. URL:http://ogloszenia.ngo.pl/x/420956?site_id=207713
[19] TV Biełsat // Strona Fundacji «Wolność i Demokracja». URL: http://wid.org.pl/tv-belsat/
[20] Имантас Мелянас: «Расчленение Беларуси – запасной вариант Кремля» // InformNapalm. URL:https://informnapalm.org/20623-imantas-melyanas-raschlenenie-belarusi/
[21] ЕГУ намерен обжаловать в суде результаты аудита, который был организован Северным Советом // Наша нива. URL:http://nn.by/?c=ar&i=170299&lang=ru
[22] Выпускник Артём Анисимов: «ЕГУ формирует европейское будущее Беларуси» // Сайт ЕГУ. URL:http://www.ehu.lt/ru/news/pokazatj-statjju/vpusknik-artm-anisimov-egu-formiruet-evropejskoe-budushtee-belarusi
[23] Сайт НИСЭПИ. URL: http://www.iiseps.org/?page_id=950
[24] Сайт БДПЧ. URL: http://humanrightshouse.org/Members/Belarus_BY/index.html
[25] Сайт ИБИК. URL: http://inbelhist.org/o-nas/
[26] MTÜ Valgevene Uus Tee // Etnoweb. URL: http://etnoweb.ee/ru/uustee
[27] Общественные слушания проекта Совместного операционного документа Программы трансграничного сотрудничества Европейского Инструмента Соседства «Польша-Беларусь-Украина» 2014-2020 // Официальный сайт Программы трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина». URL:http://www.pl-by-ua.eu/ru,3,84
[28] ЕИС ПТС Польша-Беларусь-Украина 2014-2020 // Официальный сайт Программы трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина». URL: http://www.pl-by-ua.eu/ru,news,171
[29] European Neighbourhood Instrument Cross-Border Cooperation Programme Latvia-Lithuania-Belarus 2014-2020 // Официальный сайт Программы трансграничного сотрудничества «Латвия-Литва-Беларусь». URL:http://www.eni-cbc.eu/llb/data/public/uploads/2016/03/lv-lt-by_eni_cbc_2015_final.pdf
[30] Вручение удостоверений заграничных украинцев // БелаПАН. URL:http://belapan.com/archive/2015/01/23/media_ua_ph/
[31] К международным дням славянской письменности и культуры // Официальный сайт Посольства Украины в Республике Беларусь. URL: http://belarus.mfa.gov.ua/ru/press-center/news/37346-do-mizhnarodnih-dniv-slovjansykoji-pisemnosti-ta-kulyturi
[32] «Молодой фронт» готовит ответ прокремлевской колонне в Беларуси // Udf.by. URL:http://udf.by/news/main_news/130965-molodoy-front-gotovit-otvet-prokremlevskoy-kolonne-v-belarusi.html
[33] Группа «Ваяр. Малады Фронт» в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/club107671101 ; Группа «Ваяр. Малады Фронт» в социальной сети Facebook. URL:https://www.facebook.com/%D0%92%D0%B0%D1%8F%D1%80-%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%8B-%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%82-417208978477018/?fref=nf
[34] Группа «Ваяр. Малады Фронт» в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/wall-107671101_4267
[35] В Украине создается отряд из белорусов, желающих присоединиться к украинским добровольческим батальонам // БелаПАН. URL: http://belapan.by/archive/2014/07/07/712580
[36] Сайт Центра стратегических и внешнеполитических исследований. URL: http://csfps.by/about
[37] Сивицкий А., Царик Ю. Беларусь в контексте противостояния Россия-НАТО: Угрозы и вызовы для суверенитета, независимости и национальной безопасности. Стратегические выводы и рекомендации // Сайт Центра стратегических и внешнеполитических исследований. URL: http://csfps.by/files/files/belarus-russia-nato.pdf
[38] Сайт «Либерального клуба». URL:http://liberalclub.biz/о-нас/миссия-и-цели/
[39] Слушания по Беларуси в Сейме Польши // Хартия 97. URL:http://www.charter97.org/ru/news/2014/12/4/129376/
[40] В Сейме Польши прошли слушания по Беларуси // Хартия 97. URL:https://charter97.org/ru/news/2015/4/22/148607/
[41] Сайт РПОО «Белорусский Хельсинкский комитет». URL: http://belhelcom.org/ru/node/12365
[42] Сайт Фонда имени Льва Сапеги. URL: http://sapieha.ucoz.org/index/0-2
Автор: Юрий Котт
Источник: «Телескоп»
Опубликовано на портале «Бдительность»