Авторский блог Анна Шафран 00:15 6 октября 2022

Русофобия и культура

Либеральная интеллигенция против государства и народа

«ЗАВТРА». Анна Борисовна, предательская артистическая тусовка, то есть люди, осудившие специальную военную операцию и позволившие себе лить грязь на страну и народ в целом, сегодня снова возвращаются в Россию. По какой причине актёрско-певческая камарилья так себя ведёт?

Анна ШАФРАН. Мы много об этом говорим все последние годы, но сегодня, когда все маски в мире сорваны и смыслы обострены до предела, пришло время принимать решения. Со стороны народа давно созрел запрос на такие шаги.

Причём здесь следует вот с какого ракурса посмотреть на проблему. Есть частные конторы и лица, которые занимаются шоу-бизнесом. Например, Олег Дерипаска и его фонд «Вольное дело» поддерживают фестиваль казачьей культуры «Александровская крепость», на который в этом году пригласили певицу Манижу. Казаки выступили против, поскольку эта певица, живущая сейчас на Западе, активно поддерживает ЛГБТ-движение, феминизм, разного рода деструктивные течения, которые идут абсолютно вразрез с традиционными ценностями, принятыми в нашей стране, в любом нормальном обществе.

«ЗАВТРА». Но, как мы все помним, именно эту артистку в прошлом году послали представлять Россию на Евровидении с песней «Русская женщина».

Анна ШАФРАН. Люди были возмущены, ведь это был плевок в лицо российского общества — назовём вещи своими именами. Если почитать слова той песни, иначе как издевательством над образом русской женщины это не назовёшь. Будучи нерусской женщиной, она с удовольствием исполнила этот пасквиль.

Недавно также приключился скандал, на сей раз из-за очевидного оксюморона. Какое отношение эта Манижа может иметь к традиционной казачьей песне? Однако организаторы прямо-таки педалировали её присутствие на мероприятии в роли чуть ли не «хедлайнера», вызвав естественное недоумение, если не гнев, всех, кто любит русские казачьи песни. Казаки (спасибо им большое!) повели себя правильно. Они заявили, что вынуждены будут объявить бойкот фестивалю в случае присутствия этой так называемой певицы. Последнее слово, как мы помним, сказал кубанский губернатор. Казалось бы, отдельная история частного порядка, но я предлагаю обратить внимание на то, что многое происходящее частным порядком есть зеркало более серьёзной ситуации.

«ЗАВТРА». Того, что касается вообще внутреннего контура у нас в стране.

Анна ШАФРАН. Именно так. Много лет нам, взрослым, и нашим детям электронные СМИ и киноиндустрия навязывали самые омерзительные, пошлые, разрушительные стандарты в области культуры: все эти «левиафаны», квир-фестивали; а ведь кое-что из этого проходило, в том числе, под эгидой Министерства культуры. Фонд кино ведь спонсировал такие картины, как «Левиафан». При содействии Министерства культуры и департаментов культуры разных городов поддерживаются более чем странные мероприятия, пропагандирующие ЛГБТ-«культуру». Это было в какой-то степени государственной линией, как ни парадоксально звучит. То есть, с одной стороны, у нас президент говорит абсолютно правильные вещи, и мы, народ России, его поддерживаем. А с другой — чиновничий аппарат и дельцы от культуры тянут в прямо противоположную сторону.

«ЗАВТРА». И началось это довольно давно...

Анна ШАФРАН. Конечно! Помните, была такая государственная премия в области современного искусства — «Инновация». Она была учреждена в 2005 году Федеральным агентством по культуре и кинематографии Российской Федерации. Так вот, в 2011 году премию «Инновация» получила акционистская группа «Война»* за акцию с неудобопроизносимым названием, которое в чуть модифицированном виде звучит как «Хрен в плену у ФСБ». «Искусство» это заключалось в 60-метровом фаллосе, нарисованном на Литейном мосту в Питере. Во время подъёма моста изображение оказывалось напротив здания ФСБ. И за это непотребство была вручена государственная премия «Инновация»! Внимание, учреждённая Министерством культуры!

Спустя некоторое количество времени у нас развернулся другой большой скандал — бесовские пляски группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Собственно, участницы её — выходцы из той же самой арт-группы «Война». Эту похабщину надо было сразу прихлопнуть, а ведь сделали прямо противоположное: вознесли на пьедестал, дали им премию 400 тысяч рублей! И это движение продолжило существовать, обласканное признанием.

«ЗАВТРА». То есть, от государственных структур они получали положительные сигналы.

Анна ШАФРАН. Да, и это стимулировало их к дальнейшим действиям. К тому же за Pussy Riot вписалось огромное количество зарубежных политиков и звёзд мировой величины! Например, в нашумевшем американском политическом сериале «Карточный домик» в одном из сезонов действующими лицами стали члены Pussy Riot. И кто помог им «соорудить» такой пиар? Российские чиновники, в частности, те, что действовали в системе Министерства культуры. Возникает вопрос: на кого они работают, поддерживая деятельность, направленную на разрушение государства?

«ЗАВТРА». Этот вопрос мы более чем вправе задать именно сейчас, когда Россия проводит специальную военную операцию.

Анна ШАФРАН. Разве нельзя было в такой горячий период избежать провокации на фестивале «Александровская крепость»?! Можно было пресечь всё это на корню и не волновать людей, и сделать это, на самом деле, очень просто!

Напомню один эпизод: баталии вокруг памятника на Лубянской площади, когда был предложен выбор между Александром Невским и Феликсом Эдмундовичем Дзержинским. И общество просто разорвали на части — люди схлестнулись насмерть в телеграм-каналах, соцсетях… А когда стало понятно, что противостояние переходит все разумные границы, Сергей Собянин закрыл вопрос, заявив, что памятники должны объединять народ, а не разделять. Вывод из этого: всё можно сделать, были бы желание и воля!

«ЗАВТРА». Политическая воля.

Анна ШАФРАН. Да. И тогда почти любой вопрос решается на раз. А по поводу фестиваля «Александровская крепость», который «таранили» Манижей, от министра культуры Ольги Любимовой мы так и не услышали разъяснений. И мы понимаем, что их и не могло последовать в силу совокупности тех событий, которые мы наблюдали в предыдущие годы. Я, конечно, понимаю: пресс-служба и чиновники Минкульта нам скажут, что фестиваль не в их ведении, что у них нет на сей счёт нормативных документов и тому подобное. С формальной точки зрения, наверное, они правы. Но посмотрим на это с другой стороны. Помимо бумаг и документов есть реальная жизнь. Против нас Запад ведёт тотальную войну. Мы должны были бы разобраться со сферой культуры в предыдущие годы, но в силу разных обстоятельств этим не занимались. Сейчас, когда Россия зажата в тиски западными «не-партнёрами», мы хотим видеть волевых, харизматичных людей на высоких постах, которые способны брать на себя ответственность и принимать спасительные для Отечества решения. Такие люди не будут прикрываться нормативными актами. Но в случае с Манижей и казаками молчание было нам ответом. Хотим ли мы впредь видеть таких «молчалиных» на всё тех же чиновничьих местах? Не хотим. Почему же они находятся там? Неужели это воля случая, стихия какая-то? Или у того, что происходит, есть некие покровители, кураторы? Может, некоторые из этих кураторов подвержены непосредственному западному влиянию?

Сейчас сама жизнь подводит Россию к тому, что нужна серьёзная «кадровая чистка» в чиновничьих рядах в сфере культуры. Это не праздные мысли вслух, а острейший вопрос нашего выживания. Если мы даже сегодня не сделаем нужных шагов, дальше это будет сделать намного сложнее.

Мы, конечно, всё равно выживем и победим. Это априорный факт. Но хотелось бы осуществить это не вопреки чему-то, как у нас водится, а благодаря…

«ЗАВТРА». Вопреки обстоятельствам, вопреки действиям противящихся чиновников. Но помимо запретительных средств могут быть меры позитивные, стимулирующие. И если раньше давали положительный импульс деструктивным «художникам», то почему бы не поменять объекты поддержки? Что-то давно мы ничего подобного не наблюдаем. Вот Юрию Полякову, автору известных драматических произведений, который прежде, в «долюбимовские» времена, раз в два года проводил при поддержке Минкульта фестиваль своих пьес с участием большого количества театров со всей России, теперь этого содействия не оказывают. Взяли и отрезали. Прекратили поддержку. Тоже ведь определённый знак?

Анна ШАФРАН. Это происходит не только с ним. Сколько лет Николай Петрович Бурляев бьётся за свой фестиваль «Золотой витязь»! Он вопреки всему, что происходило, гнул свою линию и нёс «разумное, доброе, вечное». Если посмотреть картины или постановки, которые демонстрируются на бурляевском кинофестивале, то ясно, что они именно из разряда того, что облагораживает человеческую душу. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Искусство — оно ведь про это, на самом деле. Искусство в нормальном понимании. А все эти жесты, провокации — плоды постмодерна, порождённого пресыщенной западной цивилизацией с давно свернувшимися мозгами. Им уже подавай только жесты в виде фекалий на площади в центре города.

Но всё же, если раньше наши беседы на эту тему были какими-то полумаргинальными, то сейчас явно видны перемены к лучшему.

«ЗАВТРА». В силу сложившихся обстоятельств прежняя система просто не может воспроизводиться дальше.

Анна ШАФРАН. Да, и мы сейчас переходим в иную формацию. Были первобытный строй, рабовладельческий, феодальный, капитализм и так далее, а сейчас мы вступаем в новую формацию, и мы пока даже сами не знаем, в какую, но это факт.

И здесь у нас как великой державы есть неоспоримые преимущества, в силу целого ряда факторов связанные с нашей историей и географическим положением. А вот у наших западных соседей совсем по-другому складывается жизнь.

И нельзя сейчас недооценивать вклад каждого из нас, каждого отдельно взятого человека в этот благой, разворачивающийся на наших глазах процесс. Я свято верю, что мир изменяется в целом благодаря стараниям каждого человека.

На этот счёт у меня есть замечательный пример — от заслуженного артиста России Алексея Весёлкина, с которым мы дружим. Он работает в Российском академическом молодёжном театре (РАМТ). Рассказал мне в высшей степени поучительную и вдохновляющую историю. Дело в том, что Алексей время от времени заходит в один из магазинов «Армия России». И вот, зайдя туда уже в период спецоперации, он вдруг обратил внимание на фоновую музыку в залах магазина — звучала какая-то «американщина». В российском армейском магазине, в то время, когда мы воюем, по сути, со всем блоком НАТО! Дикий когнитивный диссонанс!

Он поинтересовался у продавцов, в чём, собственно, дело, неужели никто не слышит в этом несоответствие духу нашего героического времени? Продавцы и администратор развели руками. Оказывается, Алексей Весёлкин оказался первым, кто задался этим вопросом. Через несколько дней мой друг, на всякий случай, решил узнать, возымел ли его вопрос благой эффект. Он ведь тогда прямо сказал, что у нас есть превосходные марши, духоподъёмная советская эстрада, великие хоровые коллективы. Тут ведь даже ничего изобретать не надо — есть неисчерпаемые залежи записей советских артистов, море позитивной, патриотической музыки!

Но, увы, Алексей Весёлкин услышал всё те же американские ритмы. Тут он разозлился не на шутку и дошёл до самого главного человека в этой торговой сети. Тот, по его словам, очень удивился. Он и представить себе не мог такой нонсенс! Мораль ситуации: на местах иногда сидят работники, которые не задумываются ни о чём, вставили какой-то диск, он играет, и окружающим зачастую лень поинтересоваться, а та ли музыка звучит.

«ЗАВТРА». Крутится лет пять что-то такое негромкое, воркующее на английском, а они его не слышат даже!

Анна ШАФРАН. Да, много таких вещей попускается. Но у истории этой счастливый конец: по всей России в сети магазинов ситуация была исправлена. А всё потому, что нашёлся один неравнодушный человек и довёл дело до конца.

«ЗАВТРА». Если бы люди чутко реагировали на такие вещи, то многое поменялось бы.

Анна ШАФРАН. В силу законов диалектики количество не может не перейти в качество.

«ЗАВТРА». В маркетинге есть технология под названием «мнимый (мистический) покупатель». Нанимаются специальные люди, которые приходят в магазин и спрашивают: «А есть у вас книга такого-то?» Один, второй… Когда приходят третий и четвёртый спрашивающие, продавец берёт наклюнувшийся спрос на заметку. И этот приём работает, хотя о нём почти все знают.

Анна ШАФРАН. Да, от каждого из нас многое зависит. Нашими руками мир можно изменить к лучшему. Есть, конечно, те, кто видит всё в чёрных красках: кругом одни уроды, все чиновники — подлецы, всё плохо — «гипс снимают, клиент уезжает», как говорится… Мне всегда хочется таким депрессивным натурам задать простой вопрос: «Зачем вы это рассказываете? Ну наденьте белые тапки, ложитесь в ящичек. Но ведь не это главная цель ваших речей?» Таких людей полно и среди патриотов. Я им всем говорю: «Помните, что говорил отец Димитрий Смирнов про вас таких? “Ты уже в аду, сынок, у тебя нет радости!”» Но мы ведь видим, что люди сами себе создают этот ад, часто бессознательно.

А возвращение наших "звёзд" можно объяснить единственно тем, что они привыкли жить на широкую ногу и на дармовых харчах, не напрягаясь. Всё более чем прозаично.

«ЗАВТРА». Пугачёва имела мощнейшую господдержку в России. Её юбилейные гастроли финансировались крупными российскими госкомпаниями.

Анна ШАФРАН. Будучи притом не бедной, мягко говоря. А давайте вспомним, чем занималась в последние годы «женщина, которая поёт», бывшая кумиром миллионов жителей СССР. Это и жалкое зрелище, и абсолютно вредное явление. Так называемое её творчество демократических лет — откровенная пошлость!

Но вернёмся к «Войне» и премии «Инновация». Недавно нашла замечательный материал «РИА Новости» от 8 апреля 2011 года: «активисты группы «Война» стали лауреатами премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» за осуществлённую ими акцию «...в плену у ФСБ». Передаёт корреспондент «РИА Новости» с торжественной церемонии, которая проходит в четверг вечером в ЦСК «Гараж». Обратите внимание, это 2011 год! Госагентство публиковало такие сообщения! Далее читаем: «Для награждения на сцену поднялись все члены жюри, и один из его членов, Андрей Ерофеев, под одобрительные выкрики из зала огласил победителей. Между тем «победители» ограничились лишь интернет-перепиской с организаторами «Инновации» и за призом не явились. Из-за этой акции «Войны» тогда к «Инновации» был повышенный интерес. В момент появления шорт-листа ключевые активисты «Войны» Олег Воротников и Леонид Николаев находились под арестом за следующую акцию — “Дворцовый переворот”».

То есть они были под арестом, когда им вручалась премия «Инновация», учреждённая Минкультом! Их обвиняли в хулиганстве. Пока суд решал, освобождать ли Воротникова и Николаева под залог, организаторы «Инновации» исключили «Войну» из списков под предлогом несоблюдения ими регламента. Однако такое решение вызвало протест в арт-сообществе. И жюри премии заявило, что выбирать будет из первоначального списка номинантов.

Почему я обо всём этом говорю? Получается, организаторов премии в какой-то момент осенило, что происходит что-то странное, и они попытались исправить ситуацию. Но «тусовочка» и жюри сказали, что именно они «здесь власть». А госчиновники, назовём вещи своими именами, проявили трусость и тем самым придали дополнительный импульс творящимся безобразиям. Вспоминаешь эту новость 2011 года — и волосы дыбом. Лучше бы только во сне такое видеть, но всё это и поныне наяву, к сожалению!

Вообще, к сфере культуры, искусства пора приковать внимание специальных служб Российской Федерации! Пусть разберутся, в силу каких причин в этой области так мало качественных изменений. Некоторые уже начавшиеся процессы важно ускорить. Мы видим, как по стене либерального «здания» поползла огромная трещина, конструкция начала разрушаться. Главное — не созерцать пассивно эти процессы, продолжая пережёвывать информационную жвачку с "звёздными" скандалами, а начинать строить новое «здание». Прекрасное здание «разумного, доброго, вечного»!

«ЗАВТРА». Что конкретно можно сейчас сделать, на ваш взгляд?

Анна ШАФРАН. Каждый на своём месте должен задаться вопросом о том, каким должно быть наше завтра. Каким будет мир после спецоперации? Занимаемся ли мы сегодня выработкой долгосрочной стратегии? Пора перестать обстряпывать жалкую текущую мишуру, ведь на это улетают огромные бюджеты! А люди подсаживаются на информационную «иглу» и становятся, откровенно говоря, больными.

Человек XXI века, как ни крути, человек информационный. Надо не погружать его в это информационное болото, а вытягивать из него!

Надо создавать новые формы, вспомнив забытое старое. В советское время в новостях мы слышали о том, как проходил сев, собирался урожай, выплавлялся металл, как наша страна богатела. Тогда снималось кино про инженеров, врачей, людей других прекрасных профессий. А теперь много ли мы видим таких новостей и фильмов?

«ЗАВТРА». Были прекрасные фильмы про рабочих и их насущные проблемы, которые с интересом смотрела вся страна.

Анна ШАФРАН. Да, а не о том, как круто быть «мажором», ездить на папиной тачке в окружении женщин лёгкого поведения и владеть последней моделью «айфона». Нужны произведения про то, как важно иметь волю, чтобы изменить мир к лучшему через поступки, а не «говорильню». В советское время пропаганда была успешной не потому, что на неё затрачивались огромные средства, а потому, что её творцы верили в её смыслы. Они искренне верили в то, что в СССР должны быть лучшие в мире инженеры, врачи, учителя, рабочие. В то, что, покоряя космос, мы вступаем в безграничный светлый проект, который выведет нашу страну в авангард земного шара. Послушайте радиопрограммы советских времён, их можно найти в Интернете, и вы поймёте, как можно менять мир одним словом, одной интонацией. «С добрым утром, дорогие товарищи! Сегодня воскресенье! И мы поздравляем вас с хорошим воскресным днём!» А сейчас нам пересказывают отвратительные сплетни и прочий негатив.

То есть, на что мы заряжаем людей с самого утра? Способствует ли это производительности труда, повышению ВВП нашей страны? Улучшаются ли рейтинги власти от такой изуверской работы СМИ с населением? Как этот упор на депрессию в подаче информационных материалов отражается на отношении народа к чиновникам? Ответ очевиден. Надо действовать по-другому! Простая логика вроде бы, однако понимания этих истин и действий в правильном направлении мы пока не видим.

Почему? Потому что очень давно мы поставили во главу угла экономическую целесообразность. У нас человек для экономики стал существовать, а не экономика для человека. И вся государственная машина перешла на эти рельсы. Главное — извлечение прибыли. А если мы говорим про СМИ, культуру (кино, театр, литературу), то прибыль извлекается тогда, когда есть высокие рейтинги. Сделать высокие рейтинги на «добром, разумном, вечном» куда сложнее, чем на эксплуатации низменных склонностей (секс, наркотики, рок-н-ролл и прочий деструктив). Вот почему порно — один из самых популярных видов контента.

«ЗАВТРА». Даже не обязательно порно. Просто зашкаливающее количество пошлых сюжетов и шуток в СМИ и фильмах.

Анна ШАФРАН. Разумеется. Это я утрирую.

А облагородить человека, воспитать, поднять на какой-то уровень его душу — это всегда труд. Образование — процесс где-то насильственный. Ну кто из детей добровольно пойдёт в музыкальную школу и будет там наяривать на пианино или скрипке два-три раза в неделю по два часа? То же касается обычной школы, где надо заставлять себя делать задания, решать задачи.

«ЗАВТРА». «Войну и мир» добровольно мало кто прочтёт. Нужно именно заставить подростка прочесть, сделать усилие.

Анна ШАФРАН. Совершенно верно! Процесс образования — это всегда труд, усилие над собой. И если государство берёт на себя важнейшую функцию…

«ЗАВТРА». Созидателя!

Анна ШАФРАН. Созидателя, да! А не учётчика рейтинга и доходов. Государство должно осознать, что это его прямое дело — давать возможность проявлять себя талантливым людям, которые готовы трудиться на совершенно иных началах. А то у нас в сфере культуры привыкли двигаться по накатанному пути и выходить из зоны комфорта не хотят, при этом осваивая немалые бюджеты и выдавая профессиональный, но разрушительный контент.

Но вода камень точит. Например, если раньше те журналисты и СМИ, которые писали о необходимости выхода России из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), считались маргиналами, то теперь этот вопрос дебатируется на самых высоких трибунах. Спикер Госдумы Вячеслав Володин (спасибо ему большое!) даёт соответствующие поручения коллегам: создать комиссию по изучению вопросов целесообразности выхода из ВОЗ, МВФ и других глобалистских структур. Вновь количество переходит в качество, количество усилий, предпринятых настоящими российскими патриотами.

И ещё один небольшой пример — из прежних дискуссий с коллегами. Он касается темы «рейтинг и оплата». В одном американском университете к ректору пришёл преподаватель какого-то предмета и поинтересовался, почему тренер университетской баскетбольной сборной получает очень много денег, а он, хороший специалист, — намного меньше. Ректор ему ответил: «Когда к тебе на лекции будет приходить столько же зрителей, сколько к нему на стадион, я тебе положу такую же зарплату». Нехитрый вывод, в котором очевидна подмена понятий. Люди падки на «хлеб и зрелища» и не охочи до труда, напряжения ума и физических сил. Они охотнее платят за развлечения — к сожалению, это факт. Но если мы будем в нашей стране исходить из такого бизнес-подхода, поверьте, ничего хорошего не будет. Нас — с иными архетипами сознания — все последние тридцать лет пытались переформатировать под западные стандарты. Профессор, мол, сначала должен собрать стадион и лишь тогда вправе заикнуться о приличном окладе.

«ЗАВТРА». Преподавателя унижают до шоумена, требуют занимательности. И, естественно, качество обучения падает.

Анна ШАФРАН. Обертоном этой темы я вижу цифровизацию образования, когда преподавателю объявляют, что чем больше у него будет дистанционных слушателей, тем на бо́льшую сумму он может рассчитывать. Преподаватели вынуждены становиться рекламными агентами, нахваливать свои курсы студентам. Преподаватель у нас, выходит, сродни клоуну или официанту? Пора наконец навести порядок и в образовании, и в культуре!

Беседовал Сергей Харцызов

Илл. Геннадий Животов

1.0x