Авторский блог Марина Алексинская 10:28 7 июля 2015

«И цели нет иной…»

Концертный зал имени Чайковского уж полон, за сдержанностью, степенностью манер публика с трудом скрывает волнение. Три недели XV Международного конкурса имени Чайковского, этого музыкального марафона с жесткой драматургией конкуренции, в сверканье сольных концертов его участников, подошли к концу. И трудно поверить сейчас, что вот ту же самую публику еще вчера пробивали молнии страсти, с которой она «болела» за каждого из своих фаворитов. Мне выпала участь быть свидетелем состязаний пианистов. И что за страсти кипели в Большом зале консерватории, знаю не понаслышке. В ночь перед третьим прослушиванием третьего тура в консерватории вдруг вспыхнул пожар! Версии: короткое замыкание или непогашенная сигарета… познавшие на себе весь накал атмосферы отнюдь не нуждались в декларации причинно-следственных связей. Как это у Маяковского: «Мама! У меня пожар в сердце!»

Перевернута заключительная страница XV Международного конкурса имени Чайковского. Названы его лауреаты. 2 и 3 июля лауреаты дали гала-концерты в лучших залах Москвы и Петербурга, результатом которых стало выявление имени обладателя гран-при конкурса. Ариунбатар Ганбаатар - чарующий баритон, солист оперного театра столицы Монголии Улан-Батора. Президент РФ Владимир Путин посетил гала-концерт в Москве, чем в миг не только вернул конкурсу его былой престиж и статус на международной арене, но и подчеркнул важность симфонической музыки в культурной жизни России.

Музыка и миф столь родственны, что миф – это музыка, а музыка - это миф. И вот сегодня, когда салюты конкурса отгремели, а его лауреаты в тиши кабинетов консерваторий готовятся к дебютам на мировой сцене, мне хотелось бы чуть растревожить воспоминания. Ведь, в сущности, Международный конкурс имени Чайковского – миф, который всегда с тобой.

Триумфа час

Концертный зал имени Чайковского уж полон, за сдержанностью, степенностью манер публика с трудом скрывает волнение. Три недели XV Международного конкурса имени Чайковского, этого музыкального марафона с жесткой драматургией конкуренции, в сверканье сольных концертов его участников, подошли к концу. И трудно поверить сейчас, что вот ту же самую публику еще вчера пробивали молнии страсти, с которой она «болела» за каждого из своих фаворитов. Мне выпала участь быть свидетелем состязаний пианистов. И что за страсти кипели в Большом зале консерватории, знаю не понаслышке. В ночь перед третьим прослушиванием третьего тура в консерватории вдруг вспыхнул пожар! Версии: короткое замыкание или непогашенная сигарета… познавшие на себе весь накал атмосферы отнюдь не нуждались в декларации причинно-следственных связей. Как это у Маяковского: «Мама! У меня пожар в сердце!»

Пожар в сердце бушевал в сердцах финалистов. Джордж Ли, американец китайского происхождения, сразил публику виртуозностью, фантастическим пианизмом, если под пианизмом подразумевать еще и владение инструментом; Первый концерт Чайковского звучал раскатисто-грандиозно и вместе с тем воздушно необыкновенно. «Вот он – победитель конкурса!» – публика вынесла вердикт. На сцену вышел следующий финалист, Лукас Генюшас (Россия-Литва). Мощь исполнения Второго концерта Чайковского вдохновила, а вот концерт Рахманинова с запечатанной в нем тоской по России, разваливался на глазах к великому огорчению пула его «болельщиков», попытки пианиста спасти концерт превращались в сизифов труд. 16-летний Даниил Харитонов, ученик Центральной музыкальной школы, тому достаточно просто выходить на сцену, бросить руки на рояль, и публика во власти обаяния юности, усиленного отвагой будущего маэстро. В сущности, беспрецедентно высокий уровень мастерства - визитная карточка нового поколения музыкантов.

И всё же: кто первый среди равных?

Масло в огонь подливала информация от инсайдов, без которой конкурс теряет перчинку, остроту интриги. Слух: будто бы Валерий Гергиев сам назначит победителя, а у Гергиева в любимчиках Сергей Редькин, выпускник петербуржской консерватории. Нет, навязывают мнение другие: Генюшаса назовут, он ученик и внук самой Веры Горностаевой! Дебарг? Нет, первым будет наш, русский. Имя главного претендента на победу вообще не называют, чтобы «не сглазить», не спугнуть удачу.

Церемония объявления победителей XV Международного конкурса имени Чайковского должна начаться в 19.00 часов. «Уж полночь близится», - как сказал бы Пушкин. Слух пробежал непрошеной гостьей: жюри во главе с маэстро Гергиевым до сих пор решают судьбы конкурсантов!

И дольше века длится час.

Небольшое отступление. ХV Международный конкурс имени Чайковского оказался в высшей степени резонансным. Причина ли тому Международный фестиваль в честь 175-летия Чайковского, что прозвучал в Клину увертюрой к конкурсу? Или пафос его открытия с участием маэстро Гергиева, маэстро Мацуева и Большого симфонического оркестра под управлением маэстро Федосеева? Или рекордный гран-при конкурса в $100 000? Как знать… Статистика такова: онлайн трансляцию конкурса просмотрели десять миллионов человек в 179 странах мира.

Но вот, оживление в зале. Появились члены жюри конкурса, представители Оргкомитета конкурса, министр культуры Владимир Мединский, вице-премьер правительства Ольга Голодец, для которой организация конкурса являла собой нечто вроде дела чести. Финалисты конкурса во всех четырех его номинациях: виолончель, вокал, скрипка, фортепиано занимают первые ряды партера. Сосредоточены, встревожены, кто-то до бледности на лице… разве что Люка Дебарг непринужден, как ритмы свинга, о чем-то еще беседует со своим педагогом.

И дольше века длится час.

Маэстро Гергиев поднялся на сцену Концертного зала имени Чайковского. Его приветственная речь кратка, полна отеческой любви и заботы к финалистам. Нет сомнений: судьбы молодых музыкантов в завидных руках. Денис Мацуев, прежде чем назвать победителей в номинации «фортепиано» ударился в ностальгию, припомнил годы, как вручили ему награду в три часа ночи, и ни сегодняшних торжеств тебе, ни ликования. Максим Венгеров, он тоже во власти эмоций, поделился нахлынувшей на него радостью, что де не надо ему сейчас ехать в какую-то Америку, а может он находится в Москве, среди друзей и коллег, на конкурсе Чайковского, впервые выступил на котором в 10-летнем возрасте в концерте его открытия.

Час пробил.

В какие-то доли секунды вдруг осенило: действительно ведь, если конкурс для публики – прекрасные часы переживания музыки, то для его участников – граница, «встреча искусства с бизнесом». В зале представители ведущих записывающих компаний, антрепренеры…. «По решению членов жюри – зал замирает - победителями XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского становятся:

Номинация «Сольное пение. Женский вокал»

I премия и золотая медаль: Юлия Маточкина (Россия),

II премия и золотая медаль: Светлана Москаленко (Россия),

III премия и бронзовая медаль: Мане Галоян (Армения),

Номинация «Сольное пение. Мужской вокал»

I премия и золотая медаль: Ариунбатар Ганбаатар (Монголия),

II премия и золотая медаль: Чуаньюэ Вану (Китай),

III премия и бронзовая медаль: Хану Сен Ю (Южная Корея).

Номинация «Виолончель»

I премия и золотая медаль: Андрей Ионица( Румыния)

II премия и серебряная медаль: Александр Рамм (Россия)

III премия и бронзовая медаль: Александр Бузлов ( Россия)

Номинация «Скрипка»

I премия и золотая медаль:

II премия и серебряная медаль: Юй-Чень Цзэнь (Китай, Тайбэй)

III премия и бронзовая медаль: Павел Милюков (Россия), Александра Конурова (Молдова), Гайк Казазян (Армения)

Номинация «Фортепиано» (по традиции конкурса является главной, победители объявляются в завершении церемонии). Вот они:

I премия и золотая медаль: Дмитрий Маслеев (Россия)

II премия и серебряная медаль: Лукас Генюшас (Литва-Россия), Джордж Ли (США)

III премия и бронзовая медаль: Сергей Редькин (Россия), Даниил Харитонов (Россия).

Есть мнение: если ты гений и не имеешь успеха, то к тебе все и относятся как к гению, но как только ты имеешь успех, начинаешь зарабатывать, то к тебе относятся уже не как к гению, а как к человеку, который достиг успеха. С присуждением золота Андрею Ионицу, Ариунбатару Ганбаатару, Дмитрию Маслееву гений и успешность нашли друг друга. «Есть высшая справедливость!» – публика устроила то ли победителям, то ли членам жюри овации стоя. Ну а ликование по случаю вручения IV премии и диплома пианисту Люке Дебаргу и приза от Ассоциации московских критиков Москвы перешло в фортиссимо. Что ж, с первых дней музыкального марафона Дебарг и Маслеев стали кумирами Москвы, как Маточкина, Ионица, Ганбаатар - Петербурга. Конкурс проходил в двух стольных городах.

Невероятный

«Невероятный!» - с таким эпитетом публика встречала Люку Дебарга. Невероятным на сцене Большого зала консерватории Люка Дебарг казался и сам себе. А уж с завершением концерта Моцарта (второй этап второго тура) в сопровождении Камерного оркестра «Солисты Москвы» стрелой сорвался с места, да так, что дирижер едва успел остановить его в дверях и вывести на авансцену, на поклон рукоплещущей публике.

Явление на конкурсе уникальное – Люка Дебарг. Музыкой стал заниматься в 11 лет. Ровесникам по «цеху» под силу были сложнейшие концерты Листа и Бетховена, Дебарг лишь разучивает гаммы. Потом увлечение литературой и искусством, обучение в одном из университетов Парижа. В 20 решил стать музыкантом, а встреча с педагогом Реной Шерешевской, выпускницей Московской консерватории, определила дальнейшую судьбу. Четыре года занятий (каждый день по десять часов за роялем), и вот Люка Дебарг - финалист самого престижного музыкального конкурса, Международного конкурса имени Чайковского. И - срывает сенсацию. Фа-минорная соната Метнера и «Ночный Гаспар» Равеля в исполнении Дебарга совершенно заворожили публику. Уже в Большом зале консерватории отключили свет, а публика всё не расходилась, всё аплодировала кумиру.

Люка Дебарг – пианист импрессионизма. Пианист-лирик, тончайший и вдохновенный. Ростом под два метра, худой, нервный, с острыми линиями в пластике. Очки – как будто бы единственное, что защищает взгляд романтика от агрессии внешнего мира. Рядом с Дебаргом невольно представишь Кокто и «весь Париж» в перламутровых красках Ренуара и выхваченных из тьмы трагических видений Лотрека. Видения – и пианизм Люки Дебарга. Он, еще не совершенный, может резать слух взыскательного специалиста, но не может не взволновать изыском мыслеформы, философией, свежестью трактовки.

На третьем туре Люка Дебарг с симфоническим оркестром, в данном случае Государственным симфоническим оркестром имени Светланова, играл впервые. Но прежде учинил переполох! нервное перенапряжение дало о себе знать. За час до выхода на сцену Дебарг вдруг, в срочном порядке, поменял очередность своей программы. Вторым концертом Листа открывает программу, Первым концертом Чайковского, эмблемой конкурса, как кодой завершает и третий тур и двухнедельные состязания. И прежде всего, состязаний с самим собой.

Откровение - Первый концерт Чайковского от Дебарга. Как будто бы ангелы за плечом диктовали 24-летнему пианисту образ Концерта в его подлинной трагедии, в си-бемольной тональности. Звуками, как пером гуаши, Люка Дебарг наносил штрихи к портрету. Страданий, скорби, печали композитора по случаю самоубийства друга. Рубленые, как пейзажи Сезанна, октавы, паузы, исполненные чувств, сверканье тембровых окрасок, серебро пианиссимо, что рассеивается по клавиатуре, как перистые облака рассеиваются по небу. Как будто исповедальность Чайковского срывается с кончиков пальцев пианиста, рассыпается в блестящих фигурациях, подхватывается оркестром, чтобы в финале исчезнуть в рокоте нижнего регистра фортепиано.

Победительный

Дмитрий Маслеев (посеян под № 36 в ходе жеребьевки) завершал вечер прослушиваний I тура. Стремительный выход к роялю, костюм цветом стали, белоснежная рубашка с бабочкой того же цвета стали. Слегка поклонился публике, отрегулировал высоту банкетки, из правого кармана пиджака достал носовой платок, прошелся им по всему ряду клавиатуры слева направо, подтянул рукава пиджака… Кураж, высокомерность, подчеркнутый артистизм, всё вместе внушили мысль о сильных мира сего, стоящих за Дмитрием Маслеевым. Данные анкеты: «в настоящее время проходит стажировку в Международной академии пианистов на озере Комо (Италия)» - лишнее тому подтверждение. Победитель конкурса определился, во всяком случае, для меня.

Мы любим людей за их недостатки. Дмитрий Маслеев за роялем просто невыносим! Хотелось спрятаться за воспоминания о симпатиях к Николаю Медведеву, что за чудо явил он ажурным плетением «Шагов на снегу» Дебюсси, но вот на третий тур не прошел... За воспоминания об Андрее Коробейникове, буквально загипнотизировал сонатой Бетховена, но «слетел» с первого тура… Любовь к Дмитрию Маслееву?! Нет, Дмитрий Маслеев за роялем просто невыносим! Блеск пианизма, виртуозность техники слепит буквально, взрывается оглушительными криками «браво!»

Он бросил вызов физическим возможностям человека с сонатой для фортепиано Гайдна до мажор. «Пляска смерти» Сен-Санса-Листа (в обработке Горовица) вызвали умопомрачение. А дальше… дальше всё смешалось в Большом зале консерватории. Никто не понимал, как и почему это происходит? Но каждый понимал: это происходит. Красота осуществления будь то вариации на тему Корелли Рахманинова или сметающего всё на пути вихря Dies Irae Листа, мистического, инфернального – это такая красота, что осуществляется от прикосновенья рук Маслеева, уверенных, сильных, к клавишам рояля. Поразительно, но дисциплина рук Маслеева подчинена какой-то совершенно отдельной от него воли, а рафинадность подачи стиля эпох сочинений выявляет отменный вкус. Этот музыкант живет в тональности до мажор! Тональности рыцаря без диезов и бемолей и готов демонстрировать красота абсолютного мастерства .

Мы живем в эпоху диктата прагматизма. Мы не верим в сказки. Скажи кому: Маслеев-то на самом деле среди жюри аутсайдер конкурса, никому неизвестный, да еще и родом из Улан-Удэ, так переспросят: что это, за Улан-Удэ?

Любой конкурс – высшее напряжении сил его участников. Международный конкурс имени Чайковского традиционно особенный. Страшное известие постигло Дмитрия Маслеева! Вздрогнули его поклонники, уже успевшие перезнакомиться-сдружиться. И затихли. Перед вторым этапом второго тура ушла из жизни мама Дмитрия Маслеева….

Он снова вышел на сцену Большого зала консерватории. Победительно, неотвратимо. В сопровождении Государственного академического камерного оркестра России дал 20 ре-минорный концерт Моцарта… «Ты Моцарт – Бог, и сам того не знаешь»… Как Бог играл Дмитрий Маслеев. И то был его звёздный час, ключевое событие конкурса. Публика взревела поначалу, как на стадионе, а потом перешла на шепот. Просто один другого шепотом с надеждой и недоверием переспрашивал: ну что? пройдет??? И было очевидно о ком идет речь. И очевидным вдруг стало: да кроме титанического таланта за Маслеевым и нет никого. Разве что, педагог, профессор Московской консерватории Михаил Петухов.

В наше время диктата прагматизма есть места сказки. Ибо иррациональность грандиознее прагматизма. Как ХХ век грандиознее века XIX-го. И вот этот грандиозный век с его железным скоком, лязгом, провалами и восхождениями гений Прокофьева выразил в Третьем концерте для фортепиано. Грандиозном! А Дмитрий Маслеев передал его, завершив свое восхождение. Грандиозное. И – победил!

… В артистической гримерной я не признала Дмитрия Маслеева. Совсем не признала. Передо мной стоял застенчивый русоволосый человек 27-лет. И костюм уже не отливал блеском стали, и бабочка сорвалась с шеи; а в серых глазах угадывались безмерность напряжения, усталости и потерянность. Было это перед церемонией объявления победителей XV Международного конкурса имени Чайковского. И я, конечно, как и собравшаяся здесь группа поддержки, поздравила Дмитрия Маслеева с его грядушим триумфом. Непременным!

- Дмитрий, с первого дня выступлений Вы производили впечатление абсолютно уверенного в себе человека, - не могла не поделиться своим впечатлением.

- Ну что Вы, - смутился Дмитрий, - это впечатление обманчивое.

В тот вечер над Москвой висела полная луна. И трудно было избавиться от соблазна, не процитировать из Фета:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Что-то в дни XV Международного конкурса имени Чайковского произошло. Что-то знаковое. Что-то важное.

9 апреля 2024
1.0x