В Обнинске запустили модель самого мощного в мире ядерного реактора, а в Северске приступили к монтажу реакторной установки четвёртого поколения БРЕСТ-ОД-300. Россия уверено готовится первой войти в новую эпоху безотходной ядерной энергетики, которая преобразит жизнь на планете. Как это связано с критикой поставок нашего урана в США, а также, как обычно, о новом герое расскажем после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
На Средне-Невском судостроительном заводе заложен очередной корабль противоминной обороны проекта 12700.
На «Окской судоверфи» заложен большой гидрографический катер проекта 19920.
Новейшая САУ «Коалиция-СВ» начала поступать в российские войска.
В Комсомольске-на-Амуре началось строительство завода по производству самолётов ЛМС-901 «Байкал».
На Уральском оптико-механическом заводе открыт новый производственный корпус.
В Краснодаре «Южный завод тяжелого станкостроения» запустил производство новых моделей высокотехнологичных пятиосевых обрабатывающих центров.
На Алчевском металлургическом комбинате Луганской народной республики после 9-летнего простоя запустили толстолистовой цех № 1.
В Солнечногорске – производство полимерной упаковки.
В Липецкой области – завод по выпуску кормов для кошек и собак.
В Тамбовской области открыт новый зерноочистительный комплекс.
В Нерюнгринском районе Якутии открылся новый аэровокзал.
«Урановая игла»
Начнём с новости, которая недавно встревожила интернет – в конце прошлого года Россия стала главным поставщиком урана в США. По этому поводу в адрес корпорации «Росатом» прозвучало много критики, но тот, кто смотрит наши выпуски давно, не удивлён, ведь мы неоднократно рассказывали о том, что наша страна является ключевым поставщиком этого ресурса не только в США, но и в европейские страны. Неужели мы продолжаем поставки из-за банальной жажды наживы?
Действительно, цены на уран последнее время растут. Но если посчитать, то зарабатываем мы на поставках не так уж много – в районе 1 млрд долларов в год. И поставки можно было бы относительно безболезненно прекратить под напором «взволнованной патриотической» общественности. Но очевидно, что, раз мы этого не делаем, значит, на то есть стратегические интересы, и, собственно говоря, они не являются секретными, поэтому объясним максимально доступно.
Начнём с того, что в США тоже есть «взволнованные патриоты», и они тоже настойчиво требуют прекратить закупку ядерного топлива в России. По их мнению, русские заманили американцев в коварную ловушку и за счёт поставок своего недорогого топлива для АЭС за десятилетия полностью уничтожили американскую индустрию по его производству и подсадили штаты на настоящую «российскую урановую иглу». В целом – недалеко от правды, ведь американцы, действительно, практически не производят топливо для атомных станций, хотя на них вырабатывается около 20% всей электроэнергии страны. Таким образом, Россия своими поставками долгое время, фактически, сдерживала развитие передового технологического сектора в США, да ещё и зарабатывала на этом.
В конце прошлого года известный «сливной бочок» агентство «Блумберг», которое некоторые почему-то по-прежнему называют авторитетным деловым изданием, подняло панику о российских поставках, и на этой волне Палата представителей конгресса США единогласно одобрила законопроект, запрещающий поставки урана, обогащённого в России, для американских атомных электростанций. Правда, документу ещё нужно пройти через сенат и быть подписанным президентом страны Джо Байденом. Кроме того, в США есть и другие силы, которые яростно такому проекту противятся. Это, как ни удивительно, американские атомщики.
Цены вверх
Не то чтобы американские атомщики не были «патриотами», просто они понимают, что русские стабильно поставляют им качественное топливо, которое в США делать давно разучились. Любой политический запрет может привести к коллапсу, необходимости поиска альтернативных поставщиков и удорожанию, ведь на то, чтобы наладить выпуск собственного топлива, потребуются годы или десятилетия. В Европе, кстати, ситуация такая же – российский уран выведен из-под санкций, ведь некоторые АЭС, например, в Венгрии, Болгарии, Чехии, Словакии, Финляндии, из-за своей конструкции могут работать только на нашем топливе. Поэтому та же Венгрия регулярно блокирует любые попытки прикрепить уран к очередному санкционному пакету.
Вся истерика, затеянная в западных СМИ и поддержанная почему-то некоторыми голосами и внутри России, пока привела лишь к тому, что цены на уран взлетели до максимума с 2007 года. Что, в общем-то, снова увеличивает нашу прибыль. Однако, помимо заработка, помимо сдерживания мировой конкуренции, у России есть и ещё более долгосрочные интересы в этой отнюдь не простой истории.
Проект «Прорыв»
Россия сегодня является ключевым игроком мира в строительстве атомных электростанций, добыче урана, его обогащении и утилизации. И кроме стран Запада нашими услугами и товарами пользуются и страны Азии, на которые мы весьма рассчитываем, ведь Китай и Индия весьма благосклонно относятся к ядерной энергетике и вкладывают в неё всё больше средств. Поэтому мы не можем позволить себе прекратить поставки кому-либо из политических соображений, ровно по той же причине, по которой Запад уже второй год мнётся с ноги на ногу, но не решается конфисковать замороженные российские активы. Доверие стоит слишком дорого, а на кону в данном случае не просто миллиарды, а будущее энергетики.
Вернёмся к началу нашего выпуска и двум важным новостям – о запуске в Обнинске модели самого мощного в мире ядерного реактора, а также о начале монтажа реакторной установки четвёртого поколения БРЕСТ-ОД-300 в Северске. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что оба проекта являются частью большой работы по созданию практически безотходной и, что важно, полностью безопасной ядерной энергетики будущего. Здесь Россия впереди всей планеты и последовательно идёт к намеченной цели. Новые типы реакторов, над которыми мы сейчас трудимся, позволят повторно использовать отработавшее ядерное топливо. А это, во-первых, снизит необходимость в добыче уже довольно дефицитного урана, а во-вторых – позволит пустить в оборот огромные накопленные человечеством ядерные отходы. Значит важно понимать, что придёт день, когда непрерывно создаваемые всеми атомными станциями мира отходы, а также их скопившиеся запасы, станут топливом для российских реакторов нового вида, что даст нам большое экономическое преимущество.
Ещё сравнительно недавно это могло показаться утопией, ведь Запад взял жёсткий курс на безъядерное будущее, выбрав ветряки и солнечные панели. Но, если кто-то пропустил, то это был лишь короткий период всеобщего помешательства, и с тех пор атомная энергетика там выведена из-под запретов и признана важным звеном в достижении нулевых выбросов. Россия, к счастью, тому помешательству не поддалась и продолжила работу над своими проектами. В итоге, на сегодняшний день в Обнинске уже собрали модель активной зоны перспективного реактора на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-1200М. Это самая большая критическая сборка в истории ядерных исследований: в ней 4700 топливных стержней. Результаты проводимых на стенде исследований важны, в том числе, и для работы над реактором четвёртого поколения БРЕСТ-ОД-300, монтаж которого начался на этой неделе в городе Северск Томской области. А в целом всё это, как мы и сказали, сложная, кропотливая, но нужная работа над безотходной энергетикой будущего. О её ходе будем докладывать вам в следующих выпусках.
Далее о новом герое.
Время Человека
На Камчатке поздно вечером два автомобиля – грузовик «Урал» и шедший следом на тросовой сцепке джип Toyota – переправлялись через реку Паужетка, уровень которой резко поднялся. Водители не справились с управлением, бурное течение перевернуло автомобили и понесло по реке. Семь человек оказались в смертельной ловушке. К счастью, это заметили работники Паужетской Геотермальной электростанции, которые развернули настоящую спасательную операцию. Они, насколько позволяло течение, загнали в реку кран-манипулятор, выдвинули стрелу и натянули трос для переправы потерпевших. Таким образом в сложных условиях удалось спасти пятерых человек до того, как течение унесло автомобили. Двоих мужчин, к сожалению, спасти не получилось...
Эта история произошла ещё осенью прошлого года, но на этой неделе работники электростанции Вячеслав Предко, Артём Дочкин и Алексей Ханжин получили медали «За спасение погибающих на водах». Благодарим их за подвиг и желаем крепкого здоровья!