Сообщество «Экономика» 01:50 11 марта 2020

Россия: выход из-под ОПЕК+

Цена на нефть достаточно быстро вернётся на приемлемый уровень

6 марта на переговорах в Вене Россия отказалась от нового сокращения объёмов нефтедобычи и вышла из соглашения ОПЕК+, что 9 марта привело к почти 25%-ному обвалу мировых цен на "чёрное золото", с 45-46 до 35-36 долл. за баррель.

Долгие годы, почти восемь лет, Россия шла в фарватере американской политики по поддержке "сланцевой" энергетики. Ценовой коридор в 60-70 долл. за баррель "чёрного золота" и отечественные компании устраивал, и давал США возможность гигантскими темпами наращивать добычу "сланцевой" нефти. Это стоило денег — 500 млрд. долл. туда было вкачано, однако дало возможность активно играть на рынке энергоносителей: не только "бумажном", но и реальном, препятствуя появлению нефти за 100 долл. и выше, как было накануне кризиса 2008 года и в 2011-2014 гг. Более того, это давало американцам возможность вытеснять с рынка и контролировать других производителей при помощи разного рода политических инструментов. Это — как раз то, чем с начала своего президентства занимается Дональд Трамп.

Когда Россия согласилась на договоренности с ОПЕК, названные ОПЕК+, и на ограничение объёмов добычи нефти с целью стабилизации мировых цен на неё, это был большой шаг навстречу Америке.

В России шли большие споры по этому поводу — прежде всего, между "Роснефтью" и "Лукойлом". В "Роснефти" говорили, что из соглашения с ОПЕК надо выходить, потому что оно нам невыгодно. В "Лукойле", наоборот, доказывали, что в этом соглашении надо оставаться. Следует отметить, что "Роснефть" — тесно связанная с государством и активно развивающаяся компания, которая увеличивает объёмы добычи и своё присутствие в мировом энергетическом бизнесе, а "Лукойл" — сугубо частная компания, у которой и запасы, и объёмы добычи в последние годы, мягко скажем, не растут. Поэтому "Лукойл" был заинтересован в том, чтобы снижение добычи было скомпенсировано высокими ценами на нефть за счёт участия в сделке ОПЕК+, и этот его интерес транслировался через правительство России. Но такая политика вела к тому, что доля России на мировом рынке неуклонно, шаг за шагом, сокращалась, что в долгосрочной перспективе не соответствовало ни интересам нашей страны, ни интересам отечественной нефтегазовой промышленности. Тем более, когда ценообразование находится не в наших руках, а в руках Соединённых Штатов.

И вот теперь Россия отказалась от дальнейшего следования прежним курсом, совершила крутой разворот и вышла из ОПЕК+. На Западе это решение восприняли как объявление нефтяной и вообще энергетической войны. Там не просто рухнули нефтяные цены, но и Саудовская Аравия, традиционно играющая в связке с США, заявила о том, что существенно нарастит объёмы своей добычи, а также будет продавать нефть с чуть ли не 10-долларовой премией покупателям. Это должно опустить цены до 25-30 долл. за баррель или даже ещё ниже.

Не знаю, кто кого тут и как хотел "наказать", но бюджет Эр-Рияда балансируется только при цене под 80 долл. за баррель. Да, у Саудовской Аравии очень много валютных резервов, и в этом отношении она какое-то время может держать эти условия. Но далеко не бесконечно. Максимум — до года.

У американских "сланцевиков" точка баланса находится чуть ниже, чем у саудитов, на уровне около 60 долл. за баррель. Но у них нет активов — только многомиллиардные долги.

По этой причине я не совсем понимаю, что они будут делать и что они вообще могут делать в подобной ситуации. Даже в среднесрочной перспективе — про долгосрочную вообще нет смысла говорить. Тем более, что нефтяники всегда живут в своём собственном мире и не в полной мере учитывают тот факт, что глобальный рынок сейчас перегрет, находится в предкризисном состоянии и ждёт коррекции "вниз". Поэтому в результате падения нефтяных цен усилилась паника на мировых фондовых рынках, что должно привести к ещё большему падению нефтяных цен. То есть возникает резонанс двух самостоятельных и напрямую не связанных между собой процессов, который может привести к разрушению нынешней экономической системы "глобального рынка". Но "может" — ещё не значит, что разрушит.

Скорее всего, уже в ближайшее время будут предприняты — и не нами, а Западом — меры, направленные на то, чтобы не допустить реализации катастрофического сценария, и цена на нефть достаточно быстро вернётся на уровень, который будет примерно равен, а скорее всего — даже выше прописанной в российском бюджете цифры "отсечения" в 42,4 доллара за баррель. Но, конечно, в любом случае сидеть сложа руки и ждать у моря погоды России нельзя. Да это и не в наших привычках.

Cообщество
«Экономика»
1.0x