Несмотря на определенную долю оптимизма, появившуюся после встречи президентов Путина и Байдена в Женеве в середине июня, в ряде стран мира сразу же после саммита на полную мощность заработали деструктивные силы.
В мире существуют три «центра», препятствующие всем усилиям, направленным на обеспечение международной безопасности и стабильности на основе соблюдения законодательной базы, разработанной Организацией Объединённых Наций и признания роли её институтов в урегулировании различных конфликтов. Эти три «центра» находятся в Вашингтоне, Лондоне и Тель-Авиве.
Очевидно, что Запад не может относиться к России как к равному партнёру, так как он не в состоянии забыть ложную, как впоследствии оказалось, эйфорию, охватившую западный мир после распада Советского Союза. Эта эйфория присутствовала на Западе и в дальнейшем, когда возникали различные кризисные ситуации. Западные партнёры, по всей видимости, надеялись, а может быть, и хотели, чтобы такие ситуации носили «устойчивый» характер. Не исключено, что в этих центрах тщательно следили и продолжают отслеживать события, в той или иной мере влияющие на расстановку сил на международной арене, надеясь на то, что Россия вернётся к этим «золотым» для Запада временам.
Под этими так называемыми «золотыми» временами я имею в виду события 90-х годов прошлого века, когда Россия чуть было не лишилась основных признаков государства, не распалась на ряд мелких квазигосударств, как это произошло в бывшей Югославии, и не стала частью «театра марионеток», главные роли в котором играли Польша, Чехия и страны Балтии. Всего этого, слава Богу, не произошло, потому что Россия смогла изменить уготованный ей внешними силами ход истории и пойти по другому пути, восстановив своё место на международной и региональной аренах, и потребовав от западных стран относиться к ней с уважением, как к равноправному партнеру.
Однако вашингтонские и лондонские ястребы изобретают и фабрикуют новые обвинения в адрес России, устраивают всякого рода провокации против неё. Они хотят помешать достижению любого международного консенсуса, нормализации отношений между Россией и Евросоюзом, так как это противоречит гегемонистским устремлениям Соединённых Штатов и НАТО.
К таким провокациям относится недавнее нарушение британским эсминцем Defender российских территориальных вод в районе крымского побережья под тем предлогом, что этот район является, дескать, «территориальными водами Украины».
Прекрасно понимая, что в соответствии с международным законодательством прибрежное государство не имеет права без причины запретить мирный проход иностранного судна через свои территориальные воды, Россия ранее предупреждала о недопустимости приближения британского эсминца Defender к внешним границам российских территориальных вод в районе крымского побережья. Российская сторона распространила нормативный акт, касающийся временно закрытых для судоходства районов, и в том числе участка, по которому шёл британский эсминец. Россия объяснила, что причиной этого запрета являются проходившие в этом районе учебные манёвры. Подобная мера является неотъемлемым правом России на территориальный суверенитет над своим водным пространством.
Со своей стороны, Великобритания, как государство флага военного корабля, проигнорировала территориальный суверенитет России, несмотря на свои обязательства соблюдать «законы и нормы прибрежного государства» в соответствии с конвенцией ООН по морскому праву, принятой в 1982 году. Кстати, сама Великобритания признала полученные ею в этой связи предупредительные сигналы. В заявлении британского министерства обороны после инцидента было сказано следующее: «Мы полагаем, что русские проводили оборонительные учебные маневры в Чёрном море и заранее предупредили об этом морское сообщество».
Кроме этого, наличие конфликта между Россией и Украиной по поводу территориальной принадлежности полуострова Крым и права на суверенитет над этой территорией не освобождает Соединённое королевство от обязательств по соблюдению положений международного законодательства в части, касающейся прохождения судов. Несмотря на поддержку Великобританией Украины по вопросу территориальной принадлежности полуострова Крым, международное законодательство налагает на то или иное государство обязательства соблюдать законы любой из конфликтующих сторон в части, касающейся наличия опасного для судоходства района. В противном случае государство флага подвергает опасности свой военный корабль.
Мы хорошо помним, как в 2018 году Великобритания, не имея ни одного конкретного доказательства, за исключением известных слов «Highly Likely» («по всей вероятности»), произнесённых бывшим премьер-министром Терезой Мэй, обвинила Россию в причастности к «отравлению» двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери в городе Солсбери.
В 90-е годы прошлого столетия на территории России практически открыто действовали некоторые разведывательные службы западных стран, и в первую очередь, британская разведка МИ-6, целью которой был сначала развал советской экономики, а впоследствии - установление контроля над её «ослабленным наследником» - экономикой России. Западные разведки использовали совместные предприятия, оффшорные компании и различного рода банковские механизмы в ходе сомнительной приватизации, проводимой в интересах крупных отраслей промышленности, заводов и предприятий энергетического комплекса. Именно тогда в России начала создаваться новая банковская система. Несовершенство законодательной базы рыночной экономики, налоговой системы и контроля за финансовой деятельностью, дало возможность поддавшимся соблазну чиновникам и коррупционерам, работающим в управленческом аппарате и в экономических структурах, принять участие в планах Запада по подрыву и развалу российской экономики. Главную роль в этих действиях играл Лондон. Миллиарды денежных единиц в иностранной валюте были переведены из России в британские банки. Дело дошло до того, что Лондон вплоть до недавнего времени в буквальном смысле слова «управлял» курсом российского рубля. Руководство российской финансовой системы было вынуждено предпринять непростые и определённом смысле болезненные меры для того, чтобы покончить с таким положением дел и с продолжающимися впоследствии попытками Великобритании оказать пагубное воздействие на российский рубль и на экономическую систему России в целом.
В настоящее время Лондон опасается нормализации отношений с Россией, так как это может привести к возвращению вывезенных из России и незаконно осевших в британских банках миллиардов денежных единиц в иностранной валюте. Не будет преувеличением сказать, что депонированные на лондонских банковских счетах огромные денежные средства играют немалую роль в поддержке банковской системы и экономики Великобритании, хотя они должны бы быть использованы для роста и развития российской экономики.
Кроме этого, в Великобритании обосновались и работают многие российские олигархи, и в том числе те, кто был причастен к громким экономическим преступлениям, нанесшим ущерб российской экономике. Генеральная прокуратура Российской Федерации выписала ордеры на арест этих лиц и обратилась с соответствующими запросами в Интерпол. Однако на защиту олигархов встали власти Великобритании. Более того, Лондон открыто заявил о своей поддержке этих лиц, помогающих так называемой «российской несистемной оппозиции». Эта «оппозиция» изо всех сил старается создать хотя бы виртуальную картину якобы готовящейся в России «цветной революции» по типу тех, что происходили на Украине, в Грузии и Молдавии. Однако почему-то подобные сценарии не встречают массовой поддержки, за исключением нескольких тысяч человек, представляющих ничтожную часть населения России.
С другой стороны, мы видим, что Израиль является своего рода камнем преткновения в вопросе любой нормализации отношений между Россией, с одной стороны, и Соединёнными Штатами и Евросоюзом - с другой. Ведь такое развитие событий может привести к возрастанию роли ООН, Совета Безопасности ООН в решении международных проблем, а следовательно, и к необходимости неукоснительного выполнения резолюций Совбеза, и в том числе, касающихся Ближнего Востока. Речь в этих резолюциях идёт об осуществлении законных прав палестинского народа, и прежде всего права на создание собственного независимого государства в границах на 4 июня 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, и о многочисленных фактах попрания этого права Израилем.
В настоящее время Израиль нагло и бесцеремонно препятствует достижению международного консенсуса с Тегераном по вопросу восстановления иранского ядерного соглашения. Используя различные каналы, Израиль добивался выхода Соединённых Штатов из соглашения ещё при прежнем президенте Дональде Трампе. Между тем это соглашение стало важным шагом на пути нормализации отношений между странами региона, а также способствовало сближению позиций великих держав по вопросам ситуации в горячих точках Персидского Залива и Ближнего Востока. Немаловажно и то, что иранское ядерное соглашение было шагом, направленным на решение ряда проблем в российско-американских и российско-европейских отношениях, а также в отношениях между арабскими странами Залива и Ираном, между шиитами и суннитами, шагом, положительно влияющим на ситуацию в Сирии, Ливане и Йемене.
Что касается Вашингтона, то сразу же после комментариев, касающихся результатов встречи президентов Путина и Байдена, там обострились внутренние разногласия, углубившие раскол внутри американского общества. Причём речь на этот раз идёт не только об извечной борьбе между демократами и республиканцами, но и о конфликтах в кулуарах власти в Белом Доме, между «ястребами» и «голубями» внутри самой демократической партии.
Эти конфликты существуют между теми, кто страдает русофобией и выступает за «борьбу с русскими», и между теми, кто искренне стремится к равноправным, сбалансированным российско-американским отношениям, базирующимся на взаимном уважении и учёте мнения другой стороны. В этих отношениях не должно быть места чувству превосходства и проявлениям высокомерия. Речь идёт об отношениях, основанных на взаимных интересах и прагматичных соображениях, где нет места предвыборному популизму, манипулированию настроениями «улицы» и политической клоунаде в ходе предвыборной кампании и во время выборов.
Некоторые вашингтонские деятели по-прежнему пытаются внушить американскому народу идею абсолютной мировой гегемонии Соединённых Штатов, идею об «американском золотом веке», об однополярном мировом устройстве, не понимая, что это время давно ушло в прошлое. Именно поэтому Вашингтон отверг совместную германо-французскую инициативу о проведении встречи лидеров стран Евросоюза с президентом России Владимиром Путиным. Американской администрацией были даны строгие указания 10 из 27 стран ЕС «убить эту идею в зародыше». Речь идёт о 10 странах-соседях России, входивших в прошлом в Организацию Варшавского Договора. Эти стран используются Соединёнными Штатами для строительства новых военных баз, представляющих угрозу национальной безопасности России.
И после всего этого Вашингтон, а вместе с ним и «свободный западный мир», хотел бы, чтобы Москва закрыла глаза на вступление Украины в НАТО? Ведь НАТО после своего расширения на восток вплоть до западных границ России, не соблюдая своих «устных» обещаний (под предлогом того, что они, дескать, никаких документов по этому вопросу не подписывали), хотел бы, чтобы Россия отказалась от своего законного права на защиту своей территории, народа, суверенитета и территориальной целостности, чтобы она разрешила Североатлантическому блоку и дальше приближаться к своим границам и сооружать на территории Украины американские военные базы. Именно так и никак иначе!
Очевидно, что и Лондон, и Тель-Авив, и Вашингтон не заинтересованы в международном мире и стабильности, нарушая международное законодательство, и в том числе, Устав ООН, игнорируя резолюции Совета Безопасности путём внедрения Западом концепции «миропорядка, основанного на правилах». Подробно эта концепция была проанализирована в статье министра иностранных дел России Сергея Лаврова, опубликованной недавно в газете "Коммерсант" и журнале "Россия в глобальной политике". Такова, к сожалению, реальность. В этой связи уместно напомнить о различных международных коалициях во главе с Соединёнными Штатами, таких, как «Война с террором-1» в Афганистане и «Война с террором-2» в Ираке. Правила, критерии и масштабы таких коалиций разрабатывали и определяли Соединённые Штаты, абсолютно не считаясь с международным правом, уставами и хартиями. Мы все видим результаты действий таких коалиций в ряде районов мира.
Надо ли надеяться на то, что арабские страны наконец осознают пагубное воздействие иллюзорных представлений об однополярности и абсолютной мировой гегемонии? Смогут ли богатые арабские государства распоряжаться своими финансовыми ресурсами, размещёнными в банках Соединённых Штатов и Великобритании, которыми управляет произраильское лобби? Ведь этих средств с лихвой хватило бы для развития ближневосточных и африканских стран, для роста жизненного уровня их народов. Однако эти ресурсы поставлены на службу «американскому ковбою», который ввязывается в новые кровавые авантюры с непредсказуемыми печальными последствиями. Между тем такой сценарий весьма вероятен, если США перейдут «красные линии» в отношениях с великой ядерной державой -Россией, которая продолжает придерживаться максимально сдержанного курса и разумной дипломатии по отношению к беспрецедентно легкомысленной политике, проводимой некоторыми карликовыми, не имеющими никакого веса и авторитета квазигосударствами. Последние в силу своей мизерной роли стали «придатком» Соединённых Штатов. Они занимают большое место в СМИ и политике, не обладая реальным авторитетом «на земле».
Поэтому никто не может упрекать Россию за заключенные ею соглашения о стратегическом партнёрстве с Китаем - страной, которую Вашингтон, НАТО и Евросоюз пытаются зачислить в стан своих основных противников.
Между тем потенциал взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Китаем настолько велик, что может коренным образом изменить баланс сил на международной арене. Впрочем, США и другие страны, видимо, не склонны задумываться о последствиях подобного сценария.