Сирийская революция победила не для того, чтобы жители страны столкнулись с нынешними масштабами раскола, межконфессиональной ненависти и обоюдного недоверия. Дело дошло до того, что многие сирийцы испытывают чувство отчаяния из-за результатов действий новых властей и теряют надежду на улучшение ситуации, при том, что САР сегодня находится на переходном этапе истории, как никогда ранее требующем единства всех сирийцев и сплочения вокруг временного правительства. Только это приведёт новую республику к тихой гавани.
В этой статье попытаемся найти общие знаменатели между сирийцами, и поэтому она обращена ко всем срезам сирийского народа и правительству в Дамаске с целью содействовать восстановлению доверия между всеми сирийцами, которые страдают от нехватки базовых продуктов питания, отсутствия услуг и внешних угроз существованию остаткам сирийской государственности. В этой связи следует остановиться на позициях некоторых международных игроков, в частности двух сверхдержав - США и России.
Нельзя не согласиться с мнением патриотично настроенных сирийских элит относительно того, что САР и сегодня остаётся площадкой для международных и региональных противоборств. Эта ситуация абсолютно неприемлема для настоящих патриотов Сирии, требующих субъектности и самостоятельности в принятии решений. Во имя этого сирийцы принесли огромные жертвы и прошли через тяжелейшие в современной истории невзгоды, заслужив тем самым право на полную субъектность и государственность. Именно поэтому национальные элиты настаивают на суверенности в принятии решений вне рамок узкого или идеологизированного мышления. Очевидно, что сирийское общественное мнение недовольно результатами действий временных властей и составом правительства, в котором доминируют выходцы из правительства спасения ХТШ в Идлибе. Высказываются опасения, что формально новый кабинет министров не получит международного признания, а санкции с Сирии в обозримой перспективе сняты не будут.
Возможно, те кто так считает, отчасти правы, но если исходить исключительно из мотивов защиты национальных интересов Сирии, то следует отказаться от постоянных сомнений относительно нынешних властей. А скептические высказывания раздаются в том числе и от патриотически настроенных оппозиционных деятелей. Такая позиция абсолютно неприемлема, так как, если бы их заявления шли в другом ключе, то они могли бы содействовать преодолению раскола между сирийцами, который только усложняет процесс перехода власти.
С другой стороны, часть элит выражает доверие новому правительству и признаёт его приход к власти в рамках революционной легитимности, требуя при этом, чтобы органы власти не ограничивались одной-единственной идеологией. Революционная легитимность призвана содействовать формированию органов государственной власти, исходя из принципов компетентности кадров и представления интересов всех без исключения сирийцев. Это абсолютно обоснованное требование, учитывая, что возникшие в ходе революции политические течения никак не представлены в новых институтах власти.
Одним из распространённых заблуждений является версия о том, что новое правительство недостаточно компетентно и не инициирует контактов с рядом срезов общества. С другой стороны, может сказываться и психологический фактор, связанный с национальной сирийской чертой характера - гордостью, которая заставляет сирийцев ждать, когда их позовут вести диалог. Вместо того, чтобы проявить инициативу самим. Оба этих фактора требует от сторон выработки механизма по преодолению состояния обоюдного недоверия.
На международном уровне ситуация видится ещё более хитросплетённой на фоне американских санкций, действующих против САР в рамках санкционной политики Вашингтона, поместившей Сирию в так называемый «красный список», снизив уровень виз, выдаваемых даже сотрудникам постпредства САР при ООН в Нью-Йорке с уровня G1 до G3, лишая их тем самым дипломатического иммунитета, как если бы они были обычными иностранными гражданами. США мотивирует это решение непризнанием временных сирийских властей. Это создаёт Сирии новые проблемы и дальнейшую международную изоляцию и блокаду.
На фоне отчаяния и раскола сирийского общества происходящие события выглядят как целенаправленная попытка дискредитировать временные сирийские власти. Одновременно распространяются слухи о том, что от России требуют либо выплатить компенсации, либо свернуть авиабазу Хмеймим и военно-морскую базу в Тартусе, что могло бы выглядеть как уступка нынешних властей США, Западу и даже Израилю.
Смею вас заверить, что это абсолютно необоснованные заявления, а Россия прекрасно понимает сложность нынешнего этапа в истории Сирии и ту ответственность, которую на себя возложило нынешнее руководство для решения ряда сложнейших вопросов, в первую очередь в сферах экономики, безопасности и получения международной помощи для возрождения государства.
Главным вызовом, стоящим сегодня перед руководством в Дамаске, является восстановление экономики и других сфер, полагаясь, насколько это возможно, на местные кадры. При этом следует понимать, что экономика не заработает в полную силу без обеспечения должного уровня внутренней безопасности и стабильности.
Сирийское руководство осознаёт важность роли России в деэскалации на протяжении последних восьми лет и предотвращении новой волны межсирийского противостояния, а также ценит исторические отношения между Россией и сирийским народом в совокупности с ролью Москвы в защите суверенитета и целостности территории САР.
На протяжении последних трёх месяцев Кремль уловил эти сигналы, исходящие от сирийского руководства. Россия приветствует готовность Сирии развивать отношения с разными странами мира. В ходе недавних российско-американских консультаций затрагивался вопрос снятия санкций, буквально удушающих сирийскую экономику. Российское руководство рассчитывает на то, что арабские страны тоже внесут свою лепту в поддержку Сирии и сирийского народа в этот сложный период.
Что касается российских военных баз и, в частности, авиабазы Хмеймим, то она была создана в свете складывавшейся ранее ситуации в САР по официальному запросу от легитимных на тот момент властей в соответствии с резолюцией СБ ООН № 2254, предполагающей борьбу с международно признанными террористическими организациями. Таким образом, Россия сыграла важную роль в защите территориальной целостности Сирии, что способствовало относительно гладкому и мирному переходу власти от Башара Асада к новому руководству без нового витка гражданской войны. Что касается Тартуса, то эта база играют важную логистическую и стратегическую роль для России в плане присутствия в тёплых водах Средиземноморья. И хотя вопрос будущего российских баз является суверенным делом Дамаска, на данный момент складывается впечатление, что нынешнее руководство заинтересовано в дальнейшем сотрудничестве с Россией во всех сферах, в том числе и в военной.
Россия намерена и дальше оказывать помощь Сирии, особенно в сферах энергетики, сельского хозяйства и восстановления городов. Российское руководство верит в способность сирийцев восстановить разрушенную инфраструктуру, но это требует отмены санкций. Несомненно, что соседняя Турция может помочь Сирии с оборудованием и материалами, а арабские страны могут предоставить финансирование и инвестиции в инфраструктуру и восстановление страны. При благоприятном стечении обстоятельств Сирия сможет восстановиться в течение трёх - пяти лет, после чего даст Бог встанет на путь развития и процветания.
На протяжении своей долгой истории Россия не прибегала к методам прямого или косвенного давления на власти других государств. Истории не известно случаев нарушения устава ООН со стороны России, всегда стремившейся выстраивать отношения с другими странами на принципах взаимопонимания, сотрудничества и учёта обоюдных интересов. Именно поэтому Москва не может не развивать отношения с Сирией и будет поддерживать сирийский народ в его законных чаяниях в плане гарантии безопасности, стабильности, уважения суверенитета и целостности территории САР. Всё это, естественно, требует свободного политического волеизъявления со стороны нового руководства в Дамаске.
Национальная безопасность Сирии является основополагающим камнем стабильности, безопасности и процветания на Ближнем Востоке, а для России - залогом безопасности на дальних рубежах. Взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Сирией отвечает интересам народов России, стран Закавказья и, конечно же, всех приграничных и арабских государств, что подтверждается историческими и географическими фактами. Российское руководство надеется на то, что Сирия преодолеет нынешний кризис и восстановит свою лидирующую роль в регионе. Это станет основой выстраивания и развития отношений между Россией и нынешним сирийским руководством, во главе которого стоит временный президент Ахмед Аш-Шараа, проявляющий явную заинтересованность в сохранении связей с Москвой.
В завершении напрашивается вопрос, как найти сбалансированное решение с учётом всех этих вводных? Сирийское руководство уже созывало межсирийский диалог, результаты которого носят скорее рекомендательный, нежели обязательный характер. В этой связи хочется призвать сирийское руководство проявить приверженность духу резолюции № 2254 в качестве дорожной карты на пути к урегулированию в Сирии. И если бывшие власти упустили этот шанс, то, я уверен, что новое сирийское правительство способно внять положениям о межсирийском диалоге, осознавая необходимость проведения общенационального конгресса с участием всех национальных сил и политических фигур. Только это станет залогом единства территории и народа Сирии, которая должна стать родным домом для всех без исключения сирийцев.