Александр ПРОХАНОВ. Владыко, у меня, как у всякого человека, остро переживающего злодеяние октября прошлого года, постоянно меняется отношение к случившемуся. Я был связан с этим непосредственно, пострадали мои друзья. Сердце изначально чувствовало беду, трагедию. И в первые
дни после огня, танковой стрельбы, погребения жертв я испытывал ужас, человеческий ужас. А потом этот ужас сменился печалью, апатией, унынием. Казалось, что проиграно большое дело, что это кровопролитие не пройдёт бесследно для всей нашей многострадальной истории. Но по мере того, как проходило время и я всё больше и больше узнавал о содеянном, уныние стало сменяться странным ощущением света. Появилась надежда, что эти жертвы, эти смерти не были просто кровавой нелепостью. В этом есть провиденциальный, русский православный смысл.
Мученики, выступавшие кто за веру, кто за Отечество, кто за народ, погибли не зря. Их смерть искупает окружающую нас мерзость, грязь, свинство, воровство, распад. Октябрьские события стали светоносным взрывом... Например, мой товарищ Станислав Терехов, схваченный первым, был страшно избит и брошен в каземат. Он сказал, что собирался там креститься. А ведь это представитель красной военной организации Союз офицеров. Более того, он хотел там, в тюрьме, обвенчаться с женой.
Мне кажется, это связано с духовным преображением, и я желал бы услышать ваше мнение: прав ли я? Как нужно ко всему этому относиться? Каков духовный смысл недавних событии?
Митрополит ИОАНН. Пример с Тереховым. думаю, очень показателен. Союз офицеров, насколько я знаю, сотрудничал с целым рядом православных братств в Москве и Петербурге. И креститься Терехову предлагали давно, так как он всегда относился к Православию с большим почтением. Но, видимо, что-то его не пускало, что-то мешало. И будучи человеком честным, он, наверное, не желал делать шаги на потребу публике. Необходим был какой-то внутренний сдвиг. Слава Богу, если он произошел после событий «чёрного октября».
Ещё древние греки ввели в философию понятие «катарсис» — очищение через трагедию. И вероучение Православной церкви говорит, что любое нравственное совершенствование возможно только через скорбь. Человек оплачивает своё духовное возрастание тяготами, встречающимися на его пути, терпением, умением пережить боль, свойственными лишь опытным и мудрым. Беда лишает человека ощущения внешнего благополучия и заставляет пересматривать свое духовное состояние. И первый шаг на пути xpистианского совершенствования — это признание своего неблагополучия. Шок, духовная встряска.
Когда такое происходит, человек начинает чувствовать, что в жизни его что-то неверно, чего-то не хватает. И если он, не боясь, будет при этом задавать самому себе неприятные, «проклятые» вопросы — неизбежно придёт в церковь, придёт к религиозному мироощущению, к пониманию того, что без Бога невозможно полноценное существование. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорит Господь. Главное, чтобы наказание пошло впрок, чтобы вслед за духовным прозрением последовало раскаяние в грехах и перемена жизни.
Теперь о происшедшем в октябре. Во-первых, ничего сверхъестественного и неожиданного не случилось. Русская история вся катастрофична. Катаклизм на катаклизме, катастрофа на катастрофе. Русский народ, неся через века православную идею воплощения истин веры, идеалов праведности и милосердия в окружающую жизнь, бесконечно «продирается» сквозь те обстоятельства, которые ему в этом препятствуют. В несовершенном земном мире зло очень активно борется с добром. И когда те или иные божественные принципы реализуются в жизни, они неизбежно встречают упорнейшее сопротивление.
С этой точки зрения ничего удивительного в октябрьских событиях нет. Это всего лишь очередное препятствие на пути русского возрождения. Но в то же время это чрезвычайно серьёзное предупреждение. Если мы не сделаем необходимых выводов, не сумеем переломить отрицательные тенденции в жизни российского общества, если не сумеем заставить себя вернуться на исторический путь развития и соединить прерванную поле революции 1917 года связь времен, тогда пролитая в октябре кровь окажется напрасной.
Исход тех событий мне представляется не поражением народа, а своего рода победой, ибо было очень сложно предположить, что после невероятных испытаний, которые претерпел русский народ за это столетие, после глумления последних восьми лет «перестройки» найдётся столько людей в Москве, которые придут к «Белому дому». Ведь их было очень много.
И это несмотря на то, что на противоположной стороне — сила и власть, многовековая традиция послушания, которая столь свойственна русскому человеку. Несмотря на то, что противоположная сторона располагала средствами массовой информации, а лидеры оппозиции не были столь привлекательны для массового сознания. Народ шёл «за идею». Это, кстати, ускользает от многих аналитиков...
На противоположной стороне всё ясно. Туда шли за блага, «за власть». Там всё психологически комфортно. Здесь же — сплошной дискомфорт Даже общего лидера, даже единого знамени не было. А люди шли. Значит, заряд духовной энергии в обществе на деле значительно выше, чем нам кажется.
Александр ПРОХАНОВ. После этой беды, когда кризис в России стал ещё глубже, страшнее, когда общество ещё более разделено, власть имущие задумали ряд проектов с тем, чтобы закрепить достигнутый уровень победы и затормозить сползание в окончательный хаос, гражданскую смуту, неповиновение и общерусскую катастрофу. Среди всех этих политических и культурно-идеологических проектов меня занимает один, о котором пока ещё открыто не говорят, но начинают шептаться в кулуарах, в политических клубах. Начинают поговаривать о реставрации монархии. Монархический проект рассматривается под разными углами, всплывают его различные контуры. Например, один предполагает превращение нынешнего президента в патрона, в регента молодого цесаревича, который будет венчан на царство и станет государем российским. Другой проект предполагает прямое избрание царя, связанное с созывом собора — общерусского, всесословного... И это удивительно!
Когда я был молодым человеком, мне казалось невозможным даже подумать о возрождении Православия. А мой друг, впоследствии рукоположенный в священнический сан, уже тогда говорил: «Всё в руках Божиих. Возможно чудо. На тех руинах, на которых мы с тобой стоим (а мы стояли на руинах Новоиерусалимского монастыря), поверь, при нашей жизни будет восстановлена обитель. И, может быть, мы станем братьями в этой обители...»
Я ему не верил, иронизировал. Но действительно — чудеса совершились! И не только в церковной жизни. Восстановление монархии в России ещё двадцать лет назад не обсуждалось вообще. Это была греза, мечта крохотной группы экстравагантных монархистов, которых можно было сыскать в отдельных православных кругах. В светской среде их не было вообще. А теперь грёза стала почти реальным политическим замыслом, который может осуществиться даже нынешним летом.
И вот что мне хотелось бы услышать от вас. Я понимаю, что ортодоксальное православное сознание мыслит русские государственные институты в традиционной для России монархической форме: православная монархия. Не усечённая, конституционная, а самодержавная, связанная с мистикой помазания на царство, освящённая Церковью, Христом. Но не может ли случиться так, что сегодняшние проектировщики заложат в монархию по существу атеистический контекст? Тем более что сословий, которые в свое время вырабатывали, вынашивали, обеспечивали осуществление монархии, уже нет. Нет аристократии, с которой монархия выходила в свет, питалась её соками, затем дворянства, которым она поддерживалась через воинские институты.
Каким же образом можно возродить монархию в нашем постиндустриальном обществе? Не превратится ли это великое дело в профанацию, в бутафорию, в дискредитацию самой идеи? Не является ли это механическим, преждевременным действом, не заложено ли в этот проект лукавство? Не привезут ли нам в табакерке какого-нибудь заморского царя? Я убежден, что Церковь далеко не безразлична к этим вопросам...
Митрополит ИОАНН. Во-первых, надо сказать, что на протяжении долгих столетий основные зиждительные начала русской жизни определялись знаменитым лозунгом «Православие, самодержавие, народность». Формально он был предложен графом Уваровым в начале ХIХ века, но реально определял всю русскую жизнь с эпохи царствования Ивана III, с того момента, как оформилось централизованное Русское православное государство.
Нужно иметь в виду, что этот лозунг не плод какого-то произвольного человеческого измышления, а констатация объективного факта — того, что гармонично устроенное общество должно содержать в своей основе три важнейших элемента: духовный, государственный, национальный. Элемент духовный — святое Православие. Элемент государственно-организующий — самодержавность, причем самодержавие можно рассматривать на трех различных уровнях, и все три будут вполне справедливы.
Первый. Можно рассматривать его как определённый политический механизм, при котором верховная власть в государстве, ничем не ограниченная, принадлежит монарху. Это механическое рассмотрение, но правильное.
Второй. Можно рассматривать самодержавие как государственное устройство, при котором вся полнота власти, определяющей положение дел в стране, принадлежит её внутренним государственным институтам.
С этой точки зрения сегодня Россия не самодержавная страна, потому что она наполовину управляется из-за рубежа. Россия также не была самодержавной страной, когда находилась под властью татаро-монгол, поскольку ханские баскаки поставлялись в Сарай, и ярлык на княжение русский князь получал там же, у великого хана. Сегодня вполне можно провести некую аналогию между двумя этими эпохами.
И есть третий уровень понимания самодержавия. Он в первую очередь свойствен русской душе, и это уровень церковный, духовный. Самодержавие в этом случае рассматривается как нравственно-религиозное состояние общества, соборной народной души. Когда народ признаёт, что он желает жить не под властью Ивана, Петра, Сидора, не под властью каких бы то ни было «правовых» систем, созданных слабым и растленным человеческим разумением, но стремится устроить свою земную жизнь в соответствии с законом Божиим, с тем высшим законом праведности, любви и милосердия, который дан человеку в Откровении.
И тогда народ, добровольно подклоняя выю свою «под иго и бремя» Христовых, евангельских заповедей, всю государственную структуру страны венчает фигурой помазанника Божия — русского православного царя. Все эти три уровня понимания законны и допустимы. Но нас, конечно, должен привлекать прежде всего духовно-мистический уровень.
Последний элемент уваровской триады — народность. Он предполагает наличие конкретного соборного носителя религиозно-нравственных идеалов. Итак, православный духовный фундамент, державная государственная форма и народ как соборный носитель нравственного идеала — такова универсальная формула гармоничного общественного устройства. И мы никуда от неё не уйдём. Можно пытаться её оболгать, оскопить, наклеить на неё «черносотенный» ярлык или объявить устаревшей, несовременной и неосуществимой — но тщетно. Любое общество, начиная с Древнего Египта с фараонами во главе и кончая современной космополитической Америкой с её «этническим котлом», живёт по этим трём основным законам.
Весь вопрос в том, конечно, какие духовные и религиозные начала положены в их основание. Сегодня на Западе это, к сожалению, откровенно богоборческие, христоненавистнические начала. Что касается современной России, то в первую очередь надо сказать, что монархию нельзя установить сверху, как нельзя приказать человеку «быть верующим». До этого состояния народ должен дорасти. И есть ряд признаков, по которым можно судить, что процессы такого духовного роста идут. Ведь то, что мы сейчас наблюдаем на Руси, есть чудо.
По всем человеческим меркам, по всем рациональным расчётам здесь давно должна быть духовная пустыня, всё должно быть выжжено и уничтожено. Нас душили, травили, умерщвляли почти целое столетие! Думаю, закулисные архитекторы, планировавшие для России эти страшные сценарии, считали, что восстановить жизнеспособность русского народа не удастся уже никогда, во всяком случае — в течение достаточно долгого времени, которого им хватит, чтобы запустить здесь новые механизмы уничтожения, которые будут на новом уровне пережигать, перемалывать возрождающиеся духовные энергии русского народа.
Но «человек предполагает, а Бог располагает». С 1985 года прошло-то всего ничего — восемь лет, а с момента первого шока (августа 91-го) — три года. Но изменения идут стремительно, особенно, конечно, в мироощущении тех элитарных групп населения, в значительной мере определяющих состояние общества. И эта скорость делает возможным существование проектов, о которых вы говорите.
Мне уже приходилось слышать о них с разных сторон. На сегодняшний день не представляется реальной возможность восстановления в рамках существующей политической структуры тех духовных идеалов, которые позволили бы придать российской государственности монархические формы. Нельзя напялить на собаку фрак и выдать её за джентльмена. А косметические, поверхностные изменения в этой ситуации ничего не решат.
Если же изменения будут более глубокими, они задействуют в народной душе механизмы, пробудят энергии, влиять на которые уже не сможет никто. Идеи православной государственности настолько глубоки, настолько погружены в мистическую сущность народной стихии, что, если кто-либо действительно решит поиграть с этими вопросами, больше чем уверен, результат для него будет совершенно непредсказуем.
Что касается конкретных вопросов, связанных с теми или иными именами, нужно отдавать себе ясный отчёт в том, что дом Романовых на сегодняшний день чрезвычайно разобщен. И, скажем, отношение к наиболее известным в России представителям этого дома — Марии Владимировне, Леониде Георгиевне и «наследнику» Георгию в среде самих Романовых чрезвычайно неоднозначное. Объединение дома Романовых, например, прямо отказывается признавать их великокняжеское достоинство. Так что любые попытки сегодня каким-то волевым усилием решить эту задачу обречены на провал. Нужно быть предельно наивным человеком, чтобы не понять, какие цели преследуют ныне пропагандисты такой мнимой «реставрации».
Если же говорить о соборе, дело здесь в том, что настоящий собор должен соответствовать церковным канонам и русским национальным традициям. А если мы рассмотрим с вами историю русских соборов, обнаружим, что они обладают целым рядом черт, резко затрудняющих всякие политические манипуляции с ними. Люди, пытающиеся сегодня использовать соборную идею для своих целей, вынуждены или выдавать за собор какие-то самочинные сборища, или столкнуться с непреодолимыми сложностями.
Я считаю, что сейчас в России надо пока задействовать различные «предсоборные» механизмы. Мы всеми путями должны способствовать созданию тех или иных общественных форм самоорганизации, которые могли бы затем стать опорами при подготовке земского собора. И тогда этот процесс рано или поздно придёт к своему логическому завершению. Настоящий же собор будет тогда, когда он на деле объединит русский народ, когда результатом его станет всенациональное, общенародное сплочение вокруг единого высокого идеала, позволяющего Руси подняться в полный рост, а народу — вспомнить свои древние исторические корни, осознать своё высочайшее религиозно-нравственное призвание.
И когда народ свободно, осознав это, скажет: «Ей, Господи, мы признаем Заповеди Твои своими законами, своими обязанностями, своим служением и долгом и будем в соответствии с ними действовать, строить жизнь личную и государственную», — тогда это будет собор, и он сможет избрать монарха.
Александр ПРОХАНОВ. Не обязательно Романова?
Митрополит ИОАНН. Конечно. Дело в том, что «правовая юрисдикция» собора не ограничена, ибо он выражает мнение всей земли русской, соответствующее нравственным и религиозным нормам, опирающимся на неколебимое основание всеблагого и всесовершенного закона Божия.
Александр ПРОХАНОВ. У современных политологов есть термин «социальная психология». И в аналитических центрах и группах есть социальные психологи, исследующие общественный психологический фон, в котором следует осуществлять те или иные мероприятия. Конечно, это тонкая, рафинированная специальность, обладающая изысканной методологией. Профессионалам удается понять состояние умов по горизонтальным и вертикальным срезам на всём пространстве России. Но для того, чтобы понять духовное состояние народа, у современного общества очень мало инструментов.
Полагалось, что в атеистическом обществе таким «чувствилищем» должна быть культура. Художник, писатель «выполнял обязанность» духовидца. И он как мог пытался справиться с этой ролью, отчасти заменяя священника — человека, как бы профессионально понимающего саму проблему души. Иначе как же можно узнавать духовное состояние человека или общества, отрицая наличие души как таковой, не понимая тех процессов, той синусоиды, по которой движется душа от рождения, от восхитительного вхождения в жизнь через грехопадения, через попытки избегнуть или искупить грех, через подвиг духовный...
И вот сегодня, когда Церковь, которой тоже, конечно, очень трудно, тем не менее увеличивает свое влияние, свою силу, свою светоносность, вы воспринимаетесь многими людьми — и православными, и неправославными — как духовный лидер, как человек, исполненный светоносных знаний, как духовидец, у которого есть промыслительный взгляд на сегодняшнюю Россию. Недаром к вам тянутся люди. Мне хочется спросить именно у вас: есть ли ныне слово, формула, идея, которые могли бы помочь русским соединиться, сочетаться, преодолеть раскол, нарастающую вражду, предотвратить катастрофический взрыв? И если монархическая идея ещё не созрела, на какой основе можно сейчас объединить нацию?
Митрополит ИОАНН. Мне, во-первых, не кажется, что мы стоим на пороге катастрофического взрыва.
Один из важнейших результатов октябрьских событий — обоснованный вывод, что гражданская война в России сегодня почти невозможна. Запалить ее будет очень сложно. Вот вы говорили о социальных психологах. Но в России все многократно опробованные, просчитанные, основанные на гигантском многовековом опыте социальные технологии, запущенные в целях её разрушения, провалились. Ни одна из них не дала ожидаемого результата. Они реализовывались почти полностью — на 80, на 90 процентов. Но вот это «почти» всегда перечёркивало конечный результат.
Академик Шафаревич отметил как-то, что понятие «русофобия» справедливо в обоих своих значениях. Есть и ненависть к русским, и страх перед ними. Откуда же этот страх берется? Дело в том, что здесь, на Руси, не работают те масонские механизмы, которые во всём остальном мире срабатывают прекрасно. Они ведь опробованы мировой закулисой неоднократно! Всё вроде рассчитали, а в России — не работает. И происходит это потому, что социальная психология, да и вообще рационалистическая наука не способны на Руси решить те задачи, которые перед ней ставят разрушители.
У любой науки есть своя область применения. Для того, чтобы понять Россию, чтобы в ней осмысленно действовать, необходимо понимание законов духовного характера, полное и ясное знание о которых хранит лишь Православная церковь. На протяжении двух тысячелетий она хранит не только откровенные свыше истины о Боге, но и о человеке, о гармоничном общественном устройстве нашего земного бытия.
Что касается объединения народа, то мне кажется, что оно в значительной мере уже произошло. Сам факт вашего вопроса является свидетельством этого. Сегодня все ищут, что может нас объединить. И этот поиск же сам по себе представляет то мощное объединительное начало, которое со временем всех нас, весь русский народ сплотит вокруг извечных духовных идеалов Святой Руси.
За последние годы произошло очень значительное событие в жизни России. Произошло осознание того, что мы живём неправильно, что для исправления — чтобы мы стали жить в соответствии со своим промыслительным призванием, надо совершить определённый прорыв. И то, что этот вопрос теперь в полный рост стоит в русском национальном сознании, является очень мощным объединительным фактором.
Только не надо торопить события. Вот, например, власть в государстве. За последний год её лозунги сменились радикальным образом. На наших глазах происходит эволюция режима в сторону национальных интересов, в направлении поиска самобытной формы государственности. Это не случайность. Сейчас многие говорят, что «наверху» просто боятся потерять власть, оттого и подстраиваются под патриотические лозунги. Допустим, так.
Но дело не в этом. Сама жизнь заставляет власть двигаться в нужном направлении. И этого боятся все враги России. Они знают: если ей дать возможность хотя бы десять лет мирно развиваться — многовековая, гигантская инерция народной соборности и державной государственности в тех или иных формах обязательно выведет Россию на преемственный путь возрождения Святой Руси. После всех исторических катастроф Россия всегда возрождалась в новом качестве, ещё более могучей и славной.
Александр ПРОХАНОВ. Мне, человеку не вполне церковному, светскому, суетному, которому доводится общаться с людьми Церкви, известно суждение, что жизнь Церкви есть по существу духовная метафора жизни Иисуса Христа во всех её проявлениях: от рождения, от бегства в Египет, от поста, от входа Господня в Иерусалим, от проповеди до Гефсиманской чаши, до предания в руки губителей, до крестных мук и смерти на Голгофе, до положения во гроб — и Воскресения.
Поскольку русский народ — носитель христианской идеи, и судьба его в течение истории тоже в какой-то степени — метафора жизни Христа. А коли так, то различные периоды русской жизни — как бы иконы в иконостасе жития Иисуса. Совершенно очевидно, что страшное избиение, гонения на Церковь после революции 1917 года были её крестными муками. Та тишина церковная, немота, воцарившаяся после этого на нашей земле, напоминают о смерти Спасителя, о Его трёхдневном уходе из мира.
А потом началось что-то новое — как бы пробуждение. Не знаю, восстал ли в этом смысле Христос, отвалил ли ангел гробовую плиту, но ясно, что новый период настал. Вот какая сейчас, по-вашему, житийная икона Христова, какой этап Его жизни переживает русское общество, русский народ и русский дух?
Митрополит ИОАНН. Тут нужно иметь в виду, что подобные аналогии следует проводить с чрезвычайной осторожностью и благоговением, потому что, к сожалению, даже благонамеренная часть общества, бросившись к своим церковным корням и не имея достаточного церковного опыта, иногда заходит слишком далеко в стремлении проникнуть в духовные тайны Православия. Необходимы постепенность, трепетность, благоговение перед святыней и ясное осознание того, что в конце концов в основании бытия лежит тайна Божия, непознаваемая и рационально невыразимая.
«Тайна сия велика есть», — учит Священное Писание. Она может быть ощутима в рамках глубоко интимного, личного религиозного опыта, когда сердце человеческое встречает Бога, и это личное Сретенье даёт человеку некоторое понятие о том, что «ухо не слыша, око не виде и на сердце не взыдоша» в обычной мирскои жизни.
История русского народа и те параллели, которые вы проводили с евангельскими событиями, конечно, правомерны с учётом всех условностей, о которых я сказал, крещение Руси в этом сопоставлении «накладывается» на крещение Христа и последующий выход Спасителя на общественное служение. Тяготы, переживаемые Русью за всю её бурную историю, вызывают явные ассоциации со скорбями, притеснениями и гонениями, которые Спаситель испытал во время Своей земной жизни. Напрашивается и сравнение голгофских страданий с тем, что пришлось пережить нашему народу, нашей стране в XX веке. И вполне возможно, что ныне мы стоим на пороге Воскресения.
Но для того, чтобы свершилось чудо, нужна сила веры. Если мы сможем в себе эту силу сохранить и преумножить, тогда сбудутся и многочисленные пророчества о воскресении Святой Руси... Скажу о конкретных условиях возрождения: пока не произойдёт воцерковления общества, русского воскресения в полноте своей не случится. Пока интеллигенция не преодолеет родовую болезнь — интеллектуальную гордыню, пока не признает главенствующего, спасительного значения строгих церковных форм духовной жизни, возрождения не произойдёт.
Модернизм и либерализм губительны в области религиозного мировоззрения. Божественная истина не требует «обновлений» и дополнений. От человека она требует только усилий для её познания, для соединения с нею. Пока этого не будет, Святую Русь мы не возродим. Но сегодня мы ещё слишком сильно заряжены гордыней и своеволием, кстати, и приведшими Россию к революции 80 лет назад. И ведь до сих пор считаем: сами оступились — сами, без помощи Бога, и исправим. Нет, не исправим! И пока мы этого не осознаем — отеческий жезл скорбей, посланных Господом, будет преследовать нас, будучи орудием Всеблагого Промысла, заботящегося о нашем духовном прозрении.
Александр ПРОХАНОВ. По христианскому вероучению грядет конец истории, Страшный суд, прекращение этой эры, исполненной грехов. Но до тех пор, пока Страшный суд не состоялся, человечество, как и прежде, заботит судьба своей Родины, состояние ресурсов, институтов, воинства, школ, дорог, состояние умов. Люди думают о геополитике и о взаимоотношениях с соседями, и все наши чаяния замыкаются на благом устройстве своей Отчизны. Многие понимают сегодня, что стиль и характер жизни, связанные с современной земной цивилизацией, исчерпали себя. Эта цивилизация подходит к своему концу — где-то плавно, где-то жутко, катастрофично. И грядет новая ситуация на земле, новый образ жизни, который пытаются предугадать, просчитать, а кое-кто даже и начать строить. Одни говорят о некоей экологической цивилизации, где всякая тварь, всякое растение будут жить в гармонии; другие рассуждают о сенсорной цивилизации, где отойдут на задний план стремления к материальному достатку и вступит в действие механизм познания религиозного, философского, рационального. Третьи имеют в виду новую суперинтегрированную землю с рациональным использованием остатков земных богатств, такой неосоциализм, такую фалангу всеземную, которая позволит сохранить всеобщий порядок.
Какой образ для России истинный? Может быть, образ XVII века, когда она была готова превратиться в единый монастырь, или Россия рубежа XIX—XX веков, когда наше царство начинало обретать черты земного, материального благополучия?
Какой бы вам хотелось видеть Родину?
Митрополит ИОАНН. Для ответа на этот вопрос надо сначала разрешить известное человеческое недоумение: в чём смысл жизни? Любой идеал общественного устройства, любая форма гармонического сожительства людей на Земле возможны только тогда, когда люди живут осмысленно, понимая цель своего существования и в соответствии с этим устрояют своё бытие.
Церковь даёт на это совершенно ясный и прямой ответ. Он, конечно же, не имеет ничего общего ни с какой «сенсорной цивилизацией». Он прост, но очень труден для восприятия современного человечества, безмерно осуетившегося и погрязшего в страстях тщеславия и гордыни. Смысл и цель человеческой жизни заключаются в том, чтобы вернуть себе первозданное райское состояние чистоты и святости, когда сердце человека было недоступно злу и греху, состояние, в котором пребывали Адам и Ева после сотворения, в Эдеме. Главное — вернуть себе бесценное сокровище утерянного Богообщения. Один из величайших православных святых — блаженный Августин сказал когда-то: «Для Себя создал нас Господь, и не успокоится сердце человеческое, доколе не обретет Его».
Взгляните: человечество постоянно мечется: воюет и пересматривает границы, разрушает и вновь созидает, стремится само не зная куда. Эта неуёмная жажда лихорадочной деятельности, жажда новшеств проистекает оттого, что опустела святыня сердца. Душа человека создана как драгоценный сосуд для принятия даров Святого Духа. После грехопадения она их лишилась и теперь смертельно больна.
Так вот Церковь — больница для души. И общество будет устроено здраво тогда, когда оно сделает всё возможное, чтобы больница эта могла с наибольшей эффективностью, спокойно и мирно врачевать человеческие души.
Русская история знает, как для этого должна быть устроена государственная, общественная и хозяйственная жизнь страны и народа. Так, например, в России невозможно построение здравой экономики на мировоззренческом основании «общества потребления». Это бессмысленно. Священное Писание учит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам» (Мф. 7:33).
Нельзя строить хозяйственную жизнь России, исходя из капиталистического принципа неограниченного воспроизводства товаров и услуг. Это абсурд. Господь сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 8:36). Иная, чем сейчас, должна быть мировоззренческая основа у нашей жизни.
Все внешние блага в этом мире, данные человеку Богом, освящены и доступны к употреблению, в них нет ничего предосудительного, беззаконного. Но мы должны ими пользоваться не для того, чтобы растлевать себя и окружающих, а для того, чтобы, опираясь на благодатные свойства этого мира, которые Господь щедро в нём разлил, помочь своей душе восстановить себя в первоначальном состоянии божественной чистоты.
Когда говорят, что консерватизм Церкви может отбросить общество на 200—300 лет назад, это глупость. На десять лет нельзя вернуться — не то, что на триста. А вот восстановить в обществе ту древнюю духовную традицию, которой тысячу лет жила Россия, обязательно нужно. Религия предполагает связь человека с Богом. И так же, как имеет свой долг перед Богом отдельная человеческая личность, так имеет свой определённый долг перед Ним и соборная личность русского народа.
Богу в неисповедимой премудрости Его было угодно вверять истины веры для хранения и сбережения различным народам. Сперва они были вверены народу израильскому, но он не удержал этих истин, оказался не соответствующим своему высокому призванию и после страшного преступления Богоубийства был отвержен, отстранён от святого служения.
Затем это служение перешло к другому народу, «народу Божию» — христианам, первоначально сосредоточенным в державном государственном теле Римской империи.
Но когда в XII веке Рим ввёл недопустимые догматические новшества и отпал от вселенской полноты Православия, служение сие у него было также отнято и передано Византии (второму Риму). Она несла его на протяжении нескольких столетий, но в XV веке в результате мощнейшего военно-политического давления оказалась неспособной удержать должную чистоту и пошла на унию с католиками, то есть допустила искажение Божественного вероучения.
Тогда преемство хранителя Истины перешло к русскому православному государству, к русскому народу-богоносцу, понимаемому как соборная духовная общность. Мы должны постоянно сознавать всю ответственность нашего служения и, следуя ему во всем, построить жизнь в соответствии со своим религиозным долгом. Только тогда мы сумеем воссоздать Россию, нужную Богу, которая станет неким драгоценным ковчегом, хранящим в неприкосновенности и чистоте идеалы милосердия и любви, праведности и верности, щедрости и безгневия.
Александр ПРОХАНОВ. Помню, в молодости я был пленён образом патриарха Никона, а в наших кружках были «старообрядцы», чьим кумиром был протопоп Аввакум. Я был ортодоксом, государственником, никонианином, часто бывал в Новом Иерусалиме, и вдруг меня осенило: Никон ждал второго пришествия Христова, он хотел превратить Россию в место, куда бы опустился Новый Иерусалим. Он полагал, что Второе пришествие просияет в России. Видно, большинство русских людей верили и ждали, что Христос придёт на Русь, что будет именно русское второе пришествие. И для того, чтобы пригласить Христа на это место, был создан Новый Иерусалим, где на подмосковной топографии, среди подмосковных рощ, реки Истры была воссоздана топонимика святых мест. Там были Иордан, Вифлеем, Голгофа, Фавор...
Меня поразила грандиозность этого замысла. По существу Никон как бы изменил координаты Земли, пытаясь этим изменить космические координаты, перенеся смысл и центр истории в Москву.
Если я верно понял вас, идеал будущей России должен сводиться к тому, чтобы уготовить через Россию место приходу Божию, сделать её угодной Христу и в этом смысле каким-то образом приблизить образ Родины к Новому Иерусалиму, насколько это возможно в земной ипостаси...
Митрополит ИОАНН. Да нет, у Никона такой гордыни не было. Постройка Нового Иерусалима — это просто «материальное» закрепление того духовного факта, что Россия сознаёт и принимает свое богоносное служение. А о Втором пришествии излишне упрощенно рассуждать ни в коем случае нельзя. События этого должно отдать с благоговейным страхом и душевным трепетом.
Если в первый раз Спаситель пришел «во зраке рабьем», чтобы послужить людям, то второе пришествие Его будет «в силе и славе», чтобы судить нас по делам нашим. И никому не надо будет спрашивать: «Где Христос?» Он будет явлен всем, «яко молния, блеснувшая от Востока и до Запада».
Когда православных подвижников вопрошали, как узнать антихриста, они зачастую отвечали так: «Сыне, если ты услышишь, что куда-либо пришел Христос, то знай, что это — антихрист», потому что когда Господь действительно придёт, это мгновенно поймут все, ибо сие будет пришествие царя и владыки Вселенной, творца всего сущего, бесконечного в совершенствах своих и премудрости своей.
Что касается образов духовных, тут всё тоже достаточно ясно и просто: Россия как вселенская хранительница и защитница Святого православия есть «подножие престола Господня». Это понимание зрело в русском религиозном самосознании на протяжении многих веков, а наиболее чётко его сформулировал перед самой революцией наш великий святой — всероссийский праведник и молитвенник отец Иоанн Кронштадтский. «Родиться русским, — говорил он, — есть дар определенного служения. Ведь в церкви нет национальностей, «несть эллин и иудей»; она различает людей только по служениям. Есть служение царское, есть патриаршее, есть монашеское, есть служение мирян».
Так вот русское служение, одновременно жертвенное и героическое, высокое и скорбное, общечеловеческое и вселенское, в том, чтобы до конца времён стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти, стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни веры.
Доколе мы помним об этом, жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам нашим и Божиим! А за верность долгу и понесенные труды воздаст Господь воинам своим воздаянием великим и вечным, всех благ которого не может вместить ныне жалкое человеческое воображение.