"Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студёными". Эти слова, сказанные более двух веков назад М.В.Ломоносовым, часто приводят как свидетельство его гениальной прозорливости. Но Ломоносов был не только великим учёным, намного опередившим своё время, и не только уроженцем русского Севера — он был прежде всего патриотом России, государственником, который своими словами выразил общее: не только экономическое, но и стратегическое или, как бы сказали сегодня, геополитическое понимание роли полярных пространств для нашей страны.
Все правители России, которые стремились к её независимости и державной мощи: Иван III, Василий III, Иван Грозный и Пётр I — уделяли Арктике и полярным морям особое внимание. И, напротив, эти земли и воды мало интересовали тех правителей, для кого судьба России была делом второстепенным.
Эту закономерность в 90-е годы ХХ века ещё раз подтвердили, придя к власти, сторонники "рыночной демократии". Их отказ от государственной поддержки регионов Крайнего Севера не только разрушил выстроенную за годы советской власти систему жизнеобеспечения его территорий, но и создал гигантские бреши в системе национальной безопасности страны, поскольку развёрнутая в этом регионе сеть военных аэродромов, баз и иных сооружений была фактически свёрнута под предлогом её "затратности" и "ненужности". В дальнейшем агрессивный внешнеполитический курс США и их союзников по НАТО, не скрывающих своей открытой враждебности по отношению к России, показал полную несостоятельность этих утверждений .
С начала XXI века российское руководство во главе с В. В. Путиным предпринимает активные и целенаправленные действия по восстановлению утраченных Россией на Крайнем Севере и в российской Арктике позиций: как в экономической сфере, так и в обеспечении безопасности страны. "Россия, на долю которой приходится почти треть Арктической зоны, осознаёт особую ответственность за эту территорию", — заявил президент РФ, выступая 29 марта с.г. на открытии Международного Арктического форума "Арктика — территория диалога" в Архангельске. "Наша цель — обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера, сохранение их самобытной культуры, их традиций, бережное к этому отношение со стороны государства", — сказал он.
Кстати, Путин тогда прибыл в Архангельск с Земли Франца-Иосифа, и это было далеко не первое посещение им арктических территорий, включая и острова, где по его инициативе была начата очистка от мусора, накопившегося в течение многих десятилетий хозяйственной деятельности: это десятки тысяч металлических бочек из-под горюче-смазочных материалов, остатки строительных конструкций и других объектов, бытовые отходы и т.д. Уже полностью очищены ряд островов и территорий на архипелаге Земля Франца-Иосифа, а также Шпицберген, остров Врангеля и другие арктические территории. Принимаются меры по сохранению уникальной экосистемы арктической зоны и предотвращению угрозы вымирания её животного мира. Так что на форуме, проходившем под лозунгом "Человек в Арктике", президенту было что сказать по экологической проблеме, остро стоящей в Арктической зоне.
Хотя площадь Арктической зоны Российской Федерации составляет около 20% национальной территории, здесь сосредоточены основные месторождения ряда важнейших полезных ископаемых, которые являются определяющими для развития национальной экономики. Здесь добывается 60% нефти и меди, 90% никеля и кобальта, 98% платиноидов, 100% российских алмазов. Разведанные запасы газа промышленных категорий в приполярной зоне составляют 67 млрд. кубометров, а нефти — 7,7 млрд. тонн.
Согласно ряду экспертных оценок, стоимость минерального сырья арктических недр может превышать 30 трлн. долл., причём две трети здесь — это стоимость энергетических ресурсов. Большие резервы получения дополнительных, весьма существенных доходов, кроются в промышленной переработке добываемого минерального сырья, которая пока осуществляется в крайне ограниченных масштабах. Кроме того, обширная зона шельфа территориальных вод и 200-мильной экономической зоны Российской Федерации обладает богатейшими биоресурсами.
По сути, благодаря Арктике, Россия обладает реальной возможностью в короткие, 25-30 лет, сроки значительно увеличить объём своей экономики и экспортных доходов. Конечно, такое ускорение хозяйственного использования северных регионов потребует немалых дополнительных бюджетных расходов, но если руководствоваться государственными интересами, а не текущими коммерческими выгодами, эти расходы окупятся сторицей и, в конечном счёте, существенно укрепят как экономические, так и геополитические позиции России.
Эффективное освоение отдалённых и труднодоступных регионов российского Севера попросту невозможно без создания там современной транспортной инфраструктуры. Важное место отводится здесь строительству широтной железнодорожной магистрали, идущей вдоль побережья Северного Ледовитого океана. О ней начали говорить ещё до революции, в первом десятилетии XX века, и тогда же были проведены некоторые изыскательские работы. Начатое после Великой Отечественной войны, в конце 40-х годов, строительство ветки от Воркуты до Игарки, где широко использовался труд заключённых, не было завершено в связи со смертью И.В.Сталина. Сегодня этот проект, скорректированный применительно к современности, возобновлён.
Конечно, главное направление развития региона — это активное использование Северного морского пути (СМП), самого короткого водного маршрута из Европы в Азию. Но, чтобы стать рентабельным, он должен работать в круглогодичном режиме, а это требует восстановления и развития соответствующей инфраструктуры. Несмотря на нехватку финансирования, начались восстановление и реконструкция портов по всей трассе СМП. Развёртывается современная система спутниковой навигации, которая скоро охватит весь Крайний Север и Арктику. Идёт развитие и обновление ледокольного флота.
В настоящее время в акватории Севморпути действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные ("50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач"), остальные — дизель-электрические ("Адмирал Макаров", "Красин", "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын"). В 2015 г. построены два многофункциональных ледокола "Мурманск" и "Владивосток". В 2016 году спустили на воду атомоход "Арктика", проект 22220, мощностью в 60 МВт. Уже "на подходе" его собратья по серии — атомные ледоколы "Сибирь" и "Урал".
Пока успешно реализуется лишь один крупный проект, обеспечивающий постоянный грузопоток по СМП, — производство никеля на крупнейшем в мире комбинате в Норильске. Но идёт формирование и других. Это, во–первых, минерально-сырьевой центр (МСЦ) газоконденсатного профиля на основе Штокмановского месторождения. Он включает строительство подводного трубопровода от месторождения к побережью и сухопутного газопровода до врезки в "Северный поток" (магистральный газопровод из России в Западную Европу по дну Балтики. — В.Л.), создание завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и терминала для его отгрузки морским путём.
Второй крупный проект — формирование нефтяного МСЦ на базе Приразломного месторождения: создание схемы транспортировки нефти в ледовых условиях и строительство нефтеперерабатывающего завода по безотходным технологиям, учитывающим крайнюю хрупкость арктической экосистемы. Платформа "Приразломная" приступила к пробному бурению летом 2013 года, в 2014 году началась промышленная добыча нефти.
Приоритетным проектом является также расширение нефтяного Варандейского МСЦ за счет ввода в разработку новых месторождений и развития межпромысловой инфраструктуры. Нельзя не упомянуть разработку Кумжинского и Коровинского месторождений в рамках проекта "Печора СПГ".
Естественно, такие проекты способствуют развитию других отраслей: судостроения, горнорудной и металлургической промышленности. Для их реализации создаётся высокотехнологичное навигационное оборудование, новые задачи получает, например, космическая промышленность для обеспечения работы системы ГЛОНАСC (система определения местонахождения объектов на Земле по данным системы спутников. — В.Л.) и проведения экологического мониторинга в Арктике.
Большое экономическое значение имеет строительство Российской трансарктической кабельной системы (РОТАКС), которая установит прямую связь от Лондона до Токио, протянется на 15 тысяч километров и позволит подключить к сверхсовременной системе связи российское Заполярье и Дальний Восток. На российское побережье будут сооружены отводы общей протяжённостью 2 тысячи километров.
В период рыночных реформ был сделан упор на импорт зарубежной техники и оборудования. Хотя в советское время многое и весьма успешно производили сами. Причём в некоторых сферах — например, в глубоком бурении — были на самых передовых позициях. Самую глубокую в мире Кольскую скважину пробурили именно в России, почти полностью на отечественном оборудовании.
Современный уровень развития России позволяет создавать как новые "зелёные" технологии "под ключ", так и новые отрасли промышленности — например, "малую" атомную энергетику, оправданную "очаговым" характером освоения Арктики, а также использование других экономически обоснованных способов получения энергии и тепла из возобновляемых источников. Так, плавучая двухреакторная АТЭС, созданная на основе инновационных технологий учёными "Росатома" и корабелами Объединённой судостроительной корпорации, уже с 2019 года должна стать одним из основных источников энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла Чукотского автономного округа.
Весьма востребованными могут стать и новые технологии строительства и ЖКХ, а также энергосбережения, специально разработанные для применения в условиях Арктики. Кстати, они обладают серьёзным экспортным потенциалом — так же, как новые виды тканей, пластиков, сплавов, топлива и т.д.
Развитие Россией своей арктической инфраструктуры, в том числе — объектов оборонного и двойного назначения, а также формирование новых воинских частей рассматриваются на Западе, особенно — в США, как "арктическая угроза" со стороны России другим полярным (и не только полярным) странам. На самом деле речь идёт о восстановлении системы безопасности на Крайнем Севере и в Арктике, разваленной в ходе рыночных реформ, когда беспощадно и бездумно урезались все расходы на эти цели. По сути, осуществляется "закрытие" огромных незащищённых брешей на северных рубежах нашей страны. Создаваемая для этого инфраструктура одновременно служит обеспечению безопасности судоходства в этом регионе мира. На этой инфраструктуре будет работать и Министерство по чрезвычайным ситуациям, точнее — его специальные структуры, которые должны будут предотвращать или минимизировать последствия возможного разлива нефти или других техногенных и прочих катастроф в этом крайне чувствительном к экологическому ущербу регионе. Она будет использоваться также в метеорологических и научных целях, как это и было в советский период. При этом к сотрудничеству в данной сфере приглашаются все страны, включая и США.
Развитие северных и арктических регионов становится сегодня важнейшей стратегической задачей страны. На его пути немало сложностей и проблем, как унаследованных из прошлого, так и вызванных особенностями нашего времени. Но они вполне преодолимы. Сохраняющийся интеллектуальный и кадровый потенциал, накопленные за счёт экспорта сырья финансовые ресурсы, создающиеся в ходе глобализации мировой экономики возможности использования передовых технологий, наконец, успешный отечественный прецедент такого рывка в гораздо худших условиях в прошлом — всё делает вполне обоснованными намеченные планы освоения северных и арктических территорий. Давно назревшее и пока, к сожалению, игнорируемое правительственными либералами сочетание методов государственного планирования и регулирования с рыночными рычагами может обеспечить их реализацию в короткие сроки и на самом современном уровне.
"Россия исходит из того, что в Арктическом регионе нет потенциала для конфликтов, — отмечал в своём выступлении на архангельском форуме В. В. Путин. — Международные нормы чётко определяют права как прибрежных, так и других государств и служат прочной основой для совместной работы в решении любых проблем, в том числе таких чувствительных, как разграничение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, предупреждение нерегулируемых промыслов в его центральной части, замкнутой исключительными экономическими зонами Соединённых Штатов, Канады, Дании, Норвегии и России. Подчеркну, Россия открыта для конструктивного сотрудничества и создаёт все условия для его эффективного развития. У нас весьма обширная экономическая программа для Арктики, рассчитанная на многие-многие годы вперёд".