Я рад, что оказался в кругу единомышленников. Мы можем расходиться в каких-то вопросах, но в главном, что касается российской державы, её славной истории, культуры, ценностей, мы мыслим согласно. Наши учителя — это русские мыслители Николай Бердяев, Иван Ильин, Георгий Федотов. Их работы — единый фундамент для тех, кто считает себя государственником, кто переживает за судьбу нашей страны, не мыслит себя без России.
Наш город считается самым европейским городом России, но в то же время по сути своей — это глубоко русский город. Такие качества, как жертвенность, чувство долга, служение, которые, по словам Ивана Ильина, присущи русскому народу, характерны жителям Петербурга, может быть, больше, чем каких-либо других городов России. Потому что наш город создавался по ходу могучего движения русской державы к морю — на исконно принадлежащие ей земли. И он создан в рамках того, что Александр Андреевич Проханов называет мобилизационным проектом. Петербург, — это важнейшая часть того грандиозного мобилизационного проекта, который реализовывал Петр I, создавая реальную державу. И с момента своего основания до падения Российской империи Петербург формировался не только как столица: на протяжении двух веков он и отстраивался как служивый город.
Петербург вырастал вокруг институтов управления, вокруг имперской власти, причём власти сильной. Эта власть раздвинула пределы нашей державы во все стороны света.
И традиции служения, особенно военного — по части снабжения армии и флота вооружением, и личным составом — сохранились.
Ленинград был одним из важнейших военно-технических центров Советского Союза. И даже когда во время войны часть производственных мощностей была переведена на Урал, город сохранил большое количество оборонных предприятий, закрытых НИИ, КБ, технических вузов и военных академий и училищ. И техническая, и военная интеллигенция служит России. Во многом благодаря этому большая часть жителей нашего города сохранила в себе "ген государственности".
Какие сильные черты необходимо сохранить и привить современной государственности? Я бы прежде всего назвал чувство долга и силу служения. Считаю, что людей, лишённых чувства долга и не исполненных силой служения, не должно быть во власти. И традиции служения, особенно военного — по части снабжения армии и флота вооружением, и личным составом — сохранились.
Ленинград был одним из важнейших военно-технических центров Советского Союза. И даже когда во время войны часть производственных мощностей была переведена на Урал, город сохранил большое количество оборонных предприятий, закрытых НИИ, КБ, технических вузов и военных академий и училищ. И техническая, и военная интеллигенция служит России. Во многом благодаря этому большая часть жителей нашего города сохранила в себе "ген государственности".
Какие сильные черты необходимо сохранить и привить современной государственности? Я бы прежде всего назвал чувство долга и силу служения. Считаю, что людей, лишённых чувства долга и не исполненных силой служения, не должно быть во власти.
Вторая имперская черта, характерная для нашего города и сохранившаяся до наших дней, имеющая колоссальное значение для современной России — это навыки мирного сосуществования народов. По темпам роста миграционных потоков из республик бывшего СССР наш город является одним из лидеров в стране. Конечно, есть определенное напряжение, были резонансные преступления, слава Богу, они не привели к таким выступлениям, как на Манежной площади. Городская власть и правоохранительные структуры работают, контролируя ситуацию в городе. Мы направляем в федеральный центр законодательные инициативы, чтобы ужесточить борьбу с нелегальной миграцией, бить рублём по работодателям, которые используют труд нелегалов, выдвигаем инициативы, чтобы активизировать привлечение рабочих рук из соседних регионов, из близких нам по культуре государств. Создали комитет по миграционной политике и межнациональным отношениям в составе правительства. Все эти шаги дают эффект именно потому, что традиции мирной жизни закладывались в столице ещё со времён Петра I, и они дожили до наших дней.
Недавно Изборский клуб опубликовал аналитический доклад по линиям раскола в российском обществе, где говорится, что негативные эффекты от миграционных процессов в России могут смягчаться специфическими для русской цивилизации обстоятельствами. В том числе таким историческим бэкграундом, как этническая и религиозная терпимость. И этот бэкграунд у нас весьма немал в городе. У нас самая большая в северной Европе мечеть, наверное, единственный на этой параллели буддийский дацан, в нашем городе работает межпарламентская ассамблея СНГ. 311 лет города — это 311 лет сосуществования вер и обычаев в единой традиции. Религиозные праздники разных конфессий мы отмечаем с равным уважением. На примере нашего города можно увидеть воплощение популярной в Европе идеи мультикультурализма.
Имперской идее в нашем городе на протяжении двух столетий было подчинено всё, включая внешний облик города. Петербург научился воздействовать на людей так, что, попадая в город, приезжие быстро приобретают черты петербуржцев. И у нас мигранты стараются селиться компактно, создавать анклавы. Но красота города вызывает у людей желание приобщаться к петербургской культуре, чувствовать себя не абстрактными гражданами мира, которым всё равно, где жить, а быть именно жителями нашего города.
Неслучайно Николай Бердяев включал в понятие нации не только предков, но и камни церквей, дворцов и усадеб, рукописи и книги. Петербург, который сохранил уникальный по размеру и подлинности исторический центр, можно считать самым национальным городом России, и задача сохранения имперского наследия, воплощённого в камне, я считал и считаю одним из главных приоритетов в работе правительства города.
Мы запустили программу сохранения исторического центра. Инициировали введение в России новых значительных штрафов за нарушение требований охраны предметов культурного наследия. А также изменили систему отношений с градозащитниками. Ранее власть старалась с ними не общаться, а мы включили их в состав наших рабочих органов по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. И уже вместе с ними сегодня выигрываем суды у тех, кто пытается уродовать и разрушать исторические здания. Потому что сохранение этих зданий, облика города — это сохранение нашей национальной идентичности.
Либералы могут навязать самое жуткое представление о российской империи как о чём-то отжившем и страшном. Но это представление разрушается, если человек на катере пройдётся по Неве, прогуляется по Невскому проспекту и увидит ту красоту, которую оставила Российская империя, построенная нашими предками.
И отсюда ещё одна черта, которая многое определяла в Санкт-Петербурге, и которую хотелось бы сохранить: империя не должна дистанцироваться от культуры и пускать её развитие на самотёк. Ради блага самой же культуры! В каких-то областях, например, архитектуре и градостроительстве, это может быть прямой диктат. Петербург никогда бы не стал Петербургом, если бы он не строился по единому плану, который утверждали первые лица государства. Не градоначальник, а первые лица государства! И план воплощался в жизнь под их строгим контролем. Пётр Великий лично утверждал эскизы всех первых каменных фасадов Петербурга. Лично император находил время этим серьёзно заниматься.
В других сферах, думаю, власть должна поддерживать те формы, которые она считает полезными для общего блага и для успешной реализации своего мобилизационного проекта. Такой подход — это не введение цензуры, а выстраивание определённой культурной политики. Государство не должно запрещать творчество людям, которые стремятся к самовыражению, не нарушая действующее законодательство. Но власти не обязаны финансировать все их творческие поиски. А мы обязаны заботиться о наших культурных бастионах: Эрмитаж, Мариинский театр, Большой драматический театр. И должны поддерживать творчество, которое хранит, развивает и приумножает традиции нашей великой культуры.
Вопреки распространяемому мнению, будто мы не разрешаем проведение каких-то культурных мероприятий, состоялись все спектакли и все выставки, которые якобы были запрещены правительством города. Естественно, мы не оказывали и не будем им оказывать помощь и поддержку. Но мы не запрещаем, а просто заявляем о своих приоритетах.
Мы должны сохранить и воссоздать яркий образ империи. На одном из своих выездных заседаний Изборский клуб поддержал идею создания Музея СССР. А я хочу вынести идею создания интернет-музея Российской империи — создать единое информационное пространство. Портал, связанный с историей. Он должен быть местом, где оживут герои, которые строили нашу империю, карты их походов, оружие, мундиры, документы, что они писали или подписывали. Рассказы о славных делах, книги, фильмы, на которых мы, например, воспитывались в своё время. И каждый гражданин нашей страны мог бы узнавать историю своей великой родины и гордиться ею.
Мы не знаем, кто и когда будет осуществлять мобилизационный проект, но они должны говорить на одном языке, а для этого должны знать историю: "откуда есть пошла земля русская", как создавалась наша великая страна.
Наша страна сосредотачивается и возвращает то, что было бездумно утеряно. Это объёдиняет людей разных политических взглядов, потому что даёт чёткое понимание своей принадлежности к великой нации, к великой империи.
Фото Виктора Новикова