Сообщество «Геоэнергетика» 14:43 14 апреля 2021

Российский СПГ: конкурентные преимущества и уязвимости

"Ямал-СПГ", "НОВАТЭК" и бюрократия

8 декабря 2017 года на втором по счету российском крупнотоннажном заводе по сжижению природного газа "Ямал-СПГ" произошло знаковое событие: состоялась первая отгрузка готовой продукции в резервуары первого в мире танкера-газовоза класса Yamalmaх DAT "Кристоф де Маржери", первого судна такого типа в собственности компании "Совкомфлот". К настоящему времени "Ямал-СПГ" вышел на полную проектную годовую мощность в 16,5 млн тонн, которую обеспечивают три производственные линии, изготовленные по лицензии американской компании Air Products мощностью по 5,5 млн тонн каждая. Кроме того, там же, на "Ямал-СПГ" в ближайшее время должны быть завершены монтажные работы на четвертой линии по технологии "Арктический каскад", лицензированной в России и предназначенной для среднетоннажного сжижения – ее годовая мощность должна составить 950 тысяч тонн готовой продукции в год.

Либеральный рынок против вертикальной интеграции

Владельцем контрольного пакета акций совместного предприятия "Ямал-СПГ" и оператором проекта является частная российская компания "НОВАТЭК", что, с организационной точки зрения, позволяет называть "Ямал-СПГ" вертикально интегрированной компанией. Лицензией на разработку Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения владеет НОВАТЭК, то есть «в руках» этой компании находятся самые критические составляющие всего проекта: НОВАТЭК ведёт разработку месторождения, обеспечивает транспортировку природного газа по магистральному трубопроводу до "Ямал-СПГ", НОВАТЭК отвечает за производственный процесс на заводе, за отгрузку СПГ на танкеры-газовозы, которые фрахтует на долгосрочной основе.

В этом заключается принципиальное отличие проекта "Ямал-СПГ" от всех проектов по сжижению газа на территории США, законодательство которых прямо запрещает такую «концентрацию компетенций» у одной компании. В Штатах компания, добывающая природный газ (вне зависимости от того, идет ли речь о традиционной добыче или о сланцевой), не имеет права владеть магистральным газопроводом, не имеет права владеть СПГ-заводом – каждый из этих видов деятельности должно вести отдельное юридическое лицо, при этом недопустимо и перекрестное владение акций добывающей, транспортной и производственной компаний.

Кроме того, купля-продажа природного газа в обязательном порядке должна идти только и исключительно на национальной газовой бирже Henry Hub или на её подразделениях в отдельных штатах. Именно так выглядит «юридическое наследство» тех времен, когда США являлись крупнейшим в мире импортёром СПГ.

Антимонопольное законодательство, касающееся газовой отрасли, в Штатах разрабатывалось поэтапно и логически вполне обоснованно: не должна была появиться и не появилась компания, которая могла бы монопольно контролировать газовый рынок США или оказывать на него существенное влияние. Импортируешь СПГ? Отлично, но не при этом не имеешь права поставлять его на принадлежащие тебе электростанции – иначе твоя компания получит конкурентное преимущество на рынке производства тепловой и электрической энергии. Доставил – выставляй на торги на Henry Hub, где любую партию СПГ имеет право приобрести любой участник этих торгов. Предложил лучшую цену на тобой же поставленный товар – поздравляем, теперь твоя компания имеет возможность договариваться о транспортировке приобретенной партии в нужное тебе место с компанией, владеющей и управляющей магистральным газопроводом. Для рынка, на котором действуют сотни газовых и энергетических компаний, все вполне разумно и достаточно выгодно для конечных потребителей – хотя киловатт*часы и гигакалории в Штатах стоят дороже, чем в России, но они значительно ниже, чем в странах ЕС.

Конкурентное преимущество НОВАТЭК

Датой «сланцевой революции», в результате которой Штаты добывают природный газ в объемах, превышающих их внутренний спрос, принято называть 2009 год, а на шесть лет позже, в 2015-м, на территории этой страны начал свою работу первый экспортный СПГ завод Sabina Pass, принадлежащий компании Chenierе Energy.

С этого момента, когда Штаты из страны, импортирующей СПГ, превратились в страну, с территории которой идет экспорт СПГ, эта логика оказалась «хромой уткой». В том случае, если бы компания Cheniere Energy имела возможность самостоятельно экспортировать СПГ, производимый на принадлежащем ей заводе Sabina Pass, она обязана бы была обязана искать на Henry Hub природный газ, который предлагают на этой бирже добывающие компании, а затем оплачивать стоимость поставки приобретенной партии газа на побережье Луизианы, где расположен СПГ-завод.

Но, поскольку на Sabina Pass, как и на прочих СПГ-заводах, расположенных на территории США, действует так называемая толлинговая схема, закупками и доставкой газа занимается не Cheniere Energy, а компании, подписавшие с ней долгосрочные контракты на сжижение газа.

Использование этой схемы приводит к тому, что стоимость газа, поступающего на технологические линии Sabina Pass (как и любого другого СПГ-завода на территории США), в 2-2,5 раза превышает стоимость газа, поступающего на технологические линии "Ямал-СПГ". В результате ценовые предложения в адрес европейских потребителей, которые способен сделать "Ямал-СПГ" в сравнении с предложениями от компаний, пользующимися услугами СПГ-заводов на территории США, однозначно более выгодные.

То же, но другими словами: конкурировать на европейском рынке с ямальским СПГ компании, поставляющие СПГ из Штатов, не способны по определению. Кроме того, дополнительное конкурентное преимущество "Ямал-СПГ" получает и за счет более короткого транспортного плеча. Поэтому нам остается просто зафиксировать: действующие законодательства Штатов и России дают преимущество НОВАТЭКу, а уж о том, является это преимущество рыночным или нет, пусть рассуждают профессиональные экономисты и юристы.

Да, стоит помнить о том, что эта ситуация – отнюдь не повод расслабиться – реальным конкурентом российских предприятий на европейском рынке СПГ был и остается Катар, который сконцентрировал под контролем своих государственных компаний всё, что связано с добычей, переработкой и поставками природного газа, но это уже отдельный разговор.

Арктические СПГ-проекты и законодательные инициативы правительства

Впрочем, это преимущество нивелировала разница в стоимости обычных танкеров-газовозов и танкеров класса Yamalmax DAT – ледовые газовозы стоят в два раза дороже. Но уже в 2018 году НОВАТЭК смог организовать перегрузку СПГ из танков Yamalmax DAT в обычные танкеры-газовозы в одном из портов Норвегии – экономически это оказалось вполне обоснованно.

В настоящее время НОВАТЭК согласовал сооружение такой перевалочной базы рядом с Мурманском – планируется, что это будет сделано уже к 2023 году. Проект получил одобрение Главгосэкспертизы и поддержан руководством Мурманской области, заказ на изготовление барж и криогенных емкостей большого объема будет размещен в Южной Корее, предварительное соглашение НОВАТЭК с компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Company (DSME), имеющей соответствующие технологии и компетенции.

Кроме Мурманска, НОВАТЭК намерен построить перевалочную базу и на восточном окончании Севморпути – в бухте Бечевинская на Камчатке. Стоит, однако, отметить, что оба эти перевалочные базы вполне могут быть и не построены: в настоящее время на рассмотрении в Думе находится законопроект, подготовленный Минприроды, который запрещает перевалку борт-в-борт опасных грузов, к которым в России законодательно отнесен и СПГ.

Обратят внимание господа депутаты на эту «мелкую подробность» в законодательной инициативе экспертов министерства – проекты, в которые НОВАТЭК намерен инвестировать почти по одному миллиарду долларов, будут реализованы. Не будет удалено достаточного внимания в предвыборную пору – оба проекта, в которых согласовано и участие государства (дноуглубительные работы, необходимые для строительства канала для подхода танкеров-газовозов) придется закрыть.

Отмена проектов перевалочных баз, естественно, снизит привлекательность не только "Ямал-СПГ", но и второго арктического проекта НОВАТЭКа – "Арктик-СПГ-2", который должен быть реализован в 2024 году. Проекты перевалочных баз в Мурманске и на Камчатке получили поддержу министерства энергетики, министерства развития Дальнего Востока и Арктической зоны, и даже с министерством финансов, с которым удалось согласовать предоставление налоговых льгот, однако окончательно решать их судьбу теперь будут министерство природы и депутаты Думы.

Подобного рода бюрократическая чехарда и отпугивает от России потенциальных инвесторов в наш реальный сектор. Остается надеяться, что творческая инициатива минприроды будет самым внимательным образом изучена профильным комитетом Государственной Думы.

Публикация: Журналистская правда

25 апреля 2024
Cообщество
«Геоэнергетика»
1.0x