Авторский блог Светлана Тишкина 14:14 16 августа 2019

Роль святого Иоанна Кронштадтского в духовном становлении архим. Зосимы (Сокура)

Два великих старца земли Русской: святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) и схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944 – 2002).

двойной клик - редактировать изображение

Два великих старца земли Русской: святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) и схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944 – 2002). Казалось бы, жили они в разное время. Один – в царской России, при православном царе Николае II, другой – в долгий период гонений на Святую Церковь, при советах. Но так получилось, что именно праведный Иоанн Кронштадтский оказал огромное влияние на формирование мировоззрения будущего светильника веры православной.

Оба великих старца родились в бедных семьях, оба были болезненными во младенчестве и с трудом выжили, но и оба были избраны Господом стать столпами веры православной и стать проповедниками для миллионов.

Так получилось, а верующие люди скажут: «Так управил Господь», — что детские годы Вани Сокура прошли в Авдеевке – небольшом шахтёрском городе на Донбассе. В книге о схиархимандрите Зосиме (Сокуре) «Любовь превыше всего» говорится, что среди сплошь пролетарского края Авдеевка в послевоенные годы стала благодатным оазисом православной веры: «Именно здесь после долгих скитаний, тюрем, ссылок и лагерей нашли пристанище сёстры Иоанновского монастыря, а также чада великого Кронштадтского Пастыря: схимницы, монахини – великие молитвенницы и исповедницы. Среди них была и тётушка Старца, сестра его матери – монахиня Антонина, которая помогала Марии (матери Вани Сокура) воспитывать мальчика, разделяя её труды и лишения».

Она имела радость лично окормляться у великого всероссийского чудотворца: исповедоваться, причащаться из его рук, пользоваться его советами и наставлениями. Впоследствии монахиня Антонина стала ревностной хранительницей заветов Иоанна Кронштадтского, исповедницей и подвижницей. Находясь рядом с будущим всенародным старцем Зосимой, она оказывала огромное влияние на его духовное формирование.

Монахини часто собирались в доме благочестивых сестёр Сокур для тайных ночных молений. Воспоминания сестёр о духовном отце Иоанне Кронштадтском благодатными лепестками ложились на душу маленькому Ване. От них он узнавал живые примеры его богоугодной жизни, впитывал мужественный дух истинного христианства и жертвенной любви. Уже тогда они чтили о. Иоанна как великого святого и верили, что в недалёком будущем он будет прославлен в лике святых.

Господь управил так, что отцу Зосиме в духовное наследство достались не только богословские труды святого праведного Иоанна Кронштадтского, которыми зачитывается всё прогрессивное человечество, но еще достались ему от монахинь, духовных чад о. Иоанна, и многие личные вещи святого. Среди них было даже облачение, которое он передал Иоанновскому монастырю, когда он был вновь открыт.

Так, с раннего детства всенародно любимый чудотворец преподобный Иоанн Кронштадтский стал самым родным и любимым святым для Вани Сокура, которого мы сегодня почитаем как всенародно любимого старца XX века архимандрита Зосиму.

«Иоанн Кронштадтский – это святой, который ходит по земле, – говорил Старец, познавши опытно его помощь. – Ещё будет большое событие – обретение мощей дорогого Батюшки о. Иоанна, благословение великое на весь мир… Сколько будет чудотворений, исцелений… Произойдёт это в самую трудную минуту для нашего отечества, как укрепление свыше…». Главным методом воспитания будущего схимника была церковная, храмовая молитва: «Сколько себя помню, вся моя сознательная жизнь принадлежала Церкви», — говорил Батюшка»цитата из книги «Любовь превыше всего».

Жизнь схиархимандрита Зосимы, в свою очередь, стала примером духовного подвига для верующих всего православного мира. Многие священники считают батюшку Зосиму своим духовным отцом.

Сбылось благословение схиархимандрита Зосимы Сокур

Неожиданно след личных вещей преподобного Иоанна Кронштадтского, которые его духовные чада-монахини, передали о. Зосиме, обнаружился в городе Луганске.

Настоятель Свято-Вознесенского храма, благочинный Александровского округа протоиерей Иаков Лобов по праву считает себя духовным сыном старца Зосимы. Он имел радость многократного личного общения, духовного окормления у великого старца. Он часто приезжал в основанный архимандритом Зосимой Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь. Протоиерей Иаков и поведал историю передачи из рук в руки многозначимой для верующих людей святыни.

***

В 1908 году праведный отец Иоанн Кронштадтский с обратной стороны Казанской иконы Божией Матери поставил штамп, извещающий о том, что этой иконой благословлена одна из сестёр основанного его трудами монастыря. Позднее каким-то образом эта икона оказалась в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре у почитаемого в народе старца – схиархимандрита Зосимы (Сокура).

В 1989 году батюшка Зосима благословил этой иконой священника Евгения, клирика Петро-Павловского собора г. Луганска. Позже в Киеве отец Евгений принял постриг с именем Зинон. Затем иеромонах Зинон навсегда уехал в Америку, а Казанскую икону Божией Матери оставил своей сестре, проживающей в Луганске. В результате святыня на долгое время оказалась в невоцерковленной семье, без должного почитания.

Когда же схиархимандрит Зосима узнал об этом, то преподал благословение протоиерею Иакову Лобову, настоятелю Свято-Вознесенского храма г. Александровска забрать икону в храм и предупредил, что если семья не отдаст эту святыню, то будут скорби. И ещё сказал, что когда Казанская икона Божией Матери обретёт достойное место в храме, то проявит много чудес и прославит храм.

Протоиерей Иаков поспешил исполнить наказ своего духовного отца и поехал забирать икону, но, несмотря на предупреждение, встретил сопротивление. Долгих тринадцать лет родственники иеромонаха Зинона не решались расстаться со старинной иконой, имеющей большую ценность.

Смутное время, великие скорби, обрушившиеся на народ Донбасса в 2014 году, заставили многие семьи сорваться с обжитых мест в поисках убежища. Не миновала эта участь семьи, в которой хранилась старинная Казанская икона Божией Матери. Когда последние родственники семьи иеромонаха Зинона собрались бежать из Луганска, они сами привезли старинную Казанскую икону Божией Матери в Свято-Вознесенский храм.

Так сбылось ещё одно из многих предсказаний – благословение схиархимандрита Зосимы (Сокура).

Ровно в полдень 29 ноября 2014 года Свято-Вознесенский храм г. Александровска (в черте города Луганска) обрёл значимую для всей Святой Церкви старинную Казанскую икону Божией Матери.

Радости служителей трёхпрестольного Свято-Вознесенского собора не было предела! После воскресной службы, перед молебном о здравии настоятель Свято-Вознесенского храма вынес из алтаря икону и с амвона возвестил о возвращении в лоно канонической Церкви великой святыни, поведав прихожанам и саму историю обретения иконы.

В течение всего декабря возле обретённой иконы совершались ежедневные молебны с акафистом Казанской иконе Божией Матери. Несколько позже этот святой образ Божией Матери обрёл своё постоянное место в храме в подобающем резном киоте.

***

Это не первый подарок духовному чаду протоиерею Якову Лобову от архимандрита Зосимы (Сокура). В храме на почётном месте у амвона находится мощевик, вмещающий 64 частицы мощей святых, – это щедрый дар настоятелю Свято-Вознесенского собора от старца Зосимы.

Из воспоминаний настоятеля Свято-Вознесенского храма протоиерея Иакова Лобова:

«К тому времени, как я принял в настоятельство Свято-Вознесенский храм, у меня уже находился на хранении небольшой мощевик, переданный мне схиепископом Алипием (Погребняком), в котором хранились несколько частиц мощей святых и частицы святынь из почитаемых верующими мест. В один из моих приездов в Никольский монастырь в беседе со схиархимандритом Зосимой зашел разговор о хранимых в храме частицах мощей. Выслушав мой ответ, о. Зосима сказал, что не годится в одном мощевике хранить и то, и другое. «Привези мне этот мощевик как есть, я сам всё переделаю» – предложил он. Тогда же он посоветовал найти доски от старых икон, пришедших в негодность, для нового киота. Я всё так и сделал. Через какое-то время мне был передан новый ларец с частицами святынь. Причем их стало в разы больше. А мощевик отец Зосима пообещал отдать потом, когда полностью укомплектует.

Как-то раз старец Зосима сказал мне, чтобы я заказал в иконописной мастерской большую икону святого великомученика Трифона. Когда икона была готова, я принес ее духовному отцу. После освящения он вернул мне её уже с частицей мощей великомученика Трифона. Это была большая радость для меня и служителей храма.

А вот мощевик отец Зосима хоть и показал мне переделанным, возвращать не спешил. Теперь он представлял собой внушительный короб, сделанный из досок старинных икон, покрытых лаком. Внутри его находились уже 64 частицы мощей святых. По центру короба располагался крест Иоанна Кронштадтского. Такие кресты праведный отец Иоанн дарил в благословение своим духовным чадам.

Мы все знали, что старец Зосима при любом удобном случае приобретал частицы мощей святых угодников Божиих. В монастыре к тому времени хранились уже многие собранные им православные святыни. На фотографиях тех лет можно найти кадры крестных ходов, на которых видно, как монахи несут мощевик, который находится сегодня в нашем Свято-Вознесенском храме. Когда же схиархимандрит Зосима отошел ко Господу, то по его завещанию братия монастыря передала бесценную святыню мне.

Теперь, по прошествии многих лет, мощевик, собственноручно собранный старцем Зосимой, более того, так долго находившийся в Свято-Васильевском храме монастыря рядом с великим старцем, а также икона с частицей мощей святого великомученика Трифона по праву стали одними из главных святынь, хранимых в старинном Свято-Вознесенском храме г. Александровска».

***

О житии двух великих старцев: святого праведного Иоанна Кронштадтского и архимандрита Зосимы (Сокура) — написано немало книг, ещё больше статей. Православный мир живёт богословскими трудами, наставлениями, предсказаниями и великими завещаниями угодников Божиих.

Чего стоят слова, которые читает любой, кто заходит на официальный сайт Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря:

«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь», – схиархимандрит Зосима.

Но вернёмся в то далёкое время, когда маленький Ваня Сокур с упоением слушал рассказы матушки Антонины об удивительном, богатом духовно, мудром, много знающем старце Иоанне Кронштадтском.

И будущий старец Зосима, и монахини, и все верующие люди верили, а может быть просто знали от Бога, что в скором времени Великий Пастырь будет канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых. И они не ошиблись.

8 июня 1990 года отец Иоанн был прославлен Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. 14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского Пастыря. 14 июня Православная Церковь по благословению святейшего Патриарха Кирилла чествует День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Великое множество людей верили, что будет канонизирован их любимый старец о. Иоанн – и это сбылось. Осталось дождаться, когда ещё один любимый в народе старец о. Зосима будет вот так же прославлен в лике святых.

Господи, Иисусе Христе, услышь наши молитвы!

***

Духовное завещание отца Зосимы:

Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения… Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.

Православие.ФМ

1.0x