Авторский блог Андрей Ставицкий 19:21 1 февраля 2021

Роль мифа в современном цифровом обществе

Статья посвящена рассмотрению той роли, которую играет миф в обществе, независимо от того, понимаем ли мы его как вымысел или отражённую нашим чувственным сознанием реальность, ставшей фактом сознания. И эта роль такова, что мы всегда пребываем в мифе, в который нас погружает общество и который мы создаём для себя и под себя, чтобы жить насыщенно, прочувствованно, устремляясь к конкретной цели.

Когда речь идет о мифе, в обществе традиционно приписывают его к вранью, лживому и порочному, мешающему людям жить и существующему лишь в силу необразованности людей и инерции сознания. Согласно данной позиции наука должна бороться с мифом всеми средствами, всячески обличая его и развенчивая [2]. Однако, несмотря на утверждение науки как производительной силы, победить миф она оказалась не в состоянии, констатируя его возвращение в науку и жизнь общества по причине необразованности людей[4].

В действительности проблема глубже и сложнее. И она наглядно показывает, что миф может быть ложным и порочным, но он не более ложен и порочен, чем сами люди, которые его и создают [5]. Более того, в ходе исследований оказалось, что миф никуда не уходил и ниоткуда не возвращался, но люди просто убедили себя, что полностью преодолели его. В действительности же мифотворчество также свойственно человеческому сознанию, как и логическое мышление, но проявляет себя неосознанно, выполняя важные для человека функции и играя в его жизни первостепенную роль [6].

В современной феноменологической трактовке мифа, сложившейся в XIX–ХХ вв. усилиями философов, культурологов и антропологов Ф.В. Шеллинга, А.Ф. Лосева, К.-Г. Юнга, Э. Кассирера, К. Леви-Строса, М. Элиаде и других выдающихся исследователей, мифы следует воспринимать как базовую универсалию культуры, присущую человеку и обществу на всех этапах их развития. В этом смысле мифы есть воплощённая в образно-символической форме значимая для человека реальность, формирующая схожее отношение к вещам, отношениям, идеям и символам общества [7]. Взаимодействуя со средой, мифы создают поле ценностно значимых смыслов, в рамках которого люди мыслят свою жизнь, сверяя с нею свои действия и обеспечивая через неё то внутреннее согласие, без которого функционирование и процветание социума невозможно [6].

Выдающийся русский семиолог Г. Д. Гачев называл эту среду «космо-психо-логосом». Благодаря ему общество живёт как единый, слаженный и живой организм, где каждый человек свой личный интерес соотносит с общим, создавая систему ценностных координат и воспроизводя «рефлексию взаимных ожиданий и положительных обратных связей» [1, с. 176], без которых внутренней социальной и культурной гармонии социума не будет, что бы об этом ни говорили. Ведь слова не объединяют людей. Людей объединяют символически означенные ценностные смыслы. Они же по сути и социализируют человека в ходе его взросления и становления. А смыслы передаются с помощью мифов, в которых заложены и транслируются в иносказательной форме все самые важные принципы и понятия, по которым живёт человек.

Выстроенные в соответствии с мировоззрением людей мифы определяют тот порядок в головах, который затем проецируется на человеческую жизнь, воплощаясь в определённом поведении и обеспечивая стабильность в обществе. Тем самым они формируют своеобразную матрицу, которая как грибница через мельчайшие смысловые и поведенческие установки продуцирует и мотивирует постоянное воспроизводство социума в рамках сложившейся, хотя и не всегда различаемой традиции. А то, что не распознаётся и внешне незаметно, проявляясь в поведении и мировоззрении людей скрыто и опосредовано, преимущественно на подсознательном уровне, может быть разрушено воздействием извне незаметно для остальных. И не всегда общество бывает к этому готово.

Чтобы морально разложить общество и обвалить государство достаточно разрушить воплощённую в определённой мифологии идеологию, которая апеллируют к общим ценностям, канализируя энергию массового энтузиазма в создание и функционирование соответствующих институций. Всё остальное падёт само собой и его не спасут ни армии, ни ракеты. Ведь политические системы в наше время валят, разрушают и берут под контроль не ядерными ударами и танковыми колоннами, а финансовой удавкой, «технологическими объятиями», истощением экономики и компрометацией ориентированных на будущее традиционных ценностных смыслов. Так миф становится фактором национальной безопасности страны, отвечающим за духовные основы общества и его мотивацию.

Вот почему в основе предложенной для рассмотрения в данной статье темы лежит проблема онтологического понимания мифа как базовой культурной универсалии [3], на которой строится аксиологическая безопасность страны. Безопасность, зависящая от того, что мы определяем умом и сердцем и принимаем всей душой. Безопасность пространства наших в образно-символической форме отражённых ценностных смыслов, защищённого верой в то, что мы со смыслом и пользой для Отечества живём, и наделённого всем, что нам необходимо для осмысленного исторического бытия.

Такая система безопасности опирается на культурную традицию и формируется в социуме посредством воспитания и образования, давших когда-то право О. Пешелю заявить, что войну Пруссии против Австрийской империи выиграл школьный учитель. В основе включающей воспитание и образование социализации личности, равно как и формирования любого цивилизационного проекта, лежат выработанные в социуме мифологии, в которых данное общество представлено в максимально позитивном виде. Эти мифологии определяют национальную идентичность и позволяют выработать в обществе такие социальные мотивации и ценностные приоритеты, которые делают его духовно сплочённым в рамках единства множеств и дают те культурные ориентиры, без которых позитивное развитие общества практически невозможно[8].

Как видим рассмотрение проблемы аксиологической безопасности неосуществимо без того, что можно условно назвать цивилизационной программой, культурным кодом, обеспечивающим обществу духовно осмысленную мотивацию и высокую степень культурного иммунитета. Однако сам культурный код есть квинтэссенция тех мифологий, которые общество вырабатывает, чтобы мотивировать и защищать себя, взаимодействуя с другими культурами, идеологиями и мифологиями.

Исходя из этого, очевидно, что современный миф – не сказание о богах и героях, хотя и учитывает данный специфический для мифа жанр. Не аналог лжи и заблуждения. Он – образ. Образ реальности. Символически означенный. Прочувствованный. Помноженный на человеческие страхи и желания.

Миф – это способ одухотворенного существования, соотнесённого с высшими мировыми и человеческими ценностями, понятыми и реализуемыми в соответствии с настоящим моментом. Способ понять окружающую нас среду во всей её полноте и значимости.

Миф – форма общения с миром и соотнесения себя с вечностью. Явление, приводящее в восторг и трепет. Реальность, пропущенная через наше сознание и помноженная на наши желания, страхи и ожидания. Поэтому мы всегда – в мифе, а миф – в нас. Но, как правило, мы этого не осознаём, привычно относя к мифу всё то, что соотносим с ложью, иллюзией, суеверием. Однако настоящий миф – другой. В нём воплощён исторический опыт выживания человека и социума в определённой среде.

Поэтому можно считать, что он – своеобразный голос «коллективного бессознательного». Голос всех живших до нас поколений, оставивших в нашей загнанной в подсознание коллективной памяти своеобразные генетические зарубки, полученные ценой огромной крови, безмерного страдания и гибели тысяч и тысяч наших безвестных предков. Они оставили нам в мифах то самое важное, что с точки зрения выживания человека как вида может оказаться определяющим. Как генетически заложенная в насекомых программа поведения, которая позволяет им существовать. И если это так, тогда придётся признать, что миф – не просто «человеческий продукт». Этот тот язык, посредством которого Мир не только передает нам самую сокровенную информацию, но и бросает нам Вызов, чтобы услышать звучащий на том же языке наш Ответ. И мы ответим. Ответим на языке своего Мифа, чтобы нас услышали другие.

Недаром в известном смысле мифы – то первое, что выделило людей из животного мира через их социализацию. Миф отделяет нас и связывает со всем миром; дает свободу быть человеком, но далеко не отпускает. С самого рождения мифы по мере их усвоения социализируют человека: через традиции, социальные или этнические привычки, манеру общения и поведения, общие ценности, ̶ наделяя определёнными чертами, свойствами, по которым его везде будут идентифицировать как своего или чужого, «друга» или «врага».

Так, после рождения в процессе воспитания, человек получает и усваивает тот набор социальных мифов, которые обеспечат ему доступ к той или иной общности и определят его принадлежность, идентифицируя его с другими людьми. Их не анализируют, не оценивают, критически не обсуждают. Их только соблюдают и культивируют, даже этого не замечая. Повторяют и усваивают как кодовые пароли, программы, как естественную и привычную данность. Такой подход чётко даёт понять: хочешь войти в то или иное сообщество – познай и прими его мифы. Хочешь отречься от них – найди и освой новые.

По сути, способность создавать (творить) мифы – одно из главных свойств человека, обеспечивающих его выживание в социосреде[6]. Поэтому, перефразируя известное изречение, можно сказать, что человек – не только совокупность общественных отношений, но и совокупность определённых социальных мифов. Мифов-образов, функций, установок, знаков, символов, кодов. Мифов-предрассудков и мифов-прозрений. Экзистенциальных, политических, исторических и бытовых. Расположенных на всех уровнях деятельности и сознания. Мифов нашего мира и нашей души. Мифов-масок, сверкающих тончайшими бликами сквозь ассоциативные наслоения «карнавала социобытия». Мифов, определяющих наши представления и соответствующих им практических действий.

Благодаря этому, через мифы мы познаем и отражаем весь мир, в том числе и человека – с его плотью, речью, мыслями, с его привычками, знаниями, навыками и венчающим всё поведением.

Мифы – наша историческая память. Память поколений, живших до нас. Память охранительная и отражающая здоровое состояние общества или его болезнь и наступающую горячку. Миф – память чувств и переживаний, отложенных в подсознании и хранящих ответ на вечный вопрос: «Кто мы? Откуда? Куда идем?» При этом миф, руководствуясь нашими мотивациями, никогда с нами не спорит и всегда выдаёт нам то, что мы от него хотим, помогая нам созидать и разрушать, вдохновляет на великие дела и развенчивает символы веры. Моделирует нормы поведения и обосновывает их смену. Поэтому даже отрицанием мифа мы его только множим.

Он как зеркало отражает нас такими, какими мы хотим себя видеть, и даёт ответы сообразно с нашими желаниями. Миф отражает нас, вопрошая; отвечает, утаивая; озадачивает, означивая; позволяя почувствовать, что ответы где-то рядом, полускрыты за тождеством вопроса и ответа – как спрашиваем, так и отвечаем.

Впрочем, коль социальное мифотворчество играет для общества такую важную роль, но при этом информационно-психологическое воздействие мифа обычно людьми не распознаётся, именно эта сфера становится для социума наиболее значимой и одновременно уязвимой. Ведь если раньше данный процесс протекал преимущественно подсознательно и спонтанно, то, в отличие от былых времён, современное общество может использовать его осознанно и технологически грамотно, рассматривая мифотворчество, как особую метатехнологию. Эта метатехнология позволяет не только защищаться от чужого информационно-психологического воздействия, сохраняя свою социокультурную целостность, но и осуществлять экспансию, вскрывая и осваивая чужие смысловые пространства с пользой для себя.

При этом в мифах кроются те резервы выживания, без которых ни общество, ни человек существовать не могут, как бы они при этом к мифам ни относился, ибо миф есть смысловое поле культуры. Особым образом организованная информация, хранящая опыт существования и развития социума, происхождение и значение которого нам до конца не известно. Поэтому хотя в силу своей универсальности и пластичности миф всегда воспринимался, как проблема, лишь сейчас его начинают осознавать, как механизм решения проблем. И данное обстоятельство вызывает настоятельную необходимость решения вопроса адаптации мифотворчества к стратегическим потребностям государства и ставит нас перед необходимостью учиться мыслить стратегически в режиме мифоистории, так как именно она позволяет соединить прошлое с будущим и вдохновить на борьбу за него людей.

К данному обстоятельству можно по-разному относиться. И в научной среде по этому вопросу мы не наблюдаем единства. Но его не было и тогда, когда теория А. Эйнштейна стала пробивать себе дорогу в науке, позволяя обосновать экспериментальные исследования в ядерной физике. И это нормально. А в случае с мифом мы имеем такие перспективы, которые сопоставимы с открытиями в ядерной физике. Только в области массового сознания. Ведь миф отвечает за лежащие в основе аксиологической безопасности ценностные смыслы общества. А в современных условиях именно они оказываются наиболее сильной стороной любого социума, определяя качество традиции и направленность общей веры, характеризуя высоту его духа и обеспечивая контроль над сознанием людей.

В силу своих природных свойств миф выступает механизмом управления сознанием и инструментом современной политики, главная задача которого поиск, обретение или разрушение общего символически означенного для людей сакрального смысла. В этом качестве миф становится узловым фактором национальной безопасности, матрицей общенациональной и цивилизационной программы. Так борьба мифов разных цивилизаций выливается в борьбу культур с технологиями. Но и их продуктивное взаимодействие крайне желательно.

Таким образом, в современных условиях нарастания глобализации и процесса т. н. Третьей волны [9], когда информационные технологии выдвигаются на первый план и в деле воздействия на других людей приобретают решающее значение, роль мифа становится важна и значима как никогда. Ведь с его помощью можно менять идентичность и ценностно-смысловую ориентацию людей, программируя и кодируя их в соответствии с политическими установками. В результате отвечающий за иммунную систему социума миф становится оружием массового поражения, с помощью которого глобальные игроки борются за власть в мире, где взаимодействие народов определяется их ценностно-смысловой совместимостью и общей мотивацией к созидательной деятельности и мифотворчеству. И пока большинство людей оценивают проблемы глобальной безопасности в количестве танков и ракет, незаметная глазу борьба за контроль над умами людей с помощью несущей и формирующей смыслы информации идёт на таком технологическом уровне, который может даже обществом не распознаваться.

Список литературы

1.Матвейчев О. Беляков А. Троянский конь западной истории. СПб.: Питер, 2014. 224 с.: ил..

2. Ставицький А.В. Міфотворчість науки: приклади та обґрунтування // Гілея: науковий вісник. Збірник наукових праць / Гол. ред.. В. М. Вашкевич. К.: ВІР УАН, 2012. Випуск № 66 (№11) С. 326–331.

3. Ставицкий А.В. Онтология современного мифа. Севастополь: Рибэст, 2012. 543 с.

4. Ставицкий А.В. Ремифологизация общества: гносеологический аспект // Культура народов Причерноморья. №260. 2013. С. 97–100.

5. Ставицкий А. В. Современный миф: его природа и предназначение. Севастополь: Рибэст, 2013. 148 с.

6. Ставицкий А.В. Современный миф и его основные функции. Севастополь: Рибэст, 2012. 238 с.

7. Ставицький А.В. Сучасне «розширювальне» тлумачення міфу як умова його подальшого пізнання // Вісник Дніпропетровського університету. Серія: Філософія. Соціологія. Політологія. Т.20, №9/2, 2012. С. 221–226.

8. Ставицкий А.В. Украинская идентичность: общие подходы конструирования и мифологизации. Севастополь: Рибэст, 2013. 160 с.

9. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 784 с.

1.0x