В январе 2022 года российский рынок акций пережил значимое падение, дно которого пришлось на понедельник 24 января.
двойной клик - редактировать изображение
Индекс московской биржи IMOEX 3 января составлял 3852 пункта, а 24 января – 3235 пунктов, то есть упал на 16%. Относительно последнего пика этого индекса середины октября 2021 года (на уровне 4290 пунктов) падение составило 25%. С учетом колебаний курса рубля, долларовый индекс российских акций РТС упал 24 января относительно октябрьского пика на 33%. Такое суммарное падение стало немногим меньше падения марта 2020 года на фоне первой волны ковидных ограничений.
Индекс американского рынка акций S&P500 24 января падал до 4239 пунктов с отметки 4813 на 4 января, то есть падение составило 12%. Этот индекс упал до уровня середины июня 2021 года, хотя и остался значительно выше отметки начала 2021 года (около 3700 пунктов).
двойной клик - редактировать изображение
Коррекция американского индекса 17 июня случайно совпала с днем выхода ролика "Пузырь акций скоро лопнет" на канале "День", в котором автор этой статьи вместе с инвестиционным аналитиком Дмитрием Голубковым предупреждали о перегреве американского рынка акций. То есть покупавшие американские акции после выхода указанного ролика получили убытки по состоянию на конец января этого года.
двойной клик - редактировать изображение
В "Завтра" 18 декабря вышла статья автора этих строк под названием "Поиск крайних: пузырь акций и внешняя политика США". В той статье было представлено известное среди инвесторов сопоставление прибылей американских корпораций и индекса акций S&P500, которое показывало перегрев рынка акций примерно в два раза. Также в статье был представлен график этого индекса акций с 1970-х годов с историческими минимумами, которые зачастую совпадали с ограниченными военными конфликтами. Именно военные конфликты были яркими нетипичными событиями, которые отвлекали внимание массы инвесторов от перегрева и коррекций, не давали им правильно интерпретировать дно и заработать на отскоке.
Феномен отчётности на конец года
Большинство инвестиционных банков и фондов живет годичными интервалами, с подсчетом финансовых результатов, выплатами дивидендов и бонусов по итогам календарного года. Именно годовые результаты входят в корпоративную историю, и именно на их основе формируются долгосрочные модели перспектив конкретных акций и рынка в целом. Дорогие акции и большие прибыли взаимосвязаны, как и упавшие акции и убытки от переоценки портфелей.
Феномен конца года общеизвестен, и к нему спекулянты готовятся. Крупные банки и фонды вынужденно тащат вверх котировки акций к концу года и не заинтересованы в обвалах накануне годовых отчетных дат. Некоторые аспекты регулирования деятельности банков и фондов требуют показать приличные объемы денег на конец года, что побуждает к умеренным распродажам акций. Постновогодние коррекции неизбежны, поскольку дивиденды и бонусы чаще платятся деньгами, а деньги появляются в основном по результатам продаж акций. Некоторые прозорливые инвесторы заранее в ноябре-декабре сокращают свои вложения в акции, чтобы успеть до постновогодних коррекций.
Американский рынок акций показывал боковой тренд весь IV квартал, когда рынки суммарно почти не росли, когда боролись желающие протащить дорогие акции за годовую отчетную дату и желающие продать ранее конца года. В тот квартал рынок пережил три волны, с локальным дном 4 октября, 1 и 20 декабря, с суммарным ростом с 4300 до 4793 пункта. То есть формально в краткосрочной квартальной ретроспективе крупным игрокам удалось даже приподнять котировки акций, но затем случился январский откат на уровни самого начала IV квартала.
Российский рынок акций получил предновогодний сигнал 17 ноября. До этого пик индекса акций московской биржи IMOEX был 20 октября, затем почти месяц индекс колебался с минимальным трендом на понижение, а 17 ноября ВТБ объявил о продаже огромного пакета акций "Магнита", да еще с дисконтом в 10%. Тогда курс доллара был 72 рубля, и остроты вокруг Украины временно не было. Продавать столь внушительный пакет акций со столь приличным дисконтом логично, если знать, что акции упадут еще сильнее. За неделю до публикации сделки акции "Магнита" стоили 6860 руб., за день до публикации – 6560, а 24 января – 4723, на 31% дешевле, чем на дату сделки.
После годовой отчетной даты и до массовой публикации годовой аудированной отчетности эмитентам желательно не иметь крупных проблем. Аудиторский стандарт «события после отчетной даты» требует, чтобы крупные негативные события между отчетной датой и выпуском аудированной отчетности отражались в комментариях к этой отчетности. Если же события совсем негативные, то необходимо пересчитать основные показатели отчетности.
Завал рынка акций США и затем России в марте 2020 года связывают с введением первых массовых ограничений против распространения ковида. Однако к тому времени ковид с медицинской точки зрения уже пару месяцев был значим в Китае и Италии. Главное с позиций рынка акций, что большинство крупнейших корпораций успело к началу-середине марта выпустить свои отчеты по итогам IV квартала 2019 года.
Фактор отчетной даты на конец года критически важен для налогов, поскольку налоговые периоды в основном соответствуют календарному году. Упрощенно, положительная переоценка за календарный год выросших в цене акций увеличивает суммы налогов, а для богатых американцев и по США в целом налоги на капитал больше налогов на труд. Падение же акций позволяет налогоплательщикам переносить убытки от отрицательной переоценки на будущие периоды и на трудовой доход, сокращая и обнуляя налоги. Крупные корпорации даже умудряются получать возмещения ранее уплаченных налогов.
Механика отвлекающих ярких политических событий
Крупные спекулятивные доходы требуют не просто бумажной переоценки акций при их росте и падении, а именно перепродаж огромных объемов акций. Бумажная переоценка важна для бумажных прибылей и налогов, но для реальных бонусов и дивидендов нужны деньги. Крупным спекулянтам необходимо держать большие штаты сотрудников, платить огромные бонусы и дивиденды, давать немалые деньги лоббистам и политикам, платить десятки миллиардов штрафов на сверхприбыли.
Вроде каждый день биржи показывают внушительные объемы торгов, но до 90% этих объемов приходится на торговые роботы, которые пытаются ловить небольшие изменения в течение одного или нескольких дней. Реально, за вычетом спекулянтов и торговых роботов, через биржу ежемесячно проходит всего несколько процентов акций каждого эмитента.
Например, объемы торгов акциями Сбера в спокойные периоды составляют десятки миллиардов рублей ежедневно, а в кризисные – до сотни миллиардов в час. Однако эти размеры необходимо делить на десять, чтобы исключить эффект торговых роботов. Капитализация Сбера в октябре 2021 года достигала 8,7 трлн рублей, и для реальной продажи хотя бы нескольких процентов акций другим инвесторам необходимы месяцы.
Если обвал акций происходит по сугубо финансовым причинам, то движущие силы этого обвала достаточно быстро распознаются другими игроками. Биржа вроде обезличивает заявки и сделки, но опытные игроки вполне понимают стратегии, которые скрываются за этими обезличенными данными. Игра одного или нескольких крупнейших игроков обрастает подражателями, которые быстро отъедают возможности крупных перепродаж и заработков.
Реально крупная игра в своей острой фазе длится месяцы или кварталы, в ходе которых необходимо нейтрализовать подавляющую часть средних и мелких инвесторов. Нейтрализация происходит путем ярких событий, не укладывающихся в обычную логику инвесторов и в алгоритмы торговых роботов. Чтобы непонимающие боялись выкупать подешевевшие акции и не мешали это делать крупнейшим игрокам.
Проблемы с электронными технологиями являются одной из причин сомнений или даже паники обычных инвесторов. Чёрный понедельник 19 октября 1987 года с обвалом рынка акций США на 23% за день был связан с коллапсом компьютерных программ торгов, которые тогда еще были новым явлением. В еще большем масштабе коллапс веры в IT гигантов в составе индекса NASDAQ проявился в 2001 году, когда лопнул крупнейший на тот момент пузырь акций. В России также известны примеры сбоев программ московской биржи, очень редких, но бывавших иногда в самые нужные дни дна рынков.
Параллельно можно продемонстрировать публике политические мыльные оперы. Администрацию Рейгана сотрясал скандал Иран-Контрас аккурат в кварталы надувания и разрешения локального пузыря рынка акций 1987 года. Скандал Клинтон-Левински стартовал в самом начале 1998 года, почти сразу после дна Азиатского финансового кризиса, длился в острой фазе год, когда финансовые проблемы перекинулись на Восточную Европу и Россию.
Локальные вооруженные конфликты являются важными нетипичными событиями. Острые фазы первой и второй войн США в Персидском заливе совпадали с длительным дном американского фондового рынка. Бомбежки Югославии в 1999 году проходили на фоне трудностей разрешения российского кризиса 1998 года, разворачивавшихся кризисов в Аргентине и Бразилии, перед кризисом в Турции. Грузино-Южноосетинский конфликт августа 2008 года «совпал» с переходом поначалу латентного кризиса 2008 года в острую фазу обвала и депрессии.
В 2021 году китайский фондовый рынок терзался гипотетической эскалацией ситуации вокруг Тайваня, из-за чего он показал нулевую динамику на фоне роста американского рынка акций на 27%. Индекс шанхайской биржи достиг пика 15 февраля и повторил этот пик 6 сентября на уровне 3703 пункта, с крупными коррекциями минус 10% в марте, июле-августе и ноябре. Именно на эти месяцы приходился пик публикаций по напряженности вокруг Тайваня.
Валить нельзя поддерживать
Довольно много игроков на рынке акций выиграли от обвала марта 2020 года, последующего отскока и бурного роста. Еще больше инвесторов знают истории этих выигравших и желают повторить их успех. Поэтому многие инвесторы распродавали акции в IV квартале 2021 года в расчете на будущее падение акций и возможность откупить их на дне, как в конце марта 2020 года.
Пятерка крупнейших американских IT-гигантов аккумулировала десятки и даже сотни миллиардов долларов на своих счетах и в краткосрочных инвестициях. Эти огромные деньги были собраны лишь отчасти на продаже программных продуктов или услуг, а больше за счет займов и игры на своих акциях. С помощью этих огромных денег IT-гиганты готовы двигать цены своих акций и весь американский фондовый рынок в нужном им направлении.
У большого обвала фондового рынка есть противники в лице президентской администрации и верхушки партии парламентского большинства США. Такой обвал неминуемо означает падение экономики, сокращение доходов и рост расходов федерального бюджета, скачок бюджетного дефицита и государственного долга. Американских президентов и правящие партии избиратели оценивают именно по динамике рынка акций, госдолга и ВВП.
Крупные обвалы рынка акций случались на пересменке американских президентов, когда уходящие и приходящие команды перекладывали банально ответственность друг на друга. Классическим примером этому является фраза Буша-младшего «рецессию принял – рецессию сдал», описывающую кризисы 2001 и 2008 годов.
Компромисс между спекулянтами и политиками обычно достигается в виде значительной коррекции рынка акций внутри года с выправлением ситуации по итогам года. Коррекция рынка акций необязательно может быть в марте с перспективой отскока за большое количество месяцев до конца года, как в 2020 году во время первого ковидного локдауна. В 1987 году обвал акций случился в октябре, но он похоронил накопленные прибыли за 9 месяцев, с небольшим плюсом по году в целом.
Трамп не первый президент, ставший жертвой несвоевременного падения фондового рынка. Буш-старший проиграл Клинтону из-за слабой динамики рынка акций и затянувшейся рецессии. Администрация Байдена и Демократическая партия должны продемонстрировать в первой половине 2022 года большой прогресс в части сокращения бюджетного дефицита перед выборами в Конгресс.
В США налоговые декларации по подоходному налогу поступают до середины апреля следующего года, а доплаты налогов распределены на три даты апреля, июня и сентября. То есть в эти три месяца наступившего 2022 года федеральный бюджет будет получать дополнительные доходы от успехов (или пузыря) рынка акций 2021 года. При обвале акций налоговые платежи могут быть отложены (так сделали в 2020 году), а банки и корпорации выстроят очереди своих лоббистов за государственной поддержкой. О сокращении бюджетного дефицита можно будет забыть, с вытекающими политическими последствиями.
Обвалить сразу или поэтапно
Новейшая история американского рынка акций и политической системы указывает, что наиболее вероятное время крупного обвала – 2023 год, ближе к финалу президентства Байдена. Очень почтенный возраст Байдена с самого начала его президентства давал основание считать его президентом одного срока. Однако если большинство предполагает такое развитие событий, а большинство не может одновременно выиграть на фондовом рынке, то события на рынке акций будут, вероятно, развиваться быстрее.
В умеренной американской коррекции на 10% заинтересованы крупные игроки, если они понимают проблему большого перегрева рынка. Такая коррекция позволяет внушить массе инвесторов мысль о покупке подешевевших акций в преддверии их якобы очередного роста. Ведь чтобы крупные игроки могли распродать приличные части своих портфелей акций до еще более крупного обвала, кто-то эти акции должен покупать. Это как не пожадничать с продажей акций "Магнита" с дисконтом в 10% незадолго до коррекции в 31%.
История американских кризисов 2001 и 2008 годов является наглядным примером каскада умеренных коррекций с распродажами за год до финальных обвалов. Тогда были популярны шутки типа «купи одно дно и получи второе в подарок». В оба кризиса наиболее дальновидные средние игроки терзались сомнениями и ждали обвала год, а крупный обвал все никак не наступал. В фильме "Игра на понижение" (The Big Short) герои видят реалии роста дефолтов по ипотеке, но не понимают, почему рынки ипотечных облигаций удерживаются от обвала.
Обвал российских индексов акций на минус 25-33% обозначил дно рынка, надеемся, без повторения мема 2008 года «получи второе дно в придачу». Значения обвалившихся индексов пока стоят аккурат на отметке января 2020 года перед ковидом. Терпеливые долгосрочные инвесторы, купившие акции 2-3 года назад до перегрева рынка, остаются в небольшом плюсе, в том числе с учетом полученных дивидендов. Спекулянты же оказались лишены возможности выкупить большие объемы подешевевших акций, поскольку восстановление рынка началось быстро.
На пользу быстрого обвала и выхода на обоснованные фундаментальные показатели указывают туманные перспективы российской экономики. Постковидный восстановительный отскок экономики заканчивается, процентные ставки повышены и будут сокращать потребительский и инвестиционный спрос, скачок инфляции грозит обернуться стагфляционным падением спроса на вторичные товары, демография продолжает фундаментально ограничивать экономическое развитие. В таких условиях «палить» огромные деньги на поддержку фондового рынка вредно, и лучше его обвалить с быстрым нащупыванием дна.
Соединённым Штатам тоже придется осознать резкое торможение экономического роста и необходимость крупной коррекции акций. Процентные ставки в США ещё только предстоит повысить, хотя инфляция там столь же высокая с будущим стагфляционным феноменом. Предстоит и крупное повышение налогов на богатых, и заморозка индексации бюджетных расходов для обуздания бюджетного дефицита. Рост численности населения в США вроде продолжается, но структурные проблемы рынка труда между различными социальными группами нарастают. На этом фоне куда лучше выглядят позиция Китая и России с фондовыми рынками уже на уровнях двухгодичной давности.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что крупным игрокам рынка акций США необходим внешний негатив для большой игры на понижение, а политической системе США – внешнее оправдание на случай обвала рынка акций. Для России главное проявлять сдержанность, чтобы США сами «варились» в своей финансово-политической кухне без российского вовлечения в какие-либо боевые действия. Пусть рынок акций США достигнет дна в 2023 году сам, а пока американцы могут потренироваться в жарких дискуссиях о новых реалиях геополитики и экономических ограничениях.
Илл. В.Маковский. "Крах банка" (1881)
Автор — доктор экономических наук, профессор департамента Общественных финансов Финансового университета