Авторский блог Сергей Батчиков 12:14 21 сентября 2020

Римское отрезвление

без отживших норм капитализма, финансовых спекуляций, догм материализма и упрощённого понимания мира

В 1992 году, вскоре после распада Советского Союза, американский философ, политолог и экономист Фрэнсис Фукуяма опубликовал разлетевшуюся миллионными тиражами книгу «Конец истории или последний человек», провозгласившую либерализм единственной жизнеспособной идеологией. По Фукуяме последний человек — это либерал и поборник демократии, а конец истории — окончательная победа западных ценностей во всём мире.

Не прошло и десяти лет, в течение которых победители в холодной войне делили имущество побеждённых, как стало очевидно, что Фукуяма явно поспешил с выводами. Принявший глобальный, почти всепланетный характер капитализм столкнулся с тяжелейшим кризисом своего дальнейшего развития. Обнищание населения, терроризм и насилие, войны и спецоперации, миллионы бесправных мигрантов и хаотизация жизни целых народов — таким стал мир к началу третьего тысячелетия. Всё больше людей понимают, что старый мир стремительно рушится и что он обречён.

Но каким может и должен стать новый мир? Каким сегодня представляется образ будущего и та позитивная модель ожидаемого будущего, которая определит дальнейший ход событий и в конечном итоге не допустит самоуничтожения человечества? Продукция Голливуда и современная фантастика массово штампуют образы, призванные напугать человека и оттолкнуть от мыслей о светлом будущем. Отсутствие внятного образа желаемого будущего наглядно проявляется в росте выступлений внесистемных сил в разных странах, когда на улицы выходят люди, объединённые лозунгом «против». При этом они либо не имеют никаких позитивных идей (как, к примеру, «жёлтые жилеты» во Франции), либо представляют себе «новый мир» в устаревших разрушительных рамках западной цивилизации (как это происходит на наших глазах в Белоруссии).

Нельзя сказать, что попытки представить образ нового мира на Западе не предпринимались, но все эти «новые» модели строились неизменно в заданных рамках, исходя из безальтернативности системы западных ценностей. Пандемия коронавируса, столкнувшая мировую экономику в тотальный кризис, в очередной раз со всей остротой поставила вопрос о новом образе/новой модели будущего. Постепенно растёт понимание того, что капитализм — отнюдь не конец истории, а один из этапов развития человечества, и что очередной кризис может оказаться для него фатальным. Вновь проснулся интерес к трудам К. Маркса и В. И. Ленина, доскональнейшим образом изучается успешный опыт Китая. Профессор Техасского университета Дж. Гэлбрейт заявил недавно по поводу последствий пандемии, что «капитализм и децентрализация последних 40 лет, возможно, не выдержат этого кризиса, придётся выстраивать новую систему».

В этой связи очень симптоматичны распространившиеся в Интернете сообщения о том, что сопредседатель Римского клуба Андерс Вийкман назвал 2020-й годом фактической смерти Старой Системы и призвал к коренной смене парадигмы развития нашей цивилизации — отживших норм капитализма, финансовых спекуляций, догм материализма и упрощённого понимания мира. Хотя далеко не со всеми тезисами этих сообщений можно согласиться, заявленная проблематика отказа от идей ортодоксального либерализма говорит о многом.

У России в метафизической войне смыслов всегда была своя Правда. Солидарные ценности, о которых сегодня многие вспомнили, исторически пронизывали всё пространство отечественной культуры. Со времён Крещения Руси слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», настраивали мысли и чувства наших предков на служение евангельскому нравственному идеалу. «Жизнь для себя и нравственность несовместимы», — писал Лев Толстой. Вся русская литература пронизана поиском смыслов, идеями солидарности, соборности и справедливости. У России есть огромный опыт практического воплощения этих идей и движения по собственной траектории развития — бесценный опыт создания Советской Цивилизации, цивилизации человека-творца, а не эгоистичного потребителя. Конечно, повторить его в сегодняшних условиях невозможно, но очень многие идеи и наработки не потеряли актуальности и привлекательности и могут и должны быть использованы в работе над формированием образа будущего.

Этой теме посвящены сейчас многие работы членов Изборского клуба, понимающих, что будущее существует сначала в воображении, потом — в действии и только потом — в реальности. Верю, что идеи солидарности и справедливости, противопоставленные культу наживы, потребления, принципам перманентного конфликта, будут обязательно приняты и поддержаны и нашей молодежью, и миллионами людей на Западе, трезво оценивающими все «преимущества» западной цивилизации.

1.0x