В предыдкщей статье "О возрождении России и здравом смысле"мы выяснили, что говорить о возрождении России вздор, пустословие. Не будем уподобляться тем, кто произносит слова, не задумываясь о том, что за ними стоит. Как бы ни звучало грубо и обидно для них, но это клинический случай. Ведь все России сменяли друг друга в необычайно короткие по историческим меркам сроки. Только в ХХ веке, всего за 100 лет, жизнь одного-двух поколений, Россия прошла через несколько состояний, форм государственности: 1) абсолютная монархия, самодержавие; 2)Монархия конституционная, ограниченная; 3) парламентская, буржуазно-демократическая республика; 4) Советская республика; 5) политбюрократия; 6) президеньско-парламетская республика.
Повторяю - всего за сто лет ! Почти жизнь одного-двух человек!
И переход одной "России" в другую сопровождался взаимным уничтожением (с обеих сторон "За Россию!"), и ломкой судеб миллионов людей, в том числе, и в основном, русских, подрывом потенциала развития страны, народа. Здесь и внешних врагов не надо, а их всегда было более чем достаточно.
И мы, ныне живущие, разделились на приверженцев и противников какой - либо из них и передаём свои убеждения следующим поколениям, тем самым, закрепляя дробление "россиян", противостояние их друг против друга и в будущем, которого просто не может быть при таком положении
Деление на "патриотов" и "не..." также не состоятельно. Ведь и нынешние "патриоты" точно также разделены по преданности к одной из "промелькнувших" "Россий" или к некоей Идее, олицетворяющей в их глазах одну из них; и неприятию, если не ненависти, к другой, а значит и друг к другу...
Нация действительно тяжело больна.
Таким образом "Россия - Государство" ("..страна, народ, управляемые государем")
не может в принципе рассматриваться как цель, как "национальная идея".
Все её предыдущие состояния, за исключением Советской России, не выдержали испытания временем. Следовательно, говорить о возрождении России бессмысленно, только – о созидании, строительстве истинной России – РОССИИ (или РУСИ ?).
На какой основе ? По каким "чертежам"? И кто возьмет на себя смелость быть автором, "главным конструктором" России? Хотя и раздаются предложения "сложить" будущую Россию из фрагментов предыдущих . Предлагаются и разные "модификации".
Но если авторитарная форма правления (власти), неприемлема для русского человека, а идеи, заемные, из-за рубежа, так и не прижились в народе, следовательно, просто необходимо разобраться с русской идеей, как таковой, т.е. по определению и по содержанию.
Так как понятие русский применяется в значениях кто и какой (существительное и прилагательное), то и понятие русская идея следует рассматривать как идея Руского , т.е. не какая, а чья – русского народа, русского исторического человека, Руского.
Повторюсь: точно также, как и русский язык – язык чей - русского народа
И вообще, говорить о "русской идее" и ссылаться при этом на мнение какой - то конкретной личности не имеет смысла – срабатывает закон ограниченности отдельно взятого интеллекта: "Каким – бы универсальным ни был ум конкретного человека, однако, он, все-таки, ограничен: во – первых, неизбежными пределами своих собственных знаний; и, во – вторых, знаниями и воззрениями своей эпохи, также ограниченными в отношении объема и глубины" (выделенное – это замечание Ф.Энгельса о Гегеле, но оно справедливо и к любому человеку, в т.ч. к самим К.Марксу, Ф.Энгельсу, В.И. Ленину и т.д. Почему и совершенно логично будет считать это положение законом)
Поэтому, лучше всего спросить сам народ, руский народ
Возможно ли это?
Вполне, если обратиться к такому культурно-историческому образованию как Язык. Тем более, что для русского человека понятия ЯЗЫК и НАРОД суть одно и тоже (см. "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даль):
"НАРОД - люди вообще; я з ы к, племя; жители страны, говорящие одним языком;
обыватели государства, страны, состоящей под одним управлением..."
"ЯЗЫК - Н а р о д, земля с одноплеменным населеньем своим, с одинаковой речью..."
Великий русский поэт А.С. Пушкин писал:
"Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовет всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык…"
Поэтому, определимся сначала, как должно понимать сам термин "национальная идея" с точки зрения русского человека , т.е. на основе "Толкового словаря ..." В.И. Даля.
"Нация фрн., народ, язык, племя...; говорящие одним общим языком, все сословия.
Национальный , народный или народу свойственный.
Национальность, народность."
Итак, французское слово "нация" и русское "народ" суть одно и тоже.
Так что вполне естественно, если мы будем говорить не о русской "национальной" (по-французски), а о русской "народной" (по-русски) или общенародной идее. Мы же, все-таки, русские или желаем стать таковыми, т.е. желаем:
"Нарусить, намеренно выказать, речью, поступками, рускую народность свою.
Наруситься, ...нарусеть, набраться руских обычаев, обрусеть.
Нарусеть выражает более глубокое нравственное (курсив мой - А.Р.) сближенье."
Будем считать, что с понятием "национальная" разобрались - "н а р о д н а я".
Итак, будем говорить только о руской н а р о д н о й Идее, идее русского народа.
"Идея - ...понятие о вещи... / Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; / намеренье, замысел..."
Теперь обозначим признаки, которым должна соответствовать у любого народа вообще и у руского в частности, народная идея.
Первое.
Что она не приписывается кем-то Народу, не пришла откуда-то извне, не навязана Ему, не внедрена в Него, но сотворена Им самим изначально, на основе собственного исторического опыта.
Таким образом, если идея "народная ", то это значит, что и "понятие о вещи" - Народа, так же, как и Его "мысль, выдумка изобретенье, намеренье, замысел", т.е. одновременно, и Цель.
Второе.
Что именно она народная идея потому и руская, что выделяет руских среди всех остальных народов мира.
Руская народная Идея, это "изобретение, выдумка, мысль..." самого руского народа,
которые выделяют его среди всех остальных народов мира,
т.е. присуща только и единственно рускому Народу,
Смена "Россий", начиная с Руси, всегда сопровождалась также и сменой господствующей Идеи (веры, идеологии, учения...) - язычество, православие, коммунизм, "либерализм"
Рассмотрим, могут ли Православие и Коммунизм быть Руской народной Идеей (о либерализме даже и говорить не стоит).
Православие.
Изначально не сотворено руским народом, не является продуктом Его исторического опыта, не вышло из Его недр, не порождено им - не его "изобретенье...", и уже поэтому не может быть идеей руской народной. Как Идея (учение , вера) оно "выдумка, намеренье, замысел" т.е. и цель, другого народа, создавшего свой язык и, следовательно, с иными, чем у Руского миропониманием, складом ума, образом жизни, т.е. не русскими.
Как видим, Православие не соответствует ни одному из признаков Руской народной Идеи.
Оно не выделяет руский народ среди других. Православные приходы существуют во многих странах от Канады до Японии, Африки и Америки... и православные разговаривают на многих языках мира. Есть даже такое понятие как "Православные народы" или "православный интернационал". В настоящее время существует около полутора десятков поместных православных церквей со своими патриархами, своего рода "православные государства" (у христиан - католиков один "государь" - папа). Даже Русская православная церковь не представляет из себя единого целого: автокефальные украинская, эстонская, не говоря о зарубежной русской православной церкви...
Коммунизм.
Точно также не соответствует ни одному из признаков Народной Идеи: "не сотворён...не является...не вышел...не порождён", не "изобретение", не "вымысел", и не "намеренье", т.е. не цель, и, следовательно, также не может быть Руской народной Идеей.
Обе Идеи - Православие и Коммунизм - не-русские изначально, по происхождению, истокам.
Сходство Православия и Коммунизма и в организационных моментах, структурах, в "надстройке" Их одинаково полное несоответствие признакам именно Народной Идеи подтверждается ещё и тем, что обе они не имеют, не обеспечивают и не гарантируют постоянства и единства даже "внутри себя". У обоих "Идей" множество течений, разночтений, взглядов, "разномыслия", меняющихся во времени и зависящих от субъективных и иных факторов. А в самой "надстройке" - привилегии, холопство, коньюктурность, карьеризм, материальные факторы, финансовые интересы, "номенклатура" и т.д. Обе идеи обслуживали Государство, Власть, власть одного над Народом - ничтожной, безмерно малой Части над Целым. Обе - точное подобие "Государства" как такового в целом и, закономерно, - общая же Судьба. Обе служили Государству, обслуживали Его, были его подобием, слепком, неотъемлемой Его частью.
А если рассматривать все "России" только как социальную систему, мы увидим, о чем мы уже говорили, что обе идеи обслуживали или были использованы Властью именно при авторитарной, не соответствующей русскому духу, социальной системе - "Государство" (княжества, царство, империя, политбюрократия), были неотъемлемой его частью.
Именно поэтому для внедрения в народ и той и другой Идеи был необходим "административный ресурс". Обе они являлись в авторитарных "Россиях" подпоркой и орудием, одним из каналов и инструментов Власти, Государства в управлении народом, помыкания им. Через "язык" Идеи коверкалось, "замыливалось" мировоззрение русского человека, его склад ума, образ жизни. Необходимы были специальные "толмачи", "надстройки" в виде храмов, научных и учебных заведений (школы, академии, семинарии и т.д.), бюрократических структур, кадров, ритуалов... И всё это за счёт руского народа и, как показала История, во вред ему.
Чтобы убедиться в справедливости сказанного, перейдём на другой масштаб размышлений - Человек.
Каждый из нас с детства "накапливает" свой жизненный опыт не только практикой, но и путём усвоения "идей" других людей. Родители, школа, институт, работа... академия, литература, искусство ... - формы и способы усвоения "чужих" знаний и опыта, проверка их собственной практикой. При этом обязательно должен быть носитель, автор "идеи", или ее толкователь - "толмач", определенный словарный аппарат, язык Идеи. И если очередная "идея" не соответствует вашему опыту, взглядам, даже иногда настроению, или "толмач" не обладает способностями к убеждению, она так и останется не вашей, вне вас. Ну а когда собственный жизненный опыт уже "отвердел", то вашу точку зрения, "идею" ничем уже не сбить. И если, все-таки, вас каким - либо способом принуждают жить не собственными убеждениям, не по вашим внутренним законам, тогда будет постоянное ощущение надрыва, дискомфорта, и желание при первом удобном случае освободиться от навязанной вам линии поведения.
Точно также и Народ (много - много "человеков") как Целое.
Похоже, что, действительно, "Россия - Государство" ("...земля, страна под управлением государя"), не соответствовала представлениям русского народа об организации окружающего его мира, Руской Идее. Навязали рускому народу некую "идею", через Власть сделали ее "государственной", национальной т.е. в интересах Власти, подкрепили соответствующими законами, создали из нее идеологическое основание для существования именно этой власти - и народ - граждане, вынуждены жить по законам Государства. Но если у Народа, как исторического сообщества (Человека), так же как и у отдельного человека, за многовековую историческую практику сложилась, "отвердела" своя Идея, свой "вымысел", свои представления о Жизни, своё миропонимание, иные, чем навязанные Ему Государством (Властью), тогда нет гармонии, единства, но постоянное стремление к выходу из этого "стеснения".
История "России - Государства" - история постоянного противостояния Руского народа и Власти, Государства, которая каждый раз "опутывала" руского человека и снова помыкала им с помощью инородной Идеи. И в каком бы виде Россия (Власть) за последние более чем 1000 лет не образовывалась, представлялась, она была всегда, за кратким мигом (Советская Россия) "Государством", судьба которого, а, следовательно, и жизнь Его поданных зависела от одного человека или окружавших его людей .
Ещё раз обратимся к здравому смыслу.
Идея внешняя, чужая, "занесенная", внедренная. Требует толкования, "инструментария", материального носителя (люди, сооружения, органы печати, академии, ритуалы...), "административного ресурса" с целью "перепахать", "засеять", "культивировать" народное сознание - изменить мировоззрение, привычный "ландшафт" бытия, среду обитания. Необходима "надстройка".
Идея народная. Все неразрывно, в одном: Народ = Язык = Идея. Идея народная, на языке народа, в языке народа, в "голове" народа, в народе - его "мысль, выдумка, изобретение...", как и язык. Вспомним: "Народ - язык,..." Никаких паразитических "надстроек", "толмачей". Никаких поводов для разделения, дробления народа на сторонников и противников Идеи.
ВЫВОДЫ.
1. Говорить о "русской национальной" идее нелепо - только о Руской народной Идее, рождённой
Народом, следовательно, только рускими словами.
2. Руская (народная) Идея - "мысль, выдумка, изобретенье.. намеренье, замысел" самого руского народа, как исторического сообщества, продукт его собственного исторического опыта, уникального и неповторимого, отличающая, выделяющая его среди всех остальных народов мира.
3. Никакая другая идея (идеология, учение...), автором которой является (или ему приписывается) один или несколько человек не может в принципе рассматриваться как народная вообще и руская, в частности.
Здесь, кстати, хотелось бы заметить, что говорить вообще о Руской Народной Идее не-рускими словами или, что то же самое, специальными "научными" терминами - говорить чужим для народа языком (так же как раньше "господа" говорили по-французски, чтобы отделить себя от "черни", народа), проявлять неуважение к своему народу и его прошлому, истории, ставить себя над ним и, сознательно или нет, "добивать" руский народ. Тем паче рассматривать руский народ только как объект управления, чем он, собственно говоря, был и есть в "Россиях - Государствах". К чему это привело мы видим, и не стоит изощряться в выдумывании технологий управления руским народом.
ПРИМЕЧАНИЕ
" Здесь руским духом пахнет... Встарь писали Правда Руская; только Польша прозвала нас Россией, россиянами, российскими, по правописанию латинскому, а мы переняли это, перенесли в кирилицу свою и пишем русский!"
( В.И. Даль "Толковый словарь...")
(Продолжение следует)
Родионов А.В.