Авторский блог Марфа Петровичева 22:58 7 декабря 2017

«Ревела буря, дождь шумел…»

7

В комнате трое. Телевизор, кадры: боевая песнь двух воюющих африканских племён, проколотые носы, угрожающий татуаж. Панька и Филипп Ильич сидят неподвижно, их наблюдение безэмоционально. Василий Иванович спит на диване. Крик обкомовца, бьют часы. Телевизор: певица беззвучно и весело поёт в микрофон, кружится беззаботная молодёжь. Панька подходит к экрану, холодными, как лёд, глазами всматривается в огни дискотеки. Как в аквариум с рыбками, заглядывает он в этот мир.

Из погреба вылезает Полуянов.

Идея национальной «почвы», во всей её сложности, для современного российского искусства по-прежнему значима и актуальна: народ, отстаивающий своё право на уникальность, всё так же болезненно реагирует на опасность подмены, совершаемой ныне методично и внутривенно, на уровне смысловых обертонов. Живая мысль современной России, при обострённых социальных проблемах, нередко бьётся между столь различными ценностями, что само понятие «почва» до нашего времени так и остаётся неясным.

Не останавливаясь на том, в каком идеологическом противоречии решает этот вопрос современный кинематограф, хочу обратиться к более цельным в этом отношении картинам далёкой от нас действительности, возникшим на гребне всё тех же переживаний, в пароксизме всё той же боли, которую испытывает человек в поисках утраченного прошлого. Поскольку речь неизменно пойдёт о мифе, интересно сопоставить два фильма: «Чапаева» Васильевых (1934) как зарождение мифологии и «Окраину» Петра Луцика (1998) как дальнейшее противостояние этой мифологии реальным условиям её бытования.

В одном из своих интервью Луцик говорит о «Чапаеве» как о «великой подсознательной мечте всех режиссеров»[1]. Возможно, именно так — подсознательно — он вносит в свой фильм прозвучавшую в «Чапаеве» песню о гибели атамана Ермака, подсознательно же даёт своим героям схожие имена.

Сказовая серьёзность «Окраины», сближающая картину с романтической патетикой советского фильма, балансирует между звериной жестокостью и искренней наивностью, вот уже в который раз совмещая несовместимое в «волшебной жизни» русской ойкумены. По свидетельству архивных записей, Васильевы вырезали из ленты сцену расстрела дезертиров, что, на фоне неожиданно бравых каппелевцев, могло бы лишить образ легендарного комдива должного обаяния. Простосердечие и беспощадность в обеих картинах мифологичны: первые зрители «Чапаева» воспринимали фильм не как произведение искусства, они принимали это как реальный факт, актуализацию недавнего и едва ли не сакрального прошлого. В 30-х годах количество просмотров «лучшего фильма» неизменно зашкаливало (по данным статистики, его просмотрело около 50 миллионов человек).

«Окраина», мгновенно попавшая в разряд «запрещёнки», являет собой всё тот же русский миф: жуткая по своей архаике казнь обкомовца, поджог столичной высотки по своей сути безоценочны: действуя неизменно вместе, герои фильма чувствуют себя единым и неистребимым существом, выживающим в самых нечеловеческих условиях, живущим по природному времени. Насилие «мужичков» неподвластно морали, оно качественно сложнее по своей функции и очистительно по силе своего противостояния гибельному безличию современности.

«Устал современный человек от жизни. Как особь, как животное. Вижу это и в молодых, и в старых. Ни работать, ни воевать ему более не в радость…»

Главное достояние крестьян — земля, воспринимаемая ими на подсознательном и естественном уровне и отнюдь не с позиций идеологии. Она их идея и жизнь, как и для Чапаева, далёкого от изысков философии и политики. Глубокое понимание чаяний народа даёт ясное понимание сути происходящего, при котором влияние начдива, его действия, в чём-то наивные, оказываются значимее прописных истин комиссара Фурманова (весьма любопытная деталь для «программной» картины). «На своей же земле собаками потравили?» — не просто о воровстве. Это предел унижения, интуитивное осознание дикости, немыслимости произошедшего, а не просто факт социальной несправедливости. И только ответные действия могут восстановить попранные основы жизни.

Гипертрофированная театральность некоторых сцен Луцика и Саморядова («мимическое» прочтение стихов, качающийся колыбелью мотоцикл, сами лица актёров, высвеченные «под старину», техника съёмки) — отнюдь не средство постмодернисткой насмешки, возможность которой опровергает сам режиссёр в том же интервью («Я не люблю слова «стёб», никогда в жизни не стебался, всё, что делал, делал серьёзно»). Посыл «Окраины» всё же был разгадан и оказался слишком серьёзным для того, чтобы считать картину всего лишь пародией. Саморядов и Луцик ушли слишком рано.

В своих воспоминаниях Борис Бабочкин называет «Чапаева» «первой советской трагедией»: наследник Пугачёва и Разина, «характер, сложившийся исторически, вынырнувший буквально из глубины веков […], как исторический тип, как представитель определенного вида, породы, должен был исчезнуть, уступив место новому типу, представителем которого в фильме является образ комиссара Фурманова»[2].

Как сказал Маяковский, «и ни одного седого волоса в душе». Лежание на печи гибельно, потому и стаскивают с полатей умиравшего от тоски Паньку могучие уральские мужики, выводят на студёный ветер, на беспощадный, но отнюдь не бессмысленный спор. Чтобы ехать потом на старом тракторе в пламенеющий золотом закат, поднимая стаи грачей, вдыхать крепкий запах развороченного свежего грунта. Любоваться на убегающие к горизонту пышные борозды вспаханной целины.

Илл. Алексей Беляев-Гинтовт, из цикла «ПОЧВА»


[1] П. Луцик, В. Матизен, 31.10.2000 (https://www.film.ru)

[2] Бабочкин Б. «В театре и кино» — М.: Искусство, 1968.

Комментарии Написать свой комментарий
8 декабря 2017 в 00:15

Чтобы ехать потом на старом тракторе в пламенеющий золотом закат, поднимая стаи грачей, вдыхать крепкий запах развороченного свежего грунта. Любоваться на убегающие к горизонту пышные борозды вспаханной целины.

И плавать в тоске крыл улетающих птиц

И жить

Ну как-то жить

Встать прогнувшись усталым телом, как медведь после спячки

Зареветь пахнущим тайгой вязким рыком

Обнажить желтоватые клыки

Штоб с лаптей елей снег пушистый

Да морозью блестящей

И так чисто

8 декабря 2017 в 04:01

Брэн де Бугу.

Прости,латиницей не владею. Поэтому читаю русской звукотранскрипцией. Опохабил ты речь Марфы,друг мой. В связи с этим мне вспоминается недавний короткий диалог русского Проханова с Твоим соплеменником Шнейдером(овым) на шоу у Бабаяна.

Когда Проханов высказался в свойственном ему мистически-аллегорическом стиле,Шнейдеров его речь исказил вот так,как Ты исказил Марфу. Прочёл не её,а своим природно-хитрым умом. А хитрый - это умный под себя.

И тут Александр Андреевич взъярился. Потому что воровство произошло на глазах всего мира. Он сказал,что как Ты мог. Я Тебя люблю,а Ты меня нет. Шнейдеров опешил от неожиданности. И его защитное "я тоже" прозвучало для всенх уже явно не убедительно.

Вот и здесь. Проханов,Марфа Тебя=вас любим,а вы нас нет. А ЛЮБОВЬ это БОГ. Значит с нами БОГ,а не с вами. Хотя вы и носите титул БОГОИЗБРАННЫХ. Грош цена вашей Богоизбранности. Она похожа на Богоприватизацию.

Перед Евреями преклоняюсь и боготворю их. Они есть во всех народах. Ниже чином еврея я боюсь с 1953 года. Что же касается "евреев"=ЖИДОВ,то они достойны только ПРЕЗРЕНИЯ. И эта порода не знает национальности.

Ты,Брэн=Брань,явно из последнего легиона. Того "малого,чумазого",о котором говорил Ленин,и который есть тля всему живому. Я соратник Еврея=коммуниста Иисуса. Сказавшего - "Кого люблю,тех обличаю и наказываю". А наказывать - значит давать наказ.

Если Ты мне ответишь ТЕМ ЖЕ,то я обниму Тебя и пожму руку. При всех. И нисколько не испытаю при этом ни грана неудобства. Наоборот!

Не теряйте своего первородства,товарищи ЕВРЕИ, Зачем это вам нужно! Разве СССР было не нашим совместным детищем? Зачем вы его предали? Может Ты ответишь,мой друг!? По уму-разуму только. А не по злобству. Вселяющемуся в нас по заблуждениям нашим.

8 декабря 2017 в 01:02

Необычен фильм П. Луцика - "Окраина", не могу его до сих пор разгадать. Назвать его пародией могли только либеральные критики, уверен, что фильм их напугал. Фильм отзеркалил все то, что вытваряля буржуазия в период бури и натиска. Либерализм увидел, что с ними будет, когда спящий проснется. Либерализм увидел, что будет с мелкими хищниками, с прожорливым чиновничеством, с олигархией.

8 декабря 2017 в 03:30

Здравствуй Сергей! Даже не слышал о Луцике и его "Окраине". Но чуйка языческая говорит мне,что это об моей корневой=славянской=братской Украине. Штурм инд дранг здесь - Ты имеешь ввиду современный же?

Да достоин ли он такой "романтики"? Имя задуманному и содеянному скорее -
ИЗМЕНА и МЕСТЬ. За такое воздастся так,что условно 37-й покажется злыдням манной небесной.

Пиши,пожалуйста,так,чтобы Тебя верно прочитали и другие. Для этого достаточно несколько знаково-словесных вешек. И Ты на них мастер. Талерантность сегодня одностороння. Она направлена как раз в сторону злыдней. Чтобы они могли одуматься и спастись.

Её я воспринимаю поэтому как - "Слушайте,да не говорите,что вы не слышали!" И предупреждён здесь - означает,что вооружён ШАНСОМ НА СПАСЕНИЕ. Разум превыше всего! Только ОН может примерить непримиримое. Причём справедливо,без обмана,без ущерба для любой из сторон."И гений - парадоксов друг". Сказал не я. "На мне только передача" ( мудрый Коран).

8 декабря 2017 в 03:02

Марфушка-доченька! Всё в Тебе - Имя,Фамилия,Мысли,Слова,Дар их подачи - РУССКОЕ от ОТ и ДО. Не писать Тебе - просто преступно. Ты из славной когорты жён русских,ярославниих. Плачешь,как Она. "Плачь,русская земля,но и гордись!" (Вместе с Некрасовым)

8 декабря 2017 в 11:20

Александру Перемог. Друг мой, товарищ и брат, Александр! Фильм не про братскую Украину и даже не про западэнцев , а про самую, что ни на есть среднюю полосу России. Синопсис таков.

Крестьяне в деревне по глупости подписали какие то бумаги. Тут то и выяснилось, что земля им не принадлежит. Пошли искать правду у председателя. Тот долго оборонялся пока его приперли к стенке по крупному. Тут то и выяснилось, что правду надо искать в районе, у районного начальства. Затем выясняется, что правда в области, затем в Москве. Чем выше, тем сопротивление сильнее, а злость мужиков круче- одного просто пристрелили, у второго детей живьем на горячую печь посадили, третьего заперли в подполье да живьем глотку и перегрызли.

Так и дошли до самого главного олигарха ( актер Степанов, оченна на Беспалого похож). Олигарх куражится над мужиками. Завалили его как кабана прямо в кабинете, бумаги забрали. Напоследок запалили Кремль со всех сторон, да прямо посреди зимы из горящей столицы на мотоцикле и уехали.

Финал. Весна. Солнце. Крестьяне, что отбили свои бумаги, на своих дэтэшках пашут землю.


Вот, что думаю, а может в этом правда и. Есть.

1.0x