Исторически сложилось: наш человек не приемлет полутонов. Не будем углубляться в причины: дадим на откуп историкам, антропологам, социологам и иже с ними… Но факт - либо свой, либо чужой.
Менталитет пророс и в музыкальных пристрастиях. Или классика, или рэп с матом. Или развлекательное фоновое “музло”, или “эстетство для душнил”. Или попса, или рок. Спеши занять сторону, скорее, а то сочтут слабаком. И даже фаны тяжелой гитарной музыки разбили палатки и поделились на враждующие лагеря, заняв оборону от мнимой, надуманной осады. Поклонник условного “Короля и шута” не сядет в одном поле с фанатом медитативного инди и наоборот. Этот диктат длился долгие годы. А что сейчас?
Назревает момент тектонического сдвига. Мы, пусть и далеко не всегда на отлично, учимся жить в новом мире синтеза культур, быть терпимее. Крайности постепенно выходят из моды. Подобно тому, как весь мир следит за цветением сакуры в Японии весной, мы с наблюдаем за всепроникающим трендом - постмодерном и постиронией, которые призваны сглаживать существующие противоречия. Взгляд со стороны на себя и свои, казалось бы, укоренившиеся убеждения - примиряющее начало, прививка против войн XXI века.
Одними из тех, кто прокладывает русло новой реки и меняет ее течение, стали “Томшин Бэнд” с их третьей по счету пластинкой “Карлсон”, вышедшей в 2021 году. Под соусом дистиллированного западного хард энд хэви саунда, мастерство в котором фронтмен Владимир Томшин отточил за более четверти века жизни в Канаде, подаются двойные смыслы, ребусы и шарады. Дух оксюморона, детальная разработка темы противоречий человеческой природы (с возможностью примирения!) и стали проходкой для “Томшин Бэнд” в вип-зал славы русского рока, по крайней мере этого года.
В CD-издании сборника была любопытная деталь. Между строк в на первый взгляд традиционном буклете по рецепту “обложка, фото, тексты” затаился настоящий брендированный медиатор. Это была не ошибка - никто его там не забыл. И утилитарную цель преследовать тоже было бы странно. Кто будет на нем играть и неужели гитаристам не хватает “экипировки”? И вообще сколько музыкантов среди поклонников бэнда?
двойной клик - редактировать изображение
Скорее медиатор тут имеет символическое значение - не зря же расположен между строк в прямом смысле. “Томшин Бэнд” - культурные посредники, проводники между разными пластами реальности и поколениями. И создатели, и одновременно разрушители мифов о современной России и человеке-некст. Альбом - гимн перевертышу, противоположности, апогей тонкой иронии.
И все это, во славу постмодернистской традиции, надо еще заметить. Перед нами разворачивается действие как в кино, но только если захотеть его увидеть. Каждая песня - короткометражка с неожиданной концовкой. Да, есть официальные клипы на два трека с альбома - “Карлсон” и “Осень”, и сняты они известным режиссером Андреем Новоселовым. Но и без этого, только лишь в музыкальном материале, есть своя сюжетная выразительность.
“У них с юмором в порядке” поют “томшинцы” про врачей в песне “Вторые после Бога” (а первыми, как ни странно, в морском фольклоре называют капитанов). А что, если сами музыканты - врачеватели человеческих душ? А иногда и хирурги, вскрывающие гнойные абсцессы на теле общества или осмелившиеся провести ампутацию. С анестезией, правда, в виде аллегорий, аналогий - не наживую. Щадят… Еще и хитро улыбаются.
Эталон песни-перевертыша - “Стрелок”. В первом куплете и припеве - лирический герой кажется нам кровожадным властелином, убийцей, преисполненным гордыни. “Впереди раненный враг, за которым следует смерть”... Но на самом деле… он сам на мушке. “Вместо сотен несказанных слов - одно, сказанное палачом”. Только вот это замкнутый круг зла, в котором действующие лица кармически меняются местами. В заданной системе координат даже непобедимый хищник может вдруг оказаться загнанным зайцем.
Есть и более завуалированный переворот. Трек “Деньги” - что, если не вызов капиталистической морали? Но нет, в тайне лирический герой мечтает о “бабле”, трепещет перед ним, воспевает его всеми синонимами. “Деньги, деньжонки, деньжата деньжищи”. Так и представляешь злобного карлика, который, упрекая всех в меркантильности, сам сгребает банкноты в охапки. Спрятать подальше, зарыть в тайнике. Ну а им всем мы скажем: “деньги - не показатель ума”, “деньги решают все за тебя”. Конечно, тебе они не нужны, а нужны мне. Песня царя-Кощея, который над златом чахнет, и тайно мечтает стать царем Мидасом...
...А вот в бар заходит прапорщик средних лет. Выпивает и берется за караоке - с карикатурным акцентом поет на английском: “We are all warriors, we are strong and powerful”. Это он хочет по синьке что-то доказать “забугорным недругам”. Мы-то воины. А на самом деле он сомневается в необходимости кровопролития и своей роли в плясках смерти. Он, может, какой-то частью своей души и хочет “выслужиться”, стать “Товарищем полковником”, крошить врагов на поле брани. Но в конце настигает откровение - любой солдат уходит на войну, чтобы вернуться домой и жить…
Узнаваемый персонаж? Наш сосед, брат, сват, свой в доску. Он переживает душевные терзания так, как умеет. Мелодия в балаганном стиле с примесью “фильмов Кустурицы” подчеркивает настроение абсурда и карнавала, за которым прячется надлом и вселенская трагедия в масштабах одной служилой души… “Вырвать из контекста смысл, увы, нельзя. Между строк есть место, там, где правда вся… Русские не начинают войн, они их заканчивают, и пьют! Их дома ждут, чтоб пить и жить!”
Противоречия заложены не только в людях, но и в самой природе вещей. “Огонь”, порох - спасение или смертоносная субстанция? Человек идет к прогрессу или ведет опасную игру, “выбешивающую творца”? Амбивалентность возводится в ранг метафизической, а не только психической категории. Как бы невзначай, без давления и принуждения, через напористые ритмы и ревущие соляки слушатель приходит к вечным вопросам. Путь его лежит не через чистилище, а через танцпол у сцены или даже наушники и стриминговые сервисы.
Эксперимента ради можно разделять и объединять треки на альбоме по каким-то признакам: веселые, лирические, сюжетные. Высчитывать, сколько боевиков и баллад. Но к сути сборника это отношения не имеет - его можно воспринимать только целостно. Как музыкальный шведский стол - каждый возьмет столько, сколько сможет осилить, ну и еще в пакетик сложить и унести… Чтобы где-то на глубине души переваривать и размышлять, в чем-то до поры до времени даже не признаваясь самому себе.
“Томшин Бэнд” вызывают на бой, правда, шуточный и условный. Часто, это поединок с самим собой. Можешь над собой посмеяться? А слабо посмотреть на себя другими глазами? Может, ты архетипический провинциал, покоренный столицей, из песни “Москва”? Звонишь маме с Красной площади - “я в раю”. И самому странно себя слушать: “что я сейчас несу, загипнотизированный огнями большого города”? А может, романтик до мозга костей - ищешь то, что стоит где-то за спиной - как в песне “Осень”. А может не узнаешь себя ни в одном из лирических героев? Хотя, стоп, стоит послушать еще раз - присмотреться поближе.
Альбом, ни в коем случае не обнуляя всей серьезности поднятых тем, “давит на шалость”. В тихом омуте черти водятся - и как вдарят басов и барабанов, как загроулят! Так “жми кнопку - пошалим!”
И да "Разряжение"-разоружение не за горами? А то между нами накопилось нешуточное напряжение, вызванное электрическим (ну, при желании, "Томшин Бэнд" может и акустическим) рок-зарядом!
двойной клик - редактировать изображение