Авторский блог Ирина Логвинова 13:26 19 мая 2017

Реставрация русского будущего

первая пресс-конференция Русского Художественного Союза

В пресс-центре Regnum в центре столицы 18 мая 2017 года состоялась пресс-конференция, которую открыл Эдуард Бояков, и, представляя членов новосозданной общественной организации, высказал надежду, что в Русский художественный союз «войдет прогрессивная художественная общественность, художники разных языков, разных художественных, творческих профессий. Нас всех объединяет многое. И прежде всего, РХС – это союз свободных художников, свободных, неангажированных людей. мы не выполняем чьей-то воли, чьего-то заказа, кроме той воли и того заказа, который мы чувствуем внутри и связан с нашим и творческим и нравственным императивом».

Конференция происходила в динамичном формате. Участникам было предложено в течение 2-3 минут представить свои главные мысли. Всего выступили 14 человек.

Главные идеи, вокруг которых собрался Союз, и которые отражены в проспекте-манифесте новой организации, - преодоление разобщенности художников, создание новой «архитектуры культуры», предоставление творческой площадки «для развития архитектурных музеев, как ресурсообменников, генераторов новых идей»; сохранение русской православной традиции; возврат к своему культурному коду в моде и дизайне; разрушение либеральной монополии на «актуальность» искусства.

Каждый выступающий говорил о своем секторе работы в РХС. В целом создание РХС мыслится как конструктивное объединение усилий творческих русских людей, противопоставленное разрушительным тенденциям нашего времени.

Евгений Тарло, юрист, государственный деятель, коснулся вопроса о том, что, по его убеждению, «фундаментом, основой государства является культура и религия. А все остальное, институты государственные – это надстроечные образования на фундаменте культуры. И то, что нас делает народом – это не то, что мы живем на территории какого-то государства, а то, что мы выросли, живем, воспринимаем определенную культуру – русскую культуру – и то, что мы исповедуем одну веру», «именно причастность к русской культуре, причастность к русской вере нас объединяет. Не армия, не флот, не суд, не полиция и не тюрьма».

Алла Плоткина, режиссер и продюсер, подчеркнула, что формирующим нас вопросом является «верую я или не верую в Бога»: «Дело в том, что когда мы слышим высказывания каких-то творческих, талантливых людей, говорящих: «Я имею право на такую точку зрения. Я так это вижу». С одной стороны, это правда, с этим не поспоришь, но, с другой стороны, если человек талантлив и свое видение мира в своем художественном творчестве, он нас к этому творчеству подключает. Я вчера посмотрела трейлер фильма режиссера, который мне очень интересен, две минуты абсолютно беспросветного представления о нас с вами. Я за 2 минуты задохнулась, потому что это талантливо. И понимаю, что когда-нибудь я посмотрю два часа. С одной стороны, это его видение мира, а с другой стороны оно делается моим, и оно мне не полезно, оно мне ничего не дает. Более того, как мне представляется, это подмена... В 70-е годы ХХ века знаменитый протоиерей Александр Шмеман сказал о том, что мы с вами живем в эпоху спекуляций на понижение. Если это было сказано почти 50 лет назад, то мне кажется, что эта эпоха спекуляций на понижение сегодня приобрела какой-то стремительный, невероятный, какой-то ужасающий темп. Дело не в том, что девальвируются понятия. Мы понимаем, что девальвируется человеческая личность… Если наш союз станет Христоцентричным, то может быть мы сможем влиять на ту атмосферу, которая формирует наше художественное пространство».

Алексей Комов, архитектор, педагог, дизайнер, член правления Союза архитекторов России, говорил об архитектуре как русской среде, которая нас окружает и объединяет разнообразие секций Союза: «…архитектура – это не просто кубышки с окнами и дверями. Это русская среда, которая нас окружает, русский ландшафт, русская культура. Вообще – архитектура культуры. Конструкция, своего рода канон, правило, регламенты. Причем, эти каноны – не ограничения. Это те маркеры, фарватеры, коридоры возможностей, которые заставляют эту энергию объединиться и направить ее для того подъема, который нам нужен. Надо четко понимать: после нас уже никого нет. Если мы сейчас не сделаем этот рывок, то, в принципе, можно констатировать вымирание… Я, например, активно занимаюсь Крымом и Севастополем. Это создание сети архитектурных музеев, в первую очередь, музея им. Академика Полякова в Севастополе, организация архитектурного отделения в Севастополе на базе Севастопольского государственного университета».

Сергей Пускепалис, режиссер, актер театра и кино: «Что меня очень привлекает, - мы вертимся на своих орбитах (архитектуры, литературы, визуальных видов искусств), - а здесь это все соединяется и приносит максимальную пользу. Искусство должно нести пользу, а не вредить».

Андрей Новиков, писатель, публицист, художник, культуролог: «Историко-культурное наследие – основа русской идентичности… Нужно усиливать работу по сохранению наследия, используя современные технологии, современные проекты, интересно подавать новую жизнь старых зданий. Я активно приглашаю в наш союз реставраторов, волонтеров, музееведов, краеведов, экскурсоводов, всех тех, кто своими одиночными часто силами пытаются спасти то, что осталось. Объединяясь, мы сможем сделать гораздо больше. Мы сохраняем наследие, а наследие сохраняет нас».

Лариса Бравицкая, актриса, продюсер, говорила о русском православном искусстве: «Испокон веков русская православная церковь занималась не только прямым назначением, но образовывала художественный вкус, была законодательницей и носительницей высокого художественного стиля в государстве. Церковь привлекала к своей деятельности очень многих известных архитекторов, художников, открывала новые имена. Это был расцвет государства, расцвет культуры и искусства».

Александр Скляр, музыкант, говорил о страхе молодых музыкантов «не быть услышанным, не попасть в радиоротации, лишиться поддержки медиа, лишиться концертов и, как следствие, - заработка». Этот страх парализует творческую волю. «Страх остаться в одиночестве, стать изгоем. Телевизионные каналы, радиохолдинги, пресса в массе своей ориентированы на либеральную систему ценностей, и как следствие поддерживают и пропагандируют музыкантов, двигающихся в фарватере этой системы. Существующие национальные музыкальные премии и конкурсы не репрезентативны и ангажированны. Кучка топовых музыкальных персон на протяжении долгих лет ревностно оберегает свои позиции и жестко блокирует попадание в свою среду инакомыслящих от искусства. Русский художественный союз должен помогать тем музыкантам, кто сейчас брошен на произвол судьбы, кто не согласен с существующей системой либеральных ценностей в искусстве, кто понимает и свято верит в то, что музыка – это призвание, а не только бизнес. И что высшая ценность искусства – это духовность и прорыв в вечность. Нам нужно создать настоящую русскую премию в области музыки, которая будет объективно отражать вклад конкретного творца в музыкальную культуру нашей страны. Нужно организовать ежегодный музыкальный национальный фестиваль неакадемической музыки, который будет поддерживать, в первую очередь, молодых начинающих музыкантов разных музыкальных направлений, но сходных мировоззренческих позиций. А также необходимо во всех средствах массовой информации, имеющих хоть какое-то отношение к современной музыке, создавать устойчивое лобби наших союзников и соратников. Нужно всячески поддерживать родственные нам региональные фестивали и другие формы активности по всей России и за рубежом…».

Михаил Тюренков, публицист, шеф-редактор телеканала «Царьград»: «Мы – консерваторы, русские православные люди. Наша идеология – русский православный консерватизм. А если точнее – традиционализм. Вот чем отличается традиционалист от того, кого принято называть либералом? Тем, что для него имеет огромное значение опора на предков. Мы пытаемся смотреть в будущее, но в том числе и глазами наших предков. Для православного человека очевидно: предки есть, предки существуют и не просто в нашей памяти, и они живы, смерти нет. К сожалению, последние столетия нас пытались втолкнуть в лоно секулярной парадигмы. То есть все деятели культуры, которые старались выступить с почвеннических традиций, те же писатели-деревенщики ХХ века, получались как некие цветы на асфальте. Асфальт – это некая агрессивная среда… Все помнят фильм «Назад в будущее». Мне кажется, это неплохой слоган. А еще лучше – реставрация русского будущего. Это, пожалуй, главный слоган Русского художественного союза как точки сборки всех патриотически мыслящих, традиционалистски мыслящих людей. Нам не только для того, чтобы стоять, нужно держаться корней, но нужно держаться корней, для того чтобы идти вперед».

Владислав Маленко, режиссер, актер, поэт, призвал вернуть молодежи стихи Лермонтова, Тютчева, Блока, защитить язык и найти «новых Башлачевых среди тех, кто уже три года присылает нам со всей страны заявки на Всероссийский конкурс поэзии «Филатов-фест», посвященный памяти Л.А. Филатова…. Хотелось бы, чтобы наши совместные усилия превратились хотя бы в машинное масло для того лифта, на котором долгожданный новый Царь-Пушкин, вооруженный великим и могучим, поднимется к новым читателям». В заключение своей речи он прочитал стихи:

Трется о небо души карандаш,

Качается абажур,

Для кого ты звонил языком, Саш-Баш,

Если вместо Высоцкого – Шнур?

С осей уже время сдвинуто,

И невкусные дырки в сыре,

Василий Макарыч, а ты

«Калину»-то – для «Ментовских войн-4»?

Стоит мясник, перед ним корова,

Весь мир как скелет без шкафа,

Александр Сергеевич, а Вы «Годунова» -

Для шоу про Гафи-Гафа?

Миром правит мальчиш-плохиш.

Может, объявим бой?

Господи, а ты почему молчишь?

- А я любуюсь тобой…

Захар Прилепин, писатель, публицист: «Я коротко скажу. Казалось бы, о личном, хотя совсем не о личном. В свое время одна замечательная писательница, которая сейчас проживает в Италии, назвала мои взгляды антиинтеллигентскими. И до того, пока я не переехал жить в Донецк, перемещаясь по России достаточно активно, посещая по 100 городов в течение года, от Калининграда до Владивостока, я общался с творческой публикой. Я понимал, что мои представления об интеллигенции и интеллигентности полностью совпадают с их представлениями. Здесь пришла мне в голову мысль, что понятие интеллигенции было в конце 80-х – 90-е годы приватизировано огромным количеством творческой публики. Я не собираюсь отнять у них право называть себя интеллигенцией, но я считаю, что процесс некоей деприватизации понятия интеллигенции, безусловно, должен произойти. В этом заинтересовано колоссальное количество людей по всей России. Потому что так быть не должно. Потому что это соответствует тем самым принципам свободы и демократии в России, которые люди, называющие себя сегодня интеллигенцией, их исповедуют. И если они хотят исповедовать свободу и демократию, то давайте мы расширим наши культурные ландшафты, культурное пространство, будем иметь право голоса, и никто нам не будет ставить на лоб клеймо, что мы ведем себя антиинтеллигентным образом. Вот, собственно, это одна из целей, которая лично меня привела в Союз и побудила меня собрать вокруг нас тех людей, которые нам близки и дороги».

Андрей Анисимов, архитектор: «Я церковный архитектор. Это специализация, которая заставляет меня искать национальную идентичность в том, чем я занимаюсь. Меня очень интересует вопрос о существовании искусства в условиях свободы и в условиях власти денег. Кажется, что это все приводит к деградации. А если заглянуть в прошлое, которое мы сейчас много раз вспоминали у этого микрофона, то мы можем посмотреть, как воспользовались свободой, полученной в 1905 году, старообрядцы на Руси. В 1905 году им разрешили распечатать алтари и разрешили строить храмы. И старообрядцы создали тот стиль, который мы сейчас называем русским модерном. … Сейчас у нас есть якобы свобода, которая удушена полностью экономикой, и нет ни стиля, ничего, здесь деградация. Оценкой этой ситуации и поисками выхода из этой ситуации, я думаю, нам надо заниматься…».

Вероника Пономарева, поэт и художник, говорила об унизительном положении «копирования трендов во всех сферах жизни от формы стаканчика для кофе до формата телепередач, образа жизни и одежды подходящей для этого образа жизни». Она призывала к сохранению национальной идентичности в моде. «Интересно посмотреть, что произошло с украинской вышиванкой. Ее подняли на стяг украинской идентичности. Между тем, вышиванка – это часть русской культуры. Вышиванки на Руси носили повсеместно. И достаточно аполитизировать ношение вышиванок, популяризовать их в России, - и вот вам готовый универсальный язык, общая мода на традиционную одежду трех братских народов. Это язык объединения».

Алексей Гинтовт, художник: «Занимаясь пластическими искусствами, я волей-неволей пребываю в состоянии войны с «актуальным» искусством, с «современным» искусством не по своей воле, а по обстоятельствам. Ибо столица этого проекта, бушующего несколько десятилетий на наших территориях, находится по ту сторону океана. Есть смысл на территории Русского художественного союза осмыслить осознанную альтернативу: что такое пластические образы нашего большого пространства, каковы его неотменимые основные свойства и здесь представляется осмысление гигантской континентальной альтернативы. Я исхожу из того, что Россия – не Запад, не Восток, а совершенно самодостаточная цивилизация, которая наследует не только Византии, давшей нам веру, но и империи Чингисхана, давшей нам военно-политическую культуру. Таким образом, пространство осознанной альтернативы расширяется до неуказанных границ, то есть столица в Москве, москвоцентризм, подразумеваемая многополярность и Москва – третий Рим – не подлежит никакому сомнению. А вот границы уточняются».

Елена Жосул, педагог, высказала мысль о сотрудничестве церкви с миром культуры, которое «в достаточной степени маргинализовано в публичном пространстве. Такое ощущение, что сообщество художников, которые пытаются сегодня творить на темы, связанные с религией, с православными ценностями, не дружественны тем культурным и духовным ценностям, которые создавались веками».

После выступлений членов РХС во второй части пресс-конференции были вопросы журналистов, из которые первые два были, как у нас водится, провокационными:

- Вопрос к Евгению Николаевичу. А Вы не считаете, что достаточно просто детей воспитывать правильно и никакие художественные союзы не будут нужны?

- А Вы с какого телеканала?

- Информагентство «Ридус».

- А Вы не считаете, что нужно просто воспитывать детей, а не работать в «Ридусе»? Зачем Вы там работаете?

- К Александру вопрос. Вы сказали, что сейчас особенно тяжело музыкантам, поддерживающим патриотические взгляды, но именно Вы, если не ошибаюсь, удостоились какого-то звания относительно недавно…

- Не какого-то, а Заслуженный артист РФ. Попрошу с уважением относиться к этому званию.

- Вы не считаете, что сейчас наоборот самое время для патриотической музыки?

- Вы спросите, пожалуйста, об этом у молодых музыкантов, о которых я говорил, когда подходил к микрофону. Насколько много их крутят…

Затем последовали вопросы прикладного характера:

Логвинова И., блогер газеты «Завтра»: Как можно стать членом Российского художественного союза? Туда всех принимают?

- Нет, не всех. Мы – организация, которая дорожит своим художественным реноме, своим уровнем. У нас есть сайт. Присылайте заявки, представляйтесь. И если вы разделяете нашу программу, если вам симпатичны люди, которые выступили в качестве инициаторов, мы вам обязательно ответим, и очень надеемся, что этот ответ будет положительным.

Также журналисты интересовались вопросами поддержки РХС со стороны государства, проектами, которые осуществляются или планируются на территории Донецкой и Луганской народных республик, вопросы, связанные с творчеством одаренных инвалидов… Приведем некоторые выдержки из вопросов и ответов.

Ольга Степанова: Из руководства Министерства культуры кто-то вас поддерживает?

- Мы общественная организация. Союз свободных художников. Это никак не исключает наше сотрудничество и с государственными органами, и с фондами, и с другими творческими союзами, и ни в коем случае не противопоставляем себя. Мы проинформировали и министра Мединского, и замминистра Журавского Александра Владимировича, о том, что союз создается. Мы сегодня с ними виделись, но мы не спрашивали разрешения. Мы очень рассчитываем на то, что государство будет прислушиваться к нашей экспертной оценке и идти навстречу. Мы рассчитываем на сотрудничество.

Оксана Шкода, Союз журналистов Москвы: Вопрос к Захару и Александру. Планируется ли какая-то деятельность этого союза на территории Донбасса?

Захар Прилепин: Ну, конечно, какая-то деятельность планируется. Четких каких-то планов нет, но дело в том, что мы и так там работаем, выступаем, а я вообще там живу, и поэтому так или иначе мы уже участвуем. Может быть, мы какой-то отдельный проект придумаем.

Александр Скляр: Мы сегодня с Захаром обсуждали прекрасного сербского писателя, который говорит на хорошем русском языке и конечно он тоже наш.

Сергей Коротков, председатель международного жюри международной премии для инвалидов: Наша общественная организация знает, сколько инвалидов и сколько среди них талантливых, и тем более война идет. поэтому я хотел бы предложить Русскому художественному союзу поучаствовать в работе. 10-я будет встреча через год…

- Спасибо огромное. Безусловно, наш союз, кроме творческой планки, творческой ориентации, имеет и гуманитарную. Естественно, мы чувствуем ответственность и обязанность участвовать в акциях, связанных с работой с инвалидами и с другими гуманитарными проектами.

Дарья Никитина, радио Россия-культура. Уже было сказано о некоторых инициативах, в частности, о премиях, музыкальном фестивале, который у вас появится. Есть ли еще какие-то конкретные идеи и что еще появится, будет сделано?

- Во-первых, союз только рождается. Это очень важно. Мы не законченный проект вам предлагаем. Союз рождается здесь и сейчас. Мы и рассчитываем на сегодняшнюю пресс-конференцию, на сегодняшнее объявление о том, что мы запускаем процесс. Какие проекты к нам придут, какие люди придут – это вопрос. Наша задача создать базу для хорошей серьезной бескомпромиссной экспертизы. Мы понимаем, что если мы берем на себя функцию экспертизы, советчиков, мы должны и сами предъявить ряд пилотных проектов. Мне, как человеку, который много фестивалей придумал и провел, очень нравится фестиваль, который не я придумал, но я очень хочу в нем участвовать. И Дмитрий Кузнецов, здесь присутствующий, и Захар Прилепин несколько лет назад провели фестиваль «Традиция», и нам очень нравится этот формат. Мне нравится, что это жанр литературных разговоров на свежем воздухе. Это жанр музыкальных концертов на свежем воздухе. Театральные события, open air. И мы считаем, что мы можем тоже в этом жанре выступить… И проект с детским творчеством. Связанный с искусством для детей. Несколько лет в Москве проводился фестиваль «Большая перемена» и сейчас мы достигли договоренности с Министерством культуры – фестиваль «Большая перемена» будет мультижанровым фестивалем, посвященным искусству для детей. Это наш вектор. Фестиваль для взрослых – это «Традиция», фестиваль для детей – это «Большая перемена».

- Мы говорим о культуре…. Мыслится ли, что будет еще секция ученых?

- Конечно. Потому что и на Западе тоже есть модное направление сайнс-арт. Конечно, мы ждем ученых. Есть наука искусствоведение, и мы должны сделать все, чтобы анализ искусства, рассказ ученых о художественной деятельности был предметом нашего интереса.

- Как будет организована работа союза? Как будут собираться члены союза?

- На сайте. Наша организация декларирует развиртуализацию. У нас будет штаб-квартира, будет адрес. Но мы пока не можем его объявить, потому что мы сами собираемся в этой штаб-квартире. Но в ближайшие недели у нас появится место, где мы будем собираться и приглашать специалистов на проектные семинары.

- Программа архитектурной секции? Какова иерархия союза?

- У нас нет программ и подробных описаний. Смотрите на сайте. Мы накапливаем инициативы, они будут опубликованы на сайте. Каждая секция, прежде всего, попытается сделать ревизию того, что есть. И будут пилотные проекты. Это общественная организация, и поэтому предельно демократичная… У нас три учредителя – Вероника Пономарева, Дмитрий Михайлин и Эдуард Бояков. Верховный орган – съезд. Он собирается осенью. Будет председатель и правление, в которое будут входить кураторы секций.

Дмитрий Шарко, Союз писателей Луганской народной республики (вопрос Захару Прилепину): Есть ли у Вас планы, конкретно относящиеся к Луганску?

- Приглашайте. Я просто живу и работаю в Донецке, поэтому мне там проще. У меня не отлажены связи с вашими управленцами, вашими административными органами. Если мы какие-то административные вещи отладим, мы готовы тут же к вам привезти свои проекты. Оставьте координаты.

Завершить статью хотелось бы декларацией базовых принципов РХС, изложенных в рекламном проспекте:

«1) Русский Художественный Союз – организация светская, но каждый его член, как в реализации личных проектов, так и в совместных проектах РХС должен осознавать христианские основы русской культуры.

2) РХС не выражает требований следовать принципам соцреализма, нацсоцреализма или любого иного реализма (или другого метода)…

3) РХС ставит одной из своих задач возрождение русской исторической памяти, изучение и популяризацию Русской Традиции, историко-культурного наследия поколений наших предков.

4) Традиционализм является главным логическим основанием Русского Художественного Союза…».

(www.rh-soyuz.ru)

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

1.0x