На второй день после выбора Юрия Лужкова в мэры города Москвы на второй срок режиссер Валерий Сторчак вышел к зданию Департамента культуры города Москвы и развернул плакат «Лужка – в лужу!». Коллеги по цеху посмотрели на Валерия Сторчака кто с удивлением, кто с недоумением: «Ну, ты дурак! – говорили. – Как ты можешь? Ты что, такой смелый, такой отчаянный?» Просто положение с культурой в Москве тогда было уже отчаянным, а Валерий Сторчак не собирался с таким положением мириться.
Сегодня в Камерном областном театре в Кузьминках идет спектакль, «Пьеса для Аделаиды». Режиссер спектакля Валерий Сторчак. Он и сегодня полон решимости идти в бой за культуру, только вместо культуры сегодня - схемы. Схемы, по которым работает культура. И непонятно кто с кем и за что, собственно говоря, должен бороться. Наш разговор с Валерием Сторчаком мы начали с выяснения ключевых позиций. Ну а поводом послужила ситуация вокруг театра Гоголя, требование артистов театра Гоголя отправить господина Капкова в отставку.
Валерий СТОРЧАК. - Нынешний руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков – это просто человек Абрамовича. Были произведены новые назначения: худруком театра Ермоловой стал Олег Меньшиков, театра Станиславского – Валерий Белякович. Театры как были полупустыми так полупустыми и остаются. Просто сегодня изменился формат работы Департамента культуры, хотя старые кадры в лице Гориной, Порватова, к примеру, продолжают работать.
"ЗАВТРА". - Кто такой Порватов? чем прославился?
В.С. Порватов, Андрей Евгеньевич, был помощником Бугаева. Бугаев Игорь Борисович со времён Горбачёва-Ельцина был руководителем московского Департамента культуры. Он финансировал, это еще 90-е были, эротический театр Демидова, например. Сейчас тоже есть такой. Называется Концептуальный театр Ганина. Но все знают, что это эротический театр. Кстати, успешный по меркам Капкова, дает гастроли по городам России, делает сборы.
"ЗАВТРА". - Это мюзик-холл такой?
В.С. - Какой мюзик-холл! Театр. Эротический, чтобы не сказать порнографический театр. Полуобнаженные и обнаженные артисты-любители показывают брутальный экшн.
"ЗАВТРА". Понятно! Надеюсь, Бугаев до сих пор в Департаменте культуры?
В.С. - Нет, Бугаев уже не в Департаменте.
"ЗАВТРА". - Департамент перестал культурой заниматься?
В.С. - Ну почему, Порватов-то остался.
"ЗАВТРА". Бывают же такие говорящие фамилии. И чем он занимается?
В.С. Порватов Андрей Евгеньевич - чиновник Комитета по культуре, он руководит «Открытой сценой». Вот этой самой сценой, что отобрали у Анатолия Васильева. Помните эту историю известную, как ехал по Сретенке Лужков? Увидел Лужков темные окна театра Васильева на Сретенке и сказал: «Что это такое? Почему нет света? Всё в огнях, а это - тёмное?». Ему говорят: «Это театр Васильева. Спектаклей там нет. Они там занимаются какими-то экспериментами». Лужкова это очень возмутило. Так вот, театр Васильева на Поварской состоял из двух частей: помещение, где он работал со студентами, показывал спектакли, и административный корпус. Как только театр отобрали, так сразу этот административный корпус приватизировали и отдали под юридическую контору. А ту часть, которая была мастерской Васильева, возиться с ней особо было не выгодно, ее назвали «Открытой сценой».
"ЗАВТРА". И кто отобрал?
В.С. Отобрал Худяков. Он был руководителем Департамента культуры после Бугаева.
"ЗАВТРА". Худяков? И отобрал?! Можно сказать, теперь и волки сыты и овцы целы.
В.С. Было объявлено, что на этой «Открытой сцене» режиссеры, которые не имеют помещений, могут свои идеи воплощать. «Открытая сцена», мол, для таких вот беспризорных режиссеров. Им даже выделяют небольшой бюджет. В результате, деньги пошли Табакову за спектакль «Осада» по пьесе Гришковца.
"ЗАВТРА". Стоп! Осада, неплохо, конечно, но тут-то Табаков при чем?
В.С. Я Вам говорю, за показы спектаклей Гришковца «Осада» на «Открытой сцене» Московский Художественный Театр получил деньги. «Открытая сцена» выделила МХТ деньги под этот спектакль, понимаете? Еще «Открытую сцену» дают Бартеньеву, концептуальному художнику, знаете такого? Тоже, типа, начинающий.
"ЗАВТРА". Ну как же не знать! Креатив 90-х! Запомнила его пестрый костюм весь в разноцветных пуговицах, как у клоуна, и красные очки. Он такой – сам себе представление. И что он делает на «Открытой сцене»?
В.С. Какие-то его знакомые танцоры показывают свои какие-то танцевальные балеты. Регулярно арендует сцену Армянский театр. Никаких беспризорных режиссеров в настоящий момент там днем с огнем не сыщешь.
"ЗАВТРА". Может просто не обращаются?
В.С. Как-то я пытался подать свою заявку, хотел поставить «Философские диалоги Платона», которые у Васильева делал, но работа осталась незавершенной. Мне сказали: «Во-первых, у тебя должно быть юридическое лицо. У тебя есть юридическое лицо?» Я был удивлен и сказал: «Да, у меня есть юридическое лицо. Слава Богу, я занимаюсь немножко бизнесом». Они сказали: «Тогда подавай. Но имей в виду, что если ты хочешь получить от нас, например, 100 рублей, то ты должен найти спонсоров, которые дали бы тебе еще 60». Я сказал: «Я могу даже наоборот». В результате не дали ни копейки.
"ЗАВТРА". Просто Платон не формат сцены. Каким образом Андрей Порватов руководит «Открытой сценой», кстати?
В.С. По бандитским схемам. Обычным, коррупционным. Держатся на том, что чиновники дают площадки своим людям и получают с них откаты. Субсидии, площади, театры предоставляют исключительно своим людям. Людям своей команды. Причем, критерий такой: «В искусстве не может быть никаких критериев». У «Открытой сцены» есть «Экспертный совет», к примеру. Члены этого «Экспертного совета» – совершенно засекреченные люди, они решают дать или не дать беспризорному режиссеру работу. Любопытно, что решением этого «Экспертного совета» деньги получил Областной Камерный Театр для постановки пьесы по Гоголю «Вечера на хутор близ Диканьки», как раз в то время когда я подавал заявку. Это странно, по крайней мере. Деньги пошли на государственный театр, у которого есть и помещение и сцена.
"ЗАВТРА". И Вас дело «Открытой сцены» заинтриговало.
В.С. Да я просто рассекретил этих членов «Экспертного совета». Выяснилось, что ни один из них заявки на спектакли в глаза не видел. Их назначили так, номинально. Важно сказать еще, что бюджет Департамента культуры – это тоже военная тайна. Я как-то написал заявление Бугаеву: «Прошу предоставить мне возможность ознакомиться с тем, как расходуется средства…». Бюджет Департамента культуры – это ведь не бюджет Пентагона, правда? Бугаев мне ответил: «У нас есть орган, который этим занимается, мы вам не обязаны…» Я потом обратился даже к депутату Бунимовичу .
"ЗАВТРА". Ну депутат Бунимович-то, поэт, поддержал?
В.С. Не поддержал. Он сказал, что даже по его просьбе Департамент культуры не представит мне эти документы. Я и через суд не добился права ознакомления с документами бухгалтерии. Просто юрист Департамента устал ходить по судам и мне дали три дня на просмотр документов.
"ЗАВТРА". Что-то новое нашли для себя?
В.С. Трудно было разобраться. Но я узнал, что у Табакова не два, а три театра!
"ЗАВТРА". Как три? «Табакерка», МХТ, какой еще?
В.С. Театр на Спартаковской улице, напротив Театра кукол! Это очень выгодно. Комитет выдавал субсидии театру в зависимости от его квадратных метров. По документам у Табакова тысячи и тысячи квадратных метров. Я потом приехал туда, на Спартаковскую, 21. Смотрю – абсолютно заброшенный бомжатник. Просто бомжатник, забитый фанерой. Сейчас там ресторан, торговый центр, всё, всё, всё. Интересно было бы посмотреть, как это случилось, что вот это место, что принадлежало театру Табакова, вдруг превратилось в торговый центр. Интересно проследить вот эту метаморфозу.
"ЗАВТРА". Театральную.
В.С. У меня на юбилее МХТ спросили, что это за театр МХТ? Я ответил «МХТ – это чайный магазин, банк, ресторан».
"ЗАВТРА". Да, тучи над Табаковым сгустились, двух его стряпчих посадили, да и отпустили по добру по здорову. Страна потом юбилей Табакова год отмечала.
В.С. Взять и подключить театр за 36,6 миллионов к интернету! "Модернизация средств связи"! Не хило! Ну да, он сразу же сказал: я творец, я – искусство. Не при делах. Говорили, ему предложили сначала за каждого из посаженных его директоров по 150 тысяч залог внести, но он отказался. Там еще была история, что Чайка не пустил Табакова к себе. Рассказывают, что Чайка крикнул в приёмную: «Я с ворами не разговариваю!», а там посетители сидели. Потому это и вышло на поверхность. Потом Пореченков в Администрацию Президента бегал. Мутная история.
"ЗАВТРА". Но с хорошим концом: Табаков – эффективный менеджер.
В.С. Табаков – это сегодня пример для остальных. Все смотрят на него и учатся: «О, как надо жить! Вот, что такое успешный менеджер!». В этом смысле Табаков – это самое большое зло, потому что он действительно показывает, как можно прекрасно существовать в этом режиме, режиме растления.
"ЗАВТРА". Валера, если на театре мало что изменилось сегодня, непонятно почему такой взрыв с театром Гоголя приключился?
В.С. Как раз таки изменения сегодня серьезные. Изменился формат работы. Сегодня откаты Департамент уже мало интересуют. Игра пошла по-крупному. Теперь нет цели нажиться по мелкому с руководства театров. Тема крысятничества из бюджета ушла. Теперь глобальные цели. Абрамович решил присоединить всю территорию вокруг Курского вокзала себе, ну и пристегнуть руками Капкова театр Гоголя к «Винзаводу». Важно понять, что сегодня взбунтовались не только артисты театра Гоголя, которых вышвырнули за дверь. Руководители театров сейчас в шоке, потому что они выпадают из коррупционных схем. Их, грубо говоря, бортанули. Им сказали: «Нам не нужны ваши взятки, мы забираем ваши здания и территории. Всё. Вы нам вообще не нужны, вы будете там работать до тех пор, пока вы будете помогать нам отбирать вот эти здания». Через какое-то время с театром Гоголя будет то же самое, что было с театром Табакова на Спартаковской улице. Он превратится в торговый центр, ресторан и там прекрасно можно будет покушать.
"ЗАВТРА". Понятно. Непонятно откуда Серебренников взялся?
В.С. Из Ростова-на-Дону. Человек без театрального образования. Приехал в Москву и ему сразу дали в центре драматургии «Пластилин» Сигарева поставить спектакль с жутким количеством мата, раздеваний и сексуальных перверсий. А сегодня Серебренников едет со своим фильмом «Измена» на Венецианский фестиваль и Фонд Кинематографии покупает для него лучшие места для рекламы.
"ЗАВТРА". Валера, я слышала, у Серебренникова на «Винзаводе» тоже что-то есть.
В.С. Гельман ему выделил целый цех для театральных экспериментов. Серебренников так скромно называет ее: «Седьмая студия МХТ». Типа он последователь Станиславского в седьмом поколении, представляете? Это вообще в голове не укладывается. Но ему выделяют 60 миллионов в год, между прочим. Просто так! Притом, что у него нет труппы, которую ему надо кормить.
"ЗАВТРА". Гениально! Переиграл Табакова. Он ведь еще и его помощник в МХТ?
В.С. Он и Богомолов. Табаков пригрел их у себя, как последователей Станиславского. Они - оба помощники.
"ЗАВТРА". Ну если я о Серебренникове имею представление по «Золотому петушку» в Большом театре, то ху из мистер Богомолов?
В.С. Богомолов – фигура еще более одиозная. В театре Пушкина он поставил «Турандот», так там зритель уже ругался матом. Не как у Серебренникова – мат со сцены, а наоборот - из зала на сцену. Артисты не хотели выходить к зрителям! Знаете как сейчас: человек сделает ужас-ужас-ужас, все начинают спрашивать: «Неужели это ужас?». Идут и – правда ужас. Начинается ажиотаж: «Да, это такой ужас!». Зрители кричали на богомоловском «Турандоте» «Позор!», ругались матом. Через три месяца спектакль сняли, теперь его называют спектаклем-легендой.
"ЗАВТРА". Валера, но вот артисты театра Гоголя выходят на митинг, протестуют, требуют отставки Капкова, а что делает Серебренников, назначенный Капковым в новые руководители театра Гоголя?
В.С. Он пишет из Германии письма, говорит по скайпу артистам: «Конечно, вы мне не нужны, но если вы будете вести себя правильно, то может быть Брагарник (это народная артистка) и еще парочку кого-то из молодых я приглашу на кастинг. У меня будет там резидентатура». То есть, это будет не театр имени Гоголя, а «Гоголь-центр». Прямым текстом он говорит: «Я даже сам не буду ничего ставить в этом «Г-центре», мне же некогда. У меня МХТ, у меня «Винзавод». Я буду приглашать иностранных режиссеров». Вот это его «художественная программа», понимаете? Обещает еще дать саунд-драму Панкова.
"ЗАВТРА". Что за саун-драму?
В.С. Не, не саун. «Саунд». По внешнему виду это похоже на дискотеку. То, что они делают – это просто такие развесёлые танцы, пляски с пением. Такая группа, они ходят на корпоративы, их приглашают фирмы всякие. Люди сидят, едят, выпивают, какая-то движуха нужна... Ну и главное Серебренников, конечно, сказал: «А без меня вы же ремонт там не сделаете. Театру нужен ремонт? Нужен. Посмотрите, какие у вас обои там страшные!»
"ЗАВТРА". Ремонт, кластеры и резидентатура – ключевые слова модернизации сегодня. Причем не только театра. То есть Серебренников еще и прораб?
В.С. Да. Это главный пункт! Он говорит: «Я пришел ремонт делать, а потом уже у меня будут танцы и иностранные режиссеры. У вас очень много пространства уходит под декорационные всякие нужды. Всё это не нужно. У нас никаких декораций не будет».
"ЗАВТРА". Короче, к нам едет Ревизор.
Материал подготовила Марина Алексинская