Авторский блог Сергий Ось 14:13 2 февраля 2018

Религия как наука выживания

Религия – это наука древности, точнее остатки этой науки, призванной обеспечить выживание общества.

Предисловие

Полгода назад Дмитрий Перетолчин брал интервью у Сергея Переслегина в рамках очень интересной темы: “Соединится ли наука с религией, а человек с машиной”. Беседа была исключительно интересной. Сергей Переслегин человек умный и достоин восхищения. Он слега окунулся в историю вопроса, использовав для ответов выдержки из своих старых лекций, и грамотно покритиковал современную науку, но изящно ушёл от вопроса, поставленного темой соединения науки с религией. А, ведь, вопрос “Соединится ли наука с религией”, поставленный Перетолчиным в название темы очень интересный, он натолкнул меня на интересные размышления о сущности религии. Начал писать эту статью давно, забросил, но, вдохновлённый некоторыми комментариями к своим статьям, решил закончить.

Генетическое родство науки и религии

Сразу скажу, что добровольное объединение науки с религией, то есть РПЦ и Академии наук под одной крышей невозможно, если не будет на то высочайшего повеления в жёстком приказном порядке. Так же, как невозможно объединить одинаково заряженные частицы в одно целое без внешних сил. Напомню, что когда-то Пётр I подчинил церковь государству, создав Синод.

Протоны имеют одинаковый заряд, но объединены в ядре атома - объединены ядерными силами. Какова мощь этих сил иллюстрирует атомная бомба. Наука и религия точно так же одинаковы по своей природе, между ними нет принципиальной разницы, а потому неизбежно должны отталкиваться пока наука остаётся наукой, хотя возможно взаимодействие на низовом уровне.

Религия – это наука древности, точнее остатки этой науки. Я не касаюсь мистической стороны религии, она, безусловно, существует. Не касаюсь также элементов исторической науки и прочих наук, заложенных в религии - пусть и в мифологизированном виде они там присутствуют.

Наука по мере старения приобретает черты присущие религии. Учёный со временем перестаёт развивать свои идеи, сосредоточившись лишь на пропаганде своих идей, наработанных ранее. Идеи превращаются в догму, научная аудитория - в паству, а наука со временем превращается в религию. В том числе и потому, что многое приходится принимать на веру.

Данное моё утверждение весьма спорное. Но посмотрите, каков средний возраст современных академиков РАН и средний возраст, в котором совершены великие открытия. Средний возраст современных академиков перевалил далеко за 60 лет, а средний возраст, в котором совершены выдающиеся открытия в истории человечества в прошлом был менее 30 лет, сейчас не дотягивает до 40 лет. “Учёный, который не сделал крупного открытия до 30 лет, уже никогда его не сделает”, - сказал когда-то Альберт Эйнштейн. Смещение открытий по возрастной шкале на 10 лет, скорее всего, определяется не возрастом, когда сделано открытие, возрастом его признания.

О вере в науке. Мы верим, что был Большой взрыв: было что-то меньше атома, а потом выросло в бесконечную Вселенную. Чудо. Его нельзя повторить экспериментально, в него можно только верить. А как мы это назовём – Аллах, Иегова, Бумба-Люмба или Большой взрыв – не имеет значения.

Когда что-то становится догмой, то новое, ему противоречащее, будет объявляться не научным, то есть ересью. Экономической основой для таких действий является финансирование науки, а камнем преткновения будет вопрос: кому достанется “научная десятина”?

Развитие науки 300 лет назад определилось формированием нового социального слоя, готового платить за своё выживание и победу, что могла обеспечить только новая религия, ей и стала наука.

Религия как идеология выживания

В истории человечества религия, в первую очередь, была наукой по выживанию общества. Значение религии по консолидации, созданию морального климата, подъёму духа, заботе о душевном спокойствии человека огромно. Не сложно заметить сходство по воздействию на психику человека проповедей священника и работы психолога. “Если бы Бога не было, его следовало бы придумать”, - сказал когда-то Вольтер. Бог, и вера в его существование были необходимы, как минимум, для душевного спокойствия человека.

Положите бревно на земле, и нетренированный человек уверенно пройдёт по нему, ни разу не оступившись. А положите это бревно над пропастью? Сколько шагов он сможет сделать по нему, пока не сорвётся? Когда бревно лежит на земле, он спокойно ходит, потому что знает, что ему ничего не грозит, если он оступится. Идя над пропастью без тренировки, он упадёт. Свалит его страх. Религия и вера подобны земле, на которой лежит бревно, религия – это опора общества, она даёт человеку уверенность, что он под защитой.

Предметом данной стать является идея о том, что религия - это наука обеспечения выживаемости общества в прошлом. Я не буду касаться всех аспектов влияния религии на общество, а лишь коснусь некоторых заповедей, заложенных в религиях, чтоб показать логичность их для своего времени и места. Если среди читателей окажутся историки или специалисты по изучению религий, они могут воспользоваться идеей данной статьи для написания полноценной диссертации, проанализировав священные писания.

Заповеди как нормы разумного поведения

Если мы заглянем в любой священный текст, то там найдём заповеди, аналогичные библейским: “не убий”, “не укради”, “не возлюби жену своего ближнего” и так далее. Обо всём по порядку.

Не убий. Если ты кто-то убил, то не жди пощады от его родственников. Напомню, что в древности общество делилось не на индивидуумов, не на семьи, а на роды. Кровная месть была нормой. Война родов неизбежно ослабляла общество в целом. Но институт кровной мести одновременно был инструментом, удерживающим человека от желания убить. “Око - за око, зуб - за зуб”, - зафиксировало священное писание этот принцип. Одновременно, обязанность осуществить кровную месть сплачивала родовое общество.

Заповедь “не убий” не распространялась на представителей других религий и де факто даже на представителей других сообществ той же религии. Запрет, как правило, налагался только на убийство внутри собственного сообщества. Многочисленные войны это доказывают.

Не укради. Эта заповедь аналогична предыдущей заповеди. Криминалисты говорят, что большинство убийств, если они совершены во вменяемом состоянии, имеют корыстные мотивы. Если человек готов убить ради чужого имущества, тем более он будет готов на убийство ради защиты своего собственно или в качестве мести за хищение. А потому и воровство могло привести к убыли численности сообщества. Не говоря уже о том, что воровство формирует враждебность между частями этого сообщества. А потому запрет на воровство вполне разумен.

Впрочем, этот запрет иногда не распространялся на иноплеменников другой веры. Что тоже логично, поскольку укрепляло экономическое могущество сообщества. Для того чтоб снять моральные барьеры для действий по изъятию чужой собственности, вводились религиозные формы обоснования допустимости воровства у чужих. Согласно верованиям одного из племён, бог дал племени право на владение всем скотом в мире, а потому воровство скота у иноплеменников воровством не является, поскольку это возвращение дарованного богом. “Земля обетованная” также подпадает под эту категорию.

Не возлюби жену своего ближнего. Тут и пояснять нечего, достаточно вспомнить историю Отелло и Дездемоны, а также множества других литературных героев, которых ревность толкала на убийство. Криминалисты так и вовсе завалят вас томами подобных дел.

О такой заповеди, как почитание родителей, и говорить не стоит. Без этого общество не жизнеспособно. На протяжении тысячелетий дети получали профессиональные знания и умения от своих родителей, школ не было. Ученик, не уважающий своего учителя, не может полноценно усвоить знания.

Еда в религиях

У многих религий есть запреты на ту или иную пищу. Я видел, как смотрели евреи на копчёного аппетитно пахнущего угря, но отказывались от угощения, потому как вера не велит есть рыбу без чешуи. Объяснение этому запрету очень простое.

Ходили евреи 40 лет по пустыне Синайского полуострова, и как бы медленно ни ходили, но за пару месяцев неизбежно уткнёшься в берег моря. И так же неизбежно захочется разнообразить своё меню дарами моря. Среди морских обитателей часто попадаются ядовитые виды, а многообразие их столь велико, что запомнить всех не возможно. Не могли кочевники разобраться в видах рыб, но заметили, что у всех ядовитых рыб нет чешуи. А потому вполне логичен запрет есть рыбу без чешуи.

Американцы, которые во время второй Мировой войны воевали на Тихом океане, столкнулись с той же проблемой. То есть с отравлениями солдат дарами моря. Они не мудрили с инструкциями, а продублировали запрет из “Ветхого Завета” – запретили есть рыбу без чешуи.

Запрет в иудаизме есть свинину, который продублирован в исламе, так же имеет логичное объяснение. В жарком климате свиньи часто являются носителями для различных возбудителей болезней. При термической обработке эти возбудители погибают, но в пустынной местности существует проблема с топливом, и свинину не всегда хорошо прожаривали. А потому запретили есть это весёлое и вкусное животное.

В еде у иудеев не допускается присутствие каких-либо насекомых. А вот саранча считается каширной едой, то есть соответствует религиозным нормам. В этом нет ничего удивительного. После нашествия саранчи единственное, что остаётся на полях, это сама саранча, а потому во избежание голодной смерти на это насекомое запрет не распространяется.

Запрет на употребление мяса и убийство животных. Некоторые религии и вовсе запрещают есть мясо и убивать животных. Что тоже логично. Даже сейчас для выращивания 1 кГ мяса необходимо более 7 кГ растительной пищи, а в древности этот расход был более 10-14 кГ. Переход на растительную пищу позволяет на той же площади обеспечить едой в несколько раз большее население. Чем больше людей, тем больше мобилизационные и экономические возможности сообщества. Такое общество будет сильнее своих соседей.

Убийство диких животных способно нарушить экологическое равновесие, так как в первую очередь будут страдать более крупные животные. Похоже, древние понимали значение экологического равновесия. Не берусь утверждать, но возможно, объявление в Древней Греции отдельных лесов священными рощами служило той же цели.

Некоторые религии, распространяясь на другие территории, трансформировались в своём отношении к убийству животных и поеданию мяса, учитывая местные особенности. Невозможно быть вегетарианцем в тундре Сибири или степях Монголии, где мясо является основой пищевого рациона. В различных ветвях буддизма разное отношение к употреблению мяса.

При изменении внешних условий религии менялись. Они менялись по отношению к своим догмам, но не меняли сути религии, как науки выживания.

Христианство.

Христианство вышло из иудаизма, но поменяло многие заповеди. Христос был иудеем, но его слова “если тебя ударят по левой щеке – подставь правую“ в корне отличается от ветхозаветного “око - за око, зуб - за зуб”. Иисус неоднократно утверждал, что пришёл не нарушить Закон, а исполнить его. И вдруг проповедует совершенно другие принципы взаимоотношений в обществе. Ничего удивительного, поменялись внешние условия, а потому он видел необходимость изменения принципов для выживания общества.

Следует вспомнить, что во время Иисуса Христа Иудея была оккупирована Римом. Попытка следовать старым принципам, могла кончиться плачевно. Тебе дал оплеуху римский легионер – неважно, почему ударил, настроение у него плохое или ещё почему - взял и ударил, он оккупант и за ним сила. Если попытаться в ответ ударить лучшего в мире солдата, исход очевиден. Бежать тоже бесполезно: римский легионер кроме меча имел два метательных копья – далеко не убежишь. Потому и предложил Иисус иной стиль поведения. Если римский легионер увидит покорность и смирение, скорее всего, полениться бить по второй щеке. Унижение? – Да, унижение, с точки зрения прежней морали. Но человек и общество выживет. А если смирение – это религиозная норма, то есть веление Бога, то смирение не только не унизит, а возвысит.

Евреи не приняли заповедей Христа, они подняли восстание, и вскоре еврейского государства не стало, жители проданы в рабство, Храм был разрушен, а земли заняты другими. Следует вспомнить, что на тот момент, не смотря на римскую оккупацию, у евреев было государство, был свой царь, был свой храм, были свои священники, была своя земля. Иисус пытался это сохранить своими заповедями. “Кесарю кесарево, Богу Богово” – это не что иное, как призыв удовлетвориться автономией, платить налоги и сохранить религию и землю. Не послушали.

Несмотря на уничтожение еврейского государства, иудаизм сохранился, поскольку проповедовал этническую консолидацию и взаимопомощь.

Нельзя не отметить такую заповедь Христа, как “возлюби ближнего твоего, как самого себя”. По глубине философского смысла эта заповедь не имеет себе равных. О значении любви, пожалуй, священники расскажут гораздо лучше, чем я. Вряд ли ей есть альтернатива в деле выживания общества. Вопрос лишь в идентификации: кто ближний, а кто нет? Это не праздный вопрос. Мир уплотнился, а расстояния сократились.

Вопрос об идентификации ближнего (является ли он ближним или нет) в истории возникал с пугающей частотой.

“Убивайте всех, Господь узнает своих”, - так однажды решили проблему идентификации при штурме одного французского города, где жили как добропорядочные католики, так и гугеноты, то есть еретики. Сколь ни кощунственно это звучит, борьба с ересями, то есть иными взглядами на ту же религию, это так же форма выживания конкретного сообщества путём предотвращения его раскола. Не последнюю роль играли имущественные интересы, основной грех еретиков – отказ платить десятину. Как говорят киллеры в американских фильмах: “Ничего личного, это только бизнес”.

Христианство проповедует любовь, а христиане убивают таких же христиан, но верящих иначе. Более того, можно вспомнить историю Франции, где нещадно истребляли таких же французов-христиан, которые верили в Христа немного не так, как остальные французы, истребляли даже вместе с добропорядочными католиками, дабы исключить возможность случайного выживания еретиков и их идей. Однако эта самая католическая Франция на протяжении столетий поддерживала союз с мусульманской Османской империей против католической Австрии, о союзе против православной России и говорить нечего.

Какова бы ни была вера, в истории человечества интересы государства, как формы организации общества, ставились на первое место, и догматы религии этому никак не препятствовали. То есть не только менялись догматы религии при изменении внешних условий, но и менялась трактовка этих догматов в зависимости от нужд государства или иного сообщества.

Идеология как религия

Стоит вспомнить и время Советской Власти, когда религия подвергалась гонениям. В первую очередь подвергалась потому, что была создана новая религия – атеистическая коммунистическая идеология. Это была религия, которая вселила веру в возможность построения, если не рая, то справедливого общества. Многие христианские заповеди потом вошли в “Кодекс строителя коммунизма”. Как и любая религия, коммунистическая идеология обеспечивала выживание общества, путём его консолидации и мобилизации для построения нового будущего. Более того коммунистическая идеология, предложив новые принципы организации общества, получила распространение в умах граждан других стран, обеспечила симпатии и поддержку Стране Советов. Иностранная интервенция прекратилась не столько вследствие поражений от Красной Армии, сколько вследствие протестов народов в странах-интервентах.

Коммунистическая идеология обеспечивала выживаемость общества весьма успешно, пока искоренялись “ереси” и неверие внутри страны, а население ограждалось от внешних воздействий, то есть не допускалось проникновение иной веры. В 60-70-е годы власть не только расслабилась и начала деградировать, но и перестала верить в то, что проповедовала, а следом за властью верить перестал и народ. Точнее народ увидел неверие власти, несоответствие её дел её словам. Народ осознал, что справедливое общество не только не строится, но становится всё более несправедливым. Вера в светлое будущее, которая была основой коммунистической идеологии, умерла.

“Каждый раз, когда народ теряет веру в свою религию, его цивилизация подвергается местной социальной дезинтеграции и иностранной военной атаке. Цивилизация, которая пала в результате утери веры, затем заменяется новой цивилизацией, вдохновлённой новой религией.”, – это цитата из “Исследования истории” Арнольда Тойнби, издававшейся с 30-х до 60-х годов XX века, адресована она была западно-христианской цивилизации. Сам он умер в 1975 году, то есть задолго до развала Советского Союза. Добавить нечего к сказанному им.

Арнольд Тойнби не только создал цивилизационную теорию, альтернативную марксистской теории формаций, но и показал на множестве примеров, как умирают цивилизации, не справившись с решением задачи “вызова-ответа” вследствие деградации элиты. Он хорошо понимал организационное и вдохновляющее значение религии. Понимали это и большевики, искореняя старую религию, не отвечающую требованиям времени, и насаждая новую в виде коммунистической идеологии. Но религия должна быть живой, способной видеть изменения в обществе, распознавать те вызовы, которые возникают как внутри общества, так и приходят извне, и давать на них ответы, мобилизуя общество, а не держаться за устаревшие догмы.

***

В заключение могу сказать, что современное общество созрело для возникновения новой религии. Современная наука и современные религии на основе старых догм, и множественности научных теорий не справляются с задачей выживания общества. Будет ли идеологию выживания создавать новоявленный пророк или она будет сгенерирована наукой, пока вряд ли можно спрогнозировать. Появление её уже скоро, общество созрело. Как уже упоминал в статье о социализмах, идеология выживания вынуждена будет решить как минимум три проблемы избыточности: по населению, управлению и потреблению.

1.0x