Главный скандал последней недели достаточно ярко описала 2 июня Meduza (издание, признанное в России иностранным агентом): «"Вкусвилл" выпустил рекламу с участием лесбийской пары. Это событие: впервые в поддержку ЛГБТ-людей выступил не нишевый, а крупный российский бренд».
Произошло это еще 30 июня, когда на страницах в соцсетях и на сайте упомянутой сети магазинов здорового питания появилась статья «Рецепты семейного счастья». Представление о семье, правда, в статье странноватое – например, среди примеров таковой описана девушка, живущая с собакой. Но самое интересное – в конце: «Мила: «Всем привет! Меня зовут Мила. У нас большая и очень дружная семья. Юма – моя мама, наш матриарх. Алина – моя сестра, А Ксюша – её невеста. Они обручились буквально пару недель назад. Мы все веганки. Сортируем мусор, ездим на собираторы и сдаём абсолютно всё, вплоть до кассовых чеков и ленточек от тортов. Поддерживаем именно этическое веганство. Не из-за вопросов здоровья, а потому что сопереживаем природе и животным. Ещё мы все активистки в области защиты прав человека».
двойной клик - редактировать изображение
Как вообще все это появилось на сайте сети магазинов здорового питания? Почитаем публикацию в интернет-издании "Такие Дела" (ТД) от 2 июля, когда ситуация для представителей "Вкусвилла" еще казалась выигрышной: «Управляющий фабрикой контента магазина Роман Поляков рассказал ТД, что… сотрудники магазина регулярно затрагивают резонансные темы, в том числе проблемы беженцев… Через знакомых контент-отдел магазина нашел квир-семью… По словам Полякова, в течение суток… 90% комментариев были положительными».
Запомним фамилию Полякова и то, что публикация появилась в формате других «политических правильных тем» такого же рода, вообще никак не касающихся продукции во магазинах "Вкусвилла" (например, какое отношение к этому имеют беженцы)? Но вот про 90% положительных комментариев – это ложь. Страницу "Вкусвилла" во "ВКонтакте", где как раз идет главное общение клиентов с представителями сети (там люди выкладывают жалобы на товары или пожелания по их поводу, делятся рецептами, получают обратную связь от представителей магазина) заполнили заявления людей о том, что они отказываются далее покупать у тех, кто пропагандирует ЛГБТ.
двойной клик - редактировать изображение
Какова была реакция администраторов? Тереть комментарии и посты, и просто демонстративно отказываться коммуницировать со своими же клиентами. Официальное заявление на стене группы в полдень 2 июля: «Мы озвучили вам свою позицию. Да, мы понимали, что она понравится не всем, но что поделать. От этого наше мнение не поменяется. Мы не будем тратить время на новые ответы».
Более того, как отмечали пользователи, на странице "Вкусвилла" в Instagram администраторы стёрли все критические комментарии своих покупателей. Точно так же, но не в таких масштабах (сильнее была огласка), терли критические посты и комментарии на странице "Вкусвилла" во "ВКонтакте", либо же банили их авторов.
двойной клик - редактировать изображение
Однако скандал, попав в СМИ, соцсети и Telegram, набирал обороты и 4 июля "Вкусвилл" удалил резонансную статью на своем сайте, опубликовав вместо нее извинения перед клиентами: «Мы сожалеем, что так получилось, и считаем эту публикацию своей ошибкой, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников. Цель нашей компании – дать возможность нашим покупателям ежедневно получать свежие и вкусные продукты, а не публиковать статьи, которые являются отражением каких-либо политических или социальных взглядов».
Интересно вот что – список подписавшихся под извинениями длинный, от владельца сети до ее территориальных управляющих, но вот Полякова там нет… Да и что за «отдельные сотрудники», во "Вкусвилле" не конкретизировали. Может быть, как обычно бывает в ходе аналогичных скандалов, все спишут на «девочку-дизайнера».
двойной клик - редактировать изображение
Присмотримся к этому топ-менеджеру «Вкусвилла» поближе. 9 июня Поляков откровенно заявил изданию Pressfeed: «Наверное, я не супер-хороший маркетолог: я не смотрю на цифры, от которых зависит моя зарплата. Премия завязана на привлечение новых покупателей. Но если я буду думать именно об этом, я не смогу выполнять свои основные задачи... Цифры – явление сиюминутное. Они важны, без них компания не сможет существовать и развиваться. Но та работа, которую делает наша команда, далеко не всегда будет влиять на эти цифры прямо сейчас. Судите сами: пост о сезонной клубнике напрямую скажется на продажах товара, а выпуск подкаста о бодипозитиве – нет. Однако оба они невероятно важны».
Пропаганде лишнего веса в подкастах сети магазинов здорового питания, конечно, самое место, как и рассказам про беженцев… Но ведь все это на Западе – «политические правильные темы». А привлечение новых клиентов и удержание старых, прибыль компании для главного по контенту "Вкусвилла", как он говорит, вообще не главное.
Ради интереса я зашел на страницу Полякова в Facebook и обнаружил его фотографию 2017 года на Helsinki Pride, в короне радужного цвета на фоне радужных флагов ЛГБТ.
двойной клик - редактировать изображение
А что такое Helsinki Pride? Заглянем на сайт данной организации: «Сообщество Helsinki Pride – это правозащитная и неправительственная организация, которая проводит разнообразную социальную и молодежную работу… способствует продвижению прав и благополучия сексуальных и гендерные меньшинств».
То есть ли, главный во «Вкусвилле» по контенту сходил на гей-парад, а потом на сайте сети появляется реклама «семьи веганок-лесбиянок», которых, по словам Полякова, специально «искали по знакомым» (может, по его знакомым?).
В принципе, личное дело Полякова – куда ходить, но пихать ради своих хотелок в официальную рекламу сети моменты, раздражающие абсолютное большинство покупателей – это глупость и профнепригодность. В том числе с позиции «да мне нет особо дело до цифр продаж, с которых я в конечном итоге получаю зарплату».
Сделал ли выводы из произошедшего управляющий контентом "Вкусвилла" или остался на своих позициях – вопрос хороший. Во втором случае нас в будущем еще могут ждать на сайте сети магазинов новые «политические правильные» публикации в пропагандистском духе про сексуальные, расовые и всевозможные иные меньшинства…