Картинка встречи Владимира Путина с президентом Российской академии наук Владимиром Фортовым и главой Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаилом Котюковым впечатляла: слева — чуть больше года проработавший заместителем министра финансов РФ у Антона Силуанова 37-летний сибиряк, которому теперь доверено "питать" всю отечественную науку; в центре — полный сил 61-летний президент РФ; справа — 67-летний соратник Черномырдина, в мае прошлого года на академических выборах опередивший нобелевского лауреата Жореса Алфёрова.
Ни дать ни взять — три богатыря с классической картины Васнецова. Приметили опасность — и тут же её устранили. Путин пояснил, что не должно быть решений, которые могли бы привести к невосполнимым утратам, и предложил ввести годичный мораторий на любые кадровые и имущественные изменения в системе РАН.
При этом было подтверждено, что именно Президиуму РАН будут предоставлены полномочия по формированию государственных заданий на научные исследования, а кадровые решения — в том числе по руководству академическими институтами — будут приниматься через Президентский совет по науке и образованию. Задачей же ФАНО пока названо формирование собственного аппарата с использованием кадров РАН, обеспечение бесперебойного финансирования научных исследований в 2014 году и инвентаризация академического имущества.
Разумеется, никто президенту возражать не стал. Разве что Владимир Фортов посетовал, что, мол, Владимир Владимирович, "не все понимают этот этап, как понимаете Вы, как понимаем мы все. Есть люди, которые считают, что Академия наук должна быть клубом учёных и не больше… Поэтому я просил бы Вас нас поддержать, а тем людям, которые по-другому думают, — объяснить, дать правильную интерпретацию…"
М-да, дожили. Президент страны должен лично объяснять каким-то анонимным "людям", что именно те "неправильно интерпретируют" в деятельности Академии наук, — авторитета самого руководителя Академии для этого, оказывается, не хватает… Видать, "люди" очень непростые, да еще с мышлением типа: "Академик, если ты такой умный, почему такой бедный?"
Всё на "ручном управлении", всё замыкается на одном человеке… Нужно было создать, оказывается, целый президентский Совет по науке, технологиям и образованию, чтобы как-то нивелировать негативные последствия вступления в силу федерального закона о реорганизации государственных академий наук. А есть еще законы о высшем образовании, о средней школе, есть фонд "Сколково" и корпорация "Роснано", сильно отличившиеся на почве "освоения" государственных денег и получившие за это… выговор от Генпрокуратуры.
"Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…" "Реформы" в сфере науки и образования, которые ведут к утрате "потенциала знаний" нашей страны, продолжаются, и то, что на вершине этой пирамиды разрушение всего-навсего "заморожено", но не отменено, ничего, по большому счёту, не меняет. Хотя и даёт некоторые (может быть, иллюзорные) надежды на этот счёт.