Как бы я того не хотел, я не вижу в будущем некоего идеального общества, построенного на разумных началах, лишенного противоречий и исповедующего один лишь атеизм. Это есть тот здравый реализм мышления, который мне представляется сегодня.
Гераклит, Гегель, Ницше и Маркс сходны в одном. Общество не однородно. Оно построено на противоречиях, которые возникают в нем снова и снова и только на время сглаживаются. Дело в том, что одни всегда живут лучше других. Этим одним хочется жить хорошо за счет других и выжимать из них предел возможностей. Другим это естественно не нравится и те вступают в борьбу за свои права, за справедливость, за лучшую долю. Борьба идет постоянно, скрытая или открытая, как сегодня во Франции. Иногда борьба выливается в революцию. Английская, Французская, Русская... А декабристы, Пугачев, Разин... Сколько их было и будет?
Не только экономический интерес движет людьми. Сам человек - существо весьма сложное. Как говорит Фихте, наша субъективность не терпит пределов. Она рвется к их преодолению. И Шопенгауэр тоже прав, утверждая что наша воля постоянно рождает новые желания. Не все выдерживают постоянства. Рано или поздно находятся пассионарии. Происходит взрыв, спонтанный выброс жизненного порыва. Война рождается в недрах мира. К такой диалектике жизни приближается Толстой в своей грандиозной эпопее "Война и мир". Он описывает не столько события в России, сколько вечность, вечную правду самой жизни. Жизнь и смерть, война и мир, вера и неверие идут рука об руку. И Мир возможен только на обломках Войны.
Когда-то после революционной бури был рожден мир советского общества. Советский Союз являлся прекрасным проектом. В отличие от западных демократий, лишь на словах борющихся за права человека, а на деле защищающих только права богатого человека, в основе Советского государства лежал принцип равного распределения благ среди всех. Но. Чрезмерная плановость послужила причиной тяготения к стабилизации, традиционности и отставанию. В результате у многих людей Запада появились более совершенные вещи, предметы потребления, чем у людей советских. К тому же некоторым как всегда претило чувство уравниловки. Хотелось жить лучше остальных, жить наравне с богачами Запада. Но главное, не всем нравился материализм и тотальное засилие науки. Хотелось необычного. Хотелось мистики, сказки, доброго Волшебника по имени Бог. Вот и устроили революцию в недрах СССР, диалектически перевернули все принципы. За место уравниловки - неравенство, за место коллективизма - индивидуализм, за место атеизма - религия.
В недрах общества всегда будут рождаться революционеры, пассионарии. И они будут брать на щиты те идеалы, которые идут вразрез с господствующей идеологией. Если господствовала религия, они выберут атеизм. Если господствовал атеизм, они выберут религию. И у каждого будет своя правда. Каждый будет по-своему прав.
Лично я уверен в правоте атеистического реализма и буду бороться за его продвижение в обществе. Но я не намерен догматически навязывать его всем без исключения. Кому-то всегда по-душе будет только религия. И это их выбор. Это их право и их правда.
Таким образом мой реализм мышления требует сохранения полноправного места в обществе и для религии. Мой реализм требует веры. Такова диалектика жизни.


