Авторский блог Алексей Татаринов 00:00 22 мая 2014

Разогнать тьму Запада

"Завтра" — основное время в прохановских текстах, позволяющее автору верить в "Русское Чудо" и "Русскую Победу". Никто в отечественной словесности — кроме Проханова — не верил, что вернется Крым
0

Есть глубокое, трагическое непонимаАлександр Проханов — единственный верующий писатель в новейшей русской словесности. Вера его образуется в православном храме, но не помещается в нем, захватывая военные заводы, кабинеты национально мыслящих политиков, публицистику и литературу, призванные разогнать тьму Запада ради священного успеха Империи.

Четыре империи уже состоялись: Киевская, Московская, Петровская и Советская. Впитав опыт былых созиданий, должна появиться Пятая империя — русский рай, в котором самые сладкие плоды принесут деревья, посаженные Серафимом Саровским и Юрием Гагариным, Иосифом Сталиным и Александром Матросовым, Федором Достоевским и Владимиром Путиным.

Все, что делает Проханов: газету "Завтра", Изборский клуб, радио- и телевыступления, многочисленные романы — он делает ради торжества Пятой империи. Именно в ней литература перестанет "плестись за катафалком", станет источником оптимизма в форме магического действа, наказывающего предателей и прославляющего героев. По Проханову, словесность должна создавать государство, а не фиксировать мелкие чувства декадентствующего игрока.

В романе "Время золотое" узнаваемый исторический сюжет снова превращается в гротескный миф, соединяющий фарс с патриотическим пафосом. Тот, кто не знает Проханова, может быть порван его стилем: бывает, что смеяться и молиться необходимо в один и тот же момент.

Оппозиционер Градобоев готов вывести на площадь миллионы недовольных граждан, способных смять любой ОМОН и внести своего кумира в Кремль. Относительно спокойно наблюдает за нарастающей катастрофой президент Стоцкий — слабая, временная фигура, поставленная "на трон" ради внешнего соблюдения демократических норм, цена которым в современном мире — копейка.

По-настоящему волнуется премьер-министр Чегоданов: он уже был президентом два срока и снова желает стать им. Отчасти ради себя: автор не скрывает, что грехов и ошибок у Чегоданова много, смешение амбиций и подчас нарастающего безволия в борьбе со злом создают не самый лучший коктейль. И все же — ради страны: политический Олимп пуст до смертельного уныния. Если Чегоданов не превратится в национального лидера, только вороны и волки будут хозяевами бескрайних российских пространств. Градобоев — кукла американского театра — пришел бы к власти. Чегоданов, одолеваемый аргументированным отчаянием, был близок к поражению.

Врагов России, демонизированных Прохановым в образах отвратительных нелюдей, столько, что Болотная площадь вот-вот станет многомиллионной могилой.

Но есть в романе истинно главный герой — не президент, не глава силовых структур. Человек, способный в одиночку придумать и воплотить благую провокацию, которая отправит Градобоева в ад, а Чегоданова трансформирует в русского монарха. Зовут героя Андрей Бекетов. Это идеальный герой прохановского мира: плачет об ушедших родителях, сталкивает лбами врагов, самозабвенно любит женщину, спасает Россию. Мужественность, хитрый ум творца истории и открытость духовным переживаниям — вот составляющие настоящего борца. Бекетову знакомы "молчаливые и слезные переживания", что не мешает "исповедовать религию государства, которое было для него божеством". Бекетов "верил в райские сады на земле, верил в райскую мечту о Царстве Божием на земле", он "заставил слепую историю следовать в заданном направлении".

Бекетов теряет любимую женщину Елену, от его услуг отказывается Чегоданов, решивший стать самостоятельным правителем. Но — в контексте разрастающегося драматизма — сделано главное: у Градобоева пуля во лбу, а Чегоданов теперь не просто лидер, а "избранник Божий, несущий в руках икону Русской Победы".

В романе много густой, кипящей материи. Есть и "осетровая уха", и "телячий стейк", и "золотистое шабли". Главное, впрочем, в ином. Роман для Проханова — магический диалог с властью, литературное колдовство, призванное родить лидера и масштабное событие.

"Завтра" — основное время в прохановских текстах, позволяющее автору верить в "Русское Чудо" и "Русскую Победу". Никто в отечественной словесности — кроме Проханова — не верил, что вернется Крым.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x