РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДУЩЕЙ РОССИИ
Продолжаем разговор, начатый в предыдущей статье. Итак, должны происходить два взаимосвязанных процесса. Во-первых, идет разработка всех составных частей программного документа, выражающего новый русский цивилизационный проект и во- вторых идет собирание и консолидация национально-патриотического движения, а в перспективе это должно привести к созыву народного собора. Созыв собора должен быть тщательно и всесторонне подготовлен. Это не должно быть неким началом нового движения, а это должно быть результатом большой теоретической, идеологической и организационной работы иначе можно только дискредитировать саму идею и вызвать разочарование среди всех возможных союзников и единомышленников.
Давайте рассмотрим теперь получше вопрос о том, какой должна быть позиция верующих людей по их участию в политической деятельности и вообще, какой должна быть позиция Русской Православной Церкви в сегодняшних реалиях.
Мысль о том, что русское будущее немыслимо без опоры на Православие, вряд ли кто сможет открыто оспаривать. За исключением, конечно, таких одиозных партий, как «Парнас», «Реформатора» Б. Немцова или «Гражданская инициатива, олигарха Прохорова и им подобных. Бурный поток исторических событий на протяжении всех веков русской истории не смог разрушить нашу церковь, она как была, так и остается обладать всей благодатной полнотой и духовным совершенством, в ней есть все необходимое для спасения души человека, для духовного окормления и вразумления своей паствы. Проблемы и разногласия начинаются тогда, когда люди непосредственно переходят к практике сегодняшней жизни. Создав общество, в котором все продается и покупается, в котором стремятся получить максимальную прибыль любой ценой, обман, коррупция, рейдерство – стали нормой и стандартом. Возникает фундаментальный, принципиальный вопрос. Удастся или нет нынешним правителям, создать в России »нового человека» американского подобия; удастся или нет сформировать культ потребительства и соответственно отменить нравственно-духовные мотивации человеческих отношений, расчистив место для тотального господства вещественных ценностей. От этого зависит будущее страны.
И возникает следующий вопрос. Как мы должны представлять себе православного христианина живущего в этих условиях. Должен ли он безмолвно смиряться со всем творимым беззаконием. Должен ли он согласиться с утверждением что христианство, якобы учит людей только терпению, милосердию и непротивлению злому или только тому, чтобы любить врагов своих.
А где-то сложилось и такое видение, что христианство представляет собой некое беспринципное и аморфное вероучение, что оно требует опять таки такого смирения, что если тебя ударили по левой щеке, то подставь и правую и ничего более и т.п.
Все это конечно неправда, все это злонамеренная ложь, клевета и подмена понятий. Церковь наша по учению святых отцов, является воинствующей и никого мира со злом не допускает.
Поэтому верующий человек соблюдая главнейшую заповедь христианства о любви, любви к Богу и своему ближнему, не может закрывать глаза на процессы, которые идут вразрез с этим евангельским учением. Он не может согласиться с творимым злом и несправедливостью, не может не замечать страдания людей и человеческие грехи и не может мириться со всем подряд и заниматься всепрощением. Наш великий русский подвижник Православия Московский митрополит Филарет (Дроздов) учил, что христианин должен любить врагов, но врагов именно своих, гнушаться врагами Божиими и сокрушать врагов Отечества. Такой призыв означает для нас ни в коем случае не быть равнодушным к судьбе своей страны, которая при нашем, можно выразиться резко, преступном попустительстве может быть разрушена. И если рассматривать историю России не предвзято, не в угоду всяким расплодившимся идеологическим штампам, мы увидим, что на протяжении всей тысячелетней истории именно Русская Православная Церковь утверждала в народе такие религиозно-нравственные устои, которые сформировали жизнь и, личную, и семейную и, государственную и, все мировоззрение русского человека. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал об этом так: «Церковная основа русского бытия сокрыта в самом сердце России, в самых глубоких корнях мироощущения…, дабы стало ясно: то, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия. Вполне допуская их личную благонамеренность и честность, надо все же ясно понимать – такой путь ведет в тупик. Лишенное религиозно-нравственных опор, национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь. И то и другое для России – гибель. Не видеть этой опасности может лишь слепой.
«Патриоты», клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, - любят какую-то другую страну, которую они сами себе придумали».
Хочу обратить внимание, что я и дальше намеренно много буду цитировать святых угодников Божиих и учителей христианской церкви, чтобы можно было лучше понять суть поднимаемых вопросов и узнать обо всем побольше, что называется из первоисточника. О митрополите же Иоанне хочу сказать несколько отдельно, поскольку он вобщем-то наш современник. Русские люди должны хорошо его помнить и знать, что то, что он успел сказать и написать нисколько не устаревает, это по-настоящему кладезь вероучения и неисчерпаемый источник мысли и вдохновения для всех кто пытается разобраться в происходящих событиях, кто пытается найти свое место на земле и в нашей России. Он воистину стал молитвенником Земли русской. Его проповеди, статьи, беседы и труды, как никакие другие глубоко раскрывают причины очередной русской смуты и тайны беззакония в России, разъясняют характер трагедии Великой Державы и смысл русской истории. Благодаря своим трудам владыка является настоящим духовным лидером православно-патриотических сил России. Пока наша земля рождает таких благодатных пастырей, значит, есть надежда, что Россия выстоит, что наше дело не пропало, и не будем отчаиваться.
Я помню, какое огромное, просто невероятно просветляющее влияние оказал на меня лично в 1991 году митрополит Иоанн. Я, почти кандидат философских наук, вдруг как бы увидел себя со стороны и все мои познания к тому времени показались столь незначительными, что глаза как будто открылись, жизнь как бы разделилась на две части, и первую из них я стал осознавать как период религиозной и нравственной глухоты.
Поэтому вполне определенно можно, сегодня утверждать, что мы по преимуществу именно сами со своими страстями и пороками, своей беспринципностью и бессовестностью, завистью и лицемерием горим алчностью и хвалимся «умением жить», утопая в пьянстве и разврате - являемся причиной всех бед свалившихся на страну.
Так что пока не воспрянем, пока не очистимся и не загладим свое беззаконие, не будет всем прощения за попустительство бесовщины и нечисти на нашей земле. И не будет нам прощения от наших славных предков, если пустим по ветру оставленные нам в наследство великое, Богом данное Отечество. Я прошу прощения, что во многом где-то приходится повторять слова и мысли владыки Иоанна, но выходит так, что просто лучше и не скажешь и не придумаешь.
А что сказать в данном случае о тех русских людях, которые не считают себя «воцерковленными» или даже неверующими, а таких сегодня не мало. На самом деле все не так уж плохо, как может показаться при первом взгляде. В большинстве случаев они мыслят и поступают как вполне православные (это подтверждают и социологические исследования) только им не хватает личного духовно-религиозного опыта, не хватает спасительных знаний, которые имеются в Церкви. Люди в подавляющем большинстве своем уже осознали, как жестоко их обманули лукавые вожди от демократии, в глубине сознания у человека уже давно созрели мучительные вопросы: где же, правда? Где справедливость? Кто укажет им путь выхода их этого безумного и бездушного мира? Вот тут-то и возникает задача для каждого мыслящего русского патриота разъяснять людям ту очевидную истину, что вопросы русского возрождения – это, прежде всего вопросы национально-религиозного характера, здесь хранится ключ к решению всех наших проблем. Вот как такую ситуацию описывал священник Дмитрий Дудко: «Говорят, христианин не должен быть политиком,- правильно! Но реакция на правду и на зло, это не просто политика, а показатель того, что ты живой человек, и не равнодушен ко всему. Наоборот, не реагирующий – это то и политик, только лично для себя, моя хата с краю, ничего не знаю. Допустим, свое благополучие, что это – политика или что-то другое? Это политика чистой марки и есть.
О, если б ты был холоден или горяч, но поскольку равнодушен, извергну тебя, сказано в Апокалипсисе, это грех лжи и не любви к окружающим».
И вот теперь будет интересно несколько взглянуть каким путем идет Запад со своим техническим прогрессом и всей своей мощью, глобально моделирует грех как норму человеческого поведения. На гей-парады в столицах Европы выходит до миллиона человек, что демонстрирует практически полную утрату христианских ценностей в массовом сознании людей, и это стирает границу между добром и злом.
Цитирую священника Д.Дудко: «Нормальный человек о сексе не будет говорить во всеуслышание, это может сказать он только на исповеди. Оттого и упадок искусства, литература деградировала, то, что ее не читают – это показатель низкого нравственного развития.… На Западе вообще нет культуры, потому, что во главу поставлен секс, у них нет понятии греха.
Человек без понятия греха, не умеющий каяться, вообще о культуре говорить не может. Все эти разговоры, которые поднимаются сейчас, хотят нравственно убить общество, привести к гибели.
Человек, во главу поставивший бизнес, ничего существенного создать не может, он только приближает собственную гибель…
У людей перевернутое сознание: раз есть секс в нашей природе, то мол, нечего стесняться, надо раскрывать и не считать чем-то преступным. Более того, от этого выводят культуру, это уже полный маразм. Культура только от покаяния, нельзя грех ставить в норму, нельзя болезнь считать нормой.
Вообще разговор на такие темы во всеуслышание – уже духовное преступление. О сексе можно говорить, только раскаиваясь, без раскаяния секс аномалия. Воздержанность, трезвость! – вот что норма».
Началось, конечно, все это не сегодня. В этом смысле «предтечей» капиталистического мировоззрения явился протестантизм с его догматом о божественном призвании, который впервые сформулировал М.Лютер. Согласно этому определению, единственным средством стать угодным Богу, считается не пренебрежение «мирскими радостями» и высокая аскеза, а исключительное выполнение своих земных обязанностей, которые определены для каждого человека. По сути, главное здесь то, что протестантизм религию и веру приспосабливает к своему экономическому развитию и тем самым свою грязно-торгашескую и промышленную политику, а по сути, также и эксплуататорскую, грабительную, ростовщическую и колониальную оправдывает как богоугодные человеческие устремления, освящая в принципе капиталистический образ жизни. Ж.Кальвин пошел еще дальше и дополнил эту доктрину тем, что обосновал учение о божественном предопределении каждого человека в его жизни: одни пойдут ко спасению, а другие – к гибели. Причем критерием избранности является земной успех и его достижение есть лучший способ проверки своего спасения. То есть, чем больше у человека денег, чем больше его капитал, тем больше у него уверенности в его богоизбранности.
И вот когда еще многие граждане нашей страны по-прежнему восхищаются западным изобилием и порядком они не понимают, что все это куплено дорогой ценой превращения человека в «одномерное» существо, в заложника его собственной экономической активности. При виде сияющих витрин иномарок сознание человека как бы закрывает глаза на факт, что эта роскошь означает не что иное, как красивую обертку (упаковку) и ничего более. При этом надо же всегда учитывать, что мощь и изобилие западного мира в значительной степени держится на ограблении стран третьего мира, куда теперь записана и Россия. В существующем глобальном мире это плачевная участь всех, кто не относится к «Золотому миллиарду», всех кто выступает в роли дойной коровы и является источником сырья и дешевой рабочей силы. А изобилие и самодовольство западной цивилизации подобны блудливой ухмылке некоего высокопарного сноба, который насытился всем, чем хотел и теперь он может быть щедр, благотворителен, может помогать беднякам, может повышать жалование слугам, может устраивать праздники и содержать театры. Современный транснациональный капитализм заинтересован в человеке только как в идеально управляемом потребителе – ни вера, ни наука, ни культура, ни честь и не совесть его совершенно не интересуют.
«Обладание – вот смысл жизни, навязываемый человеку капитализмом. Иначе говоря, в условиях капитализма человек живет для того чтобы есть, но не ест для того, чтобы жить,- писал Рудольф Лившиц, знаток проблемы.- Потребительство – вот главный императив буржуазного образа жизни, вот альфа и омега всего буржуазного мироустройства. Современный капитализм не может существовать, не разжигая у людей жажды обладания…
Десятки, сотни раз в течение дня, бесцеремонно врываясь в любую передачу, реклама возбуждает в нас потребительские вожделения. Человек засыпает с мыслью о том, что он чего-то не купил, и пробуждается, думая о том, как бы ему найти средства на новую покупку. Потребительство – истинная религия капитализма. Супермаркеты – вот храмы этой новой религии. Шопинг – вот ее ритуал, ее месса».
Так вот если на Западе основой жизни стал протестантизм и целая система модерна и гуманизма, поставившая в центр вместо Бога человека (об этом последнем несколько, ниже), то в России всегда было Православие, которое определило и культуру, и мировоззрение, всю хозяйственную деятельность. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». (2 фес. 3:10) – так написано в Священном Писании, эти слова сказал святой первоверховный апостол Павел, и они являются основанием для хозяйственно-экономических воззрений христианства.
Если говорить современным языком, эти слова апостола Павла означают, что Церковь должна благословлять, лишь производительный труд, что нормальной с точки зрения христианства, является только такая хозяйственно-экономическая организация общества, в центре которой находится производитель материальных благ и товаров.
Великий христианский учитель Иоанн Златоуст, призывая верующих последовать примеру апостолов и объединить все свое имущество, говорил так: «Скажи мне: любовь ли родила нестяжание или нестяжание – любовь? Мне кажется, любовь – нестяжание, которое укрепляло ее еще более…. У первых христиан… от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя, но отдавая все, не считали что-либо за свое. Они изгнали из среды себя неравенство. Приносили все к ногам апостолов и предоставляли им быть распорядителями, так что издержки делились уже из общего имения, а не как из своего….
Если бы так было и теперь…. Пусть все продадут все, что имеют, и принесут на средину…. Сколько, думаете, было бы собрано золота? И сказать нельзя…. А при общем содержании и за общим столом, конечно, не потребовалось бы больших издержек.
Что же, скажут, мы будем делать, когда истратим свои средства? Ужели ты думаешь, что можно когда-нибудь дойти до этого состояния? Не в тысячи ли раз больше была бы благодать Божия? Не сделали бы мы землю небом? Если между малым числом первохристиан это совершалось с такою славою, и никто из них не жаловался на бедность, то не тем ли более в нынешнем нашем множестве?
Разделение всегда производит убыток, а единомыслие и согласие – прибыль. Так живут в монастырях, как жили все некогда верные. И умер ли кто с голода? А теперь люди боятся этого больше, нежели броситься в море. Но если бы мы сделали опыт, отважились бы на это дело, какая была бы благодать?
И остался ли бы тогда кто язычником? Я, по крайней мере, думаю, никто: таким образом, мы всех склонили бы и привлекли бы к себе».
Слова Златоуста поражают своей неожиданной ясностью и простотой. Как современно они указывают, что именно любовь должна порождать нестяжание, а нестяжание ее еще больше укрепляет, как это глубоко вскрывает язвы сегодняшней жизни, и что причиной этого является оскудение в нас любви. Как хорошо разъясняет он и что должна значить для христианина общая собственность и чем привлекать язычников на свою сторону и т.д.
Нравственное содержание труда как религиозного служения – это второе основополагающее утверждение христианства. Оно категорически не приемлет понимания богатства и получение прибыли как главной цели производственно-экономической или любой другой деятельности. Другой известный христианский учитель Церкви святитель Григорий Богослов так писал об этом: «Для чего не спешим, пока еще есть время, помогать сродникам нашим по естеству? Для чего предаемся неге, видя бедствия наших братьев? Не дай мне Бог жить богато, когда они нуждаются, ни наслаждаются здоровьем, когда не окажу помощи к уврачеванию ран, ни иметь достаточно пищи, ни одежды, ни покойного крова, когда не разделяю с ними хлеба, не снабжу их по возможности одеждой и не упокою под моим кровом! Ибо нам должно – или все оставить для Христа,… или разделить свое имущество с Христом, дабы и само обладание имуществом освятилось через то, что мы будем обладать им, как должно и соучастниками в нем будут неимущие».
Окормляемый своей Церковью русский народ в течение десяти веков своей истории именно этими взглядами руководствовался в своей хозяйственно-экономической деятельности. Так, к примеру, идеалы христианской этики нашли свое отражение в великолепном памятнике русской культуры шестнадцатого века – «Домострое». Наряду с вопросами духовного устройства, религиозных обычаев, семейных традиций книга содержит многочисленные наставления о том, как следует вести хозяйство, отражает традиционные для нашей страны нравственные устои: «Лучше не грабить, чем давать милостыню. Добытое неправедно отдай обиженному, - это лучше милостыни, а Богу приятна милостыня от честного прибытка и от добрых дел». О необходимости честного, добросовестного труда: «Люди торговые и мастеровые, и земледельцы… пусть торгуют и промышляют нажитыми праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю…. Надобно каждому человеку избегать… неправедной наживы, жить по силе своей, и по достатку, и расчетливо на прибыль от законных средств. Ибо такая жизнь благоприятна и богоугодна, и похвальна от людей, и надежда и себе и детям».
И даже если вспомнить уже начало двадцатого века, когда в России уже бурно развивался капитализм, по-прежнему большое влияние имели духовно-нравственные принципы ведения дела. Можно вспомнить, к примеру, газету деловых кругов до революции 1917 года «Биржевые ведомости», эпиграфом к которой были слова: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».
Я думаю, что после всего сказанного, и после всего того, что мы все увидели и почувствовали на себе, что такое есть на самом деле капитализм (а надо отметить, что четыре поколения советских людей, выросших за годы советской власти, это забыли) можно утверждать, что экономическая политика, проводимая сегодня в России не только не имеет никакого отношения к христианским нормам морали и нравственности, но она подавила и разрушила всю русскую национальную государственность, идет дикий развал и разорение экономики и дехристинизация всех форм общественной жизни. «Россия – колония США» - теперь об этом многие кричат открыто. Все факты налицо. Наш Центробанк – всего лишь валютный обменник, филиал Федеральной резервной системы, известно всем. Наша «Элита» - их элита, откровенно признают сами американские аналитики. Высшая школа экономики, являясь одним из главных идеологов и организаторов коварных и безнравственных планов удушения страны, беззастенчиво правит бал, а диктатура оффшорного меньшинства против народного большинства уже установлена. И это происходит в условиях, когда в конституции официально запрещена государственная идеология. Это значит только то, что данное положение является фикцией. И вот уже по данным одного швейцарского банка 110 семейств в стране контролируют 35% национального богатства России. Но я смею предполагать, что этот процент гораздо выше. Если исходить из факта, что реальная власть в стране принадлежит финансовой и компрадорской олигархии, то и вся социально-экономическая жизнь страны управляется ими. В свое время еще великий Аристотель утверждал, что не важно кому вещь принадлежит, важно как она используется. И получается так, что вся якобы государственная собственность, совсем таковою не является на самом деле. И если еще продолжают существовать такие крупные государственные структуры как «Газпром» или «Роснефть» и им подобные, то это еще совершенно не значит, что они функционируют в интересах всего общества и государства. Хотя и это не устраивает либералов, они по-прежнему усматривают в этом какой-то изъян, как помеху в работе рынка. Что еще можно сказать по этому поводу. Посмотрим внимательнее, а как работают сами эти современные представители крупного бизнеса. Классика нашей экономической политики сегодня – приватизация прибыли и национализация убытков. Накопили, к примеру, долгов три крупнейшие олигархические структуры «Мечел», «Русал» и «Евраз» и государство выплачивает за них 62 миллиарда рублей – это было совсем недавно – в декабре 2013 года. А ведь есть еще и другие должники…. После этого «капитаны большого бизнеса», входящие в число богатейших людей мира, могут позволить себе новые кредиты. Разве допустимо бюджетными деньгами гасить долги наших так называемых «эффективных собственников». Но получается так, что либералы во власти озадачены только этим. И как можно после этого оценивать 300-500 рублей добавки к пенсии пенсионерам или 50 миллиардов, выделенные для помощи моногородам, а их больше 300 и проживает в них 16 миллионов человек или 40 миллиардов рублей выделенных пострадавшим от наводнений? Сравним их с 62 миллиардами выделенными трем олигархам и получим просто издевку властей над простыми людьми. Продолжаем далее, стоимость правительственной программы подготовки Сочи к Олимпиаде выросла почти в 5 раз = до 1,5 триллионов рублей, а сегодня уже известно, что это далеко не последние цифры. Чтобы выиграть тендеры, олигархи вначале занижают проектно-сметную документацию, а затем требуют пересмотра заключенных договоров, предоставления налоговых льгот, снижения тарифов и т.д. Надо ли теперь удивляться, что ряд бизнесменов захотели недавно, чтобы бюджет страны покрыл 170 из 242 миллиардов рублей, потраченных ими на возведение так называемых «коммерческих» объектов Олимпиады. Я думаю, что можно не сомневаться, что правительство Медведева их выделит. А как работают такие фирмы как «Роснано», фонд Сколково, которые подвергались проверке со стороны счетной палаты РФ. Даже тот минимум информации, который попал в прессу, позволяет предполагать о весьма больших средствах, которые непонятно как израсходованы. Эти примеры можно множить и множить. А вывод, какой? Как ни пытаются пыжиться нынешние компрадоры и либералы, но явно выглядят они как типичные недоумки и отщепенцы. Это – суррогатная элита рождена и выращена вне смыслового ядра национального и общественного организма и она должна быть отторгнута. Она вся как коллективный Лжедмитрий или коллективный извращенец извергающий потоки словесной чепухи, пиара и примитивных поучений. Это смесь цинизма и наглости, лицемерия и демагогии просто ошеломляет, когда видишь их на телеэкране и т.д.
Недавно известный ученый-экономист М.Делягин со всей прямотой заявил, что власть имущие сегодня «не смогут сделать ничего, кроме обогащения спекулянтов и разрушения жизни всех остальных. Они тащат нас в ад, и, опираясь на мощь государства, имеют все возможности довести свое дело до конца».
Разумеется, эти люди не верят в Россию, их родина далеко отсюда, но при этом глубоко убеждены: им за то, что они делают, ничего не будет. Ни при жизни – это психология временщика и мафиози, ни после смерти – потому что в Бога они не верят, несмотря на их якобы «благотворительность и «жертвования» на храмы, стояния со свечами на богослужениях и т.п.
И вот в таких условиях наша РПЦ попадает как бы в странную и противоречивую ситуацию. С одной стороны существует полная свобода для ее деятельности: строятся новые храмы, восстанавливаются старые, проповедь никто не запрещает, наоборот сняты все ограничения и даже звучат голоса сделать из Православия новую идеологию для страны, а с другой стороны, я уже говорил об этом ранее, главенствующее положение западного либерализма и реалии капиталистической действительности приходят в полное противоречие с христианской системой ценностей. Возможен ли какой-то союз у Церкви с нынешними властями или по крайней мере какая-то совместная деятельность в реальной социально-экономической обстановке или Церковь будет молчаливо присутствовать при этом и тем самым как бы оправдывать все происходящее. Думаю, что никакой капитализм с «человеческим лицом» в принципе невозможен и в лучшем случае вывеска «Православного предпринимательства» приведет к протестантизму и соответственно измене духовным ценностям Православия. Священник Дмитрий Дудко, лет 15 назад еще, написал: Мы коммунизм приспособили к христианству, не случайно у коммунистов установка была чисто христианская: человек брат, друг, товарищ, все имущество – общее. А реформы с бизнесом мы не принимаем, а те, которые принимают, они и не русские, смотрят на Запад».