Воистину, нам досталась нелегкая доля, но все же мы – счастливые люди. Это так потому, что:
Во славу Божию жить для России – наша забота и цель; Во славу Божию бороться с ее врагами – наш священный сыновний долг; Во славу Божию умереть за Россию – наше святое право! Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычев)
Размышления о будущем России
Когда я об этом размышляю, передо мной встают как бы две проблемы, возникают два направления мысли, которые следует рассмотреть. Они безусловно связаны между собой и каждая должна решаться в тесной взаимосвязи.
С одной стороны, сегодня мы имеем практически полный провал либерального проекта, навязанного России, и, соответственно, «ореол» учености и цивилизованности, который навесили на себя его представители, почти полностью испарился. Жизнь вывела этих либералов «на свет» и они стали представлять из себя жалких и отвратительных тварей. При этом не важно в какой ипостаси они себя представляют: будь это бизнесмен, олигарх или какой-нибудь ученый, журналист или политик.
Это становится понятным уже пожалуй для большинства населения страны. И только мощная финансовая поддержка их как внутри страны, так из-за рубежа, полностью подконтрольные им СМИ и креатуры в правительстве не дают избавиться от этой «грязной и липкой массы», опутавшей всю страну. Здесь невольно вспоминается известное определение либерала в России, данное еще Достоевским, определившем его как человека, который ненавидит свою страну.
И все же не это самое главное на сегодняшний день, не это спутало и связало энергию и силу людей, не это заставляет нас мириться и опускаться все ниже и ниже. Мы видим, что несмотря на все происшедшее со страной, несмотря на эти 20 с лишним лет перестройки и реформирования, несмотря на испепеляющую политику властей (причем властей видимых и невидимых) у нас сохранились и к ним добавились много новых, ярких и талантливых ученых, специалистов, политиков, журналистов, искренне болеющих за свою страну. Они основательно разбираются во всех областях общественно-политической жизни и потому их боятся российские либеральные СМИ (в частности, их очень редко приглашают на свои программы).
И первая проблема заключается в следующем: почему такое большое количество наших людей, почему такая огромная потенциальная сила не переходит в новое качество? Я имею в виду то, что это количество по преимуществу остается распыленным и почти никак организационно не оформленным и потому слабо влияющим на политику страны.
Время пришло. Надо решиться и решать эту проблему, надо наращивать усилия и двигаться в этом направлении. Никто не может сидеть в стороне, если он на самом деле является патриотом, а не какой-то подставной фигурой.
Да, опасность такая реальна и об этом надо всегда помнить. Однако это не должно мешать делать общее дело. Именно оно, конкретное общее дело как раз лучше всего и поможет выяснить кто есть кто на самом деле. Это совместное делание выявит тех, кто ценит прежде всего самого себя, кто не в состоянии преодолеть собственные амбиции и кто должен уступить дорогу тем, кто способен действовать в общем строю, кто способен идти сам и вести за собой других.
Можно много перечислять разные издания, например газета «Завтра», «Литературная газета», журнал «Наш современник», газета «Советская Россия» и другие издания, можно назвать и разные партии, объединения, союзы и аналитические центры и т.д., где заявляют о себе настоящие бойцы-патриоты. И если им дать возможность выступить в открытой дискуссии с представителями либералов, то последние будут выглядеть весьма слабыми специалистами и никудышными профессионалами. Они так привыкли за эти 20 лет все реформировать, то есть разрушать и разваливать, все приватизировать, то есть воровать и присваивать, и никогда ни за что не отвечать, что ни у кого не вызывает сомнения истинный смысл их разглагольствования. Кстати, пожалуй будет не простительно, если не воспользоваться сегодня такой благоприятной возможностью, чтобы скинуть их с пьедестала.
Так что же все-таки мешает нам организовать общенациональное дело. При первом взгляде на это вопрос большинство кажется готовы. Ан нет, пока не получается. Просто как некотором парадоксе, о котором когда-то рассказывал А. Зиновьев. Посмотрите, говорил он на Германию – там каждый второй или третий немец выглядит как глуповатый человек, а в России наоборот, каждый второй или третий это способный и талантливый человек. Но в целом, если рассмотреть ситуации, получается, что Германия – это цивилизованная страна, а Россия – это не то, чтобы нация дураков, однако выразить свои национальные интересы не может.
Смею утверждать, что не страх и не равнодушие мешают нам (хотя это тоже имеет место быть), а зачастую свое собственное чрезмерно раздутое «я», свое собственное высокое самомнение, порой свое мнимое благополучие и нежелание нести на своих плечах общую ношу, помогая при этом другим, неумение или неспособность брать на себя ответственность за порученное дело, неспособность проявлять жертвенность и поступаться своими частными интересами. По всей видимости есть у нас такая боязнь узнать истинные причины нашей болезни, потому, что многие заразились духом потребительства, потому что любовь к ближнему зачастую подменяется общими декларативными заявлениями. Но наш оптимизм здесь в том, что раз мы осознали свои болезни, значит вместе найдем и средства их врачевания и каждый должен начинать с самого себя, со своей личности. Иначе мы не преодолеем недоверие к друг другу и все наши знания и таланты будут мало чего стоять, а все наши благие пожелания и намерения будут «висеть в воздухе».
Один русский философ еще давно заметил, что любить Россию это не значит целовать березки, а это значит уметь служить общему делу, служить именно лучшим представителям своего народа, своим лидерам, творцам и художникам и соответственно помогать им в работе, занимая подобающее себе место, а не увлекаться проходимцами и христопродавцами, наподобие Жириновского и Навального. Страна, которая не почитает свои святыни и не помнит своих героев – обречена. Реально же мы сегодня наблюдаем, что те кто повседневно мелькает у нас на телеэкранах, кто оккупировал информационное пространство, кто присутствует в рейтингах, в экономике, финансах, литературе и искусстве в качестве бизнесменов, ученых и экспертов, кто получает всякие почетные звания, награды и премии – это постоянно одна и таже «тусовка». Никого отношения к реальной жизни и культуре русского народа, его повседневным нуждам и заботам она не имеет. Оторопь берет, как может такое происходить и как сложилось столь вопиющие безобразие. Поэтому с железной необходимостью патриоты должны преодолеть свои нестроения и раздробленность и стать способными выражать единую волю своего народа. Это совершенно не предполагает, чтобы все патриоты были подстрижены под одну гребенку или превратились в неких «оловянных солдатиков». Это означает только то, что мы должны хорошо осознавать свою роль и значение в строительстве новой России, которая у всех одна.
И вот теперь я перехожу ко второй проблеме, о которой говорилось выше. Проблема заключается в том, что национально-патриотические силы должны предложить народу такой проект развития страны, чтобы вокруг него смогли объединиться все нации и народности, чтобы эта новая программа затронула миллионы человеческих сердец и смогла бы вызвать необычайно сильный духовный подъем. Такой проект может быть только один, когда во главу угла мы будем ставить Бога, тогда и все остальное приложиться. Сегодня все эти идеи носятся в воздухе, уже многое что написано и сказано и что важно, уже претворяется на практике. К примеру, не очень давно началась деятельность нового общественного движения «Русский лад», призванного по мысли коммунистов объединить всех русских патриотов, независимо от их мировоззренческих и политических позиций. Успешно решает проблемы объединения патриотических и интеллектуальных сил страны «Изборский клуб», действующий при газете «Завтра» во главе с главным редактором А. Прохановым. Так что движение в этом отношении наметилось правильное. теперь важно следующее – чтобы идеология национального возрождения действительно выстраивалась на базе Православия. Будущее политическое, финансово-экономическое, правововое, социально-культурное, будущее системы должны быть разработаны и представлены так, чтобы они не расходились с основными базовым ценностями, выработанными РПЦ за свою более чем тысячелетнюю историю. К ним надо отнести вопросы понимания добра и зла, понятия справедливости, правды и лжи, света и тьмы, и что особенно ценно, принимали и учитывали христианское учение о первородной и личной греховности человека, неизбежной при любом социальном строе. Безусловно, что эти сложнейшие проблемы носят глубокий мировоззренческий характер, но это должно придавать только новые силы и убежденность, что мы стоим на правильном пути.
Второе начало новой идеологии социалистическое/коммунистическое учение. Сколько же мы всего увидели и услышали за последние двадцать с лишним лет, сколько лжи и грязи было вылито на советское прошлое, а ведь практически на сегодняшний день у либералов не так много, что получилось, и по всем направлениям жизни страны наметился противоположный тренд. Октябрьская революция 1917 года показала такое мощное и благотворное воздействие на весь ход исторических событий, что весь мир все человечество оказались радикально преображенными. И как ни стараются наши враги вытравить у людей правду о советском периоде, как ни проклинают тоталитарный советский режим и ставят знак равенства между фашизмом и коммунизмом почти ничего сегодня не срабатывает. Коммунизм в России впитал в себя всю духовную правду русского народа и постепенно русифицировал марксизм-лениннизм до такой степени, что сделал из него фактически новое учение. И совершенно прав был Н. Бердяев, сказав, что третий Рим стал третьим интернационалом. К сожалению, в какой-то момент после смерти Сталина процесс дальнейшей русификации марксизма был прерван. Именно поэтому многие принципы организации жизнеустройства в советское время вполне успешно могут быть востребованы в новых условиях и они помогут вывести страну из тупика, в который она попала в результате необуржуазной революции конца XX века. Любой капитализм вообще, а тем более наш периферийный, олигархически-компрадорский в особенности, имеет антихристианский характер
И наконец, я обозначаю третье начало новой идеологии – это национализм. В связи с этим последним я полагаю очень многие не смогут его принять или отнесутся к нему с большим сомнением. Хочу сазу сказать, чтобы не делали поспешных выводов. Действительно, у нас сейчас так запугали людей и так запутали это понятие, что стали приравнивать его к некоему расизму, фашизму или экстремизму. Тем более, что все мы знаем, что гитлеровская партия называлась национал-социалистическая. Все это делалось и продолжает делаться неслучайно. Это глубоко продуманная стратегия, извращающая суть дела и его содержание. Никакого отношения гитлеровская партия к социализму и национализму не имела. Это ложь и обман с целью скрыть правду от народа о своей хищнической, колониальной и империалистической политике. Обо всем этом очень хорошо говорил Сталин в докладе от 6 ноября 1941 года : «Можно ли считать гитлеровцев националистами? Нет, нельзя. На самом деле гитлеровцы являются теперь не националистами, а империалистами. Пока они занимались собиранием немецких земель … их можно было с известным основанием считать националистами. Но после того, как они … стали добиваться мирового господства, гитлеровская партия перестала быть националистической, ибо она с этого момента стала партией империалистической, захватнической, угнетательской… И если эти огалтелые империалисты и злейшие реакционеры все еще продолжают рядиться в тогу «националистов и социалистов», то это они делают для того, чтобы обмануть народ, одурачить простаков и прикрыть флагом «национализма и социализма» свою разбойничью, империалистическую сущность».
Надо подчеркнуть, что проблема понимания и осмысления национального фактора в политике и жизни любого народа играла и продолжает играть важнейшую роль при выработке как идеологии, так и практической программы действий для всех политических партий. Об этом четко и ясно писал в свое время русский философ И. Ильин, об этом же подробно и основательно писал, а лучше сказать пророчески говорил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) уже в наше время и многие другие. Я же, если говорить коротко, специально подчеркнуть следующее. Русский национализм никогда не носил агрессивного и захватнического характера и никогда не приводил к порабощению других народов. И только потому русский народ смог построить такую огромную империю, в которой мирно уживались десятки и сотни разных народов и национальностей. И что еще важно, русский национализм всегда носил консервативно-охранительный характер в отличие, скажем, от западно-европейского его проявления. И пока русский народ сохранял в себе свою веру, культуру и самобытность он был силен и непобедим, а все другие народы находились под его защитой и никто не разбегался по «национальным квартирам». Вот таким путем я и предлагаю выстраивать идеологию русского возрождения или нового русского проекта по обустройству страны. Может быть так, что это покажется несколько упрощенным подходом к данной проблематике, но я нисколько не сомневаюсь в том, что каждый из вопросов и проблем, поднятых в данной статье может быть и далее глубоко и всесторонне развернут и наполнен самой широкой информацией и анализом. И таким образом мы видим, что новая русская идеология, по моему представлению, включает в себя следующую триаду «Православие. Социализм. Национализм». Здесь сразу же вспоминается старая русская формула, выдвинутая в свое время графом Уваровым «Православие. Самодержавие. Народность». Я считаю, что обе эти формулы очень близки друг другу и никаких противоречий между ними нет.
И в заключении я хочу подчеркнуть следующую мысль, что нельзя нам сегодня «плыть по огромному океану человеческой истории на корабле без ветрил, иначе у нас не будет никогда попутного ветра» как говорил в древности философ Сенека. Россия как империя строилась и собиралась по существу и своему содержанию как национально-религиозное государство. Этот факт неоспорим.
В. Акатов