Каждая цивилизация переживает взлеты и падения. В период упадка цивилизация может даже исчезнуть под давлением других цивилизаций. Подобная судьба постигла православную цивилизацию. История её падения может служить важным уроком для русской цивилизации. Поэтому крайне важно выявить истоки разгрома православной цивилизации и не допустить повторения подобных ошибок.
Православная цивилизация возникла в хаосе падения Римской империи. Основой для её формирования стала восточная часть Римской империи, которая смогла пережить процесс переселения народов. Более того после некоторого периода накопления сил новая империя при Юстиниане (527-565 гг.) сумела захватить королевство вандалов в северной Африке (533 г.), Италию и южную часть Испании (554 г.). Это был пик могущества Ромейской империи. После него она стала постепенно терять территории. Уже в 568 году в Италию вторглись лангобарды и захватили Ломбардию (Северная Италия). Началось также военное противостояние с Персидской державой, которое растянулось на полвека. В ходе первой (572-591 гг.) и второй (602-628 гг.) войн обе державы истощили друг друга, что позволило созданному арабами Халифату завоевать империю Сасанидов, а также Египет и Северную Африку. Одновременно с этим в VII веке происходит переселение славянских племен на Балканы, изменившее этнический состав населения, что еще более ослабило империю. Только в начале VIII века империя смогла избавиться от опасности арабского завоевания, но при этом её территория уменьшилась в несколько раз. В составе империи остались лишь юг Балкан и Малая Азия. В результате такого сокращения территории в период VII-VIII вв. греческий язык и культура становятся общепринятыми на всей территории государства, что запустило процесс формирования цивилизационного центра в виде Ромейской империи. Именно в этот период времени происходит обособление восточной ветви христианства от его западной части. Особенно ярко это проявилось после создания Каролингской империи, которая объявила себя наследницей Римской империи. В результате началось противостояние двух империй претендовавшие на наследство погибшей Римской империи. В этом противоборстве папство сделало свой выбор в пользу Империи Запада, то есть запустило процесс формирования католицизма, как духовной основы франкской цивилизации. В дальнейшем происходит расширение западной и православной цивилизации на территорию Восточной Европы путем экспансии католической и православной церкви. Этот процесс активно происходил на протяжении VIII – IX вв., когда народы Восточной Европе выбирали западный или восточный вариант христианства. После завершения процесса расширения цивилизаций Восточная Европа оказалась разделена на две части. Государства Балкан и Русь выбрали православие. Польша, Венгрия, Чехия в конечном итоге выбрали католичество. После раздела Восточной Европы произошло уже непосредственное соприкосновение католической и православной цивилизации, что спровоцировало уже новый виток конфликта между ними. В 1054 году длительное противостояние православия и католичества приводит к официальному расколу христианства, которое лишь оформило процесс размежевания запущенного в VIII веке. Причем инициатором формального разрыва стала именно католическая церковь, что было связано с происходящими в ней изменениями. В 1059 году в ходе вооруженной борьбы в католической церкви победила партия реформистов, которая стремилась добиться независимости церкви от светских феодалов и королевской власти. Фактически это означало превращение церкви в единую организацию, которая могла бы объединить западную цивилизацию. Осуществление этих стремлений католического духовенства сделало возможным осуществление внешней военной экспансии объединенного Запада. В условиях возрастания угрозы со стороны Запада конфронтация между католической и православной цивилизацией могла лишь усиливаться. Эта угроза материализовалась в ходе четвертого крестового похода. В ходе него западные крестоносцы захватили Константинополь и часть территории империи. На захваченной территории была образована Латинская империя. Этим Запад нанес смертельный удар Ромейской империи. Даже после изгнания захватчиков империя так и не смогла оправиться от нанесенного ущерба, что привело к её захвату турками. Более того падение центра православной цивилизации повлекло оккупацию всех православных стран Балкан, что ознаменовало собой разгром православной цивилизации.
Причин разгрома православной цивилизации было несколько. Самой важной из них было крайне неудачное географическое расположение православной цивилизации. После определения в VIII-X вв. границ православной цивилизации оказалось, что она расположена между двумя крайне агрессивными цивилизациями. (В меньшей степени это касалась Руси, но и она находилась между Западом и Степью.) Дело в том, что западная и исламская цивилизации признают войну, как вполне одобряемый с нравственной точки зрения способ своего расширения. Поэтому они представляют постоянную опасность для других цивилизаций. Агрессивное поглощение других цивилизаций в виде джихада заложено непосредственно в исламской доктрине. Использование этого положения на практике привело к захватническим войнам Халифата, которые как раз создали исламскую цивилизацию. Франкская цивилизация также всегда рассматривала агрессию, как приемлемый инструмент по отношению к другим народам. Так сразу после объединения Запада католической церковью последовала агрессия в виде крестовых походов. Именно католическая церковь объявила о начале первого крестового похода в 1095 году и стала его непосредственным организатором. Все последующие походы также в той или иной степени контролировались папской курией, что наглядно показывает агрессивную сущность франкской цивилизации. Нахождение между такими цивилизациями многократно увеличивало опасность для православной цивилизации, так как удары по ней могли последовать с обеих сторон. Так и произошло в реальности, когда сначала по Ромейской империи был нанесен удар со стороны Запада, а затем Балканы были захвачены Османской империей.
Второй причиной разгрома православной цивилизации было существование только одного центра цивилизации в виде Ромейской империи. Во многом это было вызвано небольшими размерами православной цивилизации, где кроме Руси и Ромейской империи все остальные православные страны были довольно небольшими государствами. Кроме того Ромейская империя была страной, которая как раз распространяла православие, а значит неизбежно становилась центром цивилизации. Превращению империи в центр цивилизации способствовало также наличие высокого уровня культуры доставшегося ей в наследство от Римской империи. Все эти причины в совокупности привели к превращению Ромейской империи в единственный центр православной цивилизации. Это сделало православную цивилизацию крайне уязвимой перед внешней агрессией, так как уничтожение центра сразу же наносило невосполнимый ущерб всей цивилизации. Так после уничтожения Ромейской империи все остальные православные страны Балкан оказались не в состоянии отразить исламскую угрозу, что предопределило разгром православной цивилизации.
Третьей причиной разгрома явилась пониженная агрессивность православной цивилизации. Это явилось следствием воздействия православия, которое в отличие от католицизма не рассматривало агрессию, как нравственно разрешенный способ навязывания своего учения. Конечно, светская власть и в православных странах прибегала к войне довольно часто, но это рассматривалось с точки зрения православия либо как вынужденная мера светской власти, либо как следствие греховности человеческой природы. Поэтому никогда православная церковь не организовывала захватнических войн и не понуждала к ним светскую власть. Такая пониженная агрессивность имела и обратную негативную сторону в виде невозможности увеличивать мощь цивилизации за счет военного расширения и превентивной ликвидации возникающих угроз исходящих от других цивилизаций. Воспользовавшись этим, исламская и католическая цивилизации оказывали постоянное давление на православную цивилизацию, что предопределило её стратегический проигрыш в условиях необходимости сопротивляться нападению с двух сторон, так как отсутствие экспансии означало отдачу инициативы в руки противника.
Четвертой причиной в силу особого значения Ромейской империи, как центра православной цивилизации, была нестабильность системы власти этого государства. Эта нестабильность была перенята у Римской империи, где переход от республики к империи был осуществлен на начальном этапе в виде военной диктатуры, что отложило неизгладимый отпечаток на всю последующее развитие системы власти. Власть императора базировалась, прежде всего, на лояльности армии, которая в Римской империи могла свергнуть непопулярного императора. Хотя сама фигура императора приравнивалась к божеству, но так как не существовало религии, охватывающей всех подданных империи и освещающей своим авторитетом систему власти, то формальная божественность императора никак не останавливала противников его власти. Ситуация ненамного изменилась после утверждения христианства в качестве государственной религии империи. В отсутствии подкрепленной обычаем передачи власти в рамках рода христианство не смогло изменить систему власти в направлении формирования устойчивой династической традиции. Ромейская империя в полной мере унаследовала проблему устойчивости императорской власти, что приводило к частой смене императоров. В свою очередь неустойчивость системы власти ослабляла государство, что в условиях соседства с западной и исламской цивилизациями представляло смертельную опасность для Ромейской империи, а значит и для всей православной цивилизации.
Пятой причиной разгрома православной цивилизации являлась неверная стратегия власти империи, заключающаяся в стремлении к сотрудничеству с Западом против давления исламской цивилизации. Эта стратегия стала применяться после прихода к власти в империи династии Комнинов. Когда в 1081 году власть захватил полководец Алексей Комнин, империи угрожала серьезная опасность со стороны сельджуков, которые захватили Анатолию. В этих критических условиях император решил опереться на Запад. В 1095 году Алексей Комнин попросил папу о помощи для противостояния мусульманам. Папа откликнулся на эту просьбу довольно охотно, так как давало возможность католической церкви еще более увеличить свое влияние, так как ставило светских феодалов в подчиненное положение по отношению к церкви, как организатору борьбы за освобождение Святой Земли. В том же 1095 году начался первый крестовый поход. Воспользовавшись им, империя вернула себе часть земель захваченных сельджуками. За этот временный успех империя потом заплатила в полной мере. Фактически с её согласия крестоносцы стали мощной силой на Ближнем Востоке. Более того Алексей Комнин подписал торговый договор с Венецией, что положило начало ограблению империи итальянскими торговыми республиками. Этим был нанесен страшный удар по торговле и ремеслу империи, что привело к оскудению казны, ослабив тем самым военную мощь империи. Проникновение итальянских торговцев в империю дало также возможность вмешательства Запада во внутренние дела государства. Экономический грабеж империи вызвал протест со стороны населения. После смерти последнего императора династии Комнинов Мануила в Константинополе вспыхнуло восстание, которое привело к погрому латинян. Восстание стало толчком к началу длительной смуты. От империи отпала Болгария и Сербия. Кипр, Трапезунд, Фессалия фактически не подчинялись центральной власти. Воспользовавшись смутой, Запад нанес уже военный удар по империи. В ходе четвертого крестового похода был захвачен Константинополь и образована Латинская империя. Казалось бы, после этого со стратегией союзничества с Западом должно быть покончено, но даже после восстановления Ромейской империи в условиях противостояния с турками императоры пытались вновь и вновь получить военную помощь с Запада. Для этого они даже шли на прямое предательство православной веры, пытаясь заключить унию с католической церковью. В результате происходила деморализация населения империи, а ведь только опора на народ могла спасти государство. В конечном итоге расчеты на помощь Запада так и не оправдались, а империя была захвачена турками.
Все эти причины в совокупности привели к разгрому православной цивилизации. Её гибель растянулась на несколько столетий. Начало разгрома положили мощные удары по православной цивилизации со стороны Запада и монголов, которые произошли в историческом масштабе чуть ли не одновременно. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, а в 1237-1240 годах Русь была захвачена монголами. В 1261 году Ромейская империя была восстановлена, но через двести лет все равно пала под ударами турок. Русь же на долгие годы оказалась под гнетом Орды, но при этом она подверглась нападению и Запада, который немедленно воспользовался слабостью Руси. В результате западная часть Руси оказалась сначала под властью Литвы, а затем Польши. Со временем объединение княжеств вокруг Москвы в 15 веке начало менять баланс сил между Русью и Ордой. Ордынские ханы не смогли контролировать московских князей уже после смуты второй половины 14 века. Только многолетняя междоусобная война за княжение при Василии II отодвинула срок освобождения Руси, которое наступило уже при Иване III. Тем не менее, именно при Василии II Русь отказывается от принятия Флорентийской унии и обретает статус независимой церкви. Это событие предопределило отдаление Руси от остальных стран православной цивилизации и спасло от негативного влияния гибнущей Ромейской империи. К моменту окончательного обретения независимости русского государства все остальные православные страны были захвачены турками, что стало явным проявлением окончательного разгрома православной цивилизации. Русь осталась в одиночестве, что привело к трансформации сохранившегося осколка православной цивилизации в качественно иное состояние. Русь не только выжила, но и объединила вокруг себя другие народы и тем самым превратилась в самостоятельную цивилизацию. Особенно четко это проявилось в 16 веке, когда Русь расширилась по территории в 2-3 раза, вобрала в себя десятки народов. В ходе этого расширения была окончательно оформлена симбиотическая система семьи народов, которая в отличие от империй с их системой господства, сформировалась как новый вид объединения народов. Именно благодаря этой новому виду общности Русь не только получила возможность успешно развиваться, но и сформировалась как цивилизация.
Совершенно иначе сложилась судьба остальных стран православной цивилизации. Они на более чем четыреста лет попали под гнет Османской империи. В результате невозможности развития собственной культуры народы Балкан потеряли способность самостоятельно генерировать общие цивилизационные ценности. Это привело к тому, что после освобождения народов Балкан от турецкого ига Восточная Европа превратилась в зону соперничества между русской и западной цивилизациями. Находясь в этой зоне страны Балкан стали переходящим призом оказываясь под влиянием западной или русской цивилизаций. Конечно, глубинное влияние православия обуславливала тяготение народов в сторону русской цивилизации, но долгое нахождение в рамках исламской цивилизации, которое не давало сформироваться национальным элитам, обусловило после освобождения формирование элит неспособных трансформировать православную традицию в общие ценности. Из-за этого элиты этих государств легко подпадали под влияние западной цивилизации, что обусловило постоянный внутренний антагонизм между элитами и народами стран Балкан.
Разгром и уничтожение православной цивилизации своим примером дает возможность извлечь очень важные уроки для русской цивилизации. Россия по силе в нераздробленном состоянии примерно равна всей франкской цивилизации. Об этом свидетельствует отпор вторжениям объединенной Европы. При этом ей приходилось прилагать сверхусилия для разгрома сил вторжения, но в конечном итоге победа оставалась за ней. Вместе с тем Россия является воплощением цивилизации, что хотя и позволяет ей использовать для нужд государства все возможности семьи народов, но при этом развитие цивилизации зависит от существования державы. Это как показывает опыт православной цивилизации крайне опасно, так как она была разгромлена после краха Ромейской империи, как единственного центра цивилизации. Поэтому России нужно всегда учитывать опасность подобного развития событий. Для предотвращения этого России необходимо вести активную внешнюю политику, которая могла бы исключить возможности нападения на неё. Ведь именно низкая агрессивность православной цивилизации во многом привела её к печальному финалу, так как постоянная оборона лишает инициативы, которая переходит к врагу. Так пала Ромейская империя, оказавшись не в состоянии перейти в наступление. Россия не должна повторять эту ошибку православной цивилизации и для этого ей нужно добиваться расширения русской цивилизации. Также важным уроком разгрома православной цивилизации является невозможность заключения союза с Западом. Подобную ошибку совершила элита Ромейской империи, когда попыталась стать стратегическим союзником франкской цивилизации для сдерживания исламской агрессии. В результате империя получила удар со стороны Запада, что стало началом разгрома православной цивилизации. Из этого опыта следует, что мечтания российской власти о Европе от Лиссабона до Владивостока является опасным для существования русской цивилизации заблуждением. Только опора на собственные силы помогут русской цивилизации добиться успешного развития, что даст ей возможность России стать одним из лидеров мира.