14 и 19 декабря состоялись телефонные переговоры между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. В последнем из них российский президент попросил своего американского коллегу передать благодарность ЦРУ за предоставление информации, позволившей предотвратить террористические акты в Санкт-Петербурге.
Для российских либералов в конце прошедшей недели случился настоящий "праздник жизни". Долгое время не контактировавшие друг с другом Дональд Трамп и Владимир Путин внезапно дважды в течение 72 часов побеседовали по телефону, да ещё в очень примирительном и конструктивном духе.
Тут же с федеральных телеканалов, прочих официальных и полуофициальных СМИ понеслись радостные реляции: вот-вот возникнет "долгожданный поворот к дружбе" и "здоровые силы США преодолеют антироссийскую истерию", а два президента будут встречаться и мирно обсуждать имеющиеся проблемы мирового и более скромного масштаба.
Мотивировка наших "западников-либералов" в этом плане проста и понятна. Истеблишменту в случае такого поворота не надо будет беспокоиться и трястись, что "вашингтонский обком" примется за счета и недвижимость важнейших сановников-бюрократов и околокремлевских олигархов, что запланировано на конец января перед столь ответственным мероприятием как президентские выборы в России, которые Путин, конечно, гарантированно выигрывает, но вот в правительственную команду может включить и совсем другие фигуры. А лишаться своих мест "при троне" нынешним "государевым людям" с кратным идейно-политическим гражданством ох как не хочется, да и вся последующая судьба в таком случае становится для них весьма проблематичной.
Ведь могут не только выкинуть из насиженных кресел, но и посадить, как это случилось с Улюкаевым. А в отдалении "маячит" ещё лишение виз и прав собственности в США и вообще на Западе. А это уже катастрофа, как говорилось в известном анекдоте.
Так о чём же шла речь в этих двух закрытых для общественности разговорах, которые откомментировал сначала Белый дом, а потом и Кремль? Согласно двум официальным версиям, не сильно отличающимся друг от друга, сначала Трамп позвонил в Кремль и поблагодарил Путина за высокую оценку его внутриэкономических достижений, данную на "большой" пресс-конференции российского президента. Смотрели, значит, и "прониклись". А через неполные три дня Путин ответил звонком с благодарностью американскому правительству за информацию по глубоко законспирированной группе террористов, связанной с запрещённой в РФ террористической группировкой "Исламское государство" и готовившей взрывы в Петербурге, в Казанском соборе, а также в неназванных конкретно "других общественных местах".
Из этой официальной информации вовсе не следует, что при первом разговоре именно Трамп и сообщил соответствующие данные российскому президенту, но ясно, что главы двух государств вошли между собой в прямой "творческий контакт". Что и вызвало "восторженные крики" наших либералов как в правительстве, так и во всем политическом истеблишменте и прилегающих к нему окрестностях общественного сознания РФ.
В результате может сложиться впечатление, будто речь идет едва ли не о возрождении американо-российской "оттепели" ельцинских времён. И что тактика российского внешнеполитического истеблишмента "не давать зеркальных ответов" на каждый очередной удар со стороны США, бесконечно подставляя то левую, то правую щёку, вот-вот сработает. Смешно, не правда ли? Но именно это и доставляет нашим либералам-последователем Гайдара, которые так широко представлены и в Кремле, и на всех уровнях российской "властной вертикали", огромное удовольствие.
Но, что важно и интересно: американское руководство, наряду и параллельно со звонками и вежливым мурлыканием, опубликовало такой значимый документ, как "Стратегия национальной безопасности США", где однозначно по многим параметрам позиционирует Россию и Китай в качестве своих важнейших стратегических противников на пути к укреплению "глобального лидерства", то есть полной и безоговорочной гегемонии Соединённых Штатов и их "империи доллара". Тем самым подан стартовый сигнал к ужесточению уже принятых санкций против РФ и её руководства, а также к введению новых. Более того, за истекшие две недели давление на РФ с американской стороны — например, на сирийском направлении — только возрастало, причём не только информационно-политическое, но и военное. Аналогичная картина наблюдалась и по всему спектру проблем в двусторонних отношениях.
Отсюда вытекает один очень простой, хотя и неприятный вывод. Вашингтон в отношении Москвы умело разыгрывает старую изощрённую игру в плохого и хорошего следователя. А наше руководство всё ещё тешит себя надеждами, что курс США действительно может измениться в пользу нормализации и взаимовыгодного сотрудничества.
Пока российское общество продолжает удивляться тому, что на оскорбительные акции со стороны Вашингтона и его союзников, наше руководство отвечает заученными мантрами о партнёрах и необходимости сотрудничать. Надо сказать, что и благодарность в адрес ЦРУ, якобы передавшему российским коллегам сведения о террористах, грозивших залить нашу "северную столицу" кровью, кажутся весьма странными. Ведь продемонстрированный силовыми ведомствами костяк арестованной группы состоял из русских подростков, которые после ареста, казалось бы, должны были находиться в трансе и, по крайней мере, рыдать. А телевидение показало нам мальчиков, словно выученный урок, ясно и спокойно оттарабанивших положенный текст, как будто они находились у школьной доски.
Данное действо живо напоминало некий хоррор-утренник в исполнении плохо играющих самодеятельных актёров. И волей-неволей возникали подозрения о том, что вся эта якобы "судьбоносная" информация, полученная от ЦРУ, не имела ни малейшего отношения к действительности, а являлась своего рода ширмой, за которой и проходили переговоры двух президентов. Или была "загружена" через Лэнгли из самой Москвы лицами, имеющими прямой выход на руководящие эшелоны американских спецслужб, по заказу российских олигархических структур, лихорадочно ищущих пути спасения своих зарубежных активов от карающей длани весьма зрячей и хорошо слышащей (что доказано Эдвардом Сноуденом и Джулианом Ассанжем) американской Фемиды.
Понятно, что в Белом доме решили одобрить подобный маневр — прежде всего, для того, чтобы ослабить антиамериканские настроения в российских "верхах", получить "индульгенцию" на свою политическую активность внутри России, в том числе — в молодёжной и "национальной" средах, а также помешать укреплению российско-китайской стратегической связки. Тем более, что совместные российско-китайские учения по противодействию массированной ракетно-ядерной атаке со стороны вероятного противника были ориентированы на Соединённые Штаты. Возможно, это и заставило Трампа поторопиться со звонком в Кремль.