Когда-то Саша был чудесным мальчиком, настоящим помощником в своей неполной семье, на которую смачно плюнул их муж и отец, предпочтя сомнительные источники дохода (и соответствующее возмездие) скучной обывательской жизни – с работой, семьей и воскресными походами в зоопарк или в кино. У него была очаровательная сестренка, которую он провожал и приводил из школы, кормил обедом и делал с ней уроки, пока мама на трех работах пыталась добыть хоть сколько-нибудь вкусной и дешевой пищи, что в России 90-х было тем еще аттракционом. Потом была армия, в которой Саша подсел на наркотики. Наркотики уходили и возвращались, а в промежутках, которые в этой семье называли «ну, наш пока держится» их заменяла дешевая и вкусная водка. Мама, которая за свои не очень удачные три брака вообще разучилась доверять особям под названием «мужчина», стала воспринимать то, во что превратился Саша, как эталон современного пост-советского мужчины вообще. Непонятно, кто и что виновато в этой и миллионах подобных ситуаций (скорей всего, все их участники), включая т.н. «государство». Которое притворилось, что его нет в любой ситуации, когда надо помочь, но тут как тут, когда кто-либо вообразил что может заниматься созидательным трудом без его участия…
Но с каждым днем времена меняются… И на фоне той мерзости, которая так щедро описана нашими авторами, на фоне всеобщего алкогольно-наркотического развала и морока вспыхнула крымско-донбасская эпопея. Эта история еще далеко не закончена, Новороссиия восходит как еще невиданное, новое солнце. И в центре этого солнца – неуязвимый Игорь Стрелков, человек войны, художник боя, прирожденный вождь. Это та самая полумертвая Россия рождает таких людей, несмотря на весь патриотический пессимизм. Тут не зря Стрелков сравнивается с солнцем, со звездой. Он притянул к себе лучших из лучших, наверное, вообще настоящий цвет России. В нем воплотилось то мужское, личностное начало, чрезвычайно сильное «я», что сделало его фактически предводителем нового народа, нового братства русских воинов. А именно оно такое братство служит основанию государства. Так было во времена призвания варягов, так было во времена опричнины Грозного Царя, так было в 1613 году, когда именно ополчение Совета всея земли создало условие для восстановления на престоле законной династии. А поскольку современный постсоветский человек не мыслит свою жизнь вне государственного «дисциплинарного санатория», вне этой принудительной заботы, при самоустранении государства, он или умирает… Или становится в полной мере русским. Ведь русь – это имя воинского сословия раннего средневековья в Северной Европе, которое, собственно, и решало вопросы, садясь на контроль народов и областей (к вопросу о том, почему «русский» - это «прилагательное»).
Новая эпоха, новое средневековье и новый феодализм (при всей моей неприязни к Бердяеву) как раз и заключается в том, что центрами притяжения людей длинной воли становятся такие люди как Стрелков. Вокруг них и формируются маленькие «государства в государстве», которые все больше заявляют свои права на долю в этом мире. Собственно, такие образования мы с вам все уже наблюдаем – это ЧВК. Достаточно вспомнить Боба Денара…
И наконец, главное. Еще во время осады Славянска Стрелков запретил употребление алкоголя под страхом тяжелейшего наказания. Несмотря на то, что это совершенно необходимая мера на войне, прорисовывается интересный вектор развития, который можно перенести и на весь народ в целом. Получается, только война может мобилизовать распадающегося современного человека – и либо мгновенно ускорить его распад, либо сделать его святым. Что, собственно, подметил еще великий Федор Михайлович в своем «Парадоксалисте»…
Или самораспад, или мобилизация. Пьянство – уже не русская черта.
***
В спецпроекте «Не пей!», в качестве иллюстраций, использованы экспонаты выставки «Всем миром против пьянства», созданной в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики». Выставка побывала более чем в 20 городах СССР.
Лучшие работы вошли в одноименный альбом, изданный в издательстве «Изобразительное искусство».
Позже Музеем Народной графики (рук. Виктор Пензин) к антиалкогольным работам были добавлены экспонаты о вреде наркомании и табакокурения, также популяризирующие здоровый образ жизни. После чего выставка стала называться – «Трезвость и труд рядом идут», или же – «За здоровый образ жизни».