Музыкальная гостиная в доме Шуваловой – в центре музыкальной жизни Москвы. Занимает место в башне ампирного особняка, что находится на пересечении Поварской улицы с Ржевским переулком, особняка с историей причудливой и прихотливой. Достаточно сказать, что его возведение, сначала купцом Офросимовым, потом генералом Охотниковым продолжалось с 1832 по 1892 годы, а последним владельцем стал граф Павел Андреевич Шувалов. Видный дипломат, губернатор Варшавы граф был женат вторым браком на кавалерственной даме Марии Александровне Комаровой, женщине – по воспоминаниям современников – «пышной, павлинообразной, с всегдашним опасением расплакаться» и можно только догадываться – страстной любительнице музыкальных вечеров. Стоит ли удивляться в таком случае, что в 1989-м отреставрированный дом Шуваловых был передан Академии музыки имени Гнесиных, домовая церковь (башня дома) преобразована в музыкальную гостиную. Здесь действительно уютно и камерно. Огромные окна за французскими шторами, условная сцена в глубине и в обрамлении двух белокаменных колонн мысленно переносит в античность. 24 мая в музыкальной гостиной дома Шуваловой состоялся концерт. Концерт из цикла «Играют и поют», что становится уже традицией академии.
«Играют и поют». Почему такое название?
Дело в том, что автор концепции цикла и организатор концертов – профессор кафедры фортепиано академии Светлана Сергеевна Маторина. Из «старорежимных». То есть с необыкновенной скромностью и неподдельной любовью к музыке, русской культуре. Больше того, Светлана Сергеевна Маторина – супруга и аккомпаниатор народного артиста РФ, солиста Большого театра и «баса всея Руси» Владимира Маторина; и кому как не ей знать, как это важно для вокалиста прочувствовать музыку исполняемого произведения, суметь проиграть её за роялем, чтобы кончиками пальцев ощутить вложенную композитором драматургию. Не буду скрывать, уже многие годы со Светланой Сергеевной меня связывают тёплые, дружеские отношения, и настоящий концерт её подопечных – не первый для меня. Но и – особенный. Возможно, потому еще, что посвящён русскому романсу.
Русский романс – явление уникальное. Слиянность слова и звука, выдающейся поэзии и музыки грёз. Естественность в инкрустации застывшей искусственности. Театр. Исполнить романс – всё равно, что жизнь прожить. Сложно. Требует особого строя души, отзывчивости на русский снег и русское небо, на свет лучины в деревенской избе и сиянье царственности дворца в столице. Сегодня жанр романса практически исчез, вычеркнут, вымыт из сознания, равно как и обычай домашнего музицирования, концерта в кругу семьи и близких, романсы в котором звучали par exellance. Тем выше цена настоящему концерту, а сама атмосфера музыкальной гостиной дома Шуваловой освежит щемящие думы минувшего.
Программа концерта – классична. Сочинения композиторов от Алексея Верстовского до Георгия Свиридова на стихи Пушкина и Лермонтова, из XVIII века – в век ХХ, с вкраплением песен из опер. Отдельная тема в программе – посвящение памятным датам: «К 180-летию Н. Римского-Корсакова», «К 220-летию М. Глинки». Исполнители – студенты вокального факультета, первый и второй курс, Российской академии музыки имени Гнесиных.
Вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», за роялем Ирина Гагина и Юлиана Андрианова, отрыл концерт, привнёс головокружительность праздника и… - тень коварства. А дальше хрустальную чистоту романса Чайковского «Соловей» сменяла тревожность романса «Белеет парус одинокий» Варламова, вступала в силу грусть и печаль свиридовского «Роняет лес»… Порадовал Данил Хахилев (тенор, за роялем – Анастасия Булавкина), артистично, легко и непринужденно справился с романсом Глинки «Я помню чудное мгновенье». Восхитила Анастасия Волкова (меццо-сопрано, Григорий Горбоконь фортепиано) – кустодиевская красавица; значительно и интересно прозвучал в её исполнении романс Верстовского «Старый муж» и вслед за ним Песнь Земфиры – обработка того же романса из оперы Рахманинова «Алеко» (Аслан Хасигов, фортепиано); подкупали модуляции голоса, искрометный темперамент, и что важно, ощущение тонкой грани его форсирования. Не обманула ожидания и Анастасия Ковалева – крупная, с крупными чертами лица, похожая на статую Свободы, обладательница глубокого матового меццо с каким-то величественным покоем в манере держать себя; под стать и выбранный репертуар – песня Лауры из оперы Даргомыжского «Каменный гость» (Полина Тропашко, фортепиано). Я назвала участников, которых выделила для себя, запомнила ещё в пору их дебюта, первых выходов на сцену в стенах академии. И смею заметить: за прошедшие два года мастерство будущих артистов заметно возросло, мои же симпатии к ним – остались прежними. Случились и новые открытия. Павел Гладышев (бас) с романсом Свиридова «Они любили друг друга» заворожил присутствующей в музыке нотой сумрачного немецкого романтизма, нежная Алина Ахмерова (сопрано) с романсом Римского-Корсакова «Редеет облаков» затронула струны души умением или природным даром отстраниться от образа, пронизывающим холодком. Тогда как виртуозом рояля в этот вечер стал Аслан Хасигов (баритон), он же заявил о себе как о вокалисте с романсом Цезаря Кюи «Царскосельская статуя», аккомпанировал студент из Китая Хуан Цзыни.
Случайно или нет, концерт состоялся в День славянской письменности и культуры, Православная церковь вспоминает в этот День создателей славянской азбуки – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. По окончании концерта я еще долго гуляла по улицам Москвы: Поварская, Бульварное кольцо, Арбат… тёплый вечер в лучах заходящего солнца, пьянящее дыхание сирени не отпускали. Внимание привлекали встречающиеся рекламные тумбы с призывами на концерты в Лужники DRUMMATIX, OG Buda, Косты Лакосты и Toxis; ООО «ШОУГОУГОУ» пообещало «Возвращение BROTHERS»… что ж, в свете заявлений чиновников от культуры о важности традиционных ценностей, насущности патриотического воспитания рекламная продукция весьма эффектна. И только где-то на Смоленском кладбище Петербурга с трудом можно найти заброшенную, заросшую травой-бурьяном могилку Николая Алексеевича Титова. «ДЕДУШКЕ (через ять) РУССКАГО РОМАНСА» - надпись, вписанная в венок, на потемневшей от времени мраморной стеле… Лестный титул «дедушка русского романса» Николай Алексеевич Титов – офицер Лейб-гвардии Уланского полка, композитор-дилетант получил ещё при жизни: именно он стал автором романсов, что первыми обрели популярность, получили самое широкое распространение.
… Ход истории неумолим.
Русский романс – надмирен.
Растворил я окно – стало грустно невмочь, -
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
А вдали где-то чудно так пел соловей;
Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине вспомнил своей
Об отчизне я вспомнил далекой.