Сообщество «Форум» 16:40 8 ноября 2024

Раскольников в худи и оболганный «Свидетель»

Россия в параллельных мирах

Классический вопрос — что делать? На сегодняшний день не имеет ответа. Нет рецепта появления у большей части общества независимого мышления, которое создаётся/вырабатывается в процессе самостоятельной, созидательной деятельности. В работе над собой.

Лишь немногие обладают этим свойством/способностью: как среди «потребителей культурных продуктов», так и среди его «создателей» в кинематографе, в литературе, в театре… Не говорим о представителях шоу-бизнеса, где коммерческий альянс Шнура, внедрившего матерщину в молодёжный сленг, и так называемой Инстасамки («за деньги —всё») мгновенно находит потребителя, готового за 60 млн. заполучить эту парочку для выступления на корпоративе … И это не удивляет, если немалую часть нашей молодой аудитории «воспитывают» блогеры, вроде Ивлеевой, соул-певицы Аники или татуированных рэперов, а люди в двадцать лет не способны писать без ошибок. Что писать — думать им в тягость!

Прилетело из Тик-Ток очередное повальное увлечение молодых европейской модой на образ жизни «brat», ставшее движением минувшего лета с подачи британской певички, клона «Инстасамки». Словцо «Вrat», дерзкий, «переосмыслено как «характеризующееся уверенным, независимым и гедонистическим отношением… движение «Вrat» стало воплощением любви к себе, позитивного отношения к своему телу и выбора сексуального стиля, что стало резким отходом от предшествующего тренда «чистых девушек», который пропагандировал такие вещи, как йога, ранний отход ко сну и зачёсанные назад волосы».

Действительно, долой «чистых девушек» с зачёсанными назад волосами. Нам бы с квадроберами разобраться…

Между тем, удобно прикрывшись лицемерным «о вкусах не спорят», толерантностью и прочим в том же ключе, ответственные за культуру в чиновных креслах, усвоив словечко «постмодернизм», наделяют грантами и госфинансированием, а потом снисходительно наблюдают за реализацией «проектов», где корежится классика, где разномастные «шнуры» и «самки», «вампирши-гуманистки», «дьяволы в бане», «физруки с кривым членом», магические «людоеды» и прочая нечисть плодятся и благоденствуют на сцене, экране, в книжной продукции…

Присоединяюсь к крику души в Телеграм, равносильному гласу вопиющего в пустыне: «Каждый раз, когда пишешь, что у нас третий год идет война и хорошо бы приоритеты несколько сменить с мирного времени, сразу накидывается куча идиотов с визгом «Вы что, хотите, чтобы люди перестали развлекаться и отдыхать?», «Вы предлагаете лишить людей салютов?» и т.п. Действительно, ну, как можно лишить бедную публику «салютов», «адских голых» вечеринок» в центре столицы с ценой за билеты до миллиона, литературного фестиваля ЛиТР (Литература Тихоокеанской России), где обсуждались, к примеру, такие темы: «Как не проснуться с шизофренией?», «Патриотизм — это модно», «Романтизация преступлений. Действительно ли маньяки умные?» и проходила творческая встреча «Феномен российских маньяков»!

Конфликт на Украине при всём драматизме дал шанс и бесценный импульс к самоорганизации и самопознанию в обществе. И одновременно разделил его на несколько сегментов – параллельных миров, несовместимых и противостоящих друг другу. Им не сойтись. Самые активные из враждебно воспринявших события после 24 февраля 22 года, считавшие себя гражданами «мировой цивилизации», массово покинули пределы, по их понятиям, неисправимо авторитарной/фашистской «России –агрессора». Многие, пережив некоторый шок, с многозначительной старательностью отмалчиваются по поводу происходящего, демонстративно держат нейтралитет (фигу в кармане) и живут с надеждами «всё будет, как прежде», сохраняя привычки и рефлекторный образ существования с тусовками, празднествами, презентациями, награждениями друг друга. Преподнося всё это даже как своеобразный вызов «Z-патриотам», среди которых, увы, оказалось немало приспособленцев. По меткому определению прозаика Юрия Полякова, «коммерческих патриотов», конвертирующих поддержку линии власти в дензнаки на всевозможные мега-проекты типа флагштока за 30 млн в Нижнем Тагиле, стелы во Владимире за 140 млн рублей или на международные форумы «объединённых культур», совершенно пустые по содержанию, «для галочки». На что можно рассчитывать с такой «элитой», которая или ловко «пилит» госсредства под брендом «патриотизм», или прямо поддерживает политического врага, или на льготный кредит под бизнес-стартап устраивает «адский бал» в центре столицы?

Конечно, было бы несправедливо не сказать о том, что все «крупные каналы, стримы по СВО, ряд частных СМИ, центры волонтёрской деятельности, даже промышленные центры и ряд технопарков, которые сейчас в некоторой степени управляют общественным мнением и влияют на государственную политику, были созданы волей и силой, милосередием и самоотверженностью отдельных людей, без какой-либо поддержки, и даже в чём-то вопреки государству». Вот это «вопреки» и касается, в основном, современной культуры.

С другой стороны, Инстасамка и Шнур — это прекрасно! Лучшее лекарство от иллюзий, что в умах происходят коренные перемены, чтобы не забывать про реалии общества, в котором не изжит культ барыша, процветает дурновкусие и мещанская пошлость. Как иначе, к примеру, назвать назойливую банковскую рекламу на центральных каналах ТВ, где бесстыдно используются трогательные или трагические сюжеты из Пушкина или Достоевского? Когда россиянам без тени иронии демонстрируют самую дорогую ресторанную позицию в стране — завтрак для гурманов за десятки тысяч рублей в московском ресторане «Белуга»? Хотя чего ожидать, если культуру перевели в экономическую плоскость. Монополию на слово вручили дельцам.

В кинематографе тоже происходит немало интересного, показательного для нынешней культурной ситуации. Согласно «Бюллетеню кинопрокатчика», после коммерческого успеха жутковатой «Чебурашки» запустили около 40 новых проектов — ремейков советской классики мультфильмов. Скоро нас «порадуют» новыми фильмами по «Простоквашино», о Мамонтёнке, об Алисе Селезнёвой и многим другим. Уже вышли «Бременские музыканты» и анонсированы две новые части «Чебурашки». Этот «поток» пугает, потому что заговорили о ремейках таких знаменитых картин, как «Москва слезам не верит», «Летят журавли», «Золушка»… Не без страха ожидаешь и выхода на широкий экран нового фильма режиссера В. Мирзоева по «осовремененному» «Преступлению и наказанию». Провальным был его опыт экранизации (2011) на современный лад «Бориса Годунова» А. Пушкина, что не помешало профинансировать его новый, психоделический, «эксперимент» с Достоевским, о котором, в частности, пишет в рецензии обозреватель «Коммерсанта»: «И цитаты эти, и осовремененные реалии, и внезапное явление Родиону в горячечном бреду Владимира Ильича Ленина, и прочий постмодернизм для самых маленьких должны подсказать, что перед нами не просто экранизация классики, а ее «переосмысление»… В «Преступлении и наказании» такой подход парадоксальным образом не заостряет актуальность хрестоматийного текста, а скорее наоборот».

Примерно по аналогичному поводу звучит в одном из ТГ-каналов мнение знаменитого режиссера, художника и сценариста Гарри Бардина. Очень точно он говорит «об отсутствии новых идей и паразитировании на советском (добавим – классическом) наследии. Похоже, создать что-то новое и уникальное, то, что сможет само стать классикой и остаться в веках, не выходит. И то, что запускается столько ремейков - это, по сути, роспись в своей недееспособности. А что делать, когда закончатся не переснятые фильмы и мультфильмы? Переснимать их по второму и третьему кругу?».

Напрасно призывает Карен Шахназаров обратить внимание на саботаж чиновничества на самом верху. Замечательный режиссёр, создатель выдающегося «Белого тигра», неоднократно предлагал, в том числе в своих выступлениях на ТВ, «показывать в школах классику отечественного кино, которое представляет собой пример высокого вкуса и качества, транслирует ценности, которые отстаивает наша страна». Эту идею К. Шахназаров высказал и на Совете по культуре, где присутствовал Владимир Путин. Президенту мысль показалась интересной, и он её поддержал. Что произошло далее, сам мэтр рассказал в интервью: «…было заседание после Совета по культуре. Я смотрю — поручения нет. Я говорю: а вот вроде президент поддержал? Говорят, а министерство сочло это нецелесообразным. Я говорю: ребят, у нас вообще кто страной руководит? Президент или министерство? Если президент сказал, вы включите хотя бы в поручение. Включили, но всё это, естественно, так и ушло в песок и до сих пор в песке».

Пески бывают зыбучими, «плавунами», способными за считанные минуты целиком поглотить как животное, так и человека. Такие «пески» в среде общественности, особенно связанной с культурой, искусством, могут следа не оставить не только от репутации человека, но и от его творчества. Яркий пример — режиссёр Ю. Быков. Пока занимался глорификацией средствами кинематографа тёмных психических отклонений в сериале «Метод», либеральная тусовка поднимала его на щит как чуть ли не гения. Но едва вошел в тему «перезапуска» скрытых агентов, внедрённых зарубежными спецслужбами в российские властные структуры и крупный бизнес в сериале «Спящие», который даже сегодня, в ситуации СВО, в реальности проснувшихся «спящих», боятся повторить на ТВ, затравили зрелого мастера так, что пришлось Ю. Быкову со слезами каяться перед «задававшими тон» в культуре «властителями мнений». Сегодня иные из них — далече, иные — по праву иноагенты. Про затаившихся, ожидающих «перезапуска», промолчим…

Нечто подобное, прямо скажем, не менее позорное, произошло с фильмом «Свидетель» (реж. Давид Дадунашвили). Множество документальных картин и сюжетов, снятых очевидцами и участниками событий на Украине, уже было показано по центральному ТВ, вскрыты изнанка Майдана, ложь про Бучу и Мариуполь, вышло множество интервью с людьми, пережившими жестокий террор в Харькове в 2014 году и в Киеве в первые дни СВО. И вот появляется «Свидетель», более глубокий и масштабный по замыслу фильм, чем созданный ранее на ту же тему драматический «Солнцепёк» (реж. М. Вассербаум и М. Бриус). Что происходит в дальнейшем? Сеанс магии с разоблачениями: настоящий праздник на либеральной улице, выразившийся во множестве «похоронных» рецензий и откликов в августе 2023 года, когда эта картина об атмосфере в Киеве в начале спецоперации, о судьбах людей, попавших в огонь войны и острейшего идейного поединка, о корнях звериной ненависти к «москалям» не окупилась в прокате. Буквально каждый из пишущих смаковал, что кассовые сборы — всего примерно 15 млн рублей при бюджете в 180 млн!

Некто кинокритик Иван Филиппов написал следующее в одной запрещённой соцсети: «Сумма, которую заработал фильм за уикенд при отсутствии конкуренции — это не просто провал, это позорное поражение». «И это важно, потому что важно зафиксировать: российская аудитория НЕ ХОЧЕТ платить деньги за пропаганду о ***** [военной операции — прим. RTVI]», — добавил он».

Такие персонажи — «мечены» коммерцией, для них самое главное — сколько «заработал»! Потому и балдеют от восторга перед каким-нибудь «железным человеком» и суммами от его проката. Что касается пропаганды, только самые наивные или равнодушные к судьбе России люди за годы спецоперации, столкнувшись с валом фантастических и предвзятых версий о нашей стране в кичащихся своей «неполживостью» самых известных и статусных западных СМИ, не сумели\не захотели разобраться в том, что такое пропаганда на самом деле.

Но есть ещё более важное, открывающееся на примере «Свидетеля», вышедшего на экраны практически без всякой рекламы да ещё при почему-то закрытой премьере. По реакции на одну только тему этого фильма, в частности, в сети, можно понять, насколько публика наша развращена «развлекаловом». И готова за это платить! Отгораживается любыми способами от того, чтобы задуматься о серьёзных проблемах, касающихся личного выбора, совести и ответственности каждого перед лицом грозной, не виртуальной, реальности. Авось, пронесёт…

Лейтмотив всего фильма «Свидетель» — противостояние главного героя, случайно оказавшегося в Киеве в февральско- мартовские дни 2022 года известного бельгийского музыканта, считающего себя «гражданином мира», в незабываемом исполнении Карэна Бадалова, и националиста, руководителя отрядов теробороны, убедительно и талантливо сыгранного Александром Дьяченко — прямо наводит на мысли о том, что выбравшие своим знаменем ложь и насилие неизбежно в какой-то момент увидят себя в зеркале истории если не канатными плясунами под чужую музыку, то полусгнившими монстрами. А так не хочется это увидеть.

Илл. Кадр из фильма «Свидетель»

Публикация

12 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x