Авторский блог Руслан Семяшкин 01:00 28 октября 2022

Королева песни

Розу Рымбаеву отличает особое, может даже и врожденное, большое, всеобъемлющее постоянство

Песня… Казахская, русская, других народов, неважно при этом, народная она, или написанная конкретными авторами. Для Героя Труда Казахстана, народной артистки Казахской ССР, заслуженной артистки Республики Узбекистан, заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, кавалера многих государственных наград Республики Казахстан, лауреата Государственной премии Республики Казахстан и других престижных премий и знаков отличия Розы Рымбаевой нет каких-либо рамок – ее репертуар столь широк, что может охватить буквально все, любую высокохудожественную вещь она споет блестяще, бесподобно, с особым душевным настроем, наполняя каждое свое выступление чувственностью и привнося в него свой уникальный, могучий талант, отдавая при сем, и всю свою необычайную, духоподъемную, созидательную энергию, способную заворожить, одухотворить и вдохнуть в слушателя самые добрые чувства, эмоции, придав им созидательный импульс. Впрочем, а что еще нам ожидать от королевы песни, давным-давно с ней сроднившейся и ставшей одним целым? Да и как, уйдя от тривиальности, можно еще оценить все то великое служение песенному искусству, которое практически на протяжение полувека несет Роза Куанышевна, встречающая в конце октября 2022 года свой очередной юбилейный день рождения? Потому-то и воспринимают миллионы поклонников ее самобытного творчества певицу не иначе, как саму песню, песню добрую и открытую, возвышенную, зовущую к новым свершениям и вершинам…

Думается, что здесь же сразу следует сделать некоторую оговорку. Королева песни, самая известная и всенародно любимая казахская эстрадная певица на просторах бывшего Советского Союза сама, по-моему, королевой песни себя не называет, а, возможно, вряд ли и считает. И не только из-за врожденной и с годами не утерянной скромности. А и оттого, что воспитывалась она на других идеалах и героях, вдохновляясь романтикой больших, кипучих дел и начинаний. «Мой имидж совершенно иной. Это образ комсомолки, юной девушки, готовой идти хоть на БАМ… В жизни я обыкновенная женщина, которая пережила и горе, и счастье и которой не так уж легко все дается. БАМа в моей жизни не было, но приходилось быть борцом». Так скажет Роза Куанышевна в одном из интервью чуть более десятилетней давности, вспоминая, возможно, то время, когда она совсем молоденькой, хрупкой, тоненькой, как тростиночка, но необычайно целеустремленной девушкой, начнет свой триумфальный путь на большой эстраде, несколько позже исполнив свою выдающуюся «Алию» С. Байтерекова и Б. Тажибаева, посвященную своей землячке, комсомолке, Герою Советского Союза Алие Молдагуловой.

Именно с этой прекрасной, патриотичной, эмоциональной песней в июне 1977 года в Болгарии на престижнейшем тогда фестивале «Золотой Орфей» дочь казахской степи, бывшая на тот час солисткой республиканского молодежно-эстрадного ансамбля «Гульдер», своим мощным голосом взорвет зрительный зал, взяв в результате заслуженное Гран-при.

Не менее примечательно и то, что эта песня, исполнявшаяся, естественно, на казахском языке, станет популярна во всем Советском Союзе, что было по тем временам делом удивительным, небывалым, ведь всесоюзными хитами, за редким исключением, становились исключительно песни, исполнявшиеся на русском языке.

Вот так-то и стала широко известна песня «Алия», а вместе с ней и Роза Рымбаева, которую как-то сразу заметили и полюбили, заслуженно причислив к стану наиболее маститых советских эстрадных исполнителей. И сколько бы лет с тех пор не прошло, а песня эта продолжает жить и великая певица, привыкшая и предпочитающая петь вживую, бессменно исполняет ее на своих сольных концертах, как в родном Казахстане и России, так и в других странах, где также высоко почитаемо ее творчество.

На вопрос же, в чем секрет данной песни, Роза Куанышевна в том же интервью ответила: «– Она отражает дух моего народа в трудные годы войны, героизм и великое жизнелюбие. «Алия» многим близка, и я обязательно пою ее 9 Мая, в День Победы, и на всех своих больших концертах. Она передает щемящее и трогательно-нежное чувство, которое называется любовью к своей земле. Песня глубоко патриотична. Знаете, когда я смотрю в зал, исполняя «Алию», вижу очень разных людей – это и сверстники моих сыновей, и мое поколение, и люди гораздо старше меня – те, кто, вероятно, помнит мои первые шаги и первые победы. Я всех вижу. И вижу реакцию людей. Публика всегда ждет такие песни».

Действительно, шаги на эстраде у Розы Куанышевны были стремительными, скорее даже, семимильными. Дочь железнодорожника со станции Жангизтобе Семипалатинской, а ныне Абайской области, она с самого начала своей сольной карьеры как-то заметно выделялась. И конечно, не только внешне.

Первостепенное значение имел и имеет голос певицы. В те годы, когда она начинала, беря одну профессиональную высоту за другой, безголосых, что называется, не пропускали. Собственно, их не воспринимали и слушатели, привыкшие к достаточно высокому песенному искусству, требовавшему наличия красивых, звонких голосов.

Оправдан ли был такой подход? Наверное, все же да, ведь не будь его, на большую всесоюзную эстраду не пришли бы такие корифеи и мастера, как сама Роза Куанышевна, а также многие-многие другие, голосистые, талантливые, получившие прекрасное музыкальное образование вокалисты, песни в исполнении которых, до сих пор любимы многими гражданами бывших советских республик.

А голос у Розы Рымбаевой поистине необыкновенный, какой-то цветистый, яркий, чрезвычайно выразительный. Как будто он то журчит, словно горный родник, то плывет медленной кантиленой, а вот он уже и звенит, ровно металл, не признающий слабости и не знающий износа… Сильный, широкого диапазона, он всегда позволял и позволяет Розе Куанышевне исполнять с равным и неизменным успехом песни самого разнообразного характера: лирико-драматического жанра, народные, патетические, отечественных и зарубежных композиторов.

И при этом какую-бы не исполняла певица песню, будь то ее легендарная «Алия» или «Цвети Земля!» П. Ермишева и М. Суворова, а также всегда молодая «Нежность» великих А. Пахмутовой и Н. Добронравова, не говоря уже о потрясающей песне-шедевре на все времена «Любовь настала» маэстро Р. Паулса на стихи выдающегося русского советского поэта Р. Рождественского, все их, а также и сотни других, Роза Куанышевна исполняла бесподобно, но и душевно, тепло, как-то по-своему, по-рымбаевски.

Но разве могло быть иначе? Иль у настоящего творца не должно быть своего особого почерка, стиля, пристрастий, восприятия объекта творческих интересов? Да и всеядность в творчестве штука, ой, какая вредная и опасная, ведущая к шумной, но мнимой, сиюминутной славе и быстрому и вечному забвению. К счастью, злополучная всеядность эта, а вкупе с нею и крикливость, заставляющие артистов браться за что угодно, петь что попало, лишь не было бы простоя, – Розу Рымбаеву обошли стороной, хотя, разумеется, и в ее творческой жизни наблюдались сложности, непростые ситуации, незаслуженные упреки, недомолвки, ужимки, зависть. Куда уж без них? Да и навряд ли их могла обойти, не повстречавшись с ними, и такая сильная личность, как Роза Куанышевна. Тут, как говорится, жизнь, со всеми ее выкрутасами, фокусами и непредсказуемостью, – не проведешь, не обманешь…

Между тем, конечно, в жизни Розы Рымбаевой было куда больше знаковых и незаурядных событий. Бывали у нее, как и у целого ряда больших исполнителей, такие случаи, что именно ей приходилось приносить тому или иному произведению популярность. Взять хотя бы величественный гимн любви «Любовь настала» Раймонда Паулса и Роберта Рождественского, первым исполнителем которого стал будущий народный артист РСФСР Ренат Ибрагимов.

Именно этот замечательный татарский баритон записал данную песню на рижском радио. Однако, песня в его исполнении, в народ тем не менее не пошла. Успех же к ней придет чуть позже, когда молодая, но уже знаменитая Роза в 1979 году исполнит ее для программы «Алма-Ата встречает друзей», снимавшейся Центральным телевидением. Лишь голос казахской певицы сможет в полной мере передать все богатство, красоту, пронзительность этой исключительной песни с глубоким и непреходящим смыслом, ставшей одной из визитных карточек в репертуаре Розы Куанышевны.

Вообще же, репертуар певицы всегда был и продолжает оставаться самобытным, полнокровным, живым, достаточно строгим и высоконравственным. Хотя это ни в коей мере не говорит о том, что Роза Рымбаева – ретроградка, живущая прошлым и зациклившаяся на исполнении старых хитов. Отнюдь. Она вполне современный человек, способный распознавать и ощущать новое, интересное, увлекательное, своеобразное. Лишь бы было все это чуждо нарочитой искусственности и не несло от него, как за версту, посредственностью, безвкусицей, пошлостью, низменными инстинктами.

Важно при сем подчеркнуть и то, что вот уже немало лет Роза Рымбаева, «Золотой голос Казахстана», старается поддерживать молодых исполнителей, и не только как педагог, профессор Казахской национальной академии искусств имени Т.К. Жургенова, но и как партнер по сцене, не чураясь с молодыми выступать на одной площадке и петь дуэтом. И такое ее подвижничество не наиграно, что убедительно видно по ее искреннему отношению к тем начинающим, и уже более-менее заявившим о себе исполнителям, которым посчастливилось с ней петь. Чего стоит один лишь дуэт выдающейся певицы и талантливого российского вокалиста с белорусскими корнями Сергея Волочкова, да и сам факт того, что Роза Рымбаева приняла его приглашение и прилетела к нему в Москву на сольный концерт, приуроченный к 30-летию певца и на котором вместе с ним исполнила свою короную «Любовь…»!

Внимательное, заботливое отношение к молодым говорит о многом, и прежде всего о том, что Роза Куанышевна с годами не стала заносчивой, честолюбивой, самовлюбленной и черствой. Нет. Эти пороки ей чужды и, наверное, потому, что она – плоть от плоти своего народа, родившаяся в многодетной простой семье, привыкшая по жизни идти с высоко поднятой головой, отчаянно трудиться и всего добиваться сама, всегда была со своим народом и никак не стремилась выделяться перед ним, казаться лучше, важнее, значимее. Эпигонство, жеманничанье, заносчивость, чрезмерная самонадеянность, – все это наносное и низменное к Розе Куанышевне не пристало, о чем, собственно, говорят не только ее многолетнее служение искусству, верность любимому делу, доброжелательность, порядочность, но и какой-то особый, проникновенный, добрый, полный света взгляд, обращенный к людям, разным, молодым, зрелым, пожилым, в общем, своим, родным, единственным, тем, ради которых она и несет свою многолетнюю непростую сценическую вахту.

Немаловажно отметить и то, что Розу Рымбаеву отличает особое, может даже и врожденное, большое, всеобъемлющее постоянство. Причем постоянство во всем – в любви к Казахстану и некогда большой единой стране, к многонациональному народу, к семье, детям, друзьям, коллегам, старшим и молодым, к национальным корням, традициям, истории, культуре во всех ее проявлениях, музыке, песне, сцене, к жизни, наконец. А настоящее жизнелюбие, как известно, не может не приносить своих желанных плодов, тем более тогда, когда в жизни есть цель и убеждения, любимое дело и добрые люди, идущие рядом, дарящие радость и вселяющие надежду.

О постоянстве Розы Куанышевны говорит и ее отношение к коллегам по сцене. В том давнем интервью на вопрос корреспондента о том, с кем из коллег по советской эстраде она поддерживает отношения, певица ответила: «– Очень тепло общаюсь с Надей Чепрагой, Сережей Захаровым (в феврале 2019 года певца не стало. – Р.С.), Анне Вески. На «Славянском базаре» часто встречаюсь с Колей Гнатюком. Даже в жюри конкурса молодых исполнителей «Витебск» были не раз вместе. В основном поддерживаю отношения с артистами моего поколения. Жаль, что мы видимся не так часто, как хотелось бы».

Да, хотелось бы, чтобы такие прекрасные исполнители встречались, и не только на площадках Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», а значительно чаще, и, в первую очередь, на сцене Государственного Кремлевского Дворца, сцене, когда-то собиравшей представителей всех союзных республик, само-собой, направлявших на нее самых лучших, достойных, талантливых и одаренных, таких, как Роза Рымбаева.

Автору этих строк посчастливилось видеть и слышать Розу Куанышевну на этой главной сцене России, а некогда СССР, в составе больших сборных концертов, посвященных юбилеям Ленинского комсомола – 90, 95, 100-летию. Что и говорить, эти огромные концерты, собиравшие под своими сводами лучших исполнителей, а в зале – делегации практически со всех бывших советских республик, оставили неизгладимое впечатление, и, конечно, в том числе оттого, что их украшением было участие в них лауреата премии Ленинского комсомола Розы Рымбаевой, неизменно передававшей залу пламенный привет от комсомольцев Казахстана, как бы из того не такого уж и далекого прошлого, о котором, к чести Розы Куанышевны, она не отзывается огульно, на потребу дня, пытаясь выглядеть сверхсовременно. Нет, певица к своему минувшему и пережитому ее народом и страной относится бережно, вдумчиво, пытаясь не забывать и пропагандировать лучшее, но и не стесняясь говорить и о тех проблемах, которые были и замалчивать которые не имеет никакого смысла.

Жизнь не стоит не месте, меняется мир, и мы вместе с ним. В какой-то мере изменилась и Роза Куанышевна, в главном оставшись прежней – энергичной, жизнерадостной, улыбчивой, излучающей свет, оптимизм и веру в то, что завтрашний день обязательно будет лучше и краше сегодняшнего, а все заветное обязательно исполнится. К счастью, и у певицы, вроде бы, все благополучно – выросли сыновья, старший Али Окапов пошел по ее стопам, став эстрадным певцом, сама же она по-прежнему востребована и желанна в любой аудитории, в малой и большой, неважно, так как любовь людская не уходит просто и в одночасье, в никуда, а уж испытываемая к таким истинным мастерам, кудесникам песни, так и подавно.

Не так часто видим мы выступления Розы Куанышевны по телевидению, по крайней мере, нашему, российскому. Возможно, в ее родном Казахстане на республиканском ТВ она более частый гость. Но, все эти отметины дня сегодняшнего, по большому счету, не столь значимы и существенны. Для тех, кто хочет слышать бесподобный голос Розы Рымбаевой, он его обязательно услышит, благо, есть интернет, способный представить немало записей ее всегда прекрасных и запоминающихся выступлений.

А посему, завершая данные заметки, следует констатировать, что Роза Рымбаева, живущая красиво, споро, с неугасающим огнем творческого вдохновения и с чистыми, благородными помыслами во главе, – всегда была, есть и будет олицетворением песни, женской красоты, материнской любви и огромной верности родным стране и людям, долгу, нравственности и справедливости, а также делу, которому она, вот уже без малого пятьдесят лет, беззаветно служит.

Так пусть же будет по-настоящему счастлива наша Роза, вечно молодая и прекрасная Роза Куанышевна, человек-песня, человек-легенда, интереснейшая легенда о том, как маленькая хрупкая девушка из небольшого восточноказахстанского поселка, благодаря своему поразительному таланту, трудолюбию и настойчивости стала выдающейся певицей и одной из самых славных дочерей своего могучего и гордого, некогда кочевого народа.

1.0x