31 октября на сцене Академической Капеллы на Мойке, 20 состоится премьера монооперы Владиславы Малаховской «Путникъ». Либретто Тимура Кекиликова. Режиссер-постановщик Ольга Мухортова. Художник-постановщик Илья Тихомиров, хореограф Виктория Зайцева. Партия Юлии - Олеся Петрова (меццо-сопрано). В роли души Юлии - Ирина Кривчёнок. В роли Путника - Александр Дубравин. Камерный оркестр под руководством Дмитрия Саетовича. Партия 1-ой скрипки - Владислав Песин. Спектакль посвящен памяти замечательного санкт-петербургского театрального режиссера Аллы Масловской – автора первой версии спектакля.
Мечты сбываются
Немногие из современных российских, а уж тем более петербургских академических композиторов даже старшего поколения могут похвастаться тем, что их произведения звучат на сцене Большого театра и в храме Христа Спасителя. Для Владиславы Малаховской это уже факты творческой биографии: 8 мая 2014 года к очередной годовщине Великой Победы в Большом театре прозвучала ее кантата на стихи поэтов-фронтовиков «Нас не нужно жалеть!», а буквально через полгода под сводами главного храма православной России прогремела торжественная и величественная «Радонежская оратория», посвященная 700-летию прославленного русского святого – игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Премьеры произведений Малаховской проходят, как правило, на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга: в Большом и Малом залах Филармонии, в Академической Капелле, в Доме композиторов. СМИ также не обходят Малаховскую вниманием – и в городской, и в федеральной периодике достаточно материалов о ее творчестве и интервью с ней.
Написать оперу было давней мечтой композитора. Чтобы не быть голословным, вот цитата из ее интервью 2016 года газете «Вечерний Санкт-Петербург»:
- Каждый композитор, наверное, мечтает когда-нибудь написать оперу. Но это – адский, титанический труд. Тяжело решиться на такое, не будучи уверенной, что опера будет когда-нибудь поставлена. Еще недавно это было практически невозможно. Причем нужно, чтобы опера не просто была исполнена, а была исполнена хорошо, потому что единственная провальная постановка – это очень страшно. Невозможно потом никому доказать, что виноват не композитор, – ведь по нотам никто следить не будет.
Оказалось, мечты сбываются. Спустя шесть лет после этих слов весной 2022 года первая опера Малаховской, написанная ею специально для всемирно известной меццо-сопрано Олеси Петровой, была успешно завершена и записана в студии с предельно высоким качеством звука. Тот же коллектив плюс артисты Ирина Кривчёнок и Кирилл Павлов в роли Путника исполнили оперу в постановке Аллы Масловской на сцене С-Пб Дома актёра 28 апреля. Приятно отметить, что в зале на этой предпремьере был самый настоящий аншлаг.
Затем произошло трагическое и совершенно неожиданное событие – 22 сентября 2022 от последствий ковида на фоне развивавшегося рака ушла из жизни Алла Масловская, привнесшая в понимание психодрамы Брюсова и музыки Малаховской свое исключительно оригинальное видение и бесценные режиссерские находки. Мистика: в 1910 году Путник забрал жизнь 45-летней Веры Комиссаржевской, в 2022-м – молодой и находящейся в расцвете творческих сил Аллы Масловской. Новым режиссером стала профессор Кафедры режиссуры музыкального театра С-Пб Консерватории Ольга Мухортова.
Моноопера
Опера Владиславы Малаховской – как минимум вторая на сюжет из произведений Валерия Брюсова. Первая – прославленный и к сегодняшнему дню поставленный на всех уважающих себя мировых оперных площадках «Огненный Ангел» Сергея Прокофьева – опера с непростой сценической судьбой: великому русскому композитору при жизни не довелось увидеть ее постановку в полном объеме ни за границей, где она была написана, ни в СССР, куда Прокофьев окончательно переместился в 1936 году, привезя в своем чемодане среди прочего и партитуру «Ангела». Для советских оперных подмостков средневековый сюжет Брюсова с ведьмами, магами и ангелами был слишком мистическим, да и просто непонятным.
Малаховской уже повезло больше, чем Прокофьеву: на сегодняшний день есть студийная видеозапись, предпремьерная постановка Масловской на сцене Дома актёра и премьерная постановка Ольги Мухортовой, назначенная на понедельник 31 марта на сцене Капеллы.
Из психодрамы Брюсова ничего, кроме монооперы для женского голоса, выйти не могло, ибо второй участник спектакля – Путник – «лицо без речей». В редчайшем в истории оперного искусства жанре «монооперы» созданы буквально единичные произведения, среди которых – «Капельмейстер» Чимарозы (между 1786 и 1792 годом), «Ожидание» Шёнберга (1909) и «Ожидание» Таривердиева (1982), и самая известная и исполняемая из моноопер – «Человеческий голос» Франсиса Пуленка (1958).
За исключением комической оперы Чимарозы, четыре остальных монооперы, включая «Путника», посвящены, как ни странно, одной теме – одиночеству женщины, тоскующей по любви и любимому. В каждой из них женщина ждет, неслучайно название двух опер совпадает – «Ожидание». Кроме «Путника», все они доступны в сети интернет. Тот, кто не поленится прослушать произведения Шёнберга, Пуленка и Тариевердиева (задача несложная по причине небольшого хронометража каждого из спектаклей), а затем познакомится с «Путником», может с удивлением обнаружить, что моноопера Малаховской, пожалуй, и оригинальнее, и интереснее своих предшественниц. Конечно, во многом благодаря золотому тексту Валерия Брюсова, но и в чисто музыкальном отношении «Путникъ» - несомненный шедевр. Это признали все, начиная от исполнительницы роли Юлии звезды мировой оперной сцены Олеси Петровой и музыкантов-инструменталистов, участвующих в постановке, вплоть до всех, кто слышал запись или присутствовал на предпремьерном показе.
Музыка Малаховской с первых тактов, прежде всего, неожиданна. Ею найдено гениальное решение построить начальную тему оперы на образе стука в дверь – маршевая фигура в тревожной гармонии исполняется на единственно возможном в данном случае инструменте – рояле. Рояль здесь выступает не как условный заменитель большого симфонического оркестра, а как ударный молоточковый инструмент, исключительно точно отображающий происходящее на сцене. Кроме рояля в оркестровке оперы – струнные, гобой, кларнет и флейта. В музыке «Путника» очень тонко обрисована эпоха создания психодрамы Брюсова – утонченное и тревожное время Модерна, fin de siècle, когда каждый день, каждое мгновение воспринималось предельно остро – как последнее. Может быть, именно это чувство роднит ту эпоху с нашей – веком пандемий и новых войн, грозящих гибелью всему человечеству. В гармониях Малаховской могут почудиться отзвуки Дебюсси, Чюрлениса или Грига, впрочем, ее музыкальный язык вполне своеобразен и – что для наших дней большая редкость – с одной стороны, доступен для широкой публики, с другой, достаточно изыскан и изящен, лишен пошлости и избитых общих мест. Мелодии Малаховской ненавязчивы, легки, эмоционально насыщены, при этом запоминаются сами собой без труда, как хорошие афористичные стихи.
Во избежание риска монотонности непрерывного монолога, Малаховская вставила в оперу один танцевальный номер – Танго и три песни на стихи Тимура Кекиликова, Мирры Лохвицкой и Евгения Антипова.
Психодрама
Драматическая основа монооперы Владиславы Малаховской, как упоминалось выше, психодрама Валерия Брюсова «Путникъ», созданная им в 1910 году для несостоявшегося бенефиса знаменитой российской актрисы начала прошлого века и его возлюбленной – Веры Комиссаржевской.
Роман Брюсова и Комиссаржевской – двух ярчайших звезд эпохи Русского Модерна – малоизвестная и совсем не изученная страничка истории нашей культуры. Их знакомство и начало отношений, которые, судя по всему, имели достаточно молниеносный и страстный характер, относятся к 1907 году, когда Брюсову было полных 33 года, а Комиссаржевской 42. Поэт специально для возлюбленной сделал перевод знаменитой пьесы Метерлинка «Пелеас и Мелизанда». Комиссаржевская сыграла Мелизанду по этому переводу в собственном театре в Пассаже. Ещё Мастер подарил актрисе первый том своих поэтических произведений «Пути и перепутья» с надписью: «Беатрисе робкая дань. Валерий Брюсов. 1907». Заглавную роль в пьесе, а точнее, в «чуде в трех действиях» того же Метерлинка «Сестра Беатриса» Комиссаржевская исполнила в 1906 году в своем театре на Офицерской в постановке Всеволода Мейерхольда.
Роман Брюсова и Комиссаржевской, протекавший под знаком театра Мориса Метерлинка, привел, среди прочего, к увольнению с поста директора ее театра упомянутого выше Мейерхольда и к назначению на эту должность ее возлюбленного. Историки театра признают директорство Брюсова неудачным, однако и эта тема изучена также незаслуженно мало.
Пиком творческих отношений поэта и актрисы можно по праву считать создание Брюсовым специально для бенефиса своей возлюбленной психодрамы «Путникъ» – пьесы, с одной стороны, пронизанной тревожной метерлинковской атмосферой мистики ночного осеннего леса, с другой, совершенно оригинальной с точки зрения ее драматической конструкции.
Эта конструкция, в которой из двух героев один, точнее, одна, говорит – исповедуется и вопрошает, а другой только слушает, не произнося ни звука, явно навеяна личным общением Брюсова с Комиссаржевской, о котором мы можем судить по оставшимся в архиве Брюсова письмам Веры Федоровны (ответы Брюсова до нас не дошли, так как по устному завещанию Комиссаржевской все письма поэта к ней сразу после ее смерти были сожжены):
«...Сейчас во всем мире один мне нужен ты. Не ты — твои глаза, которые выслушают меня, пусть молча. Ты придешь, услышишь слово и уйдешь... Я жду».
Это цитата из одного из последних писем Комиссаржевской к Брюсову, свидетельствующая как раз о том, что в ходе их общения Брюсов по большей части молчал и слушал, а она исповедовалась и вопрошала.
Тут само собой приходит на ум имя основателя психоанализа Зигмунда Фрейда – уж очень похожа ситуация, возникшая в отношениях Брюсова и Комиссаржевской и обрисованная в психодраме «Путникъ» на прием у психоаналитика, где пациент исповедуется, а врач молчит и слушает. Тем более, что Фрейд – старший современник Брюсова, и его работы к моменту создания пьесы Брюсова были в России уже известны. Читал ли их Брюсов, лично мне неизвестно – похоже, что и этот вопрос в брюсоведении остается пока что неисследованным.
«Путникъ» был закончен Брюсовым в 1909 году, а 23 февраля 1910-го Вера Комиссаржевская неожиданно и скоропостижно скончалась от оспы во время гастролей в Ташкенте, не успев сыграть написанную специально для нее роль.
Драма Брюсова была выпущена отдельным изданием в 1911-м году в Москве, затем включена в том «Драматические произведения» его прижизненного собрания сочинений вместе с переводом «Пелеаса и Мелизанды» и «Сценами из будущих времен «Земля».
Затем на протяжении целого столетия (!!!) – до 2016 года, когда московским издательством «Совпадение» был издан том «Валерий Брюсов. Драматургия», театр великого русского символиста, включая его главный бриллиант – психодраму «Путникъ», был предан полному забвению.
Что примечательно, ничего собственно антисоветского ни в драмах, ни в стихах, ни в прозе Брюсова не было, как теперь говорят, от слова «совсем». Тем более, что сам поэт в в 1920 году успел вступить в ВКП(б), за что подвергся осуждению многих своих друзей и коллег. Однако творчество Брюсова, будучи насквозь пронизанным мистическими и ницшеанскими мотивами, по самой своей природе оказалось принципиально чуждым советской власти: как известно, о рабочих и крестьянах Брюсов ничего написать толком не успел, если не считать его знаменитого, вдохновленного ещё событиями 1905-го года «Каменщика».
В начале 2022 года моноопера Владиславы Малаховской «Путникъ» выиграла грант Президентского фонда культурных инициатив, который и позволил приступить непосредственно к ее постановке.
В декабре следующего, 2023 года будет отмечаться 150-летний юбилей Валерия Яковлевича Брюсова. Есть надежда, что в связи с этой датой станет возможным исполнение монооперы Владиславы Малаховской на самых различных площадках нашей страны и мира.
Справка
Владислава Владимировна Малаховская (род. 28 октября 1969, Загорск, до 1930 и после 1991 – Сергиев Посад) – член Союза композиторов Санкт-Петербурга, автор многочисленных камерных вокальных и инструментальных сочинений, произведений кантатно-ораториального и симфонического жанра, педагог, общественный деятель. Сочинения автора исполнялись в Большом театре, Большом зале филармонии Санкт-Петербурга, Храме Христа Спасителя, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга и на многих других известных площадках. Дед Владиславы Николай Малаховский (1892-1942) – выдающийся русский композитор советского времени, погибший в Ленинграде во время блокады.
Широкий общественный резонанс получили концерт для арфы, гобоя и камерного оркестра «Хазарский словарь» (по одноименному роману Милорада Павича), кантата «Ксения Петербургская», кантата на стихи поэтов-фронтовиков «Нас не нужно жалеть!», «Радонежская оратория» на стихи замечательного петербургского поэта Евгения Лукина. Принимает участие в деятельности различных творческих объединений, конкурсов, симпозиумов, фестивалей.
В своём творчестве ориентируется на традиции русской школы композиции. Произведения Малаховской в репертуаре известных музыкантов – баса Петра Мигунова (заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, солист Большого театра), меццо-сопрано Олеси Петровой (лауреат международных конкурсов, солистка Пермского театра оперы и балета, приглашенная солистка ведущих оперных театров мира), меццо-сопрано Юлии Маточкиной (I премия конкурса им. Чайковского, солистка Мариинского театра), гобоиста Артёма Исаева (лауреат международных конкурсов, солист ЗКР оркестра филармонии Санкт-Петербурга), штатного органиста Домского собора Риги Айвара Калейса и многих других.
Заслуживает внимания и общественная позиция Малаховской: с 2014 года композитор активно поддерживает возвращение Крыма России и борьбу за освобождение Донбасса от укронацистов.