В России началась работа над возрождением проекта Ту-324 – ещё одного регионального самолёта, который потеснит иностранные модели. Правда ли, что такое поручение дал лично Владимир Путин и что выпускаться самолёт будет на деньги «Газпрома» под маркой Aurus? Разберём в этом выпуске, а заодно проанализируем, как обстоят дела у автомобилей Aurus и когда появятся бюджетные версии этой марки. Также расскажем о новом подвиге недели и анонсируем первую книгу нашего проекта. Сразу после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно стартовала с космодрома Байконур и доставила к МКС грузовой корабль «Прогресс МС-22».
Очередная партия модернизированных танков Т-80БВМ с усиленной динамической защитой и допмодулем защиты башни поступила в войска.
В Астрахани началось строительство двух универсальных сухогрузов проекта RSD81.
На Окской судоверфи спущено на воду новое краболовное судно.
На «ОДК-Сатурн» запустили производство лопаток турбин для двигателей ПД-8 из новейших жаропрочных никелевых сплавов.
В Набережных Челнах запущено серийное производство двигателей для грузовиков «КАМАЗ».
В Московской области – производство компьютерной техники.
В Истре – рыбоперерабатывающее производство.
Агрокомплекс в Ингушетии запустил первое в стране производство рассады клубники.
В Мордовии открыто производство кормов для животных.
История проекта
В прошлом выпуске мы подробно разбирали, как развиваются программы по производству самолётов Ил-76, МС-21, Ту-214 и Суперджет. А на этой неделе стало известно, что решено возобновить работы по проекту регионального самолёта Ту-324. Причём берётся за это «Газпром», а новый самолёт будет выпускаться под маркой «Аурус». Теперь обо всём по порядку.
21 октября 1966 года состоялся дебютный полёт первого в мире реактивного самолёта для местных авиалиний Як-40. До 1981 года было построено более 1000 таких машин и эксплуатировались они не только в СССР, но и в зарубежных странах, в том числе капиталистических.
В 80-ые нашу страну начал накрывать кризис, и эксплуатация реактивного самолёта для перевозки всего трёх десятков пассажиров стала считаться непозволительной роскошью. Выпуск Як-40 был остановлен. В начале 90-ых кризис поразил весь авиапром, а после того как Борис Ельцин решил прекратить выпуск стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-160, на гране разорения оказался и Казанский авиазавод. Чтобы сохранить коллектив и загрузить производство, авиаторы предложили выпускать там новый региональный пассажирский самолёт Ту-324. Расчёты показывали, что с 2000 года, когда ресурс старых Яков закончится, стране понадобится современная замена.
Со скрипом удалось выбить деньги и начать разработку. Ту-324 стал первым в России самолётом, спроектированным в цифровой среде. Было создано три модификации – на 52 пассажира, на 72 пассажира и бизнес-версия вместимостью 19 человек. Совместно с украинскими предприятиями «Прогресс» и «Мотор Сич» был создан двигатель АИ-22 и это важный момент, к которому мы ещё вернёмся.
К сожалению, производство Ту-324 так и не началось, хотя вопрос о возобновлении проекта поднимался периодически. И вот, похоже, время пришло.
Тихая сенсация
Как сообщает издание «БИЗНЕС Online» проект самолёта Ту-324 решено использовать как базу для создания первого в России специализированного бизнес-джета, выпускаемого под маркой «Аурус». Примечательно, что разрабатывать его будет не «Туполев» и даже не какая-либо другая компания Объединённой авиастроительной корпорации, а «Газпром», который приступил к формированию конструкторского бюро под эти цели. По словам источника «команду заняться такой темой «Газпром» получил от президента». Так это или нет, мы не знаем, но решение нас не удивляет, ведь газовый гигант в последнее время всё активнее занимается вроде бы не свойственными ему прежде проектами – достраивает завод спутников, запускает большой проект по роботизации автотранспорта совместно с компанией «Когнитивный пилот», а в прошлом году стал владельцем компании «Аурус-Аэро», основными видами деятельности которой указаны производство вертолётов, самолётов и прочих летательных аппаратов.
А вот почему выбран именно «Аурус» - это на наш взгляд более интересно и мы позволим себе здесь немного порассуждать.
Как вы знаете, «Аурус» - это первый в истории современной России проект создания целой линейки люксовых автомобилей. В последнее время про него мало говорят, но проект развивается вполне динамично. Основная производственная площадка находится в Особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане, а недавно ещё один завод для облегчения доступа на иностранные рынки, был открыт и в Объединённых Арабских Эмиратах. За прошлый год продажи выросли в три раза до 115 автомобилей. Помимо седана Сенат уже выпускается внедорожник Комендант, в этом году стартует серийное производство минивэнов Арсенал. Учитывая то, что сейчас дилеры просят за седан больше 40 млн рублей, машина эта, конечно, не для всех. Но на самом старте проекта мы говорили, что после того как производитель встанет на ноги и освоит новые технологии, неизбежно будут предложены и более доступные варианты. Кажется, ждать осталось совсем недолго.
Стратегия Аурус
Недавно стало известно, что линейка «Аурус» в скором времени пополнится двумя седанами класса S и класса E, а затем и внедорожником. Очевидно, что они будут намного доступнее и найдут спрос не только в ведомствах, но и у частных покупателей в России. Подробности по новым моделям пока скрываются, но также известно, что «Аурус» сейчас активно готовит новую производственную площадку в Санкт-Петербурге на бывшем заводе Toyota. Таким образом мы видим вполне отчётливо стратегию, согласно которой сначала осваивается выпуск премиальной продукции, что гарантирует спрос, позволяет освоить технологии и производство, а затем следует постепенное расширение в массовые ниши. По всей видимости, такая же схема выбрана и для проекта Ту-324: сначала будет создан премиальный бизнес-джет под маркой «Аурус», а затем на его основе массовый региональный самолёт. Кстати, в производстве люксового воздушного транспорта у «Ауруса» уже есть свой опыт – ранее были созданы модификации премиального Суперджета и вертолёта «Ансат». Так что союз «Газпрома» и «Ауруса» вполне может состояться и подарить стране новый самолёт, благо его не нужно проектировать с нуля.
Однако открытым остаётся вопрос о двигателе для новинки. Как мы уже говорили, на Ту-324 предполагалось использовать АИ-222-25, который производился силами украинских и российских предприятий 50/50. Однако после 2014 года эта кооперация прекратилась. Наша промышленность, впрочем, полностью освоила выпуск этого агрегата и даже существенно продвинулась в его модернизации, о чём мы рассказывали в отдельном ролике. Но всё же для нового самолёта и мотор нужен новый. Хотя достоверных данных о нём пока нет, кажется, мы знаем какой выбор будет сделан.
В прошлом году Объединённая двигателестроительная корпорация впервые представила на форуме «Армия-2023» макет перспективного двигателя СМ-100. Проект как раз и является дальнейшим развитием двигателя АИ-222-25. И хотя заявляется, что он разрабатывается для модернизированного учебно-боевого самолёта Як-130М, предположим, что найдёт применение и в обновлённом Ту-324, а также, почти наверняка, и в перспективных беспилотниках.
Новая силовая установка будет обладать повышенными характеристиками при аналогичных габаритах и весе, в частности, максимальная тяга возрастёт на 20%, а ресурс – в два раза. Все работы идут в соответствии с планом, о их развитии мы вам обязательно расскажем.
Таким образом мы видим, что в России не просто взялись за новый востребованный самолёт, но и создаётся новый инженерно-производственный авиастроительный центр, который позволит разгрузить предприятия контура Объединённой авиастроительной корпорации. Уверены, это ускорит процесс развития всей отрасли.
Далее о герое.
Время Человека
В посёлке Октябрьский Пермского края мужчина пришёл в гости к знакомому, поссорился с ним и ударил ножом. Затем, решив скрыть следы преступления, поджёг дом и убежал. Пострадавший смог доползти до соседей и те вызвали полицию. На вызов прибыл оперуполномоченный уголовного розыска капитан полиции Семён Доронин. Далее события развивались как в боевике. Полицейский сам перебинтовал пострадавшего и отвёз в больницу. Затем вернулся к месту происшествия, вошёл в подожжённый дом и установил очаг возгорания. А когда приехали сотрудники МЧС, объяснил им, где нужно тушить и помог развернуть пожарные рукава. Вскоре огонь был ликвидирован.
После этого вместе с коллегами оперуполномоченный Доронин отправился на поиски преступника, нашёл его и задержал. Так простой полицейский из глубинки за одну ночь совершил три подвига, а вся история тянет на сценарий остросюжетного детектива.
Благодарим капитана за службу и желаем успехов!