Сообщество «Коридоры власти» 17:24 16 мая 2018

Путин: срок четвёртый

инаугурация, программа, правительство, прогноз
36

Триумфально продлив по итогам выборов 18 марта 2018 года свои президентские полномочия на новый, уже четвёртый по счёту, конституционный срок, Владимир Путин почти встал в один ряд с такими знаковыми для нашего Отечества властителями, как Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II и Иосиф Сталин. Почти, но не полностью, — поскольку предстоящий шестилетний период, судя по всему, окажется самым сложным (хотя, возможно, ещё не последним) в истории его правления. Конфликт между "коллективным Западом" и "путинской" Россией продолжает развиваться по нарастающей траектории, и это развитие происходит настолько стремительно, что его кульминация и развязка вряд ли могут произойти позже 2024 года. Скорее всего — намного раньше. И от того, какими окажутся результаты данного столкновения, будет зависеть не только место действующего российского президента в истории нашей страны, но прежде всего — сама эта история Российского государства. Груз ответственности, лежащий на Путине "здесь и сейчас", чрезвычайно велик, угрозы и риски — запредельно высоки.

Пока в Кремле делают всё возможное, чтобы избежать фронтального столкновения с Западом, то есть прежде всего — с Соединёнными Штатами. Значит ли это, что российский президент (как и его ближайшее окружение) до сих пор надеется избежать такого столкновения, сомневается в его неизбежности? Сегодня всё чаще проводят параллели между Путиным и Сталиным. Но не слишком ли нынешняя ситуация становится похожей на ситуацию перед 22 июня 1941 года? В частности, израильский разведчик Яков Кедми раз за разом на передачах Владимира Соловьева с отчаянием говорит, что против России объявлена и уже вовсю ведётся тотальная война. Пока — "гибридного" характера. О том же говорят такие американские "диссиденты", как Линдон Ларуш и Пол Робертс. И дело ведь не только в чьих-то словах. Начиная с победы киевского "евромайдана" в феврале 2014 года, линия на конфронтацию с Россией, на подавление, расчленение и уничтожение нашей страны любыми способами и средствами стала доминантой внешней политики США и их союзников.

Как понимает Путин в этих условиях свою задачу и миссию, как оценивает "грузоподъёмность" и управляемость "корабля Россия", предстоящий маршрут его движения, конечную цель и "реперные точки", — вот что выглядело наиболее важным накануне дня 7 мая, на который традиционно была назначена церемония очередной инаугурации Владимира Владимировича — торжественного принесения им президентской присяги.

Инаугурация

Телевизионная трансляция этого события растянулась почти на час. Помимо самой присяги и последующей речи Путина, а также исполнения между ними Государственного Гимна, туда вошли очень долгий (почти на пять минут) показ прохода Владимира Владимировича из своего рабочего кабинета, проезда к Большому Кремлёвскому дворцу на лимузине проекта "Кортеж" в сопровождении эскорта мотоциклистов, встреча с комендантом Кремля генерал-лейтенантом Сергеем Хлебниковым, который обратился к Путину: "Товарищ Президент Российской Федерации", подъём по главной лестнице, а также дальнейший путь к Андреевскому залу под аплодисменты приглашённой "элиты". Такая "картинка" дала возможность зафиксировать и малоподвижность правой руки Путина во время ходьбы, явно не связанную с какими-то функциональными нарушениями физиологического порядка, поскольку в целом её движения не были ограничены, и "старый" номер госрегистрации нового автомобиля, использованного для двухминутной поездки ("в 776 ус 77" — как выяснилось, ранее принадлежавший утилизированной "волге" какого-то частного лица), и заминку при поднятии штандарта Президента Российской Федерации над его кремлёвской резиденцией.

Всё это поневоле (или, наоборот — специально?) создавало какой-то дополнительный: то ли символический, то ли конспирологический, — фон для, в общем-то, протокольного мероприятия юридического характера. Главное значение которого состояло в самом факте его проведения по предусмотренной легитимной процедуре, подтверждающей, что "Non rex est lex, sed lex est rex" ("Не царь является законом, а закон — царём").

Единственным содержательно значимым моментом инаугурации можно считать речь Путина после принесения им президентской присяги, где было сказано: "В эти минуты, вступая в должность Президента России, особенно остро осознаю свою колоссальную ответственность… перед всем нашим многонациональным народом, ответственность перед Россией — страной грандиозных побед и свершений, перед тысячелетней историей российской государственности и нашими предками".

Несомненно, хорошо, что президент обратился к истории, к памяти предков — поскольку понятие "народа" не может и не должно ограничиваться одним только ныне живущим поколением. Но жаль, что это обращение получилось односторонне направленным в прошлое и к прошлому, что президент не заявил здесь же о своей ответственности ещё и перед будущими поколениями граждан России, перед нашими детьми, внуками и правнуками.

Без этого все последующие, многочисленные и безусловно важные слова: "Считаю своим долгом и смыслом всей своей жизни сделать всё для России, для её настоящего и будущего — мирного и процветающего"; "Россия должна быть современной и динамичной, должна быть готова смело принимать вызовы времени и так же энергично отвечать на них"; "Путь вперёд не бывает простым, это всегда сложный поиск"; "Нам нужны прорывы во всех сферах жизни"; "рывок"; "устремлённость в будущее"; "двигаться только вперёд"; "нашим детям предстоит строить нашу страну дальше, добиваться ещё больших успехов, чем их родители, уважать и продолжать историю нашего Отечества", — не выглядят концептуально завершенной конструкцией, поскольку не исключают образ человека, если не вообще бегущего "вперёд спиной", то, во всяком случае, "не разбирающего перед собой дороги".

Если же суммировать расставленные Путиным в его инаугурационной речи смысловые приоритеты действий по вектору модальности "из прошлого в будущее", то они будут выглядеть примерно так.

Прошлое:

"Мы научились отстаивать свои интересы, возродили гордость за Отечество, за наши традиционные ценности".

"Россия не раз сталкивалась с эпохами смут и испытаний — и всегда возрождалась,.. достигала таких высот, которые другим были не под силу, считались недостижимыми, а для нашей страны, напротив, становились новым трамплином, новым историческим рубежом для дальнейшего мощного рывка вперёд".

Настоящее:

"Безопасность и обороноспособность страны надёжно обеспечены".

"Многое, но ещё далеко не всё восстановлено, не все исторические раны залечены, не все потери, сложности преодолены, а жизнь постоянно ставит перед нами новые вызовы, новые непростые задачи… Времени на раскачку нет".

Будущее:

"Россия и дальше будет укреплять своё могущество, а люди будут жить лучше".

"Мы обязательно добьёмся успеха!.. Сделаю для этого всё, что в моих силах".

О будущем судить трудно: "человек предполагает, а Бог располагает", — но всё, что касается прошлого и настоящего, сказано здесь абсолютно верно. Сегодня в российском обществе действительно восстановлена — и здесь заслуги действующего президента неоспоримы и велики — гордость за наши традиционные ценности. Чего пока нельзя сказать о самих ценностях — прежде всего, о такой важнейшей ценности, как социальная справедливость.

Причём "социальная справедливость" — не в понимании 1% "олигархов" от собственности и власти, — для них-то ничего несправедливого в нынешнем статус-кво нет и быть не может, а чем богаче они становятся, тем справедливее оказываются современное российское государство и общество. А для тех 85% "униженных и оскорблённых" граждан РФ, лишённых после 1991 года почти всех своих реальных прав и свобод, которые считают справедливым совсем иное распределение национального дохода и, проголосовав за Путина как за национального лидера, противостоящего внешним и внутренним угрозам, рассчитывают на реализацию хотя бы жизненно важного минимума своих интересов легитимным и мирным путём.

Учитывает ли это и многие другие обстоятельства системно-социального характера новая президентская программа действий, которая содержится в подписанном 7 мая, сразу после инаугурации, Указе "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"?

Программа

Данный указ, принятый "в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека", буквально напрашивается на сопоставление со знаменитыми "майскими указами" Путина 2012 года. Не будем здесь зацикливаться на том, какие из них были выполнены, а какие — нет. В конце концов, всё можно списать на изменившиеся условия, типа украинского "евромайдана", воссоединения Крыма, введения режима санкций, падения обменного курса рубля, начала операции российской армии в Сирии и так далее, до бесконечности: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить!"

Сопоставим только структуру и приоритеты этих программных, по сути своей, документов — уже из этого сопоставления станет ясно, что получилось, что нет, что стало главным, а что ушло на второй или даже на третий план.

Это важно, прежде всего, потому, что "президент Российской Федерации" — не человек Владимир Владимирович Путин, 1952 года рождения, а предусмотренный Конституцией страны орган власти, предназначенный для обеспечения максимальных целостности, единства и оперативности внутрисистемного управления и межсистемного взаимодействия. И в данном своём качестве данный орган власти, разумеется, предъявляет определенные "материальные требования" к своему "человеческому носителю", но ни в коем случае к этому носителю и даже к этим требованиям не сводится. Часть данной истины выражается известной фразой: "Короля играет свита", — но только часть. Верно и обратное. В целом же функции этого органа власти являются такими, которые вообще, в принципе — не по силам исполнять одному человеку. И человек, которого избирают президентом, — лишь малый, хотя самый видный и важный, элемент целого органа, осуществляющего указанные выше функции.

Поэтому и тогда, и сейчас подписанные Путиным "майские указы", разумеется, готовились заранее и являются "дорожной картой" действий, как она представлена Urbi et Orbi ("городу и миру") нашей "властной вертикалью". Разумеется, реальная "дорожная карта" может отличаться от представленного обществу ("городу") и другим странам ("миру") варианта — порой даже "с точностью до наоборот". Но появление такого документа, само собой, не является случайным и позволяет рассмотреть некоторые причины и следствия, а также их взаимосвязи.

Поскольку нынешняя церемония инаугурации прошла в тот же день 7 мая, что и в 2012-м (хотя президентские выборы в тот год состоялись 4, а не 18 марта), и в 2004-м (выборы 14 марта, с пожаром московского Манежа) и в 2000-м (выборы 26 марта), и в этот же день был подписан программный указ, можно сделать вывод, что данная практика признана Путиным в целом (или в каком-то смысле?) успешной, эффективной и "сработавшей" — иначе повторять данный алгоритм действий не было бы никакой необходимости. Единственное изменение — теперь мы имеем дело с одним-единственным указом (к тому же — без номера), а не с одиннадцатью оформленными отдельно "номерными", как это было шесть лет назад.

Тогда речь шла о следующих документах: № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"; № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"; № 602 "Об обеспечении межнационального согласия"; № 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса"; № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации"; № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и № 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации".

То есть формальные приоритеты расставлялись (ещё раз напомним, это — весна 2012 года, только что отшумели, к счастью, так и не переросшие в "снежную революцию" массовые "белоленточные" "болотные" протесты) по следующему ранжиру: проблемы экономики, социального обеспечения, здравоохранения, образования и науки, ЖКХ, госуправления, межнациональных отношений, ОПК и армии, внешней политики и, наконец, демографии.

Что мы видим теперь?

Теперь мы видим следующий перечень приоритетов: демография, рост реальных доходов населения, ЖКХ, технологическое ускорение с "цифровой" компонентой, создание в отечественной экономике высокопроизводительного несырьевого экспортного кластера. И — возвращение к практике "национальных проектов", заявленной в годы президентства Дмитрия Медведева (2008-2012), когда Путин занимал пост премьер-министра:

— демография;

— здравоохранение;

— образование;

— жильё и городская среда;

— экология;

— безопасные и качественные автомобильные дороги;

— производительность труда и поддержка занятости;

— наука;

— цифровая экономика;

— культура;

— малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;

— международная кооперация и экспорт.

В данной связи применительно к демографии можно было бы сказать, что "последние стали первыми", а применительно к "экономическому росту", понимаемому как "рост ВВП", — что "первые стали последними", что "наверху" наконец-то признали справедливость тезиса "экономика для человека, а не человек для экономики", но ситуация выглядит куда более сложной и многомерной.

Из перечня проблем, которые предстоит решать России в 2018-2024 гг. при помощи "нацпроектов", исключены а) оборонные; б) межнациональные; в) госуправления. Надо ли понимать это так, что в данных сферах всё более-менее отрегулировано, системные риски здесь не угрожают национальной безопасности и могут регулироваться уже в штатном порядке? "По умолчанию" предполагается именно это, и образцом, видимо, следует считать российскую армию и отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Нынешняя боеготовность и боеспособность наших Вооружённых сил, продемонстрированная, в частности, в Сирии, действительно, позволяет говорить о том, что Россия на 15-20 лет обеспечила себе не только военную безопасность, но и — в определённой степени — военное доминирование, что повлекло за собой многочисленные, но пока не волне очевидные позитивные сдвиги по всему спектру государственных проблем, внутренних и внешних, включая заказы на российское оружие, рост нефтегазовых цен, реализацию программ импортозамещения, и т.д. и т.п. Так ли хорошо обстоят дела в сфере межнациональных отношений и государственного управления — вопрос дискуссионный и спорный, но предположим, что президенту и правительству в данном случае виднее. Тем более, что в инаугурационной речи Путин заявил, что, несмотря на достигнутые бесспорные успехи в оборонной сфере, внимание к ней и её развитию ослаблено не будет. Но приоритеты смещаются на иные векторы развития.

В первую очередь, это касается человеческого потенциала России. И в количественном (демография), и в качественном (здравоохранение, образование, экология, ЖКХ, наука, культура) аспектах. Но здесь проблемы не то что созрели или даже перезрели, а в некоторых моментах уже почти перегнили. Особенно это касается образования, науки и культуры. Многолетнее безраздельное господство здесь представителей прозападного "либерального дискурса" тесно связано с таким же их господством в сфере экономики, поэтому вытеснить "пятую колонну" с одного поля, не вытеснив её с другого, представляется весьма маловероятным сценарием, что, собственно, и подтверждается практикой последних лет. "Национализация" образования, науки и культуры принципиально невозможна без "национализации" экономики, без той или иной формы подчинения крупных её субъектов государственным и общественным национальным интересам.

Но как раз об этом речи пока на уровне президентского указа не идёт. Самое большее, на что здесь можно (причём весьма туманно) рассчитывать, — это на возможность формирования некоего современного варианта социально-экономического и социально-политического абсолютизма, при котором верховная власть в союзе с новыми сетевыми структурами "цифрономики" (малое и среднее предпринимательство как аналог ремесленной и торговой буржуазии XVI-XVII веков?) будет ограничивать права "крупных феодалов"-олигархов, тем самым способствуя развитию высокотехнологических и экспортно ориентированных "кластеров" по примеру китайской политики "открытых дверей" образца 70-х—80-х годов ХХ века.

"Безопасные и качественные автомобильные дороги" в этом контексте выглядят разве что "сахарной костью", бросаемой региональным "элитам" (и части федеральной "элиты").

А вот с "нацпроектом", обозначенным как "производительность труда и поддержка занятости", вообще никакой ясности нет — прежде всего, потому, что в нынешней системе экономики показатель "производительности" рассчитывается по денежной цене проданных товаров или услуг, а не по факту их реального потребления, что ведёт к катастрофическим последствиям для торгового и платежного баланса российской экономики. Впрочем, "если звёзды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно". Кому? Спросите у Лившица. Или у Чубайса. Или у Кудрина, которого, кстати, назначили теперь главой Счётной Палаты РФ.

Впрочем, оценке персонального состава российского правительства, которому предстоит реализовать новую президентскую программу, специально посвящен следующий раздел этой статьи. Здесь же отметим, что ресурсно-финансовое обеспечение задач "майского указа" 2018 года вообще не определено. 10 триллионов рублей? Нет, 8 триллионов рублей? А почему не 6 или не 12? Не говоря уже об их источниках. Нет, вполне вероятный рост мировых цен на энергоносители выше 100 долл. за баррель нефти, конечно, способен, на пару с новым снижением обменного курса рубля, с лихвой решить эту проблему, но реальное планирование и исполнение планов, видимо, предполагается максимум в ежегодном, если не ежеквартальном "горячем" режиме.

Отдельной темой является и поставленная Путиным задача вывести к 2024 году российскую экономику минимум на пятое место в мире — опять же, без указания той "системы координат", в которой данная задача должна решаться. Потому что, например, по ВВП, рассчитанному на основе обменного курса российского рубля к доллару США ("номинал") наша страна по итогам 2017 года занимает 11-е место в мире с показателем 1,577 трлн. долл., уступая даже Канаде. А по ВВП, рассчитанному на основе паритета покупательной способности (ППС), — уже 6-е, с показателем 4,008 трлн. долл., совсем немного "не дотягивая" до Германии (4,171 трлн. долл.). А по объёму реального сектора производства товаров и услуг — мы уже вообще четвертые в мире… Так спрашивается, "сколько вешать в граммах?"

Не стоит рассматривать эти моменты как некую недоработку или некомпетентность президента и его команды. Одним из фундаментальных принципов путинской политики является сохранение и расширение максимума "степеней свободы" для дальнейших своих действий: личных или совместных. Так и здесь: если у президента с правительством в дальнейшем всё будет по-прежнему хорошо, ВВП можно посчитать "по паритету" — тогда поставленная задача выполнена, а если не всё хорошо, то ВВП, напротив, можно посчитать "по номиналу" — тогда задача провалена, со всеми вытекающими отсюда последствия.

Правительство

Изменения в новом составе российского правительства произошли, но в основном они свелись не к устранению "отыгранных" или появлению "свежих" фигур (хотя и без этого не обошлось), а к "рокировкам" внутри кабинета министров. Вся эта живописная чехарда со сменой кресел и кабинетов в Белом доме при взгляде снаружи кажется очередной иллюстрацией к знаменитой крыловской басне "Квартет" с известной моралью: "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!" Но…

Можно было бы сказать, что главной интригой является сохранение Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, но это, судя по всему, "интрига напоказ". Трудно сказать, насколько это переназначение связано с параллельными отставками первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича, которые занимали ключевые позиции в "команде" Дмитрия Анатольевича. Но понятно, что в результате реальная сфера влияния Медведева значительно сократилась. О том же свидетельствует и назначение Алексея Кудрина на пост председателя Счётной Палаты РФ, с которого "рулить" образованием и здравоохранением вместо Ольги Голодец (пока назначена заниматься культурой и спортом) отправилась Татьяна Голикова. "Ушли" также один из фигурантов скандала "Рыбка—Дерипаска" Сергей Приходько, руководитель аппарата правительства в ранге вице-премьера (его сменил в этом кресле начальник контрольного управления президента РФ и однокурсник Медведева Константин Чуйченко); вице-премьер Дмитрий Рогозин, курировавший ОПК (его полномочия переданы Юрию Борисову, которого называют одним из ведущих идеологов и организаторов Российской армии "нового типа"), и вице-премьер "широкого профиля" Александр Хлопонин.

Трудно назвать "новыми лицами" в правительстве вице-премьера Алексея Гордеева, которые будет отвечать за хорошо знакомую ему еще в бытность министром сельского хозяйства (1999-2009) и губернатором Воронежской области (2009-2017) аграрную отрасль, и Максима Акимова, ранее — заместителя Сергея Приходько, а ныне — вице-премьера по вопросам транспорта и связи.

"Наследие Дворковича" оказалось разделено между Дмитрием Козаком (промышленность и энергетика), а также упомянутыми выше Максимом Акимовым и Алексеем Гордеевым. Виталия Мутко "перебросили" с полностью проваленной им спортивной проблематики на строительство.

На самом деле важнейшее изменение в правительстве РФ образца 2018 года заключается в том, что кресло первого вице-премьера, освобождённое Игорем Шуваловым, с сохранением за собой поста министра финансов, занял Антон Силуанов. Тем самым в российской "властной вертикали" сформировалась и выдвинулась на первый план мощнейшая политическая связка Силуанов—Кудрин (или Кудрин—Силуанов), на значении, возможностях и "функционале" которой следует остановиться отдельно — она этого вполне заслуживает.

Вообще, кадровую хватку Алексея Леонидовича не стоит недооценивать. В общем-то, и к выходу самого Путина на федеральную политическую орбиту после поражения Собчака в Питере в 1996 году он приложил свою руку, а де-юре — вообще сыграл решающую роль. Его бывшие заместители Антон Силуанов и Татьяна Голикова вот уже более десяти лет постоянно находятся на самых высоких постах в российской "властной вертикали". К данному блоку, в принципе, примыкает и связка Германа Грефа (Сбербанк) с Эльвирой Набиуллиной (ЦБ РФ).

Теперь же их влияние там становится едва ли не доминирующим, поскольку совместными усилиями они могут "сканировать" любое министерство и ведомство, вплоть до разведки и армии, не говоря уже о структурах попроще. Конфликт 2011 года, когда Дмитрий Медведев уже в качестве путинского преемника на президентский пост со скандалом добился отставки "чересчур влиятельного" Алексея Кудрина со всех правительственных постов, теперь может получить (и, судя по всему, с арестом братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых — уже получил) своё продолжение. К тому же, заняв пост председателя Счётной Палаты, Кудрин находится вне досягаемости премьер-министра, зато может наносить удары по его "зоне влияния".

Впрочем, не это — главное. Главное в том, что теперь баланс приоритетов российской "властной вертикали" и — уже как следствие — баланс сил внутри неё, явно смещаются в сторону финансовых операций. Причём расчистка и расширение соответствующих "каналов", похоже, предстоят в грандиозных масштабах, выходящих далеко за пределы текущих и даже обозримых в перспективе потребностей национальной экономики РФ. С чем это связано: планами масштабной и системной модернизации отечественного производственно-технологического кластера, формирования на российской базе нового глобального "банковского хаба", созданием "зоны рубля", усилением работы currency board и "нефтедолларового насоса", или чем-то ещё, — покажет время. Главным индикатором здесь будет объём и структура золотовалютных резервов страны, а также вывоз из неё капитала. Если десятки миллиардов долларов будут по-прежнему вкладываться в государственные и корпоративные "ценные бумаги" наших западных "партнёров", да ещё без всякого экономического смысла, выступая при этом в качестве инструмента для нормализации отношений с ними, — о развитии отечественной экономики можно будет забыть навсегда. Впрочем, о дальнейшем опережающем оснащении наших силовых структур — тоже.

Факт состоит в том, что теперь в кремлёвских и правительственных "верхах" осталось только два "центра силы": указанный выше "кудринский" финансовый блок и "силовики", координирующие свои действия непосредственно с Верховным главнокомандующим. Таким образом, ближайший период может стать для российского правительства периодом сильнейшего столкновения между военно-силовой группой во главе с Шойгу—Чемезовым и финансовыми либералами-"западниками" во главе с Кудриным. Впрочем, здесь мы уже переходим к заключительной, прогнозной части настоящей статьи.

Прогноз

Судя по тому, что в целом новый состав правительства повторяет старый, речи о смене социально-экономического курса и переходе к мобилизационному проекту не идёт. Более того, такой переход видится маловероятным и в перспективе ближайших 5-10 лет — если только наши западные партнёры во главе с США не начнут трансформацию нынешней "гибридной" войны против России в традиционную "горячую" — например, руками киевской хунты или "исламистских" террористических структур. Из этого следует вывод, что Путина, несмотря на все его алармистские заявления, в целом устраивает нынешний ход событий и внутри страны, и на международной арене. А следовательно, он не видит нужды "менять коней на переправе". Даже — откровенно троянских.

Поэтому невнятный или даже полностью фиктивный "рост экономики" на официальном уровне 1-1,5% в год, стагнация или даже снижение реальных доходов подавляющего большинства населения страны при росте их "среднестатистического" уровня за счёт стремительного обогащения ничтожного по численности (до 5%) меньшинства, технологическая стагнация и рост безработицы выглядят едва ли не самым вероятным из возможных сценариев на период 2018-2024 годов.

Скорее всего, это будет происходить на фоне борьбы Путина за сохранение геополитического пояса безопасности России в виде установления дружественных режимов в государствах "постсоветского пространства". Борьбы, которая, как свидетельствует опыт Грузии, Украины и Молдавии, а теперь — и Армении, будет вестись, в лучшем случае, в режиме "активной обороны", без целей разгромить противника и добиться окончательной победы. Тем более, что "образ врага" и "негативный пример" соседних стран, попавших в ловушку "цветных революций", в немалой степени способствуют усилению поддержки власти со стороны российского общества. Уже сейчас отчётливо видна перспектива антироссийского дрейфа оставшихся у нас союзников, включая Белоруссию и Казахстан, не говоря уже про Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан. Более-менее стабильными выглядят отношения с Азербайджаном, но и они, в случае нового обострения карабахского конфликта, могут оказаться под угрозой. Для того, чтобы сломать эти сценарии, России нужна новая, наступательная идеология, основанная на принципах прогресса и социальной справедливости, а также соответствующий этой идеологии порядок жизнеустройства государства и общества, который вызывал бы у окружающих Россию этнополитических структур стремление к подражанию и присоединению. Но для этого, конечно, нужно не менять шило на мыло в российских "верхах", а заниматься выверенной трансформацией отношений власти и собственности внутри страны. Нынешнее правительство, по-прежнему составленное, в основном, из прозападных либералов, разве что не настолько радикальных, как Шувалов, Дворкович, Трунов и Ко, приспособлено к решению данной задачи примерно так же, как ржавый лом — к полёту в космос. А там, где нет энергий созидания, начинают действовать энергии распада. Следовательно, непоследовательность и "раздвоенность" стратегического курса руководства РФ, скорее всего, будет продолжаться, усугубляя и без того сверхсерьёзные российские экономические, финансовые и военно-политические проблемы нашей страны.

Комментарии Написать свой комментарий
17 мая 2018 в 03:41

Иван Фёдоров всё сформулировал абсолютно точно и гораздо короче Нагорного и Конькова: все хорошие слова президентских посланий "граду и миру" на перспективу не подкреплены никакой конкретикой чётких планов, а выбор персоналий в правительстве говорит о неизменности социально-экономического курса, - отсюда вывод о сохранении власти, как главной цели, становится однозначным.

17 мая 2018 в 08:39

Российское руководство остается слегка замаскированной марионеткой сионистов. 9 Мая Нетаньяху это продемонстрировал всему миру. Вот их планы они и будут выполнять, а все остальное - дымовая завеса. Причем, времена впереди очень турбулентные, в библейском выражении - Последние. Потому каббалисты и стараются привлечь к выполнению своих планов тех, кого не жалко. И не надо дальше продолжать поддерживать иллюзию длинными заумными статьями, что где-то под ковром в Кремле идет борьба за Светлое будущее России и русского народа.

18 мая 2018 в 19:40

да, это и есть главная, можно сказать наиглавнейшая проблема, при чем не просто нашей страны, а цивилизации вообще. Либо мир выйдет из под власти этнической химеры на базе еврейского этноса , либо он погибнет в ядерном кошмаре. А вот выйти, означает между прочим прежде всего открытую формулировку вопроса, кто есть кто и почему этот кто сумел навязать всему человечеству безумных дискурс своего же безумного сверх проекта машиаха- строительства(и марксизм и революции 1917 и 1992 годов это точно оттуда будут). Вот и надо бы Это, товарищи писатели, и обсуждать в первую очередь. А там глядишь и появятся таки новые Минины-Пожарские, да и почистят конюшни государственные.

17 мая 2018 в 10:32

Горячий лизун.

17 мая 2018 в 15:23

С точки зрения социальной справедливости в России дела обстоят лучше, чем в коммунистическом Китае – там олигархи ещё круче российских, а китайские бедные ещё беднее российских. Разница только в том, что в Китае правит партия коммунистов, а в России – партия бывших коммунистов и комсомольцев. Ещё китайцев в десять раз больше и на работе они упираются больше, чем российские трудящиеся, поэтому их ВВП больше российского ВВП. Советская социальная справедливость не прижилась нигде, оказалась неживучей, поэтому придётся усовершенствовать то что есть. Ломать существующую систему, это значит порвать со всей мировой экономической системой и впасть в самоизоляцию, о чём только и мечтают враги России, но Путин это понимает и такой радости врагам не доставит. Это он неоднократно заявлял и назначенное им правительство подтверждает его курс. Единственное, что может заставить Путина свернуть с курса, это война, которые западные провокаторы мечтают разжечь на границах России. Путин и это понимает, поэтому не поддаётся на многочисленные провокации, но провокаторы понимают, что рискуют нарваться на неожиданный ответ, что Путин неоднократно им демонстрировал, поэтому ведут себя в рамках обычной подлости. Если народ России не впадёт в истерику, как некоторые комментаторы, то всё будет нормально, не хуже чем в коммунистическом Китае.

18 мая 2018 в 07:39

Если бы в Китае правили люди, подобные нашей верхушке, то его почти полутора миллиардное население сейчас умирало бы с голоду. сейчас Китай достиг такого уровня развития во всем, какого Россия, в нынешнем ее политическом и связанным с ним экономическом положении, не сможет достигнуть в ближайшие 1000 лет. В Китае фактически нет никакой олигархии, в российском понимании этого слова, есть миллиардеры, добровольно или вынужденно, работающие в интересах собственной страны. Да что там внутренние богатеи, в интересах Китая действуют даже, так называемые хуацяо, разбросанные по всему Земному шару.

17 мая 2018 в 15:59

А Гончар всё бредит....

От советской социальной справедливости партаппарат активно пытался избавиться, как минимум, с 50-х годов прошлого века. И за 30 с лишним лет им это удалось сделать. После этого прошло ещё 30 лет поливания советского прошлого грязью, но и они не сделали его менее привлекательным.

И в чём, объясните. прелести "мировой экономической системы", в которой миллионы азиатов работают за гроши, чтобы обеспечить товарами кучку "офисного планктона" в западных странах, а США просто печатают бумагу, чтобы покрыть свои потребности в ресурсах? Именно от этого вы и призываете не "самоизолироваться"

17 мая 2018 в 16:22

У Гончара здесь роль "мудрого пескаря". Его не переубедить. Представляю, как хорош он был на партсобраниях при КПСС.

18 мая 2018 в 19:44

есть идея-перехватить вот это самое - печатание денег. Но, сами понимаете, не простая эта задача. Но очень даже нужная и очень перспективная.

17 мая 2018 в 19:14

Не был, не участвовал, не состоял. Как мудрый пескарь, наблюдая и взвешивая, я вижу, что никто не хочет быть изолированным, из чего следует что дурных нет, все, как и пескарь, понимают, что страшнее смертной казни только изоляция. Зачем-же добровольно подвергать себя такому истязанию, находясь в здравом уме. Тем более, что России есть что предложить миру, а в мире есть, что представляет интерес для России. Если силой загоняют в угол, хотят изолировать, значит хотят наказать, или уничтожить. Какой-же дурак с этим согласится – даже пескари пытаются не попасть в изоляцию, а уж серьёзные животные и звери, как, например, медведь будут сражаться до последнего. Иначе – в цирк, на манеж, или на стену, в виде шкуры.

18 мая 2018 в 19:53

интересно сколько, по Вашему, минут он прожил бы начав с того о чем Вы говорите? Ведь это беловежье и было главной целью всего этого еврейского заговора против СССР . Первый шаг , после разгрома троцкизма, был сделан в 1949 году, умер уже Виноградов, ну ехидны тут же и воспользовались своей сверх компетентностью-объявив войну лженаукам убили будущее СССР.

17 мая 2018 в 21:13

Весома только последняя фраза авторов статьи, которая не увеличивает оптимизм. и с этим трудно не согласиться.
Все остальные рассуждения носят дискуссионный характер.
В сухом остатке - либералы по прежнему будут "рулить" экономикой и социалкой, со всеми драматическими (в силу неадекватности национальным интересам) последствиями. В контексте грозных мировых процессов, владение либералами (тем более - российского извода) важнейшими рычагами экономики - убийственно для нации и государства ...
Если эта "раковая опухоль" не будет, как можно скорее, устранена с тела России - страну ждёт трагическое будущее. Возможность относительно безболезненного устранения опухоли исторически предоставлялась весной 2018 г., но ...

18 мая 2018 в 06:12

Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас -
такая вот русскоязычная нагорная проповедь.

18 мая 2018 в 11:51

Ха, даже спокойная критическая аналитика вызывает мощнейшие комментарии, а-ля - всё можно сказать в двух словах "всё плохо и будет хуже". Ну правильно, не надо думать и анализировать, надо говорить лозунгами и елейно вспоминать прошлое. "Восстановить заводы!" (ещё надо снова перепостить липовый список разрушенных заводов - где и те, что угробили при Ельцине, и те, что живы и здоровы сегодня); "Восстановить СССР, отменить Беловежские соглашения" (а лучше распад Российском империи -вернём Финляндию и польшу)
А по содержанию, Халдей и Лекух в своих статьях про правительство были более убедительны. Нагорный с Коньковым хотят усидеть на стульях оппозиционности и умеренного лоялизма - а тут публика не оценит, надо другое блюдо готовить: "всё развалено, мы умрём, Грудинин спаси"

18 мая 2018 в 13:47

Ну да, Путину надо было обратиться в международный суд в Гааге с требованием отменить предательский сговор в Беловежской Пуще и Запад бы Путина возлюбил и осыпал бы новейшими технологиями. Хороший юмор, а может быть это сатира, но всё равно смешно.

18 мая 2018 в 20:00

а вот с эти не могу не согласится-пора выходить на международный уровень доказательности Права России стать правоприемником СССР в части территориальной целостности страны-и база соответствующая правовая для этого есть-референдум по СССР. Но ставить в вину не выполнения этой задачи ВВП в 2000 году-это как-то не корректно будет. А вот про катастрофу геополитическую ВВП уже таки и озвучил- надо поддержать.

18 мая 2018 в 21:31

Путин: "сорок первый"... )))

18 мая 2018 в 21:34

А может быть просто некого назначать в правительство?
Несколько молодых ребят, которые себя проявили, назначили и то хорошо, дальше дело пойдет быстрее.

18 мая 2018 в 21:54

до смерти рулить будет
а потом пойдут разоблачения
и все прозреют
при таком мутном правительстве ожидать можно только дефолта

Никаких перспектив ожидать не приходится. Страну ждет стагнация, застой. Экономика развития не имеет, в прессе, на ТВ - спошное "одобрямс". Информация стала злой и агоессивной, один только "Час ненависти" ("Время покажет") чего стоит! Олигархи станут еще богаче, люди еще беднее. Россия может превратиться в Северную Корею. Друзей "по периметру" мы вряд ли поставим - слишком уж мы непривлекательны. А чего может быть привлекательного? Воровство? Коррупция? Ограбление регионов? Прслушная дума? Грабительские реформы?
Проблема еще и в том, что многие олигархи связаны с Западом. Еще неизвестно, как они себя поведут в условиях развивающихся санкций. Нам млгут ждать новые великие потрясения. А так хочется нормальной спокойной жизни.
Не случаен прогноз ООН: к 2050 году нас останется 132 миллиона. Русские станут маленьким экзотическим народом?
Единственным спасением был бы приход к власти Руссих национально-ориентированных сил. Они бы и вопиющее неравенство частично ликвидировали за счет установления доли каждого гражданина в национальном богатстве страны. И перестали бы грабить Русские регионы, пересылая деньги "братьям" с юга. И во власти бы тогда преобладали русские лица.
Но смогут ли у нас когда-нибудь прийти Русские патриоты? Вот в чем главный вопрос.

19 мая 2018 в 08:00

"А так хочется нормальной спокойной жизни."
Голубчик, вы сами себе противоречите, - не замечаете?
Вас не устраивает стагнация, хочется развития, великих строек, шестилетку в три года, в буднях великих строек, наш ответ Дональду Трампу, даешь Перекоп...
Это по-вашему спокойная жизнь? Если хотите спокойной жизнь, то молитесь о здравии Путина.
Вы уж определитесь.

Я имел в виду другое, Кудинов: жизнь без социальных потрясений. Мне очень нравятся маленькие страны Европы. Лихтенштейн, например. Внешняя безмятежность этого карлика поражает. Но это отнюдь не исключает быстрого экономического развития страны. Все средства направлены на внутреннее развитие. Присутствуют быстрый рост технологий, самые совершенные формы хозяйствования.
Есть и подобные государства "гиганты". Канада, например. Ее территория уступает только нашей. Наличие природных ресурсов зашкаливает. Но она ни с кем не ссорится, не занимает "активной" международной позиции. Для канадцев хоккейный матч важнее любого международного конфликта. Все силы направлены на внутреннее развитие. И у нее тоже постоянные промышленные скачки.
Социальная революция и глобальный общественный катаклизм - это одно. Технологическая революция - другое. Застой - третье. И мы к последнему сейчас идем. Но именно застой и порождает глобальные общественные катаклизмы. Это надо хорошо помнить тем, кто его активно культивирует и поддерживает.

19 мая 2018 в 17:15

А еще Коллайдер!
Фу, как не стыдно.
Вспомнил историю с Маяковским. ВВ пришел в гости, а там была маленькая девочка и канарейка, ВВ прочитал свое:
"Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм не был канарейками побит", - потом взял девочку и сказал: "К твоей канарейке это не относится".
Да вы мещане, Коллайдер. Вчера смотрел "Женитьбу Бальзаминова", по памяти:
- Маменька, я сейчас получаю сто двадцать рублей и мы их проживаем, а ну как триста тысяч, да сразу. Это по тысячи в год, на триста лет хватит.
- Да неужто ты триста лет прожить хочешь.
- А что, при хорошей-то жизни. А по две тысячи - все на сто пятьдесят лет хватит. Ой, пойду на двор, пусть голову обдует, а то мысли...
- Миша! Не думай!

Коллайдер, это когда это Россия вылезала из дерьма по-канадски!?
Канада!
Канада когда последний раз воевала на своей территории? Кому она вообще нужна, Канада, бандеровцы, кстати, куда больше всего сбежали, - не в Канаду.

Нет уж, голубчики, вы определитесь.
Если хотите суверенитета, независимости, прогнать воров и олигархов, заставить чиновников работать, то готовьтесь к бо-о-о-льшим проблемам.
А вам, значится, охота и рыбку съесть и невинность соблюсти?

Нет, мы не мещане, Кудинов. Мало того, я против культа денег и роскоши. Считаю, что золотые унитазы - страсть дебилов. Кстати, в восточных деспотиях был развит культ роскоши. Но мы не восточный народ, а северный, нордический. Но я отнюдь не против достатка и спокойной размеренной жизни. Почему-то все стремятся в Лихтенштейн, Швейцарию, Скандинавию, Канаду. Есть государства, куда никто не стремится...
В чем главная проблема наших традиционных идеологов. Они постоянно твердят о каком-то особом пути России. С одной стороны, у каждого народа есть особенности своей дороги. С другой - есть основополагающие принципы, которые одинаковы для всех. Мама мне рассказывала, как совсем юной она побывала в Карелии. Это было начало шестидесятых годов, многие из тех, кто видел советско-финскую войну, были еще живы. И они поведали ей о том, как устанавливались "новые границы". Кто успел - убегал в буржуазную Финляндию. Кто не успевал - оставался в самой счастливой стране строить коммунизм. Стране со своим собственным путем. Стране, где коренной народ был принесен в жертву безумной идее.
Я не хочу, Кудинов, заботиться о проблемах Сирии. С некоторых пор я не воспринимаю "военно-патриотические" лозунги, поскольку прекрасно понимаю: власть защищает не меня, а себя. Основное сейчас - сосредоточиться на внутренних задачах. Конечно, не все здесь так просто и безоблачно. Большие проблемы возникнут если, например, ввести систему определения доли каждого русского человека в национальном богатстве страны. Это ударит по определенным группам. Но если бы власть была народная, она бы быстро сломила их сопротивление. Пусть жестоко. Но ради такой благородной цели власти простили бы все. Или сократить армию чиновников раз этак в 20 или 25. Тоже можно. И доходы этих "эффективных управленцев" спокойно бы перетекли в другие, необходимые сферы. Да, они бы сопротивлялись, вредили. Но поставленную цель решить можно, тут была бы реальная опора на народ.
Однако никто этого не сделает. Цели сегодняшней власти совсем другие. Это в "проклятой" Норвегии люди получают процент от национального богатства. В Канаде - тоже. Нашим гражданам это не нужно. Мы живем бедно зато под надежной защитой боголовок.
Вам не кажется, Кудинов, что нас превратили в колонию? Мы - чужие на этом празднике жизни. И, судя по всему, праздника не ожидается. По крайней мере, в обозримом будущем.
Александр Владимиров, руководитель "Литературного коллайдера"

20 мая 2018 в 18:19

даже как то странно слышать-... превратили, кажется... . Это же все просто считается-ну и каков процент не евреев во властной вертикали? Так почему и отчего тогда Вы предполагаете возможным мирный отказ властвующей элиты от перевода своих текущих доходов в свой же общак, под названием ФРС. Бойцы этой элиты, например сеня-кролик, вполне наглядно продемонстрировали свою готовность получить даже кулю в лоб-чисто ради власти. Так вот об этом господин Кудинов и говорит-хотите-берите(власть) , но то что пули засвистят это то уж точно и чем в результате дело кончится - это тоже большой вопрос-кто колыму облагораживать будет?

21 мая 2018 в 21:31

тут лей не лей , а то и есть правда и глаза на неё лучше не закрывать, а как говорится , с полной ответственностью и соответствующей готовностью и действовать- или Вам кажется, что в слепую лучше получится?

15 сентября 2018 в 09:25

Длинно и непонятно зачем?
Если нет идеологии - по Конституции не положено! то непонятно куда и зачем идти?
И все эти "реперные точки" все эти приоритеты - ни о чём!

1.0x