В минувший четверг в Москве прошли переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко. Пятая за последний год встреча лидеров России и Белоруссии вызвала больше вопросов, чем дала ответов.
По итогам делового ужина, продлившегося три с половиной часа, было объявлено о согласовании ряда программ Союзного Государства. На пресс-конференции рассказали, что согласованы все двадцать восемь программ по интеграции двух стран. На следующий день они были одобрены на заседании Совета министров Союзного государства в Минске, куда отправился глава правительства России Михаил Мишустин. Далее договоренности будут вынесены на утверждение Высшего Государственного Совета Союзного государства, заседание которого планируется провести до конца текущего года.
Президенты договорились о более тесной энергетической и экономической интеграции: об объединении рынков нефти и газа, отмене роуминга, а также сотрудничестве в рамках налоговой и таможенной политики. Также программы предусматривают интеграцию валютных систем, борьбу с терроризмом, переход к единой промышленной политике и доступу к госзакупкам и госзаказам. По целому ряду пунктов белорусский лидер пошел на уступки, но от единой валюты и единого эмиссионного центра вновь аккуратно отошел. В качестве бонуса за уступки, Лукашенко получил на следующий год скидку на газ путем сохранения текущей копеечной цены – 28 долларов за 1000 кубов. В Европе платят 650 долларов за 1000 кубометров газа, и цены продолжают расти. По сути, кроме заморозки цен на газ – ни одного более-менее внятного соглашения. Где-то в перспективе предполагается создание единого оборонного государства, введение одной валюты и равные права для субъектов хозяйствования Белоруссии и России. Планируется, что подписано это будет все потом, не раньше 2023 года. А пока Лукашенко снова дали денег.
По словам Путина теперь экономический фундамент для союзного государства выстроен. Да и, надо понимать, что и сам этот Союз в первую очередь экономический. Причем, с режимом, который находится под международными санкциями. И вообще, это довольно серьёзная проблема для будущего этого самого нового Союза. В Крыму, как известно, по этой причине не работают крупнейшие российские корпорации.
Так что мы видим? Лукашенко снова обратился за поддержкой к президенту России под растущим давлением западных санкций. А Кремль вновь пытается набрать у населения баллы перед выборами. Путин вновь пытается предстать в образе «собирателя земель». Потенциальное воссоединение России с Белоруссией действительно стало бы «вторым Крымом», прежде всего – для российских граждан.
Ключевая позиция вчерашних договоренностей между Путины и Лукашенко – единое энергетическое пространство. Немаловажно, что стороны не вдавались в подробности каких-либо соглашений в области обороны и политики, что, может говорить об ограничении масштабов переговоров. «Единое оборонное пространство» не предполагает какой-то конкретики в виде российских военных баз. По итогу, мы видим – уже официальное принятие Россией на кормление Белоруссии.
Что взамен? Взамен где-то Лукашенко обещает чуть-чуть политической интеграции, но не сейчас, а где-то в туманном будущем. По мнению части экспертов, начатые три года назад переговоры об интеграции зашли в тупик из-за нежелания Белоруссии выполнять договоренности о единой валюте и других совместных механизмах на условиях Кремля. По сути, мы просто вновь втридорога (примерно на 1-1,5 трлн. руб. в год) покупаем лояльность Лукашенко. И эту его игру в «братство» и сохранение красивой картинки «построения евразийского мира». Но всё это настолько не имеет под собой никакой реальной сильной идеи и идейности с обеих сторон, что, по сути, зависит от штормящихся из стороны в сторону отношений Минска с Западом, и от одной встречи Лукашенко с Путиным до другой. Пока белорус получил кредиты и дешевый газ, а значит – возможность держаться на плаву еще какое-то время.
Продвижение идеи Союзного государства может играть не только на короткую, но и на длинную выборную дистанцию – к выборам президента России в 2024 году. А заодно сопряжена с принятием обновленной белорусской конституции, которую прогнозируют в 2022-2023 гг. При этом, если Россия не возьмёт Белоруссию в свой состав, а вместо этого создаст реальное Союзное государство со столицей в Москве, то появится новая должность – президента Союзного государства Россия-Беларусь. Это, конечно, довольно фантастично, но, честно говоря, Крыма мы тоже не ожидали.
При этом Лукашенко вряд ли желает, чтобы Белоруссия входила в состав России. Да и в самой Белоруссии отношение к возможному вступлению в состав РФ неоднозначное. Интеграция с Россией и уход Лукашенко воспринимаются положительно только частью общества. В среднем, опросы в интернете показывают, что порядка 40 процентов белорусов желает остаться в статусе независимого государства. Ещё около 40 процентов готовы к вхождению в состав России. А около 20 процентов – то есть, одна пятая населения республики – вообще хотят «кружевные трусики и в ЕС». Во многом, Лукашенко сделал это своими же руками и активной «многовекторностью». В итоге, оппозиционная часть белорусского общества ненавидит не только его, но и Путина, считая их «одной сатаной». С таким общественным настроением России крайне сложно будет интегрировать политически Белоруссию.
Но Путин от Лукашенко, кажется, уже не откажется. По мнению ряда западных изданий, заявления Путина и Лукашенко на совместной пресс-конференции стали «последним сигналом Кремля» о том, что он будет поддерживать белорусского президента, несмотря ни на что.
«Интеграция Белоруссии для Путина в последние три года – это безальтернативный вопрос времени и цены. Работа над этим велась крайне активная, а геополитически задача заключалась в том, чтобы не допустить "украинизации" Белоруссии ("цветные революции", прозападные настроения и раскол), - пишет ТГ-канал «Кремлёвский безБашенник». Белоруссия сегодня для Путина – это отчасти (конечно, с миллионом оговорок) как Украина в 2002-2003 - тогда Кучма едва не договорился о газотранспортном консорциуме, и о вступлении в Единое экономическое пространство. Но тогда Россия была еще не такая зубастая, а Украина уже во всю крутила с Западом. Белоруссия в этом плане – геополитически девственная, поэтому никуда ее Путин не отпустит. За нынешними событиями, вероятно, скрывается двухходовка – предварительные интеграционные планы с целью экономического, налогового, оборонного (военная база?) и прочего сближения, и "второй пакет" – единая валюта и политическая унификация. Первый этап – как троянский конь – позволит зайти на белорусское поле, открыв возможности для второго этапа – решения "проблемы Лукашенко" и настоящей интеграции. Так что игра только начинается, но мечты не всегда сбываются».
Заседание Высшего госсовета, на котором планируется утверждение договоренностей по словам Лукашенко назначено на 4 ноября – День народного единства в России. А ещё, говорят, что в конце осени Минск посетит Владимир Путин.