Сообщество «Форум» 11:06 1 июня 2021

Путин-Байден. Ринг или стол переговоров?

за предстоящей встречей будет следить весь мир

Как только было объявлено о возможной встрече президентов России и США, сразу же стали высказываться различного рода догадки и предположения о содержании российско-американского саммита.

Анализируя предстоящую встречу, следует учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, резкое ухудшение российско-американских отношений, чего не было со времён «холодной войны». Здесь необходимо напомнить, что в апреле этого года в Москву для консультаций был отозван посол Российской Федерации в Вашингтоне. Это произошло после того, как президент Байден в интервью назвал Владимира Путина «убийцей». Далее в Вашингтон вернулся посол Соединённых Штатов в России, получив в Москве рекомендацию «провести основательные серьёзные консультации». Кроме этого, произошла «взаимная» высылка дипломатов, была приостановлена выдача американских виз российским гражданам, за исключением случаев, когда в этом есть «крайняя необходимость». Эта мера также не касалась выдачи виз обладателям дипломатических паспортов.

Во-вторых, военная эскалация «на земле» на западных и южных границах России. Страны НАТО начали наиболее масштабные за последние три десятилетия учения "Defender Europe 2021". Россия перебросила к южной границе массированную группировку войск, готовясь отразить любой безрассудный акт агрессии со стороны прозападных марионеток.

В-третьих, в последние годы был предпринят ряд попыток спровоцировать «цветные революции» в пограничных с Россией странах. Последняя такая попытка была зафиксирована в Белоруссии. Резкую реакцию в европейских странах вызвало задержание белорусского оппозиционера, находившегося на борту самолета, выполнявшего рейс в Литву. Как известно, белорусская сторона убедила командира корабля совершить посадку в аэропорту города Минск после получения информации о возможном минировании воздушного судна. Продолжается выяснение всех обстоятельств происшедшего.

В-четвертых, Джо Байден недавно заявил об отказе вводить санкции в отношении компании Nord Stream 2 AG, осуществляющей строительство газопровода "Северный поток–2". Глава Белого Дома признал, что вводить новые санкции в настоящее время нецелесообразно, так как они негативно влияют на отношения Соединённых Штатов с западноевропейскими странами. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель приветствовала решение Байдена, отметив, что будет обсуждать этот вопрос в ходе предстоящего саммита стран «большой семерки», который должен пройти в июне в Великобритании.

В-пятых, 27 мая Соединённые Штаты уведомили Россию о своём нежелании возвращаться в Договор по открытому небу (ДОН), который предусматривает проведение воздушных полётов без оружия в воздушном пространстве стран-подписантов ДОН. Вашингтон мотивировал своё решение якобы имевшими место «нарушениями статей Договора со стороны России».

В-шестых, Россию вновь обвиняют в хакерских атаках (якобы обнаруженных в прошлом году) и взломе серверов американских государственных агентств, центров принятия решений и других структур. Служба безопасности компании "Майкрософт", что некая хакерская группировка Nobelium якобы совершила атаки на американские государственные организации, участвующие в формировании внешнеполитического курса Соединённых Штатов. Это обвинения были выдвинуты через месяц после введения Вашингтоном новых санкций в отношении России и высылки российских дипломатов в ответ на «участие» Москвы в прошлом году в широкомасштабных хакерских атаках на компанию SolarWinds, занимающуюся разработкой программного обеспечения для управления сетями, системами и инфраструктурой. Россию также обвиняют во «вмешательстве в американские выборы и в другой враждебной деятельности».

В-седьмых, недавно было достигнуто хрупкое перемирие между палестинцами и израильтянами после очередной агрессии Израиля против сектора Газа и ожесточенных столкновений между отрядами палестинского сопротивления и подразделениями израильских сил безопасности. В результате посреднических усилий Египта и Катара Израиль был вынужден согласиться на прекращение огня.

В-восьмых, Башар Асад был переизбран президентом Сирии. За него проголосовало 95,1% избирателей. Асада поздравили Россия и Иран. Западные страны не признали ни сами выборы, ни их итоги. Это означает, что шансы на политическое урегулирование сирийского конфликта, на продолжение переговорного процесса между сирийским правительством и оппозицией снизились.

В-девятых, в столице Австрии Вене продолжились переговоры по реанимации иранского ядерного соглашения. В переговорах принимают участие представители Ирана, США, Великобритании, Франции, Китая, России и Германии.

В-десятых, продолжается пандемия коронавируса. Появляются новые штаммы вируса. Многие страны прилагают немало усилий по наращиванию производства вакцин против Covid 19 для того, чтобы привить максимальное количество людей. Пандемия нанесла огромный ущерб мировой экономике и торговле.

Все вышеперечисленные вопросы в той или иной мере порождают противоречия и разногласия в подходах к их решению. Здесь необходимо учитывать географические и политические факторы, а также соотношение сил на мировой арене. В то же время эти вопросы взаимосвязаны, зачастую они переплетаются друг с другом, порождая новые вызовы, проблемы и разногласия между Россией и США. Тем не менее, обе страны, на мой взгляд, должны попытаться отбросить в сторону разногласия по второстепенным вопросам и найти точки соприкосновения своих стратегических интересов.

Секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев и советник президента США по вопросам национальной безопасности Джек Салливан провели на прошлой неделе встречу в Женеве. Эта встреча была охарактеризована как «важный этап» подготовки предстоящего российско-американского саммита. В совместном заявлении, принятом по итогам этого мероприятия, было сказано, что встреча Патрушева с Салливаном стала «логичным продолжением прошедших 19 мая переговоров глав внешнеполитических ведомств обеих стран Сергея Лаврова и Энтони Блинкена».

В ходе встречи в Женеве Патрушев и Салливан затронули широкий круг вопросов. Приоритет был отдан проблеме стратегической стабильности. Стороны выразили уверенность в том, что Москве и Вашингтону удастся достичь взаимоприемлемых решений по ряду вопросов.

Стороны также были согласны в том, что нормализация отношений между Россией и Соединёнными Штатами отвечает интересам обеих стран и может внести ощутимый вклад в стабилизацию международной обстановки.

Со своей стороны, Кремль, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, подтвердил, что эта встреча является «крайне важной для наших двусторонних отношений для того, чтобы вывести эти отношения из их нынешнего печального состояния».

Думается, что в начале предстоящего российско-американского саммита стороны прежде всего обсудят пути и методы по восстановлению доверия между двумя государствами. Именно в этом нуждается мировое сообщество, столкнувшееся с угрозой возникновения военных конфликтов в различных регионах мира. Такой сценарий угрожает всему человечеству. Пожалуй, самое важное в этой связи было сказано Генеральным секретарем ООН Антониу Гуттерешем, указавшим на необходимость активизации контроля над вооружениями, помимо всего прочего, и путём подписания нового Договора в этой области. Гуттереш выразил надежду на то, что лидеры России и США начнут «серьёзный диалог по поводу путей реанимации процесса разоружения и контроля над вооружениями, в том числе, при помощи нового Договора, который придёт на смену Договору СНВ-3».

Россия, вероятно, попытается по мере возможности убедить американскую сторону в необходимости оказания давления на Киев, который должен вернуться к выполнению минских соглашений, предоставить региону Донбасса широкую автономию в составе Украины, отказаться от иллюзорной ставки на силу, от проявлений расизма в отношении своих граждан-носителей русской культуры, особенно если учесть то обстоятельство, что большинство этих людей (по последним данным, около 400 тысяч человек) приняли российское гражданство. Думается также, что президент Путин попытается довести до американских партнёров, какие шаги были предприняты в последнее время по интеграции полуострова Крым в состав своей Родины-России после возвращения полуострова в родную гавань в результате проведённого там в соответствии с международным законодательством референдума. Считаю, что Соединённым Штатам и другим западным государствам пора понять, что политика санкций, как сказал президент Путин, имеет «эффект бумеранга», больно ударяя по их инициаторам.

Предполагаю также, что Россия будет продолжать выступать за активизацию роли ООН и её различных институтов в решении региональных и международных проблем. Известно, что по многим из этих проблем были приняты соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН. Эксперты этой ведущей международной организации разработали дорожные карты по мирному урегулированию конфликтов с учётом интересов всех сторон, и прежде всего, интересов народов той или иной страны. Однако механизмы выполнения этих документов, всякого рода проволо́чки, затягивание процесса, попытки обойти положения резолюций на глазах у всего международного сообщества - всё это ведёт к тому, что резолюции Совета Безопасности в ряде случаев носят консультативный, выборочный характер, когда одни документы выполняются, а другие - нет.

Нет никакого сомнения в том, что практика двойных стандартов заметно ослабляет роль ООН. Не думаю, что президент Путин, с присущей ему твердостью в отстаивании своей позиции, не сможет найти слов и способов для того, чтобы объяснить своему американскому коллеге последствия применения двойных стандартов по отношению к различным проблемам, начиная с Косово и Крыма, и заканчивая инцидентами с самолётом президента Боливии Эво Моралесом в 2013 году и воздушным судном авиакомпании Ryanair в 2021 году, совершившими вынужденную посадку.

Нет ничего общего между демократическими свободами и неуклюжими попытками спровоцировать внутренние кризисы в той или иной стране путём создания структур, специализирующихся на использовании технологий «цветных революций» при помощи социальных сетей, «картинок», распространения фейковых новостей о массовых демонстрациях - т.е. всего набора «средств» для дестабилизации ситуации и совершения переворотов. Штурм здания американского Конгресса накануне президентских выборов, лишение бывшего президента Дональда Трампа его законного права на выражение собственного мнения в интервью средствам массовой информации или через социальные сет, подтверждают тот факт, что Соединённые Штаты прибегают к беспрецедентно жёстким и крайним мерам, когда речь идёт о безопасности государства и стабильности собственной политической системы.

Именно поэтому попытки связать укладку газопровода "Северный поток-2" со сменой политического режима в соседней с Россией стране, используя для этого оппозиционных «деятелей», не способствуют созданию конструктивной, прозрачной и честной атмосферы, как этого требуют правила рыночной экономики и демонополизации - правила, за соблюдение которых постоянно выступают Соединённые Штаты.

Настойчивое желание обвинить Россию во всех смертных грехах, возложить ответственность за обострившиеся внутренние политические проблемы в самих Соединённых Штатах на внешнего «врага» (который, правда, в эти дни, предшествующие саммиту, уже превратился в «противника»!) переходит все допустимые границы. При этом необходимо напомнить, что американская сторона не привела ни одного убедительного довода, подкрепляющего обвинения в адрес России под тем предлогом, что, дескать, речь идёт о «секретной информации», которую нельзя раскрывать. И ещё один вопрос, который необходимо задать, когда речь идёт о двойных стандартах: на каком основании Соединённые Штаты позволяют себе вмешиваться во внутренние дела других стран, оказывать влияние на институты власти в других странах? При этом они негодуют по поводу хакерских атак неизвестного происхождения на свои собственные структуры и с пеной у рта обвиняют в этом Россию, не приводя ни одного доказательства в пользу такой версии.

Что касается недавней агрессии Израиля против сектора Газа, то президент Байден стремится продемонстрировать всем, что уделяет большое внимание вопросам урегулирования палестино-израильского конфликта. Глава Белого Дома поручил госсекретарю Блинкену отправиться на Ближний Восток и вновь выступил за «двухгосударственное» решение ближневосточной проблемы - формулу, поддерживаемую международным сообществом. Следует напомнить, что предыдущая американская администрация во главе с Дональдом Трампом отвергала такую формулу ближневосточного урегулирования.

Можно предположить, что президент России в ходе саммита подтвердит необходимость активизации деятельности «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию (США, России, Евросоюза и ООН). Эта структура призвана способствовать выполнению резолюций ООН, касающихся создания палестинского государства на всех палестинских территориях, включая восточный Иерусалим, и добиваться прекращения строительства новых израильских поселений на этих территориях. Решение «поселенческого» вопроса должно быть передано палестинцам и израильтянам после того, как палестинцы обретут своё законное право на провозглашение собственного независимого государства.

Теперь о сирийском конфликте. Позиция России здесь остаётся неизменной. Необходимо выполнить резолюцию Совета Безопасности № 2254. Несмотря на все сложности и разногласия между сирийцами, Россия взаимодействует с сирийским руководством, выступая за суверенитет, территориальную целостность Сирии, поддерживая работу органов власти в этой стране. Москва высоко оценивает тот факт, что сирийские власти и лично президент Асад откликнулись на шаги, предпринимаемые участниками астанинской группы по прекращению боевых действий в Сирии и установлению режима тишины на всей территории страны. В России убеждены, что нынешняя ситуация обязывает всех относиться к этим вопросам как к приоритетным. То же самое касается и другого важного вопроса-действующей конституции Сирии как законного и общепризнанного документа, соответствующего международному праву и базирующегося на уважении государственного суверенитета. В то же время Москва старается помочь сирийцам достичь консенсуса и принять новую конституцию. Это отвечает законным устремлениям сирийского народа, принесшего немалые жертвы и соответствует положениям резолюции Совета Безопасности № 2254. Очевидно, что любой другой подход к вышеперечисленным проблемам приведёт к новой братоубийственной войне в Сирии. Этого нельзя допустить, особенно после того, как были разгромлены террористические банды, орудовавшие в стране. а правительственные войска взяли под контроль большую часть сирийской территории.

Касаясь иранской ядерной программы, необходимо отметить, что Россия активно взаимодействует по этому вопросу с Организацией Объединённых Наций и «Берлинской группой» с целью выполнения соответствующей резолюции Совета Безопасности. Думается, что введение новых санкций, выдвижение унизительных условий, продолжение блокады Ирана не облегчает, а наоборот, усложняет переговорный процесс в Вене. Хотелось бы надеяться на то, что нынешние переговоры приведут к реанимации иранского ядерного соглашения и выполнению его положений.

Очевидно, что пандемия коронавируса стала серьёзным уроком для всех без исключения стран мира. Считаю, что объединение усилий России, создавшей и зарегистрировавшей первую в мире вакцину против covid19, и Соединённых Штатов как страны наиболее пострадавшей от пандемии, а в настоящее время достигшей рекордных темпов вакцинации собственного населения, может стать основой для выработки протоколов международной аккредитации вакцин и их использования в интересах возобновления свободного перемещения людей и товаров во всем мире.

Разумеется, наивно полагать, что предстоящий саммит приведёт к каким-то чудесам. Ведь трудно представить, что после этого события сразу же прекратится блокада, исчезнут санкции, канет в Лету политика изоляции ряда стран, не будет осуществляться высылка дипломатов, закончится словесная эскалация, которая приводила к проведению крупных военных учений и сосредоточению огромных войск, готовящихся к неизвестном будущему. Всего этого не будет. Однако важно то, что будет сделан «первый шаг на пути в тысячу миль», шаг, который позволит с осторожным оптимизмом оценивать перспективу, шаг, за которым могут последовать другие шаги по восстановлению доверия, по поиску общей платформы действий, по унификации различных понятий. Пусть в начале этого пути стороны хотя бы получат больше информации о предмете разногласий по тому или иному вопросу. Затем можно будет подумать о том, как избежать таких разногласий в будущем, как решить спорные вопросы, а затем и покончить с ними навсегда.

1.0x