Во взаимоотношениях мира внешнего и мира искусства есть лишь два взаимных обязательства.
Художник не должен становиться политиком. Принадлежность к партии лишает его творческой свободы, что для творца равносильно смерти.
Публика же не должна прикасаться к личной жизни художника. Какой бы эта жизнь ни была.
Однажды стала свидетелем смешного и знакового диалога:
- Слушьте, Ваш Чайковский был, конечно, паинька, угу, да-да... Ну прекратите уже, все мы взрослые люди, и все мы знаем про его слабости.
- Это неправда! У него не было слабостей, на которые Вы грязно намекаете. Он был чистый человек! И я это Вам докажу!
Они ругались дальше, вспоминая дневники, воспоминания, из которых знали про Петра Ильича "всё". И никому из них не приходило в голову, что оба они занимаются низким делом, роясь в грязных или чистых простынях Чайковского. Хотелось, конечно, сказать: "А какое, собственно, ваше дело?", - но промолчала.
Люди утратили понимание себя и своего места в этой жизни. Сферы, компетенции, способности перемешались и превратились в один грязный ком. "Этика? Субординация? Достоинство? Уважение? - неее, не слышали...".
Когда же наконец прилетит бабочка, помашет крылышками, и уляжется, успокоится наше житейское море, сияя своей цветущей сложностью и покоем?!... А она прилетит точно!
Рисунок Миши и Коли Прохановых (11 лет) "Гений Пушкина".