Председатель Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Алексей Пушков подвёл внешнеполитические итоги 2013 года.
О законе Магнитского.
На мой взгляд, этот закон политическая пустышка. Абсолютно искусственный закон. Если вы ознакомитесь с его содержанием, то увидите, что он существует в крайне странной формулировке. Закон называется «о предоставлении статуса наибольшего благоприятствования в торговле между Россией и Молдавией, а также закон, касающийся дела Магнитского». Как можно сочетать эти две вещи в рамках одного закона, зная принцип законодательства, что закон посвящается только одной теме?! С самого начала это было связано с политической составляющей, а не с юридической. Американскому конгрессу нужно было уравновесить предоставление статуса наибольшего благоприятствования России в торговле и отмену печально знаменитых поправок Джексона — Вэника, уравновесить принятием нового антироссийского закона. Это как раз был закон Магнитского.
Закон выразил желание части американского политического класса создать неприятности для России, но он не стал началом новой политики по отношению к России или по отношению к внешнему миру.
Этот первый элемент напряженности, с которого начинался 2013 год, фактически сошел на «нет». Закон Магнитского существует, он является неким отягощающим фактором в российско-американских отношениях, но он действует очень ограниченной плоскости. Те люди, которые попали в списки, прежде всего следователи судьи, они не имеют собственности и счетов в США и в связи с этим против них ничего предпринять нельзя.
О законе Димы Яковлева.
Закон в различных СМИ подавался как крайне негативный, но этот закон оправдал себя. Он рассматривает очень важный вопрос о судьбах усыновленных детей в США. За этот год было несколько скандалов. Только благодаря этому закону американские власти стали серьезно относиться к вопросу о судьбах российских детей в США. Американская сторона признала существование проблемы и что её надо решать.
Об Украине и ЕС.
Крайне неубедительна политика Евросоюза по отношению к Украине. Предложение, сделанное Украине абсолютно скандально. Предложены свои стандарты, и некая помощь на развитие демократических институтов в размере 660 млн. евро, не на экономику. А дальше они дают возможность по-прежнему заниматься самоубеждением, что Украина когда-то присоединится к Европе. В обмен на это нужно было выпустить Юлию Тимошенко, повысить тарифы на газ для населения, затянуть пояса в области бюджетной политики, принять кредиты МВФ под очень жесткие требования. То есть предлагался прямой путь к финансовому дефолту и крайней социальной нестабильности.
О Януковиче.
Янукович никогда не был героем Европейского союза. Он не был никогда тем человеком, на которого в Европе или США кто-то делал ставку. На Западе он всегда рассматривался как пророссийский политик. На Западе нужны политики, того типа, которого они сами выбирают. И в этом смысле судьбы Милошевича или Каддафи, то есть людей, которые пытались найти общий язык с западом, и пошли на большие уступки, очень показательны. В той или иной форме с ними расправились. Для украинского руководства в условиях подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, кроме как готовиться к уходу от власти и паковать чемоданы, другой перспективы нет.
О России, Украине и ЕС.
Россия показала способность использовать не только финансовый рычаг, который у нас сейчас есть, но и способность тонко вести дипломатическую линию. ЕС диктуют Украине - какие законы надо принять, но это отношение как к полуколонии, а не как к суверенному государству. Россия, напротив, никаких требований не выдвигала, о Таможенном союзе пока речь не идет. Речь идет о снижении цены на газ и о выкупе Россией украинских государственных облигаций, которые позволяют сейчас Украине разделаться с долгами. Я считаю, что это правильно. Мы не скрываем своей заинтересованности в Украине, но одно дело выражать интерес, а другое – навязывание повестки дня.
Изменения в Европе.
В большинстве европейских стран возникли правые популистские партии, которые ставят под сомнение участие этих стран в Евросоюзе и Еврозоне. Возникло движение евроскептицизма, которое ставит под сомнение основы существования ЕС.
Российские ценности.
В России нет условий для появления мощных политических движений отстаивающих традиционные ценности, потому что эти ценности являются общепризнанной доминирующей доктриной. Здесь нет предмета для диспута, как в Европе, а сторонники радикальной либеральной трансформации общества малочисленны. Мы поддерживаем контакты со всеми внешнеполитическими партиями, которые стоят на таких же традиционных позициях.
Отношение к России в связи с амнистией.
Освобождение Ходорковского снимает некоторые факторы раздражения во внешнеполитических отношениях. Но я не считаю, что это скажется каким-то определяющим образом. Потому что силы, которые делают ставку на противостояние с Россией, найдут и другие поводы. Те люди, которые бойкотировали Олимпиаду в Сочи, опирались не на Ходорковского и Рussy Riot, а на закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей, который вряд ли будет отменен. Поэтому потенциал антироссийской деятельности на Западе сохраняется очень большой. Благодаря амнистии снимаются некоторые аспекты, которые использовались против России в негативном ключе. Сфера идеологических и политических претензий несколько сократится, но это не значит, что они уйдут совсем. Есть некоторая тенденция держать Россию под политическим прессом, и показывать, что в ней все плохо.
Общий итог.
Год заканчивается на сильной ноте для России. Это показывает некоторое наше усиление, увеличение наших возможностей. И это показывает ослабление тех центров силы, которые до сих пор определяли международную повестку дня.
По материалам пресс-конференции 23 декабря (пресс-центр РИА-новости)