«Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной…»
А.С. Пушкин. «Деревня», 1819
Сегодня, когда, разрастаясь, города, подобно библейскому киту, втягивают в себя население России, мысль о самостоятельном значении Русской Деревни многим представляется абсурдной. Между тем, в Пушкинском веке, который подарил миру литературную Россию, а России — золотой век поэзии и прозы, всё было совсем иначе.
Одно из первых стихотворений, написанных в родовом имении матери поэта Надежды Осиповны Пушкиной, в Михайловском, в 1819 году, называется «Деревня». С вниманием и любовью, подготовленными лицейской юностью, Александр Сергеевич Пушкин открывает для себя Родину, тот мир, в котором будет счастлив. Он за свою короткую жизнь успел побывать в разных уголках России, питая свою страсть к перемене мест, к узнаванию бесконечности, которую стремился охватить словом и взором, которую, несомненно, любил.
В стране, где Сороть голубая… Фото Елены ПРОХАНОВОЙ
Но великую и протяженную Россию, страну, за которую нес всю полноту личной моральной ответственности по праву принадлежности к древнему боярству и деятельному петровскому дворянству, он все время соотносил со «своим Михайловским». Это его «пустынный уголок, /приют спокойствия трудов и вдохновенья». Это пространство «счастья и забвенья». Это место, которому он признается в полной принадлежности любви: «Я твой…» Он назовет родительское именьице своим «рабочим кабинетом», напишет здесь более ста произведений, многие из которых войдут основополагающими трудами в золотое собрание произведений русской и мировой классической литературы. Поэт оставит нам пространство литературного пейзажа своего времени — образы Родины, без которых после Пушкина ни один человек русской культуры уже не сможет представить себе свое Отечество.
В Михайловском, в пору домашней ссылки, которую мятущемуся гению «подарит» основоположник Царскосельского лицея государь Александр I, произойдет преображение молодого искателя Истины в великого певца России. Краткие и, по признанию Пушкина, счастливые годы невольного уединения на псковской земле подарят миру «деревенские» главы романа «Евгений Онегин», названные В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». Здесь с написанием драмы «Борис Годунов» родится новый русский театр, который и сегодня всё еще не исчерпан, всё еще питается пушкинскими истоками. В письмах друзьям, в поиске ответов на неисчерпаемые и больные вопросы ищущей Бога души Пушкин примет «труд, завещанный от Бога». Здесь «ближе к милому приделу», у стен древней Свято-Успенской церкви Святогорского монастыря, по собственной воле изберет он место своего упокоения. Здесь будет собирать нас, своих потомков и наследников нематериального и нетленного наследия, которым жила и живет русская душа.
Это место, это пространство, этот мир русской поэзии, вписанной в русский пейзаж, вот уже второй век хранит пушкинский уголок Псковщины. Пушкинский заповедник в марте 2012 года отметит свое 90-летие. Но история Михайловского — национальной святыни, пространственного символа русской литературы — началась задолго до создания музея-учреждения. Пушкинский заповедник как памятное собрание происходит из небольшой домашней коллекции писем, книг и памятных вещиц Тригорского, имения друзей поэта в трех с небольшим верстах от пушкинского Михайловского. В 1899 году, памятном столетним юбилеем А.С. Пушкина, без преувеличения вся Россия участвовала в создании Пушкинского заповедника. Средства, собранные «кружечным сбором» во всех уголках страны, пополненные средствами, выделенными государством, позволили основать «Пушкинский уголок», — одно из первых литературных заповедных мест общероссийского значения. 1911 год стал годом открытия первой пушкинской экспозиции в Михайловском.
С самого своего основания Пушкинский заповедник во всех испытаниях разделял судьбу страны. Безумие революционного разгула оставило на месте усадьбы Михайловское — пожарище. Бунт «бессмысленный и беспощадный», как всякое братоубийственное кровопролитие, закончился запустением святого места. Но временно забытые строки поэта, его вера в светлые созидательные силы своего народа помогли воссоздать на пепелище Пушкинский заповедник. В основе музея лежат еще нереализованные обществом идеи 20-х годов минувшего века об учреждении вблизи музея университета. Сегодня эта мысль вновь актуальна. Ведь для того, чтобы музей мог исполнять свою хранительскую работу, специалисты более шестидесяти профессий единовременно должны прилагать свои усилия. Весь спектр музейных специальностей от хранителя до смотрителя, от реставратора до экспозиционера — это лишь малая толика тех, в ком нуждается Пушкинский уголок. Биологи и художники, инженеры и строители, мастера паркового искусства и управленцы… Музей и Пушкиногорский район, десятую часть которого занимает уникальный, подлежащий охране и грамотному использованию мемориальный пушкинский ландшафт, остро нуждаются в притоке грамотных специалистов и в развитии разностороннего образования, способного содействовать просвещению всего нашего общества.
За годы существования музея были заложены многие добрые традиции. Одна из них — ежегодные художественные практики, в которых на протяжении пятидесяти пяти лет принимают участие студенты и педагоги художественных вузов страны. Пушкинский заповедник располагает уникальной коллекцией живописи и графики, для которой нужны современное фондохранилище и современная художественная галерея. Об этом некогда мечтал Семён Степанович Гейченко, прославленный директор Пушкинского заповедника, неутомимому творчеству и настойчивости которого мы все обязаны послевоенным воссозданием и процветанием музея.
Есть такое понятие в экономической географии, как «градообразующее предприятие». О Пушкинском заповеднике без преувеличении можно сказать — районообразующее. Четверть трудоспособного населения Пушкиногорского района связывает свою жизнь и деятельность с музеем. И не в том дело, что район невелик, всего девять с небольшим тысяч человек, не в том, что бюджет музея на протяжении последнего десятилетие превышает бюджет района, а заработная плата сотрудников — важнейший источник дохода для большинства семей. Музей, и в этом нужна продуманная помощь государства (перераспределение налогов, целевая поддержка проектов, связанных с развитием туризма и производства экологически чистых продуктов земледелия), — крепкая основа для устойчивого развития территории, для организации муниципальной экономики, для развития местного самоуправления.
Россия меняется. Более, чем какая либо иная великая страна в ХХ веке, приняла на себя потрясений и испытаний наша Родина, и населяющие ее братские народы имеют право на спокойное созидательное развитие. С памятью о Боге, с верой в ближнего, с опорой на свою культуру, которая пронизывает всю жизнь, все происходящие процессы в обществе, страна должна, и верится в это, может вновь явить миру свое высокое предназначение. Не дать самим себе разменять первородство на чечевичную похлебку потребительства, не дать второстепенному стать довлеющим в жизни — одна из труднейших и насущнейших задач всего общества.
Пушкинский заповедник, русский пушкинский ландшафт сельца Михайловского — та лакмусовая бумажка, которая способна точно свидетельствовать о нашем человеческом возвышении или падении. Сегодня, когда земля вновь стала товаром, в первую очередь предметом оборота становятся «освященные историей и культурой», «насыщенные исторической памятью» земли. Пушкинские земли — одни из таких. В пушкинском ландшафтном круге Михайловского сотни гектаров земли находятся в частной собственности. От того сохранят ли они свой облик, не будут ли бездумно, ради сиюминутной выгоды, проданы под неуместную застройку, зависит будущее Пушкинского уголка.
Применительно к Пушкинскому заповеднику без преувеличения можно употребить понятие «странообразующее место». Исчезни эти десять тысяч гектаров русского пейзажа с карты России — страна необратимо изменится. Господь дает народам места, небрежение о которых приравнивается к святотатству. Может быть, поэтому в самые тяжелые времена Россия не жалела сил и средств, чтобы вновь и вновь возрождать из пепла и небрежения Пушкинский заповедник. Так было в тяжелые и голодные двадцатые годы. В пору послевоенной разрухи страна нашла в себе силы для воссоздания уничтоженной войной усадьбы Поэта. В хаосе девяностых была осуществлена программа юбилейного преобразования Пушкинского заповедника.
Сегодня одна из кричаще больных проблем нашей культуры — угроза распродажи и застройки, уничтожения историко-культурных ландшафтов страны. Это исконно русское наследие сегодня вопиет к сердцам неравнодушных граждан своими именами: «Бородинское поле», «Архангельское», «Михайловское»…Пусть же «наказом избирателей» — среди которых мы, ныне живущие, и Пушкин, Толстой, Шолохов, Карамзин, Тургенев, Фет, Лермонтов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Блок.., — новому президенту России будет настоятельное требование: создать условия для того, чтобы сохранить великие русские земли, попечение о которых возложено на музеи-заповедники и музеи-усадьбы нашей страны.
Россия — великая и динамичная страна. Её культура вписана в мировую сокровищницу человечества именами писателей и героев, ученых и врачей, инженеров и философов… Эти страницы, как кажется, вписаны не только в книгу земной, но и в анналы небесной славы. Соприкасаясь с именами великих предшественников, вчитываясь в их труды, вдумываясь в их поступки, невольно ищешь их завещания нам, современникам.
Без малого двести лет назад Пушкин, восставая против непросвещенности, рабства и дикости, все еще унижавших русского человека, тем не менее, любуется красотой своей земли, застает видимые повсюду «следы довольства и труда», славит прекрасные «подвижные картины», в которых дышат гармония и красота. Они, эти следы горней России, доныне хранимы повседневным трудом музейных работников, воссоздаются в Михайловском, чтобы пробуждать чувства добрые в каждом человеке, приходящем к Пушкину…
«О, если б голос мой умел сердца тревожить! » (А.С. Пушкин, «Деревня»).
Автор — директор Мемориального музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.