Сообщество «Форум» 18:10 2 июня 2020

Публицистическое угодничество

Александр Андреевич Проханов представил читающей публике свой тезис: «Русская мечта». Честь и хвала ему, мечту должно иметь! В последней газета «Завтра» он назвал «Русской мечтой» - самоотверженный труд медицинских работников, что спасают население от смертоносного коронавируса. Самоотверженный труд и геройство, на переднем крае – характерная черта русского народа в периоды смертельной опасности. Так было всегда!

Но ведь, капитализма, с человеческим лицом не бывает…

Кстати, мы стали строить даже не капитализм, т.е. воспроизводство, а биржевую финансовую спекуляцию; водим хоровод вокруг бочки с нефтью, и этот number index явился показателем всей «экономики» в целом. Привет учёным – «экономистам»…

«Шли мы к коммунизму – вышли к рынку…»

Нашлись журналисты, которые взяли тезис А. Проханова на вооружение и пустились углублять, расширять эту тему, пережёвывать, пособничать…

В газете «Завтра», № 16, апрель 2020 г. явилась старья М. Кильдяшова, под рубрикой «Литературные коды Русской мечты». В ней автор, быстренько полистав русскую светскую литературу, разумеется, от А.С. Пушкина до Андрея Платонова, «отыскал» таки - коды «Русской Мечты»…

Всё так гладко, серьёзно, без проблесков юмора, как школьное сочинение…

Художественный образ в литературе неуловим и неповторим. Как только начинается его интерпретация, он пропадает – уходит, и становится, порою, противоположным своему

творению…

Русская литература весьма разная, по своему художественному восприятию, о чём сказал ещё В.В. Розанов. Всё, что буду цитировать - по памяти:

«Русская литература, что ты наделала? Ты не научила русского мужика даже гвоздь выковать. Писала лишь о том, как они любили, и о чём разговаривали…»

Другая жёсткая цитата из В.В. Розанова: «Псевдо – гуманность общества и литературы –

это и есть ледяная любовь…»

Или вот поэт Николай Глазков:

Что из того, что день наш чёрен, / Не привыкать к бедам, /

Ведь наши предки: Герцен, Печерин, / Рудин, Базаров, Бендер…

Блестяще сказал о Н.В. Гоголе – Владимир Набоков.

«Ревизор» и «Мёртвые души» - это продукты гоголевского воображения, его личные кошмары… Вся эта литературная история является, на самом деле, наилучшей иллюстрацией крайней глупости. Такие термины, как «подлинная достоверность», «реализм» - это смешно…

«Кратко говоря, дело сводится к следующему: если вы хотите узнать у него, что-нибудь

о России, если вы горите желанием понять - почему позорные немцы провалились со своим

«блицкригом», если вас интересуют: «идеи и вопросы» - держитесь подальше от Гоголя…

Подальше, подальше! Ему нечего вам сказать… Его произведения, как и все великие достижения литературы – это феномен языка, а не идей…»

Постараюсь привести ещё цитату о Гоголе из эссе А.С. Панарина, который представил читающей публике уникальный философский бестселлер «Народ без элиты»:

«Сегодня быть элитой, и реализовывать себя как элита, означает поставить себя в независимое положение от национальных интересов и национальных чаяний»…

Коротко о Александре Сергеевиче Пушкине. Если бы сейчас ему пришлось читать,

что о нём пишут, он хохотал бы до слёз…

А.С. Пушкин был непревзойдённый – ироничный поэт, о чём совершенно не упоминают наши пушкинисты. Игорь Северянин, не без влияния Пушкина сказал о себе:

«Ведь я лирический ироник. / Ирония – вот мой закон…» Или в другом стихотворении:

«…Он - в каждой песне, им от сердца спетой, - / Иронизирующее дитя».

Когда Пушкину принесли просмотреть первые иллюстрации к его поэме: «Евгений Онегин», он сразу написал к одной картинке эпиграмму:

Вот перешедши мост Кокушкин,

Опершись ж…. о гранит,

Сам Александр Сергеевич Пушкин

С мосье Онегиным стоит.

Не удостаивая взглядом

Твердыню власти роковой,

Он к крепости стал гордо задом:

Не плюй в колодец, милый мой.

И я ходил по этому маршруту, от дома 12, что на Мойке, до Дворцовой набережной,

улыбался, читая: «…сбежали девки из сеней, смотреть на нового соседа…»

Кстати, раньше говорили: литература – учебник жизни… Никакой она не учебник!

Не бросаются люди под поезд, прочитав «Анну Каренину»; и не идут с кухонным ножом

на свою жену, прослушав «Крейцерову сонату»…

Подражание Льву Николаевичу Толстому никогда никому не приносила пользы.

Однако следует упомянуть, что Лев Николаевич в течение многих лет, изучал творчество

У. Шекспира, что позволило ему справедливо подметить: Шекспир не только плагиатор и бездарность; Шекспир – сволочь. Нация, которая ставит такого рода людей в качестве

культурного образца – лучше не упоминать…

Неудивительно, что такую работу 75-летний Толстой не решился публиковать при жизни…

Впрочем, есть и другая литература – жития святых угодников, подвижников и устроителей

земли Русской. Это скупое повествование, без сюжетных коллизий и художественной изощрённости, т.е. той «литературщины», которая так, любима интеллигенцией. Житийная литература – восхитительное чтение, она даёт простор воображению и удивлению.

Читаю житие Авраамия Галичского, ученика Сергия Радонежского, который в 1350 году,

после Пасхи: «умолил Сергия отпустити его на одинокое в пусте месте подвижничество…»

И пошёл Авраамий к берегам озера Галичского, с котомкой, да топориком за поясом… Было ему в ту пору около 60 лет(!)

Как и куда пошёл? Карт нет, дороги пролегают по глухим лесам, зверьё дикое: волки, медведи, рыси… Прокормить себя надо? Одежонку и обувку, какую-никакую справить

необходимо. Лето короткое - ноги промочил, занедужил вдруг…

Гордый и рассеянный читатель, взгляни на карту, проследи маршрут преподобного

Авраама от Сергиево - Посада до Костромы и далее до Галичского озера. Ни много, ни

мало около 400 вёрст. Пришёл, однако на берег Галичского озера, срубил келью и стал

жить… Как срубил? Одним топориком? Ведь его и наточить надо…

«Богом водим был» - пишет скромный летописец.

«Чудны дела Твои Господи!»

Именно на житийной литературе воспитывались многие поколения русских людей, черпая

святость и стойкость духа!

Огромный пласт отечественной словесности: Житийная литература и Богословские труды

Святых подвижников – были отвергнуты нашей культурой. Труды святителя Игнатия Брянчанинова (1807 – 1867 г.г.) – современника А.С. Пушкина издавались, при его жизни,

три или четыре раза. «Аскетические опыты», «Отечник» и др. с любовью были востребованы во всех обителях России… На Святой горе Афон сочинения Игнатия

Брянчанинова – «вызвали благоговейное почитание автора…»

Сегодня эти книги вполне доступны.

Вот где надо искать «коды Русской Мечты»…

Но вернёмся к Н.В. Гоголю. Литературоведение и сцена так и не дали ответа на злободневный вопрос - а кто такие отрицательные персонажи у Гоголя? Их любили играть актёры МХАТа, да и школа Станиславского выросла на «Ревизоре» и «Мёртвых душах».

Образы злого мира у Гоголя представлялись на сценах, как озорные и мило смешные…

Вспомните экранизацию, одну из последних, где в роли Чичикова – А. Калягин.

Ах, какой душка этот Калягин, прямо - таки положительный герой.

Однако В. Набоков сказал, пожалуй, самые прозорливые слова: «…Чичиков – пошляк

гигантского калибра… Чичиков всего лишь низкооплачиваемый агент дьявола, адский

коммивояжер… Это исконный идиотизм всемирной пошлости…»

Наш современник Александр Сергеевич Панарин (1940-2003гг) в блестящем эссе:

«Гоголь – зеркало русского странствия по дорогам истории» расшифровывает тайну Чичикова, как «мещанский бунт против этики служения»… И сравнил его с современным

Д. Соросом.

Впрочем, я повторяюсь, об этом - в моём блоге: «Плюнь, да отойди»…

Так вот, Кильдяшов – усадил в «Русскую тройку» - «к Павлу Ивановичу и Манилова, и
Ноздрёва, и Собакевича, и Коробочку, и Плюшкина…» и выдал код Русской Мечты»…

С такими новациями, резонно привести ещё один код «Русской мечты»:

«Об, выпить рюмку водки. Об дать, кому-нибудь по морде»…

У А. Блока читаем: «…Я пригвождён к кабацкой стойке. / Я пьян давно – мне всё равно…»

Отправил любимую жену на небо, и не заметил даже своего великго тестя.

А. Блок посвятил Любовь Дмитриевне более 360 стихотворений, одно из них: «…опять любить её на небе, и изменять ей на з

емле…»

Юрий Кузнецов: «… Пошёл и напился с тоски. / Так русская мысль начинается…»

Юрий Лопусов, как бы подвёл итог:

«Писал стихи, вино лакая,

Стал трезв, ни строчки для веков.

Да, муза русская такая,

Не любит трезвых мужиков».

Таких цитат мог бы привести ни одну страницу…

О, Андрее Платонове.

Писатель был абсолютно закрытым человеком. О себе он говорил: «Смешивать меня с моими сочинениями – явное помешательство. Истинного себя я ещё никогда и никому не показывал…»

И, по-видимому, не хотел быть объяснимым… Поэтому до сих пор А. Платонов не прочитан.

А. Платонов досконально знал жизнь и быт степной России. Он был человек – ДЕЛА! Он строил гидротехнические сооружения и совмещал в себе инженера – конструктора и прораба на стройке…

В его произведениях десятки персонажей, и с каждым он ведёт беседу, никого не осуждая, вводит в диалог неповторимую свою мягкую иронию, которую можно собрать в

отдельный цитатник. Явилось бы увлекательное чтение, как яркие афоризмы Николас Гомес Давила, собранные в его «Схолии».

Кстати, раньше издавались книги, под названием «Чтец – декламатор». Одна такая книга у меня сохранилась: «Тип. Акц. Общ. «Петръ Барскiй в КиевЪ». Крещатикъ № 40, 1910.

В таком сборнике можно было бы с успехом поместить 7 главку из повести А. Платонова «Город Градов».

Привожу, с большим удовольствием, монолог сапожника Захара из этой повести:

«Сапожник Захар, сосед Ивана Федотыча по двору, каждый день будился от сна женою одинаковыми словами:

- Захарий! Вставай, садись за свой престол! Престол – круглый пенёк, на котором сидел Захар перед верстаком. Пенёк на треть стёрся от сидения, и Захар много раз думал о том. что человек прочней дерева. Так оно и было.

Захар вставал, закуривал трубку и говорил:

- Я в мире человек сверхштатный! Не живу, а присутствую, и учёта мне нет… На собрания не хожу и ничего не член!

- Ну, будя, будя тебе, Захарий, - говорила ему жена. – Будя бурчать, садись чай пить. Член!

Обдумал тоже – член!

После чая Захар садился за работу, которую не вынес бы ни один зверь: сколько она требовала мужества и терпения.

Шмаков постоянно латал свои сапоги у Захара, которым тот много удивлялся:

- Иван Федотыч, вашей обуже восьмой год идёт, и как вы её терпите? Когда их на фабрике сшили, с тех пор дети выросли и грамоте выучились, а многие померли из них, а сапоги всё живут… Кустарник лесом стал, революция прошла, может, и звёзды какие потухли, а сапоги всё живут… Это непостижимо!..

Иван Федотыч ему отвечал:

- В этом и есть порядок, Захарий Палыч! Жизнь бесчинствует, а сапоги целы! В этом и находится чудо бережного разума человека.

- А по мне, - говорил Захар, - бесчинство благородней! А то на сапожном престоле так и будешь сидеть, как и я!..»

Главная мысль, во всех главных произведениях А. Платонова, заключается в том, что серьёзное дело, особенно устройство социального общества, необходимо доверять людям с умом, весьма, не рыхлым. Но где взять таких людей? Приходилось работать с теми, что есть. Отсюда его гениальная ирония, но не злобная, и не осуждающая.

А. Платонов – любил людей!

К писательскому мастерству А. Платонова подходят строки Н. Зиновьева:

Не ради денег и престижа,

Ругаю свой народ я Боже.

Но, почему-то ненавижу

Тех, кто ругает его тоже.

Я долго думал и подробно,

И стало ясно для меня,

Они его ругают злобно,

А я, как ТЫ учил – любя.

А. Платонов – современен! Помните странствующего Рыцаря Революции – Копенкина,

влюблённого, в не достижимую для него Розу. Его вдохновенно озвучил поэт Е. Евтушенко:

«Коммунизм для меня самый высший интим!»

«Высший интим» ещё не получил прописку в сообществе ЛГБТ.

А. Платонов – актуален! Помните его ключевую фразу:

« Невежда хулиганит финкой – интеллигент умом». Ох, уж эта интеллигенция…

И последнее.

Нельзя стать журналистом, окончив профильный факультет. Журналист – это большой жизненный опыт! К тому же, журналист и экономист – побочные, вторичные специальности. Экономист должен владеть: ресурсным и технологическим потенциалами, должен грамотно подсчитать издержки в альтернативных технологиях. Знать энергоёмкость производств, баланс мощностей, нормы расхода и мн., мн. др. Всё это, опять-таки инженерия, и большая производственная практика…

По моему глубокому убеждению, работа в любой отрасли, будь то: геолог, моряк, врач. инженер-технолог, конструктор и мн. др. специальности, являются главным в приобретении знаний для будущей журналистики…

Инженер, прошедший серьёзную трудовую школу на производстве, не способен врать и писать любую ахинею. Ибо в его сознание накрепко закреплён принцип технологической дисциплины. Конструктор – не имеет права ставить произвольный размеры. Технолог не имеет права нарушать рецептуру и параметры процесса.

Когда вы варите суп на кухне, то можете положить лавровый лист, душистый перец, чеснок, но можете и не добавлять эти пряности.

В производстве нет такого понятия: можете и не добавлять… Нельзя не добавлять легирующие компоненты в расплав металлов. Нельзя нарушать рецептуру и отключать азот, если синтез идёт под азотом…

В литературе и журналистике можно ВСЁ! ВСЁ доступно!

Однако современная журналистика уступила место политологии. Доселе нам не приходилось видеть такого обилия людей, которые прочно закрепились в СМИ и на ТВ, в роли интерпретаторов различных событий. Политологи прокомментируют ВСЁ, от коронавируса до НЛО и террористических актов. Причём сами террористы – никогда не объясняют цели и задачи своих злодеяний. За них это делают политологи.

Знакомый пейзаж современного информационного поля? Сообщество этих политологов,

что торчат на экранах ТВ – удивительно однообразно. Все они исповедуют либерализм и внедряют в сознание людей идеи новейшего глобального порядка…

Смотреть и слушать – тошно…

Пусть говорят, машут руками, сжимают кулаки… театр.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x