Авторский блог Сергей Угольников 00:05 19 января 2025

Индитекст

о книге Андрея Бычкова "Антропологическое письмо"

Бычков Андрей. Антропологическое письмо. — Спб. : Алетейя, 2024. — 378 с.

Андрей Бычков, известный, в первую очередь, как романист, эссеист, автор рассказов и сценариев, "придуманной" прозы, в своей новой книге выступил как автор "нон-фикшена", книги курса лекций и семинаров, проводимых в Московской школе нового кино. Конечно, при таких вводных все, в первую очередь, вспоминают Жака Лакана. Но при всех очевидных параллелях: практикующего психолога, преподавателя и связи с кино, — их пути столь же очевидно и расходятся. Если претензии Лакана на научность, ценимые и статусные в середине прошлого века, а сейчас несколько смешные и "кринжовые", не опирались ни на что, кроме желания статуса, то для Андрея Бычкова эти потуги важны, мягко говоря, не очень. Он и так кандидат физико-математических наук, и "математические" подходы в психологии, над которыми смеялись ещё до их появления, восхищения, трепета у него не вызывают. Каждому своё, а если какому-то Докинзу что-то не понравится, то это, право, проблемы Докинза. Ему всегда можно предложить астрологический прогноз на лучшие дни для борьбы с лженаукой.

В то же время сложно не отметить проблем нынешнего странного состояния антропологии как дисциплины, в РФ отягощаемой отупляющим наследием академика Тишкова, но и в остальном мире не сказать что уж слишком напоминающей цветущий сад. "Гендерная теория" как продолжение марксизма другими средствами соревнуется с искусственным интеллектом в борьбе за тоталитарное лидерство, оставляя мало укрытий человеку как "антропосу". Семинары и лекции, приведённые в книге (как, собственно, и кино как объект, к которому прилагаются лекции) — это одно из таких укрытий. "Уход в лес" возможен разными путями.

"Антропологическое письмо", в котором автор избирает своих слушателей своими соавторами, с причудливым "разбором полётов" изначально пугает возможностью свалиться в "курсы креативного райтинга", "тренингов", "осознанности", "мотивационных текстов" или ещё какую-нибудь более страшную пирамиду "достигаторства", но эти опасения быстро проходят. Механистичность, утилитарность и прочий SMM квадратных поделок мафиозных кланов с различных "курсов" — не те основы, на которых пока ещё держится русская литература. Не для того Мамлеев гоголевской традиции наследовал.

И хотя набор примеров для анализа, разбора, синтеза выбран достаточно понятный, их последовательная ре-репрезентация становится всё более насыщенной предыдущим изменением отношения к деконструированному событию. Всё то, что сейчас обозначается термином "инди" в приложении к направлениям в искусстве. Литературоведение, превращаемое в искусствоведение и психологический анализ, философия, переходящая в практическое применение без целеполагания, без противопоставления, "параллакс" без Жижека ("которого мы тоже не любим", как написали бы в одном телеграм-канале, всё-таки любящем Жижека).

Теоретически психологические практики, конвертируемые из живого личного общения в письмо, должны терять часть того воздействия, которыми обладают "в моменте" благодаря авторитету лектора. Но в данном случае доведение прямой речи до текста — и есть часть задачи психологического взаимодействия. Текст появляется и как основа для рассуждения, и как реакция на задания после предыдущего разбора структуры письма, и как субъект, и как объект, в какой-то мере деконструируя слишком утомивших деконструкторов.

В свете порождённой ковидом эпидемии "метамодерна" (явления исчезнувшего, как медицинские маски и "социальная дистанция"), возникает вопрос о пропорциях и соотношении в тексте пост- и просто модернистского подхода. И вопрос не так прост, как кажется. Видно, что в преподавании антропологического письма Бычков не пытается представить слушателей объектами и перегрузить их иронией. В то же время сам предмет, служащий толчком для индивидуального творчества, уже является элементом сложной мозаики построения текста.

Книга Андрея Бычкова может рассматриваться и как учебник, и как самостоятельное эстетическое и/или философское произведение. Она может стать и основой для практики, и шансом раскрыть для себя новое в знакомом до обыденности. Любая интерпретация текста будет правильной, если вы понимаете систему интерпретации правил.

1.0x