Район возле Курского вокзала похож на инфраструктурный клубок, в котором сплелись рельсы, асфальтированные трассы и пешеходные переходы. Поезда идут по массивным кирпичным мостам, под которыми проезжают трамваи и автомобили. За транспортом и людскими перемещениями можно наблюдать из окон бесчисленных заводов, складов и фабрик, которые в нулевые превратились в школы дизайна, фотостудии, офисы, магазины и прочие утилитарные единицы, удовлетворяющие запросам информационного века. У станции метро "Курская" находится "Винзавод" — один из самых крупных центров современного искусства в Москве. За забором краснокирпичного комплекса, состоящего из старинных бродильных цехов, дегустационных лабораторий и винных подвалов, ныне умещаются кинотеатр, тематические магазины, бары, рестораны и шесть выставочных площадок. В той из них, которая называется "Цех белого", сейчас идёт выставка Михаила Розанова — "Мужество". Она продлится до 26 июля.
Открытие выставки состоялось 22 июня, и день этот — самый длинный в году, был выбран намеренно. 22 июня 1941 года гитлеровская Германия атаковала Советский Союз. Новый проект Михаила Розанова напрямую связан с историей Великой Отечественной войны.
"Мужество" рассказывает о самых значимых местах сражений с использованием средств художественной фотографии. Выставка состоит из десяти огромных чёрно-белых панорам. Пейзажи безлюдны, природа пребывает в состоянии ожидания мая: уже не видно снега, но нет ещё и листьев, отчего влажная земля вспаханного поля, чёрные ветки древесного массива, русло набухшего ручья, сухие стебли прошлогодней травы и холодные камни получают дополнительный акцент. Рядом с каждой панорамой висит информационный лист, где указаны названия происходившей на этом месте битвы или военной операции, имена командующих, численность армий. В завершение идут самые трагичные данные — потери.
Таким образом, проект "Мужество" фактически является документальным. Но соединение двух источников информации — визуальной и текстовой, придаёт действу дополнительное смысловое измерение. На фотографиях нет никакого прямого упоминания войны (а, как бы то ни было, именно фотографии являются главным объектом выставки). То есть по полям не едут танки, не бегут солдаты, нигде не видно окопов или хотя бы ржавых гильз. Земли безмолвны. Визуальная интерпретация смыслового ядра проекта намеренно изъята. И, тем не менее, описания, сопровождающие каждую панораму, постоянно подталкивают зрителя в верном направлении — к формированию в сознании недостающих интерпретаций и элементов. Многие пришедшие на выставку люди, делясь друг с другом впечатлениями, восклицали: "Так и кажется, что из-за края фотографии сейчас выедет танк, побегут солдаты или упадёт снаряд". Были и те, кто открыто восхищался панорамными снимками, даже в отрыве от общего контекста проекта, заявляя, что сверхдетальные фотографии Розанова буквально заставляют почувствовать запах сырой апрельской земли.
Фотограф пояснил, как появилась идея проекта "Мужество". По его словам, в современном обществе наблюдается активизация желающих, чтобы народный подвиг был как можно быстрее забыт и зарыт в глубины истории, чтобы герои войны перестали быть нашими собственными героями, а стали бы лишь фигурантами архивных папок и ретроспективных книг, обезличенных и бесстрастных. Михаил Розанов подчеркнул, что такая трансформация недопустима, и он лично будет противодействовать любым попыткам предать события Великой Отечественной забвению: "Это наша война и это наши герои".
Съёмка на местах сражений проходила этой весной. Работать Михаилу Розанову приходилось в условиях жёсткого графика, постоянных перелётов и поездок по пересечённой местности, которые походили на настоящие боевые марш-броски. В этой части проекта фотографу помогала компания O1Group. Без слаженной работы транспорта и ассистентов съёмки могли занять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Панорамы, попавшие на выставку, составлены из десятков индивидуальных снимков. Фотографии затем были склеены ассистентами в фотолаборатории. Михаил Розанов сообщил, что на постпродакшн каждой отдельно взятой панорамы ушло от десяти до четырнадцати часов работы. Главным техническим достижением проекта "Мужество" стала широкоформатная печать, благодаря которой каждая панорама производит столь значительное визуальное воздействие. На печать десяти огромных фотографий было потрачено порядка миллиона рублей.
Проектом "Мужество" заинтересовалось Министерство культуры в лице Владимира Мединского. Министр написал вступительный текст, который вывешен у входа в зал. Проект "Мужество" входит в программу торжеств, посвящённых 70-летию Великой Победы.
Во внутренней отделке выставочных залов "Винзавода" грамотно использованы оставшиеся от истинного прошлого всех этих кирпичных зданий индустриальные элементы. Так, "Цех белого" обладает потрясающим потолком, образованным покатой крышей, увитым бесчисленными блестящими воздуховодами. Это прекрасно дополняет фотографии Михаила Розанова, от которых, несмотря на выбранную тему, всё ещё веет неким едва уловимым холодным индустриализмом.