Можно ли создать интересное кино из жизни председателя горисполкома? Да, если за дело берётся режиссёр Глеб Панфилов, а в роли женщины-мэра выступает Инна Чурикова. Интересный момент – глава города, Елизавета Уварова постоянно говорит плакатным стилем, но ей почему-то веришь.
Хотя, откуда это «почему-то»? Нам показывают человека, искренне служащего великой Системе. Но и актриса всё это произносит не для «галочки». В 1970-х такая манера речи – и образ бытия уже казались фальшивыми на экране. «Прошу слова» (1975) - исключение.
И, когда Уварова произносит: «Они убили Альенде» и уходит плакать в другую комнату, она не рисуется. Она так мыслит. Она так дышит. И, разумеется, таких людей в то время было не так уж много. Её фраза: «Когда ошибаемся мы, ругают советскую власть» совершенно искренна.
Уварова не добивается никаких привилегий для себя и своих домочадцев – даже её квартира ничем не лучше, чем у среднестатистического семейства. Как в другом знаковом фильме: «Я мзду не беру – мне за державу обидно». Носит строгие костюмы, идеально-стройна и как-то изумляюще чиста – как внешне, так и внутренне.
Лента построена, как ряд сцен, и чем-то напоминает театральную постановку – калейдоскоп бытия. Причём, каждый из фрагментов – законченный мини-сюжет. Сильнейшая сцена в больнице – у награждаемого ветерана, когда старики хором поют: «Вперёд, друзья! Вперёд, вперёд, вперёд!»
Это – песня сибирских ссыльных, и она звучит ещё в одном фрагменте – уже в исполнении хора Пятницкого. Вообще, тут уникальный подбор музыки – Леонид Утёсов, The Beatles и …сибирские ссыльные. Ибо жизнь состоит из таких разных идей и – звуков.
Отлично сыграны диалоги с драматургом Фёдором (Василий Шукшин), который создал пьесу о недостатках, но не показал выход из сложившейся ситуации. Уварова же считает, что, автор должен писать по принципу «Отвергаешь – предлагай». Однако писателю повезло – его творение взяли в московские театры. Не пришлось ничего переделывать.
Тонкий намёк на то, что в столицах любят «остренькое», а не то, что «правильно». Да, Уварова – кристально-правильная. Таким и должен быть функционер. Больше того, она умеет принимать решения – как в сцене с треснувшим домом, в котором идёт шумная свадьба. Мэр думает не только о людях, но и об их настроении. Как не испортить запоминающийся день?
Однако этот фильм, при всей его лозунговой прямоте, вовсе не банален – он изысканно-трагичен. Сын женщины, отдающей себя общественному горению, нечаянно убивает себя из самодельного пистолета. При том, что он вовсе не хулиган и не мажор, который сходит с ума, ибо ему нечего больше хотеть.
Просто у мальчишек в его возрасте всегда есть тяга к жгучей опасности. Виновата ли Уварова в гибели своего ребёнка? И да, и нет. Авторы не дают чёткого ответа на этот вопрос. В принципе, она, как бывшая чемпионка по стрельбе, должна была разъяснить опасность оружия.
К тому же, парень-то ещё несовершеннолетний, и за все его грехи отвечают родители. А они вечно заняты: папа – тренер местной команды (Николай Губенко), он весь в футболе, а маме вообще куда как больше интересно строительство, образование, соцкультбыт. Общество — вот её главное чадо.
Однако же для настоящего чиновника на первом месте всё равно должно быть Большое Дело, и даже после похорон сына Уварова приходит в свой кабинет. Она совершенно опустошена и при этом – решительна и готова к служению. И непонятно: восхищаться этой железной леди, осуждать её? Чёткого ответа нет. В этом – искусство фильма.